16.10.2017
Источник: vedomosti.ru
Регион: Россия

Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова переадресовала вопросы в Минэкономразвития – оно готовит повестку заседания. На нем будут обсуждаться предложения компаний по оптимизации внедрения ЭВС, знает профильный федеральный чиновник. Представитель Минэкономразвития этот вопрос не комментирует.

Согласно закону о ветеринарии с 1 января 2018 г. на электронные сопроводительные ветеринарные документы обязаны перейти все производители животноводческой продукции – в том числе молочных продуктов (молоко, кефир, сыр, мороженое и проч.), мясных изделий (колбаса, сосиски и др.) и кормов для животных. Оформление электронных документов должно проходить в системе "Меркурий".

Идея – проследить путь пищи от поля до прилавка, объясняет представитель Россельхознадзора. На совещании по сельскому хозяйству 13 октября президент Владимир Путин назвал ЭВС самым эффективным способом борьбы с контрабандой продовольственных товаров, подпадающих под санкции.

Сейчас ветеринарные сопроводительные документы обязаны получать только производители сырья: сырого молока, мяса и водных биоресурсов. Документы выдает региональная ветеринарная служба – на месяц, объясняет сотрудник животноводческой компании. Продукция животного происхождения после термической обработки не несет ветеринарных рисков, ветеринарные документы не нужны, подчеркивает один из собеседников. Готовая продукция в ветеринарном отношении безопасна, контроль обеспечивает Роспотребнадзор, согласен предправления "Союзмолока" Андрей Даниленко.

Крупнейшие производители молочных продуктов в России – французская Danone ("Активия", "Простоквашино", "Тёма") и американская PepsiCo ("Чудо", "Домик в деревне", "Веселый молочник"), мороженого – Unilever ("Золотой стандарт", "Магнат", Max, "Русский размах"), животных кормов – швейцарская Nestle (Purina, Pro Plan, Felix) и американская Mars (Wiskas, Kitekat, Pedigree).

Около 20% сырого молока производят крупные агрохолдинги, объясняет один из собеседников, остальное – мелкие хозяйства: в одном молоковозе может быть сырье 25 поставщиков, а на заводе – еще большего их числа.

Система же предполагает, что электронный ветсертификат, полученный на каждую партию молока и сливок, попавших в банку сметаны, должен быть отражен в сопроводительном документе на нее, а это десятки сертификатов. Система сырая и не готова к полноценному использованию даже одной крупной компанией, подтверждают представители крупного производителя мяса и Danone в России. В сентябре по заказу Danone Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата провела стресс-тест "Меркурия" – "Ведомости" ознакомились с копией его результатов; ее достоверность подтвердил представитель палаты. Как следует из заключения экспертов, требования Danone в России к системе "Меркурий" – обработать за 1 час 10 000 накладных, в каждой из которых по 50 строк, – не выполнены: понадобилось свыше 10 часов. К тому же "Меркурий" выдавал ошибку при оформлении нескольких сертификатов на основе одной складской записи, а иногда с системой вовсе терялась связь. Представительница семейной фермы "Братья Чебурашкины", выпускающей молочную продукцию под одноименным брендом, говорит, что компания уже несколько месяцев тестирует "Меркурий" и интегрирует ее с системами компании. По ее словам, компании "Братья Чебурашкины" адаптировать систему легче – она использует молоко исключительно с собственных ферм.

Если система в нынешнем виде будет внедрена с начала 2018 г., производство продуктов питания будет парализовано, особенно молочной продукции, считает один из собеседников. Система к полноценному запуску через 2,5 месяца не будет готова, подтверждает и сотрудник другой, немолочной, компании. Представитель Россельхознадзора настаивает: последние восемь лет система "Меркурий" подвергалась регулярным доработкам, совершенствовалась, технически развивалась и сегодня полностью готова к полноценному функционированию.

Россельхознадзор намерен ввести аналог ЕГАИС для всей пищевой продукции, поскольку ЭВС – это разрешительная документация, сетует сотрудник крупного производителя продуктов питания. Но если спирт может подождать отгрузки месяц и даже полгода, то молоко и мясо – нет, замечает он.

Представитель Россельхознадзора уверяет, что "Союзмолоко" лоббирует интересы нескольких крупных иностранных производителей (в союз входят в том числе Danone и PepsiCo), которые против внедрения электронной сертификации и обеления продовольственного рынка. По его словам, переработчики могут противиться внедрению системы, потому что она не позволит фальсифицировать продукты: "Именно в этом и есть первопричина такой борьбы переработчиков за отмену ЭВС в части готовой продукции".

У системы нет возможности проверить подлинность произведенных продуктов, возражает представитель Danone в России: в нее не загружаются рецептуры и не учитывается растительная продукция, которую получил молочный завод (растительным сырьем может быть заменен молочный жир). То есть система не в состоянии соотнести и проанализировать количество входящего сырья и исходящей готовой продукции, продолжает представитель Danone в России: "Это черный ящик, поэтому к "Меркурию" с такой готовностью подключаются недобросовестные производители". Во время тестирования, которое Danone провела на заводе в Кемерове в присутствии представителей регионального управления Россельхознадзора, система позволила "произвести" 10 т масла из 3 т молока (1 т масла делается из 20 т молока) и сопроводила эту "продукцию" сертификатом.

"Союзмолоко", по словам Даниленко, полностью поддерживает переход с бумажных сертификатов на ЭВС при оформлении ветеринарных сопроводительных документов на сырое молоко на ферме: "Переход в цифру облегчит всем жизнь, хотя не на всех фермах есть интернет и специалисты". Просьба перенести введение ЭВС была адресована не только председателю правительства Медведеву. На высшем уровне обсуждалось принципиальное решение перенести на полгода переход на ЭВС, говорит участник пятничного совещания с Путиным. Но, по его словам, окончательное решение не принято. Пресс-секретарь президента на вопросы не ответил.

Представитель PepsiCo сообщил, что позиция компании совпадает с позицией "Союзмолока". Представитель Роспотребнадзора от комментариев отказался – так же поступили представители Mars, Nestle, Unilever. Пресс-служба Минсельхоза на запрос не ответила.

14.01.2019

Тендер на экспорт

В 2018 году Владимир Путин поставил перед аграрной отраслью амбициозную задачу – увеличить экспорт продукции более чем в 2 раза до $45 млрд к 2024 г. Для реализации цели Минсельхоз потратил около 100 млн. рублей на разработку концепций развития экспорта различных категорий продукции.
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Ферма Рябцево, ООО
Адрес:  Калужская обл, Малоярославецкий район, д. Песочня 
 
Агрофирма «Жуковская», ООО
Адрес:  Калужская обл, Жуковский район, с. Высокиничи, ул. Ленина, д. 1 
 
Каменка-Молоко II, ООО
Адрес:  Пензенская обл, Каменский район, г. Каменка, туп. Красный, д. 3