Боинги для коровников: интервью с Бйерне Дрекслером

Источник: ИА DairyNews
Генеральный директор GEA Farm Technologies Бйерне Дрекслер рассказал ИА DairyNews в эксклюзивном интервью о преимуществах новых роботов своей компании, тенденциях и перспективах молочного рынка.
Боинги для коровников: интервью с Бйерне Дрекслером
Генеральный директор GEA Farm Technologies Бйерне Дрекслер рассказал ИА DairyNews в эксклюзивном интервью о преимуществах новых роботов своей компании, тенденциях и перспективах молочного рынка.


DN: От чего такая большая компания, как GEA Farm Technologies, зависит больше? От спроса на рынке или от государственной поддержки сельхозпроизводителей?

Если мы посмотрим на Штаты или Европу, то там 40-50% продаж компаний - запчасти, химия, расходные материалы. Этот товар уже не зависит от ненадежной конъюнктуры рынка, ведь для нее +2% - большой рост, а -2% - катастрофа. 

В России рынок еще не развит, поэтому мы зависим, в основном, от инвестиций. Раньше потенциальных инвесторов отпугивала необходимость больших вложений. В молочном бизнесе оборотный капитал -  большая заморочка: тоже профинансировать надо. Но сейчас стало понятно, что эти вложения дадут постоянный поток денег, если правильно  балансировать и диверсифицировать бизнес. Если ты занимаешься инвестированием одного направления, то сначала все идет хорошо, а потом - полная катастрофа! Значит, надо диверсифицировать свой бизнес и этим его застраховать. К тому же инвесторы видят, что цена на сырое молоко - один из главных факторов для отрасли. 

Прибыль инвесторы получают от поставленных на поток денег.  В птицеводство или  свиноводство их направлять уже смысла нет, разве что экспортировать, а на мировом рынке большая конкуренция, и бороться с американским производителем птицы и свиней невозможно. Остается только молочная отрасль. Мы сейчас наблюдаем, как все люди, вкладывавшие капитал в свиноводство и птицеводство, потихонечку приходят к нам.

Плюс, я думаю, государство РФ будет субсидировать в основном только молочную отрасль, потому что продукции остальных у России достаточно, в итоге объем господдержки молочки должен увеличиться. 

Феномен России - высокая процентная ставка. Амортизация молочного бизнеса в среднем 8-9 лет. Кредитов на такой срок либо нет, либо на них высокая ставка. В среднем - 18%, а их еще нужно будет вернуть. С учетом господдержки примерно 4-5% придется покрыть из своего кармана. В Германии, например, эта цифра сводится к 0,5 %. Это снижает количество потенциальных инвесторов в молочную отрасль в России.

DN: Какой у Вас прогноз перспектив развития рынка в РФ? 
Что мы сейчас видим? 11-й год был хороший. Я думаю, 12-год будет еще лучше. Хотя молоко чуть-чуть упало сейчас в цене, спрос на нашу продукцию есть. Ведь модернизировать надо еще 85% промышленной базы. А у GEA Farm Technologies есть  решения для любых задач молочной фермы.


DN: Какое место Россия занимает сейчас в структуре продаж GEA Farm Technologies?
Четвертое после Америки, Германии и Франции. В перспективе Россия сможет занять более высокие позиции.

DN: Кто на сегодняшний момент целевой клиент GEA Farm Technologies? На кого рассчитана компания?

Мы считаем неправильным концентрироваться на больших, средних или мелких клиентах. Мы предоставляем комплексные решения для ферм любого размера, потому что у нас есть опыт использования оборудования в Европе, США и по всему миру. 

DN: GEA Farm Technologies занимает сильные позиции на рынке роторных доильных залов. Роторы (карусели), я так понимаю, - это американская модель для крупного стада. Сейчас вы внедряете роботов. Роботы рассчитаны для мелких ферм с поголовьем до 70 голов. Кого из них вы хотите найти в России?

Я не вижу смысла ставить робота на ферме с 3-мя тысячами голов, если нет ограничений по персоналу или цели абсолютно выключить человеческий фактор. Если бы я был инвестором и строил коровник, то для стада до 250 голов использовал бы робота, для стада крупнее – наш промышленный вариант.

В России, лет через 10-15 может наступить такой момент, как в Европе, когда люди не будут хотеть работать на ферме или уже будут заняты в другом месте. 

С другой стороны, стоимость капитала в России на данный момент слишком высокая, чтобы сейчас менять человеческий труд на капитал - автоматизацию. 

DN: То есть роботы в России - это работа на перспективу, не на сегодня?

Мы не знаем будущего, но хотим охватить и этот сегмент рынка, ведь у нас есть хороший продукт. Два проекта по поставке робота уже реализованы, еще несколько на стадии разработки.

Но я пока не вижу экономического оправдания автоматизации крупных ферм в России. В РФ цена на рабочую силу пока низкая! Техника дороже. Люди приобретают робота, чтобы набраться опыта к тому моменту, когда его будет целесообразно использовать.

DN: Можете ли Вы ориентировочно назвать емкость рынка роботов в РФ?

Если мы говорим про боксы, то, я думаю, объем рынка в 2012 г. будет не больше 150 роботов.

DN: Сейчас у вас много конкурентов. В прошлом году Lely установили своих первых роботов в России. По словам DeLaval, у них установлено больше ста роботов. GEA Farm Technologies не опоздала со своим роботом?

Наш робот последнего поколения и он создан с нуля на самой новой платформе за последние два года. У нас новая концепция устройства, а голландским и шведским на сегодняшний момент где-то 10 лет. Можно сравнить с самолетом: Боинг 737 летит хорошо, но его больше некуда развивать, этому самолету уже 30 лет. Наверное, конструкторам придется создать новую платформу. У нас она есть сейчас, и это - только начало ее развития на 15 лет вперед. 

Благодаря нашему оптическому устройству у нас есть большие возможности. У нас робот, как человек: он видит стакан и сосок благодаря камере 3D Real time в реальном времени, и самое быстрое подключение происходит за один шаг. А у конкурентов устройства сначала меряют, а потом подключают. 


У нас быстрее происходит промывка. В то же время гигиена лучше, потому что все соски промываются отдельно внутри стакана, и инфекция не передается от вымени к вымени.

У нас очень удобное ручное подключение аппарата. У Lely этого вообще нельзя сделать, а у DeLaval надо вставать на колени. Ручное подключение нужно для того, чтобы приучить новых коров к роботу. В стаде таких животных обычно около 2-10%.  

Еще один наш большой плюс– это мультибоксовое решение. Можно поставить танк и центральный охладитель, можно строить авто-тандем с полной автоматизацией, можно заняться time-дизайном: пять боксов с одной стороны, пять – с другой…


Кроме того, хочу отметить сервис. Это ключевой момент для роботов. Самостоятельно отремонтировать елочку, например, очень просто. Робот же – высокотехнологичное устройство. Починить его самому будет так же «легко», как поменять свечи в современном BMW: открываешь капот - ничего не понимаешь. Если сервис отсутствует или плохо работает, то ферма останавливается. Поэтому нужно, чтобы специалисты были доступны в режиме 24/7. Только две компании на сегодня владеют такой сервисной сетью в России: мы и наши шведские конкуренты. А в центральном регионе мы однозначно являемся лидером в качестве сервиса. 

DN: Я понимаю, как такой сервис организован в Европе: там небольшие расстояния. Как вы решаете этот вопрос в России?

Сначала мы создавали структуру по техническому обслуживанию и обучению наших людей. И только после этого мы начали реализацию первых двух проектов. 

Сейчас мы обучаем дилеров работе с роботами уже на момент подписания договора с клиентом. Дилеры нанимают специалистов, которые будут заниматься роботом на местах. В качестве подстраховки у нас есть еще центральный сервис, доступный в любое время дня и ночи в будни и праздники. 


Мы считаем, что наши конкуренты, поступив наоборот, сделали ошибку: сначала поставили робота, а потом организовали сервис. 
Например, у Lely сейчас огромные проблемы в Беларуси. Они отдали сервисную структуру под местный контроль, и теперь в республике множество роботов не очень хорошо работают.

Мы же отказываемся от 95% договоров, если на момент запроса не видим реальной возможности оказывать должное сервисное обслуживание. Там, куда мы поставляем робота, предварительно созданы все условия. 

DN: Сколько сейчас у вас дилеров?

Всего по России у нас сейчас 42 дилера, преимущественно в центральном регионе страны.

DN: Робот GEA Farm Technologies не создан для добровольного доения?

Мы не делаем ставку на однобоксовое решение, потому что этот сегмент скоро умрет: даже в Германии уже почти нет ферм со стадом в 70 голов. Мы знаем, что наш клиент будет расти, и ему можно будет поставить второй, третий бокс, поэтому концентрируемся на мультибоксовом решении для ферм с поголовьем в 140-250 единиц. Наш сегмент - от 2 до 5 боксов. При таком размере фермы добровольно доить коров нецелесообразно. Простой пример: корова заболела. В голландском и шведском варианте мы заходим в коровник и ищем больное животное. Корова не ходит на дойку, - у нее не забирается молоко на анализ, нет визуального контакта с животным. Найти в коровнике конкретную особь очень сложно. У нас ее отбирает автомат.

DN: Получается, что GEA Farm Technologies сейчас видит перспективу в американском стиле молочного животноводства? Какая генеральная линия компании на ближайшие 10-15 лет?

Мы считаем, что рынок будет концентрироваться: поголовье ферм будет увеличиваться, а количество – сокращаться, и эта тенденция через 20 лет не изменится.  Это обычный процесс: консолидация рынка. В этих условиях наш подход – это автоматизация в помощь большим фермам. Мы продолжаем совершенствовать наши карусельные доильные залы. Наш первый шаг – аппарат Apollo. Его задача - заменить одного из людей, работающих на карусели. Это доильный аппарат, отвечающий за очистку сосков у коров. Таким образом, из трех людей, задействованных в процессе, труд одного мы уже автоматизировали. Мы работаем над комплексными решениями, которые позволят всего одному оператору справляться с задачей троих. Кстати об автоматизации ...У нас в этом году на Евротир будут сюрпризы. Я пока сам не знаю, какие.

Но если мы говорим о глобальной стратегии компании, то это не только автоматизация и технологичность. Это еще и экологичность. Мы – «full solution provider» (поставщик комплексных решений) – и можем сделать все, что касается молочного животноводства: дойка, кормление, навозоудаление, менеджмент стада, обслуживание и консультационные услуги… С нашим оборудованием мы создали концепт фермы будущего. Эта ферма будет расположена близко к переработчику, чтобы молоко не надо было транспортировать, она будет производить мало неприятного запаха, экологично распоряжаться водой и энергией и оптимально управлять навозоудалением. 


DN: Компания работает не только над технологичностью продуктов, но и над улучшением природоохранных качеств фермы?

Да, в будущем реально важными проблемами станут: нехватка свежей воды, близость к городу. Точечно бороться с ними бесполезно, поэтому у нас уже сейчас есть концепция фермы будущего как комплексное решение.

DN: А для России это будет актуально?

Я думаю, да. 

DN: Но только не сейчас?

Я уверен, это будет актуально уже через 20 лет.

DN: Три года назад мы брали у Вас интервью. Тогда Вы сказали, что на рынке останутся только двое. Материал вызвал мощный резонанс. Что изменилось за это время? Осталось только двое?

Практически да. Был кризис, у всех упали обороты. Компанию GEA Farm Technologies и наших шведских конкурентов спасло подразделение сервисной поддержки и спрос на расходные материалы. Компании, не имеющие такой базы, уехали или исчезли, например: S.A.C. , Afikim - они опоздали на 10 лет.


30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью