01.04.2008
Источник: Интегрум
Регион: Россия
Атака на цены

 Власть уже полгода ведет безуспешный бой с ростом цен на продовольственные товары. Первопричиной ценового взрыва уже были и мировой рост цен на продовольствие, и недоразвитость отечественного АПК, теперь выявлен новый «корень зла» — торговые наценки. Знаменосцем предстоящих перемен на сей раз стал министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев, предложивший законодательно регулировать наценки на продукты питания.

   Глава Минсельхоза заявил о том, что необходимо принять закон «О продовольственной безопасности», ограничивающий «давление торговли» на сельхозпроизводителей. В его интерпретации, «продовольственная безопасность — это ответственность государства за физическую и экономическую доступность каждого гражданина к продовольствию». «России необходимо иметь расчеты минимального уровня производства важнейших социальных продуктов питания, в том числе мяса, молока, сахара», — заявил он сегодня в Совете Федерации. По его словам, на сегодняшний день подобные критерии законодательно не установлены.

   Он также призвал снизить торговые наценки на продукты первой необходимости и принять закон, ограничивающий прессинг торговли на сельхозпроизводителей. Эти меры, по мнению министра, призваны ограничить рост цен на продовольствие и усилить контроль государства в этой области. Ведь срок «замораживания» цен истекает через месяц, и россияне опасаются, что майские праздники «порадуют» ошеломляющим взлетом стоимости продуктов.

   Главной причиной роста цен на продовольствие в России по-прежнему является общемировая тенденция подорожания сельхозпродукции. Как известно, наша страна крайне зависима от импорта: по данным таможенной статистики, в 2007 году в России объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил $27,6 млрд, что на 27,9% превышает показатель 2006 года. Среди основных продуктов, которые завозятся в Россию из-за рубежа — мясо, молоко и плодоовощная продукция. Как поясняют эксперты, на стоимость остальных продуктов влияют внутренние факторы. Так, например, рост стоимости хлебобулочных изделий в некоторых регионах страны был спровоцирован не только подорожанием муки и энергоносителей, но и тем, что российские запасы пшеницы успели истощиться еще до введения запретительных пошлин на экспорт пшеницы.

   Тем не менее, меры правительства по сдерживанию цен на хлеб со временем все-таки приведут к положительным результатам. Как поясняет генеральный директор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» профессор Тамара Касьянова, «перед сбором урожая российские элеваторы будут освобождаться от старых запасов, и произойдет наполнение рынка зерном, что снизит вероятность его дефицита». Кроме того, по прогнозам Гордеева, урожай зерновых в этом году составит 85 млн тонн, из которых только 15 пойдет на экспорт. Таким образом, «в условиях пролонгации запретительных пошлин, проблем с повышением цен на хлеб, возможно, удастся избежать», — считает эксперт.

   Однако, по оценкам экономистов, от 30-40% цены реализации остальных продуктов питания составляет торговая наценка, установленная «продавцом». Кроме того, на стоимость продовольствия напрямую влияет политика крупных торговых сетей, которые диктуют поставщикам условия реализации. По мнению Гордеева, российские сельскохозяйственные предприятия постоянно испытывают на себе давление со стороны сетевиков. «Нас беспокоит все больше давление крупных сетей. Производители вынуждены идти на их условия», — заявил глава Минсельхоза. Он добавил, что такими специальными условиями, в частности, являются «выплаты дополнительных бонусов и отсрочки платежей на сроки более трех месяцев». Завышенные требования продавцов, по мнению Гордеева, создают дополнительные трудности для развития производителей. Выступая в Совете Федерации, министр заявил, что необходимо разработать новый закон, который сможет ввести «понятные и прямые нормы», ограничивающее влияние посредников. По его словам, «какие-то советы, ассоциации, союзы могли бы делать эти отношения экономически справедливыми».

   При этом создавать государственные торговые сети, по мнению министра, не имеет смысла. «Экономику должны двигать коммерческие, частные хозяйствующие субъекты», — сказал Гордеев, отметив, что сближение потребителя и производителя должно происходить без посредников, через кооперацию фермеров и личных подсобных хозяйств. Он напомнил, что за два года реализации нацпроекта «Развитие АПК» в России было создано 3700 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих малые формы агробизнеса. К началу реализации нацпроекта их насчитывалось всего 900, а в царской России — 17. В качестве примера Гордеев привел Германию, где, по его словам, через сельхозкооперативы продается до 60% сельхозпродукции, произведенной малыми формами хозяйствования.

   Впрочем, пока российские сетевики продолжают задавать собственные правила игры. По данным экономистов, в некоторых регионах страны доля торговых сетей превышает 80%. Высокие входные бонусы, установленные сетевыми магазинами, являются основным препятствием для выхода на рынок продукции отечественных производителей, и в первую очередь это касается малых и средних предприятий. При этом местные власти зачастую оказывают поддержку торговым сетям. По словам президента Общероссийской общественной организации «Опора России» Сергея Борисова, доминирование крупных сетевиков не выгодно для производителей продукции. «Легче вообще не производить новый продукт, чем реализовывать его на кабальных условиях, которые выдвигают сетевые структуры», — пояснил Борисов.

   Экономисты уверены, что решить проблему конкуренции сетевиков и представителей малого бизнеса способен только новый закон о торговле. И проект этого закона уже готов. Как сообщило МЭРТ, новый закон не только урегулирует отношения между ритейлерами и поставщиками продовольствия, но и ограничит наценки на некоторые продукты питания. В список министерства попали: хлеб, молоко, кефир, растительное и сливочное масло, яйца, соль, сахар, свинина, говядина, куриное мясо и даже чай. В интервью «Известиям» директор департамента государственного регулирования внутренней торговли МЭРТа Павел Волков пояснил, что государство может устанавливать как наценку, так и предельную цену на эти товары. По словам чиновника, наценка может применяться на оптовые цены и на цены производителей и может составлять «и 3%, и 20%». При этом меры по госурегулированию цен будут применяться только в отношении предприятий с уровнем доминирования на рынке более 15%.

   Впрочем, пока не ясно, как торговые сети отнесутся к законопроекту, предложенному МЭРТ. По мнению Касьяновой, если ритейлеров обяжут снизить торговые наценки, то убытки от продажи социально значимых товаров сетевики заложат в стоимость других продуктов, что в конечном итоге скажется на покупателях. Однако других предложений по сдерживанию роста потребительских цен от чиновников пока не поступало, и правительство предпочитает регулировать стоимость продуктов при помощи государственного контроля, а не экономическими методами.

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

30.11.2016

Под обстрел Счетной палаты

28 ноября Счетная палата опубликовала официальный отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации мероприятий, направленных на импортозамещение в молочной отрасли в 2015 году и истекшем периоде 2016 года».
Вторая пятилетка, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Лискинский район, пос. свх Вторая Пятилетка, ул. Центральная, д. 5
Агромолоко, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Острогожский район, с. Терновое, ул. Советская, д. 48 корп. А
Агрофирма Подгорное, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Россошанский район, с. Подгорное, ул. Пролетарская, д. 16А
Агрофирма Шипова Дубрава, ООО
Адрес:  Воронежская обл., Бутурлиновский район, с. Козловка, ул. Дзержинского, д. 28