Наталья Боева
Наталья Боева
депутат ГД РФ, член аграрного комитета Госдумы Российской Федерации

Техническое, ценовое, антимонопольное, тарифно-таможенное регулирование в России должно быть подчинено одной цели. Только комплексная поддержка маркетингового продвижения отечественной продукции АПК поможет российским производителям увеличить объемы качественной продукции на внутреннем рынке и выйти на основные рынки зарубежных стран.

Бесспорно, сегодня российские предприятия, занимающиеся молочным животноводством и переработкой молока, получают заметную государственную поддержку. Одна из самых эффективных мер повышения продуктивности в молочном скотоводстве - субсидии на 1 кг молока. Новые правила не только стимулируют регионы с более высоким уровнем продуктивности, но и дают возможность самим регионам увеличивать субсидии для более эффективных хозяйств.

Однако есть ряд проблем, тормозящих развитие молочной отрасли в России. Хочу остановиться на вопросах, которые постоянно озвучивают руководители муниципалитетов, сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, фермеры. Общая картина на рынке молочной продукции сейчас складывается под влиянием нескольких факторов. С одной стороны, приравнивание к I-II категориям опасности отходов молочной отрасли, введение «Платона», повышение железнодорожного тарифа, сокращение государственной поддержки производителей увеличивают стоимость конечного продукта. А с другой стороны, сокращение доходов населения снижает покупательский спрос на натуральные молочные продукты, увеличивает потребление более дешевых, содержащих растительные жиры.

Думаю, никого не надо убеждать в том, что молочные продукты определяют численность населения, его генетический и творческий потенциал. Благодаря питательным свойствам молоко является наиболее совершенным продуктом питания. Именно молоку академик И.П.Павлов дал такое определение: «Изумительная пища, приготовленная самой природой». Однако сегодня большинство людей еще нужно об этом информировать. Есть замечательная всероссийская программа «Три молочных продукта в день», но за 4 года она не развеяла регулярно появляющиеся мифы-страшилки о молоке и не убедила россиян в важности ежедневного употребления молочных продуктов с детства.

Внедрению культуры потребления молока и молочной продукции в России помешала также некорректная пиар-кампания, связанная с принятием технического регламента на молоко. Потребителей убедили в том, что все представленное на рынке молоко ненатуральное. На фоне активной рекламы известных безалкогольных напитков иностранного происхождения произошло замещение молока в рационе россиян другими продуктами.

Важной мерой оздоровления населения и поддержки молочной отрасли является стимулирование спроса на молоко и молочную продукцию через реализацию социальных программ, введение системы внутренней продовольственной помощи, распространяемой и на молочные продукты.

Однако в этом вопросе серьезным административным барьером является федеральный закон № 44 о госзакупках. Главы городов и районов, руководители учреждений здравоохранения и образования бьют тревогу по поводу давно назревшей необходимости оптимизировать закупки региональных и муниципальных бюджетов. Необходимоизменить закон, по которому в вопросе закупки главным критерием является цена. В отношении продуктов питания это даже небезопасно. Победителями аукционов по поставке молочной продукции в школы, больницы, санатории нередко становятся фирмы из регионов, где молочная промышленность развита очень слабо и качество продукции не отвечает требованиям. Для расторжения договора и проведения нового аукциона необходимо много усилий и времени.

Нужно поставить все с головы на ноги, чтобы главным стало качество и безопасность. Согласна с предложением Роспотребнадзора бороться с проблемой через введение уголовного наказания, когда речь идет о питании в детских садах и школах, а также больных людей, для которых потребление молочной продукции носит лечебный и оздоровительный эффект. Как ни вспомнить слова, сказанные на одной из конференций врачом-диетологом: «Горечь от низкого качества остается еще долго после того, как забудется сладость низкой цены».

Считаю, в этих вопросах нужно быть жестким, чтобы очистить рынок от фальсификата, некачественной продукции и вернуть доверие потребителя. Эффективная система контроля качества сегодня существует, дело за ее безусловным применением. Есть вопросы у производителей и к качеству анализов молочной продукции, осуществляемых контролирующими органами, их объективности.

Продолжая разговор о качестве, хочу остановиться на введении в Российской Федерации электронной ветеринарной сертификации с 1 января 2018 г. Заявлено, что она позволит отследить качество продукции от коровы до прилавка. Эти благие намерения реально воплотить только при условии, что, во-первых, каждая ферма, поставляющая на переработку молоко, имеет доступ к Интернету, необходимое оборудование и обученных специалистов.

Во-вторых, контролирующие органы должны решить все методические, организационные и технические вопросы. Систему федерального масштаба мгновенно не создашь. Поддерживаю предложение Национального союза производителей молока отложить внедрение системы ЭВС для сырого молока как минимум до 2019 г.

Введение ЭВС готовых молочных продуктов промышленного производства считаю избыточным требованием Россельхознадзора к отрасли, административным барьером, не решающим вопрос ветеринарной безопасности, а требующим значительных затрат и усугубляющим положение отечественной молочной продукции.

Отечественная молочная промышленность готова конкурировать с иностранными производителями, но на равных условиях. Сегодня же российские предприятия вынуждены конкурировать с государственной молочной отраслью Беларуси, где государство не только определяет закупочные цены на сырое молоко, продвигает готовую продукцию на наш рынок, но и несет всю ответственность за убытки и прибыли предприятий.

Коснусь также проблемы, которую долгое время связывали с взаимоотношениями предприятий переработки и торговых сетей, большинство из которых, как известно, принадлежат иностранным фирмам. От производителя торговые сети требуют новых и новых скидок, а на прилавке отечественная продукция дороже импортной. В сетях наценка на местную продукцию, конечно же, не должна быть выше, чем на привезенную из-за границы. Российскому производителю нужны защита и законодательная поддержка в вопросах регулирования скидок.

Нужны и четкие правила позиционирования на полках товаров местных производителей. Необходимо проводить работу по продвижению региональных брендов, повышать их узнаваемость. Все это позволит повысить спрос на отечественную продукцию и поможет увеличить объемы ее производства. Ведь не секрет, что сегодня мощности наших предприятий по переработке молока загружены всего на треть. Помощь в реализации продукции приведет к их полной загрузке без вложения каких- либо дополнительных средств, без субсидий и дотаций.

Итак, мои предложения по снижению административных барьеров и повышению доходности производства молока и молочной продукции:


  • внесение изменений в Федеральный закон № 44 о госзакупках, позволяющих закупать качественные, экологически чистые продукты питания;

  • перенос сроков введения обязательной электронной ветеринарной сертификации молочной продукции на 2019 г.;

  • отказ от включения предприятий молочной промышленности к объектам I-II категорий опасности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

  • повышение качества анализов молочной продукции контролирующими органами и информирование потребителей о мерах наказания, принятых к производителям некачественной продукции;

  • на государственном уровне внедрение культуры потребления молока и молочной продукции в России.


Надеюсь, что обсуждение этих проблем будет способствовать их решению. Законы принимают парламентарии, но только в тесной связи с вами будут учтены интересы всех сторон, и они будут способствовать развитию отрасли.

Текст выступления Боевой Н.Д. в ходе конференции «Молочная отрасль России в условиях импортозамещения», организованной КУБАНЬМОЛОКО

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
13.12.2018

Цена молоку

Цена на сырое молоко в РФ практически отыграла падение начала 2018 года, аграрный сектор надеется на дальнейший рост, но не ожидает значительных скачков вверх. Подробнее - в материале The DairyNews.
06.12.2018 21:34:45

про ацидоз про ножи

0 88 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Ибрагимов и К, СХП ООО
Адрес:  Татарстан респ, Апастовский район, с. Эбалаково 
 
Фаэтон-Агро, ООО УК
Адрес:  Ленинградская область, Гатчинский район, дер.М.Верево, ул.Кутышева, д.6В 
 
Бурановское, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Усть-Калманский район, с. Новобураново, ул. Октябрьская, д. 10 корп.