Горячая тема

Борьба с фальсификатом

Источник: The DairyNews
На российском молочном рынке растут объемы фальсифицированной продукции. Роспотребнадзор предлагает ужесточить наказание за фальсификат вплоть до двух лет исправительных работ. Оправдана ли эта мера? Как следует бороться с фальсификатом? На эти и другие вопросы отвечают участники рынка и эксперты, опрошенные The DairyNews.

Фальсификат - имеет место быть?


По данным Роспотребнадзора на октябрь 2016 года доля фальсифицированной продукции среди молока и сыра составила от 45% до 73%. В результате, за 9 месяцев 2016 года Роспотребнадзор снял с реализации 60 тонн фальсифицированной молочной продукции. По данным ведомства, 25% фальсифицированной молочной продукции выявляется при организации питания в дошкольных и других образовательных организациях, медицинских организациях, оздоровительных учреждениях и организациях социального обслуживания.

Главное нарушение лежит в замене молочного жира растительным, чаще всего, пальмовым маслом. По прогнозу Алексея Удовенко, регионального представителя «Малазийского совета производителей пальмового масла», объем импорта пальмового масла в Россию по итогам 2016 года составит 800-850 тыс. тонн, в то время как в 2015 году он составил 888 тыс. тонн.

В условиях роста цен на сырое молоко производство фальсифицированной продукции становится единственной стратегией выживания для ряда переработчиков. В этом единодушны эксперты, опрошенные The DairyNews. «Возникает дисбаланс: производители молока-сырья считают, что цены на сырое молоко низкие и хотят их увеличить, а переработчики, при этом, не могут себе позволить поднять свои цены. В результате, они вынуждены снижать себестоимость, и производство фальсификата становится одним из способов этого достичь», - отметил Михаил Мищенко, директор «Центра изучения молочного рынка» в комментарии The DairyNews.

Производство фальсификата поддерживает и смещение спроса на молочную продукцию в низкоценовой сегмент, что объясняется падением реальных доходов населения. Это смещение было зафиксировано еще прошлой осенью – по данным Nielsen 27% потребителей за 3 месяца перешли на более дешевые марки молочной продукции (в исследование не были включены сыры). Также Александр Бражко, исполнительный директор «Ассоциации переработчиков по противодействию фальсификации молочной продукции», в комментарии The DairyNews отметил низкую культуру потребления россиян.

«В такой ситуации многие предприятия пошли по пути замены молочного жира растительным, удовлетворяя, таким образом, потребность рынка в большом объеме дешевых молочных продуктов», - подытожила Марина Петрова, генеральный директор Petrova Five Consulting.

В угоду ритейлу?


Доля сетевого ритейла в общем объеме розничной торговли постоянно растет. «Доля FMCG-сетей в обороте розничной торговли РФ в 2016 году достигла 28%, в то время как в 2015 году этот показатель составлял 25,8%. Если говорить о топ-10 крупнейших FMCG-сетей, то в 2016 году на них пришлось около 16% розничной торговли», - отметила Анна Синявская, партнер исследовательского агентства M.A.Research в комментарии The DairyNews. Таким образом, крупнейшие сетевые ритейлеры оказывает существенное влияние на ассортимент и цены молокопереработчиков.

Часть экспертов, опрошенных The DairyNews, отметили, что у сетей также есть спрос на фальсифицированную продукцию. «Зачастую именно торговые сети становятся непреодолимым барьером между производителем и конечным потребителем, причем как в одну, так и в другую сторону. Потребители хотят купить качественную продукцию по адекватной цене, но зачастую не могут это сделать, потому что их ресурсы ограничены. Производители хотят довести до конечного потребителя натуральную продукцию, но не всегда могут сделать это через сети, потому что у ритейлеров есть определенные требования: они хотят получить максимальную скидку, а также выставлять товары с наибольшим сроком хранения. В результате, некоторые производители начинают делать менее натуральную продукцию в угоду ритейлерам», - подчеркнул Михаил Мищенко. «В сегменте HoReCa моцарелла уже давно делается из аналогового сыра, а творог покупается по цене не больше 100 рублей за килограмм», - добавил эксперт.

Об отсутствии эффективных мер по противодействию появления фальсификата на полке заявляет и Александр Бражко. «Органы государственной власти субъектов РФ пока не внедрили эффективные инструменты предупреждения появления фальсифицированной продукции в обороте. Практически не организован мониторинг наличия фальсифицированной молочной продукции в розничной сети. В основном работа проводится по факту получения заявления от потребителя или ТВ-передач», - подчеркнул г-н Бражко.

Два года исправительных работ


Замглавы Россельхознадзора Николай Власов, говоря о проблеме фальсификации на российском молочном рынке, указывает на белорусские предприятия, обвиняя их в «алчности» в связи с использованием сухого молока. 

Фальсификация на молочном рынке тревожит и ФАС. Заместитель руководителя ФАС Андрей Цыганов, которого цитирует Rambler News, рассказал о том, что служба «изучает эту проблему». Однако, на момент публикации материала конкретные меры ФАС не были обнародованы.

В конце прошлого года Роспотребнадзор разработал законопроект, согласно которому за производство, ввоз и реализацию фальсифицированной продукции предполагается наказание до двух лет исправительных работ, если это сделано группой лиц по предварительному сговору.

Эксперты, опрошенные The DairyNews, расходятся во мнении относительно целесообразности этой меры. «Я полагаю, что за экономические преступления необходимо подвергать экономическим наказаниям. Для этого есть существенные штрафы или запрет занятия предпринимательской деятельностью. Уголовное же преследование в данном случае, на мой взгляд, излишне», - подчеркнула Марина Петрова. О необходимости экономического наказания в случае отсутствия прямой угрозы здоровью потребителей заявил и Владимир Суровцев, заведующий отделом экономических и организационных проблем развития отраслей сельского хозяйства, доцент ФГБНУ СЗНИЭСХ в комментарии The DairyNews.

Аналогичной позиции придерживается Алексей Удовенко. «Что касается законопроекта об ужесточении наказания за фальсификат вплоть до двух лет исправительных работ, то, на мой взгляд, в этой ситуации штрафных санкций было бы достаточно. Бороться с фальсификатом нужно системно, и для этого очень важно разработать метод контроля продукции», - подчеркнул г-н Удовенко.

По мнению Анатолия Бражко, ужесточение наказания за фальсификат может быть целесообразно в отношении дистрибьюторов и ритейлеров. «После нескольких «громких» процессов сетевая розница перестанет заказывать масло сливочное по цене 150 руб./кг и будет вынуждена увеличить объем продаж «честной» продукции», - отметил г-н Бражко.

Глава Департамента регулирования рынков АПК Владимир Волик в интервью Milknews отметил, что такое наказание адекватно с точки зрения возможных последствий для здоровья детей. «Когда мы говорим о питании в детских садах и школах, нужно быть жестким. И хотя кажется, что это не напрямую стимулирует спрос, рынок очищается, а затем и повышается спрос на качественную продукцию, который стимулирует спрос на сырье», - добавил Владимир Волик.

Кто в ответе?


Говоря о борьбе с фальсификатом, часть опрошенных The DairyNews экспертов указало на необходимость усиления контроля в ритейле. «Следует создать ситуацию, когда торгующие организации будут вынуждены осуществлять жесткий входной контроль продаваемой продукции, возложив и на них ответственность за фальсификат на полках. Целесообразно размер штрафов привести в зависимость от объема производимой и реализуемой продукции, т.к. чем больше объем реализации, тем больше выгода от производства и реализации фальсификата, но и тем больше возможностей осуществлять входной контроль», - подчеркнул Владимир Суровцев.

Михаил Ляско, генеральный директор ООО «Арла Фудс» отметил целесообразность применения штрафов. «К сожалению, я не вижу другого выхода, как серьезное увеличение штрафов не только за производство, но и за продажу фальсификатов по всей цепочке: производитель, дистрибьютор, ритейлер, сектор общественного питания», - отметил г-н Ляско в комментарии The DairyNews.

Также эксперты указывают на необходимость снижения себестоимости производства молочной продукции. «Единственным полноценным способом борьбы с фальсификацией молочных продуктов является увеличение объемов производства молока-сырья. Это будет способствовать снижению среднерыночной стоимости сырья, а, следовательно, и готовой продукции. Достаточное количество дешевого молока-сырья сделает фальсификацию молочных продуктов нецелесообразной», - заявила Марина Петрова.

По мнению Александра Бражко, существующей нормативно-правовой базы для борьбы с фальсификатом достаточно. Однако, по его словам, чиновникам на местах не хватает соответствующих компетенций. «Действия органов государственной власти без поддержки институтов гражданского общества обречены на неудачу. Поддержка действий гражданских активистов, организаций по защите прав потребителей еще не носит системного характера. В основном, общественники занимаются противодействием фальсификату за свой счет и на общественных началах. Отраслевые бизнес-объединения могут включиться в данную работу лишив «права голоса» своих участников, уличенных в обороте фальсификата, введя систему мониторинга и самоконтроля», - добавил г-н Бражко.

Таким образом, бороться с фальсификатом на молочном рынке точечными мерами бесполезно. Для этого необходим комплексный подход, включающий в себя, как адекватный контроль по всем звеньям торговой цепочки, так и государственную поддержку производителей молока-сырья, а также меры по стимулированию потребительского спроса.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью