Бесценность равна нулю

Источник: The DairyNews
Призываю все профессиональное сообщество и профильные организации задуматься по поводу неоднозначной политики специализированного сельскохозяйственного банка ОАО «Россельхозбанк» (далее – Банк) при формировании залоговой базы под выдаваемые кредитные средства. Как руководитель объединения сельхозтоваропроизводителей Псковской области и член Совета Молочного союза России я на различных уровнях пытаюсь заострить внимание на данной проблеме.
Призываю и читателей этого сайта принять участие в обсуждении сложившейся ситуации:

При обращении сельхозпроизводителей в Банк сотрудники соответствующих отделов, отвечающих за формирование залоговой базы, ссылаясь на внутреннюю инструкцию, учитывают 1 Га пашни по стоимости 10 тыс. рублей, отказываясь принимать к рассмотрению какие-либо отчеты независимых оценочных организаций. Необходимо отметить, что в соответствии с текущими ценами, средняя доходность (прибыльность) 1 Га пашни по Российской Федерации составляет 20-25 тыс. рублей. в год, что позволяет говорить о его стоимости даже с учетом высоких рисков земледелия на уровне 120-150 тыс. руб. за 1 Га. Данная сумма коррелирует со стоимостью пашни в любой точке планеты с учетом зональных и климатических особенностей.
Понятно, что банк оценивает землю, исходя из негативного сценария возможного банкротства фермера и прогнозной ситуации, когда продажа земли дороже 10 тыс. рублей/Га будет затруднительна. Однако данный подход в области сельского хозяйства неприменим, о чем Банк должен знать, тем не менее применяя стандартный метод формирования залоговой базы и для промышленного городского предприятия, и для удаленной от города сельхозорганизации.

Банк фактически осуществляет демпинг стоимости сельскохозяйственных активов, под залог которых он фактически должен осуществлять львиную долю кредитования в силу своей специфики (именно с точки зрения стимулирования кредитования сельхозпроизводителей Банк создавался, а на поддержку Банка Правительство Российской Федерации постоянно выделяет немалые бюджетные средства).   

Низкая капитализация сельхозпредприятий, не способных убедить инвесторов и банки в высокой стоимости земли, приводит к высокой стоимости кредита, неадекватному размеру залога в реальном выражении, соответственно, к повышению рисков невозврата кредита, высокой вероятности банкротства и, как завершение цикла, к появлению на рынке еще одного лота дешевых и ненужных сельскохозяйственных активов.

Оценщиками, аккредитованными при Банке, при выявлении рыночной стоимости залогового имущества в сельском хозяйстве применяется единственный и самый нерыночный метод – восстановительный. Суть данного метода заключается в том, что в случае ликвидации актива, на том же месте будет начато строительство точного такого же объекта. При определении рыночной стоимости коровников или зернохранилищ, находящихся, зачастую, в самых непривлекательных с точки зрения инфраструктуры и логистики зонах, результат оценки, полученный при применении восстановительного метода далек от реальной рыночной стоимости объекта оценки и при его эффективной эксплуатации в случае успешного функционирования сельхозпредприятия, и, тем более, в случае необходимости продажи объекта при ликвидации хозяйствующего субъекта. Данный метод также абсолютно неприменим для определения рыночной стоимости земли.

Понятна также специфика и высокие риски при осуществлении кредитования сельхозорганизаций, однако, оценка залогового актива в несколько раз ниже его рыночной стоимости специализированным Банком, получающим для своей деятельности немалую государственную поддержку из федерального бюджета, противоречит логике механизмов развития агропродовольственного сектора и государственной аграрной политики.

Залоговое имущество должно оцениваться всеми доступными методами оценки, включая доходный, который фактически и обеспечивает оценку возврата кредитных средств, т.к. основан на анализе денежных потоков. Формируя залоговую базу «по внутренней инструкции», вне учета рыночных механизмов оценки и специфики сельхозпроизводства, Банк де-факто загодя готовит почву для будущего банкротства заемщиков и необходимости реализовывать очередной низколиквидный актив, находящийся в залоге.

Игнорируются возможности, предоставляемые сектором страхования, варианты поэтапного финансирования с увеличением залоговой базы по мере роста выручки предприятия, или поэтапное увеличение залоговой базы по мере предоставления траншей кредитной линии.

Выходящие на рынок обесцененные сельскохозяйственные активы очень часто появляются из-за недоступности кредитных средств, что вызвано в том числе и преднамеренным занижением рыночной стоимости залоговой базы сельхозорганизаций. Созданный государством Банк, в том числе как институт развития сельского хозяйства, получая постоянную государственную поддержку с одной стороны, с другой становится инструментом давления на рыночную капитализацию сельскохозяйственных активов, что понижает инвестиционную привлекательность сельского хозяйства.

Такая демпинговая политика в отношении рыночной стоимости основополагающих сельскохозяйственных активов, в том числе земли, не может быть решена без вмешательства Минсельхоза России и Правительства РФ, а также без активного участия профессионального лобби в обсуждении данной проблемы.

Андрей Трифанов.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью