31.10.2011
Источник: www.nv.am
Регион: Армения
Начиная с 5 ноября любители молока смогут отличать натуральный продукт от того, в котором использован молочный порошок. Согласно правительственному решению, принятому еще весной и вступающему в силу именно в указанный день, молоко, изготовленное с использованием ненатурального сырья (молочного порошка или сгущенного молочного концентрата), производители будут обязаны переименовать в “молочный напиток” или “восстановленное молоко”. Надпись же “молоко” может красоваться только на 100%-ном “анарат кат”!

Если быть точнее, то речь идет о дополнении к новому техрегламенту для производства молокопродуктов, вступившем в силу еще в марте 2010 года. Так вот, согласно документу, на этикетках должно указываться процентное содержание молочных ингредиентов. И даже если в молоке или продуктах из него лишь пара-тройка процентов ненатурального сырья, то потребителя следует об этом информировать. Что же касается весеннего дополнения к техрегламенту, одобренного кабмином, то на сей раз особого отношения удостоилось только молоко, которому в зависимости от ингредиентов присвоено два “имени”. Так что с ноября, как заверил начальник управления безопасности и переработки пищепродуктов Минсельхоза Геворк Казарян, производитель, подмешивающий “молочную выжимку” в натуральное сырье, должен снабдить товар новыми этикетками. Но на дворе конец октября, и особых подвижек в торгточках пока что не заметно. Быть может, есть вариант от “высокого” решения уклониться? 

Оказывается, не все так просто — отслеживание ситуации и призвание к ответственности возложено на новую структуру, Госслужбу безопасности пищепродуктов. Так что ее сотрудники примутся бдить на местах, изымая и подвергая продукцию лабораторной проверке. В случае несоответствия содержимого маркировке производителя оштрафуют, причем на довольно солидную сумму. Согласно кодексу об административных правонарушениях, речь может идти о 300 тысячах драмов и более. Так что нарушать положения техрегламента мало кому захочется. 

Но неужели производители собственноручно “распишутся” в ненатуральности продукта, подписав тем самым приговор действующей на него цене. Считай — всему своему бизнесу? Выходов из ситуации два — либо продолжать выпускать товар без этикетки и, “кося” под натуральное молоко, нарушать положения техрегламента, либо по-честному “пересесть” на стопроцентно натуральное сырье. Первое чревато штрафами, второе более реально. Но есть одно “но”. ‘
Дело в том, что “молочный порошок” производители используют где-то не от хорошей жизни и не экономии ради. Совсем наоборот — еще этим летом при стоимости литра “анарат ката” в 180 драмов (речь о закупочной цене) концентрат в перерасчете на молоко обходился дороже 200 драмов! Ныне, заверили представители ряда предприятий, ситуация все та же. Что вполне объяснимо — мировые цены на молочный порошок начали подниматься в начале года в связи с заключенными с Китаем многочисленными договорами с поставщиками “сухого продукта”. Причем китайцы намерены скупать продукт едва не во всех странах-производителях — в России, Украине, Канаде, — аж до 2017 года. Ждать уценки ингредиента в обозримом будущем все равно, что у моря погоды. Тогда отчего компании не отходят от использования дорогого сырьевого компонента? Ответ на поверхности: найти ему замену при общем дефиците молока в стране практически невозможно. При потребности страны в 2 млн тонн молока в год мы производим порядка 650 тысяч литров. Особенно же остро дефицит ощутим осенью и зимой, когда коровы, спустившиеся с гор, понемногу “задумываются” о потомстве. И уже зимой отелившись, окончательно уходят на сухостой. В этот период стремиться пересмотреть сырьевую составляющую в пользу натурального молока компаниям будет не то что сложно, а скорее всего невозможно.
Представители компаний, ориентирующиеся исключительно на 100%-ный натур-продукт, говорят, что коровы начинают давать нормальные удои лишь с марта по сентябрь. С сентября же, и на протяжении всей зимы, на молочном рынке образуется брешь, в лучшем случае предложение молока в деревнях сокращается процентов на 50%. Дабы одолеть осенне-зимний дефицит, “натуральные производства” сокращают объемы выпускаемой продукции — в одной из компаний, руководство коей пожелало остаться неизвестным, сообщили, что недавно скостили выпуск процентов на 30%. Более того, тут пребывают в полном недоумении на предмет грядущей конкуренции на сырьевом рынке и ее последствий — ведь если и иные компании переориентируются на “анарат кат”, по логике вещей, молоко вновь подорожает. Но, куда еще более? 

Ныне литр молока крестьяне предлагают за 180 драмов, плюс “жирность” — если последняя превышает норматив в 3,6%, то за каждый процент начисляется дополнительно. Порой жирность достигает и 5%, так что литр соответственно серьезно дорожает. Таких расценок на молоко прежде никогда не было: еще годом ранее литр стоил 120-130 драмов. И наценка случилась опять же из-за дефицита молока. Участники рынка с большим капиталом позволили себе предложить крестьянам более интересные цены и взвинтили планку на 50%! По сути, случился искусственный рост цен. Так что ныне страшно даже представить, как сильно могут вырасти ценовые планки, когда в связи с ноу-хау уже вполне реальный интерес к молоку станут проявлять дополнительные участники рынка молокопродуктов. От ценовых прогнозов опрошенные производители предпочитают воздерживаться. И заявляют, что в глубине души все же лелеют надежду на то, что подобного не случится. Тем более что подвижки в намерении преодолеть молочный дефицит как со стороны государства, так и самих фермеров, есть. 

Так, некоторые фермеры уже нашли способ воспрепятствовать зимнему молочному дефициту — принялись спаривать буренок с быками ранее принятого в Армении срока. В итоге коровы радуют приплодом не зимой, а в период с июля по август. При этом “сухостой” смещается, и зимой поголовье радует отменными удоями. Однако подобную практику освоили лишь некоторые фермеры. Большинство же, вероятно, руководствуясь иными соображениями — например, дать возможность скоту набрать веса на вольных лугах и стать потенциальным источником мяса, традиционно дорожающему ближе к Новому году, — от планирования “коровьих семей” воздерживается. Впрочем, даже если бы ноу-хау освоили многие, речь все равно шла бы о преодолении лишь сезонного дефицита. Страна же испытывает недостаток молока и в иное время года. 
Добиться показателя в 2 млн тонн в год исходя из природно-климатических условий, по словам экспертов Минсельхоза, нереально. Достичь же удоев в 1 млн тонн в год вполне возможно. И к этому стремятся в министерстве, уже не первый год завозя в страну высокопродуктивные молочные породы. Госпрограмма, в рамках которой импортируются славные представители голштинской, симентальской и швицкой пород, преследует целью довести поголовье до 450-480 тысяч. При котором, собственно, и можно будет обеспечить вышеозначенный молочный тоннаж. Вот только случится это только к 2015 году, когда Госпрограмма содействия развитию крупного-рогатого скота уже финиширует. Переименовать же ненатуральное молоко в “напиток” со всеми вытекающими последствиями производителю следует уже спустя 10 дней. В самый неподходящий период, когда коровы в очередной раз ушли на “сухостой”. Стало быть, бизнес отдельных фирм до весны грозит приостановиться? 

Ответ на вопрос даст только время. Пока же молокопроизводители лишь отшучиваются: до весны будем надеяться на малую информированность потребителя, который продолжит покупать молоко, невзирая на новую надпись и цены. Что, кстати, недалеко от действительности — из опрошенных “НВ” ереванцев о нововведении знают редкие единицы. А зря — ведь в кои-то веки потребитель получил возможность выбирать. А, возможно, и экономить. Ведь в то, что на рынке даже по истечении времени не останется предприятий, изготавливающих молоко с разного рода “примесями”, верится не особо. Ну а “молочный напиток”, по логике вещей, должен стоить все же дешевле натурального молока!

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

19.07.2018

Разделите по жиру

Общественное обсуждение проходит в настоящее время документ, подготовленный Минпромторгом и предлагающий с 1 января 2019 года запретить выкладку на одной полке молочных и молокосодержащих продуктов. Отношение к документу неоднозначное, хотя участники отрасли отмечают, что потребитель не обязан быть экспертом в маркировке и наименованиях продукта, следовательно, ему нужно максимально помочь ориентироваться в ассортименте, существует и другое мнение, - данная законодательная инициатива ничего не изменит.
Король сыров, ООО ТД
Адрес:  Свердловская обл, г. Екатеринбург, пер. Никольский, д. 1 
 
Балтийские инвестиции, АО
Адрес:  Калининградская обл, г. Калининград, проспект Московский, д. 40 офис 1016 
 
Ломтадзе Заза Ревазович, ИП глава КФХ
Адрес:  Амурская область, Ивановский район, с Константиноградовка 
 
Богатырь, ООО
Адрес:  Ивановская обл, Ивановский район, с. Чернореченский, ул. Победы, д. 13 Б