Опыт определения остатков лекарственных средств в молоке

Источник: The DairyNews
Проблема использования антибиотиков в молочном животноводстве весьма многопланова. Перечень методики исследования на остатки лекарственных средств - горячая тема для обсуждения среди представителей молочной отрасли. О методах стандартизации определения лекарственных средств в молоке и молочных продуктах The DairyNews пообщалось с Аленой Циркуновой, специалистом по стандартизации и сертификации ООО "Анкар-имэк", Республика Беларусь.
Алена Циркунова
Алена Циркунова
специалист по стандартизации и сертификации ООО "Анкар-Имэк", Республика Беларусь

1. 28-е решение коллегии ЕЭК (http://docs.cntd.ru/document/556522984) существенно расширяет перечень и определяет методики исследования на остатки лекарственных средств. Как вы оцениваете данное решение и есть ли сложности с его исполнением на молочном рынке ТС и РБ?

Принимая во внимание тот факт, что на сегодняшний день, за исключением 4-х нормируемых групп, остаточное количество вет.препаратов и антибиотиков в молоке не допускается вовсе, позиция установления МДУ (максимально допустимые уровни), безусловно, несёт положительные перемены для углубления и понимания механизма контроля молочной продукции. Посудите сами: ни один метод детекции, будь это качественный или количественный, не может обеспечить уровень определения «0». Установив допустимые нормы, система однозначно дисциплинирует переработчиков молочной отрасли и даёт чёткое понимание грамотного производственного контроля каждой партии поступающего сырья. Вопрос всегда стоял остро исключительно касательно технического обеспечения проверки такого количества вет. препаратов и антибиотиков, а необходимость такого ответственного подхода к безопасности выпускаемой продукции, не вызывала сомнений. 

Возвращаясь к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 28, содержащее Перечень ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), максимально допустимых уровней остатков которых могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье и методики их определения (далее – Перечень), следует отметить, что Перечень содержит методики измерений антибиотиков высокотехнологичными физико-химическими методами (иммуноферментным методом и высокоэффективной жидкостной хроматографией). Подобные методики можно применить только в испытательных лабораториях высочайшего уровня из-за дороговизны оборудования, необходимых комплектующих и расходных материалов и сложности постановки методики, требующей высококвалифицированного оператора.

Однако технический прогресс не стоит на месте, активно развивается фармацевтический рынок ветеринарных препаратов, но и методы контроля стали мультикомплексными. Если рынок диагностических систем, уже на сегодняшний день предлагает решения для осуществления проверки сырья, согласно решению 28, то вопрос об осуществлении такого контроля и вовсе не должен подниматься. Здесь важно только, чтобы метод был быстрый, многокомпонентный, простой в исполнении и доступный – это позволит в кратчайший срок принять решение по поводу дальнейшей переработки сырья.

2. Расскажите, пожалуйста, как на Ваш взгляд, должны быть стандартизированы методики определения лекарственных средств в молоке и молочных продуктах?

Объективно стоит придерживаться сформировавшегося механизма стандартизации в рамках законодательства ЕАЭК. «Правила игры» в данном случае определяет Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29.05.2014г (далее –Договор).

Согласно Статье 53 п.1 настоящего Договора «Продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной». При проведении испытаний для оценки безопасности продукции и соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза необходимо руководствоваться Приложением 9 к настоящему Договору. Данное приложение определяет прежде всего само понятие терминов «безопасность» – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба, и «риск» – сочетание вероятности причинения вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. Предлагаю при рассмотрении данного вопроса отталкиваться именно от этих понятий. 

Задачи ...– выпуск безопасной продукции и исключение неоправданных рисков, не так ли? Возможно ли реализация данных задач без четкого механизма стандартизации? Нет!

Вернемся к Приложению 9 Договора и рассмотрим п.4, который гласит следующее: «В целях выполнения требований технического регламента Союза Комиссия утверждает перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза. 

Применение на добровольной основе соответствующих стандартов, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующего технического регламента Союза».

По нашему мнению, данные требования являются ключевыми в обеспечении выпуска безопасной продукции, исключающие всевозможные риски, связанные с причинением вреда и последствий этого вреда для жизни или здоровья человека прежде всего.

Разработка и принятие указанных перечней стандартов осуществляются в порядке, утверждаемом Комиссией. 

Если же говорить о разработке новых стандартов, то основополагающим требованием является предоставление методик исследований (испытаний) и измерений, аттестованных (валидированных) и утвержденных в соответствии с законодательством государства-члена, в Комиссию ЕЭК. Прерогатива предоставления данных методик в комиссию принадлежит уполномоченными органами государств-членов. И никакой самодеятельности, Господа – «правила игры» определены!

3. Недавно компания Данон предложила создать единый ГОСТ определения антибиотиков: https://www.dairynews.ru/news/danone-predlozhila-sozdat-edinyy-gost-kontrolya-an.html?sphrase_id=5602029 Считаем, что невозможно и нецелесообразно объединять разные методы, с разным оборудованием и критериями определения в один стандарт. Это невозможно сделать и в силу существующих требований стандартизации.

По своей сути, это предложение подразумевает под собой определённые рамки, в которые загоняются переработчики. И вместо того, чтобы давать дорогу и заняться технической стороной и разработкой законодательной документации для инновационных комплексных диагностических методов, необходимость применения которых как никогда актуальна, эта инициатива влечёт за собой возврат к прошлым, уже широко применяемым и апробированным методам, которые вплоть до сегодняшнего дня не вызывали вопросов в сфере применения. 

Как вы оцениваете данную инициативу? Инициатива должна быть разумной.

 4. Какими качествами на ваш взгляд, должны обладать экспресс-тесты для молока?

Какие особенности данного сектора вы можете отметить?

Метод с использованием Экспресс-тестов должен обеспечивать надежность и достоверность получаемых результатов и, что немаловажно – постоянство, несмотря на далеко не количественные характеристики данного метода. Я бы даже сказала, что как раз-таки в силу того, что метод является «качественным», к нему и должны предъявляться жесткие требования в отношении выше указанных характеристик.  Разберемся, объективно ли данное суждение и на чем оно основано.

В основе термина «постоянство» прежде всего лежат такие важные технические характеристики экспресс-метода, как повторяемость и воспроизводимость полученных результатов. Представьте, Переработчик молочной отрасли изо дня в день проводит рутинную процедуру исследования различного сырья одним и тем же экспресс-методом и вряд ли задумывается о том, что было бы, если провести контроль одного и того же сырья этим методом, скажем, хотя бы раз 10?! Будут ли полученные результаты всё так же стабильны и не будут ли они подвергнуты сомнению? Ответ однозначный: всё зависит от качества выбранного метода, от репутации предпочитаемого производителя метода, от используемых материалов и реагентов, а также от наличия подтверждающей доказательной базы. Или давайте рассмотрим следующую ситуацию: 10 поставщиков привезли на молокоперабатывающее предприятие своё молоко-сырьё. В одной пробе антибиотик есть наверняка, а вот 9 остальных – чистые. При входном контроле неГостированными тестами, у которых отсутствует стабильность в работе,  партия заражённого молока будет пропущена к дальнейшей переработке. Последствия за дальнейшее развитие событий ложатся полностью на плечи Переработчика и, очевидно, наносят пятно на репутацию предприятия и отнимают доверие потребителей.

Предоставить экспресс-тест, который просто определяет отсутствие или наличие антибиотиков в молоке – задача простая; обеспечить стабильность и повторяемость результатов на протяжении длительного времени работы с тест-системами, как показывает положение на рынке и отзывы потребителей – задача трудоёмкая, достичь которую не удалось пока ни одному производителю неГостированных тест-систем. Как бы они не кичились и амбициозно не заявляли о своём превосходстве и «качестве», о своей современности и адаптированности, практика работы доказывает обратное. С этим же связано и отсутствие крепкой документальной базы у таких поставщиков, и полное игнорирование таких тестов со стороны разработчиков межгосударственных стандартов. Также для таких экспресс-тестов закрыты двери серьёзных амбициозных именитых институтов и лабораторий исследования молока стран ЕС, валидирующих исключительно качественные и надёжные методы контроля.

Сегодня на рынке экспресс-тестов бытует мнение, что, чем ниже чувствительность у тест-системы, тем лучше для Переработчика. Но это заблуждение! Произвести высокочувствительный тест не составляет труда, это делается исключительно потому, что таким образом производитель неГостированного метода пытается оправдать нестабильность работы теста и обезопасить себя. Так, например, если заявлять, чувствительность значительно ниже требований ТР ТС, то, во-первых, ни один количественный метод не сможет подтвердить или опровергнуть эти сведения, т.к. пределы детекции ВЭЖХ значительно выше, чем пределы обнаружения неГостированных тест-систем. Парадокс, не правда ли?! Заявлять чувствительность, которую никто не в состоянии проверить?!  А, во-вторых, зачем тратить средства на закупку дорогостоящих антител и пытаться подбирать и проводить исследование необходимой чувствительности набора, если гораздо проще всё минимизировать. И никто не задумывается, насколько сложным и технически трудоёмким процессом является разработать тест с пределами обнаружения, исключительно отвечающими требованиям ТРТС (например, сделать пределы обнаружения по тетрациклину 8-10, а не 7 или 11), при этом учитывая факт того, что молоко-сырьё будет подвергнуто дальнейшей переработке и обеспечить стабильность, и доказать работоспособность метода не на словах, а на документах, выданных лучшими европейскими институтами, аккредитованными на валидацию скрининговых методов по контролю антибиотиков в молоке. 

Хочется особенно отметить работу европейских лабораторий и их основательный подход к валидации экспресс-тестов для контроля антибиотиков в молоке. Это целый увлекательный квест, пройти который удостаиваются только избранные. Более 100 слепых проб контаминированного молока отправляется в десятки независимых акрредитованых, где проводятся испытания на работоспособность метода. И только в случае абсолютного совпадения результатов, выдаётся валидационный отчёт. Т.е. испытания проводятся в любом случае и сам протокол пишется, вне зависимости от полученных результатов, но итоговый отчёт получают лишь методы, подтвердившие свою работоспособность, включая такие показатели, как повторяемость, сходимость, заявляемые пределы обнаружения, перечень определяемых веществ с точностью 99,9%.

5. С какими проблемами сталкиваются предприятия-участники рынка на современном рынке продукции для выявления остатков лекарственных средств в молоке?

Наиболее остро проблема стоит именно для переработчиков, ведь на сегодняшний день именно переработчик отвечает за качество и безопасность конечного продукта. Сегодня поставщик сырья не несёт финансовую ответственность за бесконтрольное применение антибиотиков и ветеринарных препаратов и не предоставляют корректную информацию о применяемых ими лекарственных средствах для лечения продуктивных животных на молокоперерабатывающие предприятия. Эти действия вынуждают молочные заводы проверять Поставщика на весь имеющийся перечень, что, несомненно требует длительного времени и является финансово затратно. 

В тоже время, если посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны законодательной базы, то переработчики сталкиваются со своего рода коллизией. Однозначная позиция наблюдается только по наличию допустимых МДУ (максимально допустимые уровни) у 4-х основных групп антибиотиков: бета-лактамы, тетрациклиновая группа, хлорамфеникол и стрептомицин. По остальным антибиотикам и вет.препаратам принято Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.02.2018 № 28, которое тоже в свою очередь устанавливает МДУ, но оно идёт вразрез требований ТР ТС, где чётко прописано, что 4 вышеперечисленные группы допускаются и указано в каких пределах, а остальные все «0».   

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью