Автолавкам могут увеличить срок разрешения на торговлю и освободить их от арендной платы за землю

Источник: pnp.ru
Правительственный законопроект об автолавках, который Госдума планирует рассмотреть в феврале, облегчит жизнь владельцам подобных объектов нестационарной торговли… Какие меры предлагаются в документе, достаточны ли они и станут ли в результате расширения торговли дешевле продукты — эти вопросы обсуждались в пресс-центре «Парламентской газеты».

Сегодня в России количество торговых площадей составляет чуть больше 400 квадратных метров на тысячу человек, при этом в развитых странах эта цифра достигает 3,5 тысячи «квадратов». Причём этот показатель важен хотя бы потому, что чем больше торговых площадей, тем больше и продавцов, в итоге — конкуренция повышается, а цены снижаются.

Желающих открыть своё дело в сфере торговли, в том числе нестационарной, сегодня достаточно. Купить подержанную автолавку (а именно они чаще всего используются для нестационарной торговли самыми нужными для населения товарами — молоком, хлебом овощами и т.д.) в Интернете предлагают за 400 тысяч рублей. Да вот только начинать торговать можно только после того, как вы победили на аукционе по покупке торгового места. Тот, кто участвовал в подобной процедуре, знает, как это непросто. К тому же через пять лет ваше место снова будет выставлено на конкурс и за него опять придётся тягаться с конкурентами.

Подготовленный Правительством РФ законопроект отменяет повторные конкурсы и увеличивает срок действия разрешения на торговлю. Так, предлагается для нестационарной торговой точки выдаваться его не на пять, а на семь лет. Если же предприниматель соблюдал все требования, то через семь лет он сможет пролонгировать это разрешение без всякого конкурса.

«Выделение нестационарных торговых объектов в особую категорию — это важная законодательная новелла, которая говорит о внимании правительства к развитию предпринимательства в сфере торговли, а также о намерении решить ещё одну важную задачу — сделать продукты более доступными для населения», — отметил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Вячеслав Тимченко.


Большой плюс законопроекта профессор Финансового университета Елена Григорович видит в том, что теперь владельцу не нужно арендовать землю под передвижную нестационарную точку. «Это подводит нас вплотную к тому, что зарегистрировать нестационарную торговую точку можно будет, отправив заявление в муниципалитет — то есть в заявительном порядке», — констатировал эксперт.

Президент ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов относится к такой оценке сдержанно: «По прогнозам Минпромторга, в ближайшие два года будет приобретено 40 тысяч специализированных автомобилей для передвижной торговли. И мы пока не знаем — сбудется ли этот прогноз…»

По его мнению, законопроект существенно не изменяет процедуру оформления нестационарных точек. «До уведомительного порядка всё же пока далеко», — сделал вывод эксперт, напомнив, что от предпринимателя по-прежнему требуют документы по санитарному состоянию, а также договор с местной администрацией с указанием точного места и времени нестационарной торговли и ряд других разрешительных документов.

Достоинство законопроекта в том, считает Владлен Максимов, что он помогает хозяевам таких торговых точек укрепиться на конкретном месте, чтобы вести свой бизнес честно и делать продукты доступными для людей.

Несмотря на ряд послаблений, которые предполагает проект закон для владельцев автолавок в сельской местности и небольших населенных пунктах, в крупных городах требования к ним, напротив, ужесточаются. В первую очередь, это касается обязательных требований к автомобилю, с которого будет осуществляться торговля. Он, например, должен быть оборудован холодильным оборудованием и противопожарной защитой.

Дмитрий Валигурский из Московского крестьянского союза считает ужесточение требований к автолавкам в городах оправданным. «Мы не должны возвращаться на 30 лет назад, когда на площадях стояли грязные газели, в которых торговали продавцы без халатов и перчаток, а под машиной могла приютиться бездомная собака», — считает эксперт.

Причём к предположению, что торговать с таких автолавок будут сами фермеры, он относится скептически: «Фермеру надо урожай выращивать, а торговля — всё же не его профессия. Сводить производителя с продавцом всегда помогала кооперация, вот эту идею и надо продвигать».

«От автолавок в городах отказываться не стоит, — возразила ему Елена Григорович. — Их продукция, учитывая отсутствие арендной платы за землю, должна стать более дешевой, что в нынешние времена немаловажно». Причём она уверена, что законопроект должен быть усовершенствован в части определения квоты для малого бизнеса при распределении мест на отводимых муниципалитетом торговых площадях.

«Раньше в законе о торговой деятельности для малого бизнеса существовала квота в 60 процентов, а в новой редакции статьи, которую предлагает законопроект, она почему-то исчезла. Если её не восстановить, то малому бизнесу будет трудно выиграть конкуренцию с крупными сетями уличного питания. И мы не увидим снижения цен на уличный фастфуд», — предупреждает эксперт.

Впрочем, либерализации нестационарной торговли рады многие. Например, в Петербурге, где устали бороться с нелегалами: никакие рейды и штрафы не помогают.

«Если Госдума упростит правила, то легальных продавцов станет больше, и они вытеснят нелегальных, — надеется депутат Заксобрания Петербурга, активный борец с незаконными коммерсантами Денис Четырбок. — У нас же как: многие просто выходят к станции метро, разворачивают палатки и начинают торговать. А это — конкуренция легальным торговцам. Только у последних - и санитарные правила, и налоги, и аренда, а у этих — ничего».

Особая нелюбовь у питерских властей к автолавкам. Они стали удобной лазейкой для любой несанкционированной торговли. Магазины на колёсах приезжают туда, где ГИБДД их не может эвакуировать — и так обходят все схемы размещения нестационарных объектов. Или ставят свой фургончик на тротуар и снимают номерные знаки — и гаишники уже не рискуют связываться с неизвестным нарушителем.

«А бывает вообще курьёз, — привёл пример другой депутат Заксобрания Алексей Цивилёв. — Автолавка это ведь что? Нечто с колёсами. Так что незаконные ларьки просто маскируют под них — приваривают одно колесо, и «брюки превращаются в элегантные шорты»! В итоге согласование на ларёк уже не нужно… Такие удивительные конструкции стоят на Ленинском проспекте, на проспекте Ветеранов».

Петербургские власти признают: законы о торговле исполняются плохо, нарушителей — полно. И когда чиновников и депутатов спрашивают, когда закончится это безобразие, им ответить нечего. Да, есть Центр эффективного использования объектов недвижимости, 80 его сотрудников регулярно устраивают рейды против незаконных торговцев, штрафуют их, эвакуируют ларьки. Но потом продавцы со своим оборудованием возвращаются на свои места. Сейчас Заксобрание начало рассматривать законопроект, по которому у нелегалов можно будет конфисковать товар — может, хоть это поможет.

«Надо изменять правила, - уверен Цивилёв. - Я вижу так: приезжает автолавка, владелец с помощью приложения оплачивает её парковку — тысячи две-три, может, для очень «хлебных» мест — пять тысяч. И пусть торгуют. Петербург на этом сможет получать до 30 миллионов рублей в день! Факт оплаты парковки станет сигналом и для Роспотребнадзора — он может приехать и проверить санитарные нормы, качество товара. Всё от этого только выиграют. А пока для Роспотребнадзора просто не существует нелегалов, которые могут торговать любой отравой».

В «нулевые» годы Петербург, в общем-то, поощрял передвижную торговлю. Но потом власти от неё отказались в пользу павильонов. А затем решили, что и они не украшают город, и отдали предпочтение ярмаркам.

«Если торговцу будет проще получить место, это хорошо, — уверен Денис Четырбок. — А если продолжать закручивать гайки, то он уйдёт в тень, останется нелегалом, с которым очень сложно бороться. Но торговлю тоже надо организовывать с умом: нельзя, чтобы у станций метро появились целые стоянки автолавок, чтобы людям было ни пройти, ни проехать — нужны стандарты в этой части. А то человеку придётся и в метро заходить через рынок, и выходить через рынок».

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью