Большой передел ретейла? Что означают сделки с «Магнитом», «Лентой» и «Красное & Белое»
Глава Сбербанка Герман Греф опроверг покупку контрольного пакета «О’кей»: значит, очередной громкой смены владельцев сети из топ-10 пока не случилось. Но и без этого скучать не приходится. Именно наш рынок последние год-два генерирует самые громкие корпоративные новости: смена акционеров «Магнита» (второй по размеру игрок), покупка «Ленты» (пока топ-3) владельцем «Северстали» или слияние «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоля», которое должно явить России третьего крупнейшего ретейлера в стране.
Но искать подвох я бы не стал: в каждом отдельном случае причина для перемен своя. Очевидно, к примеру, что американским акционерам «Ленты» пора было уходить. Разговоры о продаже TPG Capital и ЕБРР шли достаточно давно и в результате увенчались успехом. Проект стал одним из самых удачных в истории TPG — меньше чем за 10 лет фонд получил до 500% прибыли. Покупку облегчила публичность «Ленты» — компании с отличным продуктом и понятными перспективами. Рыночные котировки серьезно упрощают переговоры: с владельцами легче вести диалог, когда нет лишних фантазий. Аналогичная ситуация и в «О’кей» — акционеры не менялись уже много лет, причем здесь это вообще основатели. Они психологически дозрели, да и отличный опыт по продаже бизнесов профильным инвесторам у них уже есть.
С начала 2000-х по России прокатилась первая волна успеха в ретейле. Тогда появилось много новых имен инвесторов в это направление. И сейчас, даже после двух кризисов, туда точно пойдут еще и еще. Российский рынок ждут громкие сделки M&A: у потенциальных инвесторов перед глазами успешные примеры предшественников, а регулярные взлеты свежих проектов, наподобие «Красное & Белое», только подогревают интерес. Ретейл и, быть может, общепит — единственные крупные b2c-рынки, где возможен быстрый рост. Для сравнения посмотрите на телеком, где уровень проникновения давно превысил 100% и компаниям стало очень сложно расти, или жилое строительство, которое после взрывного роста в 2000-х теперь драматически стагнирует. К тому же в отличие от банковского рынка в ретейле заметные игроки не принадлежат государству.
Масла в огонь добавляет довольно высокая закредитованность розницы — как правило, государственными деньгами. Это создает благодатную почву для различных схем с давлением на владельцев. Госбанки в последнее время очень полюбили самые изощренные методы, вплоть до уголовного преследования.
Конечно, консолидация имеет и обратную сторону. Лидеры рынка, увеличившись в размерах, неизбежно столкнутся с проблемами масштаба. Вопрос, как обеспечить 16 000 магазинов свежими помидорами или сделать так, чтобы в них сметана массово не скисала, на российском рынке с блеском еще никто не решил. Все эти проблемы приходится решать при относительно небольших наценках и с учетом того обстоятельства, что потребитель в России чуть ли не самый придирчивый. Бывший гендиректор «Пятерочки» Ольга Наумова однажды как нельзя точно назвала российских покупателей «бедными гедонистами».Вопрос, как сделать так, чтобы сметана массово не скисала, на российском рынке с блеском еще никто не решил.
Еще один барьер — неповоротливость лидеров розничного рынка. Яркий пример — 4500 магазинов «Магнит Косметик». Нигде в мире нет успешных примеров крупного продовольственного ретейлера, который с таким же успехом развивал бы формат дрогери. Кажется, это один из первых кандидатов на продажу. Правда, не в самом ближайшем будущем — у нового менеджмента «Магнита» и без того проблем хватает. Это чуть ли не самая большая сеть в стране, здесь важно отлаживать все процессы, а в огромной команде пока не все роли распределены.
Кроме того, нынешним лидерам рынка нельзя расслабляться, ведь в спину дышат новые звезды. Становится все заметнее присутствие уральской сети «Монетка» за пределами домашнего региона, интересные форматы у «экологичного» «ВкусВилла» и жесткого дискаунтера Fix Price — удачно адаптированного в России формата, который так популярен на Западе. Есть потенциал развития и у старой доброй «Азбуки Вкуса», которая пробует открывать свои кафе. В Москве неплохо себя чувствует сеть «Магнолия», хотя и продолжает придерживаться консервативной модели развития — к примеру, в Петербург не выходит. Дрогери-сеть «Улыбка радуги» проводит активную экспансию: недавно завершила сделку по приобретению казанской «Альпари», перевалив за 500 магазинов и усилив позиции не только в Поволжье, но и в ЦФО.
Де-факто российский рынок развивается по американскому пути. Ограничения — как в той же Европе, по коммерческим площадям, строительным и регуляторным нормам — практически отсутствуют. География тоже позволяет: большие расстояния и привычка ездить за покупками на авто — все как в США. Но вот мышление у бизнеса часто все равно остается европейское. В Петербурге, например, работает три магазина METRO Cash & Carry, хотя хватило бы места для 33.
Я уверен, что со временем это изменится. Количество магазинов увеличится в разы, как и их разнообразие — будут появляться новые интересные форматы и игроки. На них будут больше обращать внимания инвесторы. А дальше конкуренция сделает свое дело. Так что богатые станут еще богаче за счет консолидации.
А бедные? Бедные тоже будут богаче, но уже благодаря своей прыти и новым перспективным нишам, которые придумают себе сами.