Владимир Калгин
Владимир Калгин
председатель совета директоров «Октябрьского молока» (Калужская обл.)

Основной мой вывод – рост молочного производства могут обеспечить только крупные молочные кооперативы, которые работают на долгосрочное развитие отрасли. В свое время мне удалось посмотреть, как устроен крупнейший европейский кооператив Campina, пару лет назад состоялась очень интересная поездка в Новую Зеландию, знакомство с крупнейшим кооперативом Fonterra.

Общее мое впечатление о работе производителей молока, сложившееся в результате знакомства с опытом работы крупнейших мировых кооперативов, заключалось в том, что молочный фермер нигде в мире не предоставлен самому себе, он достаточно защищен очень крупной структурой – молочным кооперативом, который гарантирует фермеру самое главное – справедливую цену на молоко. Эта цена рассчитывается по утвержденной формуле, одним из главных параметров которой является коэффициент ROI (Return on Investment) – процент возврата на инвестиции. В Советском Союзе это называлось коэффициентом эффективности капитальных вложений, нормативное значение его составляло тогда 15%.

Пару лет назад в кооперативе Fonterra этот коэффициент составлял 6,5%. То есть руководство кооператива гарантировало каждому молочному фермеру 6,5% годовых на вложенный капитал. Это неплохой процент и на собственные вложенные средства, этого более, чем достаточно, чтобы выплачивать проценты на заемные средства, которые новозеландский фермер мог взять в банке под 2,5% годовых. Поэтому за прошедшие 10 лет стоимость средней фермы в Новой Зеландии выросла втрое.

Крупнейшие мировые молочные кооперативы производят молока больше, чем Россия. Поэтому любой такой кооператив подпадает под пристальное государственное регулирование.

У меня сложилось впечатление, что кооперативы в западных странах – это своеобразные министерства молочной промышленности. Тем не менее, кооператив вполне рыночная структура, благодаря своим крупным размерам он обладает достаточной мощью, чтобы диктовать рынку свои условия, прежде всего, адекватную цену на молоко.

И вот очередная поездка «Молочная Америка», организованная Образовательным центром ВНИМИ.

Группу специалистов составили — директор Молочного союза России Людмила Маницкая, руководители и представители предприятий молочной отрасли России и Р.Беларусь.

В программу поездки входило посещение выставки техники для производства продуктов питания “ProFood Tech” в Чикаго. Перед началом выставки у нашей молочной делегации состоялась встреча с Дэвидом Карлиным (David Carlin) Старшим Вице-президентом Международной ассоциации молочной продукции (International Dairy Foods Association), которая является одним из организаторов выставки.

Вот во время этой встречи и выяснилось, что капитализма и рынка в молочной отрасли Америки нет, а, напротив, есть забытый нами социализм и плановая молочная экономика.

(Тут я подумал, что прав был знаменитый экономист Дж. Гэлбрейт с его теорией конвергенции, пришли-таки капиталисты к забытому нами социализму).

Собственно разговор начался с того, что мы поинтересовались, как определяется цена на молоко для американских фермеров. Выяснилось, что в США есть установленная государственным законом формула, по которой рассчитывается цена на сырое молоко.

И далее наш разговор вращался вокруг этой волшебной формулы, обеспечивающей плановое развитие производства молока в США.

За наш непродолжительный разговор нельзя было рассчитывать разобраться с детальным устройством этой системы, но основные принципы взаимодействия между производителями и переработчиками молока нам понять удалось.

Вот что мы узнали.

1. Примерно 80% производителей молока объединены в федеральную ассоциацию, через которую они взаимодействуют с переработчиками молока. Оставшиеся 20% фермеров объединены в подобные региональные ассоциации, действующие по аналогичным правилам.

2. Переработчики молока платят за поставляемое молоко по утвержденной законодательно формуле.

3. Цена молока для переработчиков зависит от продукта, который они изготавливают из молока. При выпуске высокомаржинальных продуктов переработчик платит за молоко дороже, чем переработчик, который выпускает низкомаржинальные продукты.

4. Выпускаемые молочные продукты по маржинальности делятся на четыре группы – питьевое молоко, йогурты, сыры и сухие продукты.

5. Оплата за поставленное молоко производится не напрямую фермерам, а ассоциации, которая аккумулирует средства. Затем молоко оплачивается по единой цене всем фермерам.

6. Качество молока у всех фермеров только класса А, поэтому и цена одинаковая.

7. Есть незначительное количество молока класса В, но оно используется только на непищевые цели (казеиновый клей).

8. Формула цены на молоко стабильна, если есть предложения по ее модификации, то согласование изменений может занять годы.

9. Параметры формулы корректируются с целью изменения цены для обеспечения требуемых объемов производства молока.

10. Государственные субсидии фермерам ограничиваются только частичной оплатой страховых премий для повышения суммы страхования на случай стихийных бедствий.

11. Раньше были государственные молочные интервенции, затем посчитали, что это дорого обходится бюджету, и сейчас интервенции не проводятся.

А теперь выводы, которые можно сделать на основании полученной нами информации.

1. В отличие от Европы и Новой Зеландии, в которых фермеры объединены в колхозы (коллективные кооперативные хозяйства), в США фермеры состоят в совхозах (управляемых государством структурах).

2. Что делает волшебная формула цены на молоко в США – она законодательно обеспечивает фермеру необходимую для развития производства маржу при продаже молока. В то время как у нас маржа от продажи молочной продукции остается у сильных рынка сего, в основном, в торговле, немного — у переработчиков, а бедным коровам не достается ничего, что приводит к снижению производства молока.

3. Формула выравнивает доходность бизнеса переработчиков молока. Производители более маржинальных продуктов платят за молоко дороже.

4. Государство не тратит субсидии на поддержку фермеров. Вместо этого задается волшебная формула, обеспечивающая финансирование потребителями производителей молока в нужном объеме.

5. Формула стимулирует повышение эффективности производства молока. Фермы с низкой себестоимостью будут в выигрыше, при единой цене на молоко у них прибыль будет выше, больше средств останется на расширение производства.

6. Формула позволяет государству планировать производство молока. Необходимую динамику производства можно задавать, чуть корректируя переменные формулы, повышая цену для стимулирования производства или снижая цену при избытке молока.

7. Формула — хороший антикоррупционный инструмент, она не оставляет лазеек для вмешательства в процесс движения денежных средств. Собственно и движение таковых средств из бюджета отсутствует.

Возможно ли применение подобной формулы цены на молоко у нас? Думаю, что нет. Ведь распределять средства из бюджета в ручном режиме гораздо веселее, чем заменить этот творческий процесс скучной и негибкой математической формулой. Так что субсидирование будет продолжаться при снижении объемов производства молока.

По материалам Молочного союза России.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

20.10.2017

Субсидии на литр молока могут вернуть в бюджет-2018

Доработанный с учетом замечаний депутатов Госдумы проект федерального бюджета в части АПК предполагает возобновление погектарной поддержки и субсидирования товарного молока, сообщил The DairyNews член думского аграрного комитета Аркадий Пономарев. Открытым остается вопрос возмещения capex.
НОБЕЛЬ-МОЛ, ООО
Адрес:  Орловская обл, Новосильский район, г. Новосиль, ул. Коммунаров, д. 50
ПРОГРЕСС, СПК
Адрес:  Тверская обл., Рамешковский район, с/п Некрасово, д Некрасово
Александра Лопотова, КФХ
Адрес:  ул. Яна Фабрициуса, 2А, Псков, Псковская обл.,
АГРО ФАРМ КАПИТАЛ, ООО
Адрес:  г. Санкт-Петербург, набережная Реки Фонтанки, д. 38 пом. 19 Бизнес-центр «Дом Тургенева»