Александр Петриков: За последние десять лет общая численность занятых в сельском хозяйстве сократилась на 45%

Источник: otr-online.ru
Игорь Абакумов и Александр Петриков, директор ВНИИ аграрных проблем и информатики обсудили итоги переписи сельского населения и аграрную перепись.

Игорь АбакумовУже с самого-самого верху мы слышали слова о справедливости. Но какая может быть справедливость, если половину продовольствия производят фермеры и местное население, а доходов из государственного бюджета, субсидий из государственного бюджета они получают менее 10%? Как будет называться это понятие, эта ситуация, сейчас и будем разбираться. С вами Игорь Абакумов, это программа "Аграрная политика". А разбираться мы будем с академиком Петриковым Александром Васильевичем, директором ВНИИ аграрных проблем и информатики. Здравствуйте, Александр Васильевич. Вот ходит шутка в аграрных кругах, что аграрные проблемы начинаются с вашего института, что вы называетесь Институтом аграрных проблем. 

Александр Петриков: Да, Игорь Борисович, это действительно шутка довольно распространена в экспертном сообществе, один даже высокий начальник сказал: "Теперь я знаю, откуда берутся проблемы в нашем сельском хозяйстве", на что я ответил: "Представьте, что наш институт назывался бы Всероссийский институт аграрных успехов". Там, где есть успехи, науке и экспертам делать нечего.

Игорь Абакумов: Я думаю, что было бы востребовано сейчас такое название института – Институт аграрных успехов. У нас везде успехи, но почему-то вот про деньги как-то не очень активно говорят. Все деньги, я слышал, уходят в крупные холдинги – это так или нет?

Александр Петриков: Ну если оставить иронию по поводу названия нашего института и по поводу успехов в сельском хозяйстве, то действительно мы знаем, что экономический рост на селе стал уже устойчивым экономическим явлением, о котором говорят практически все. Но он бы был еще больше, если бы действительно у нас более эффективно распределялся аграрный бюджет – федеральный аграрный бюджет и региональный аграрный бюджет.

Игорь Абакумов: Что в этом смысле показала перепись населения? Вот сейчас подводятся ее итоги.

Александр Петриков: Всероссийская сельскохозяйственная перепись, которая состоялась в 2016 году, была второй сельскохозяйственной переписью в истории новой России и принесла немало неожиданных результатов. В частности, если говорить о распределение бюджета: был задан вопрос всем участникам переписи (сельскохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям), получали ли они субсидии и дотации из государственного федерального или регионального бюджета в 2015 году. И распределение ответов таково: положительно ответили на этот вопрос 75% представителей крупных хозяйств без малых предприятий…

Игорь Абакумов: То есть 75% довольны жизнью?

Александр Петриков: Да, но все-таки хочу заметить, 25% не получали субсидий и дотаций. А если взять микропредприятия, то этот процент снижается до 56 единиц, а если взять фермеров и индивидуальных предпринимателей, то это 34%. То есть мы видим, что перепись подтвердила, собственно, в количественном выражении давно известный факт, что в нашем сельском хозяйстве малый и средний бизнес примерно раза в 2 поддерживается государством в меньшей степени, чем крупные.

Игорь Абакумов: Я правильно сказал, что он производит примерно половину продовольствия?

Александр Петриков: Да, это так. И в последнее время мы видим несколько инициатив правительства, которое ужесточило контроль за целевым и эффективным распределением средств государственного бюджета, озаботилось вопросом, как деньги довести до субъектов Российской Федерации. Но позвольте спросить, а что делается внутри субъектов? Как эти деньги попадают на крестьянские счета? Вот я считаю, что это второй самый главный вопрос, который придется решать.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, в этом году 40 лет, как я занимаюсь сельской темой в журналистике. И 40 лет, последние 25 после реформы, наиболее интенсивно идут разговоры, как довести деньги до крестьянина. Вот на каком этапе они начинают идти куда-то не в ту сторону? Я не говорю, что их воруют, я этого не утверждаю – я просто говорю, что они куда-то в другую сторону начинают идти, они до крестьянина не доходят. Для этого, собственно, образовывался "Россельхозбанк" в 1991-1992-х гг., если я правильно помню: сначала "Агропромбанк", потом "Россельхозбанк", потом он куда-то исчез, потом опять "Россельхозбанк" образовался заново уже специально для того, чтобы довести деньги до крестьян, потому что крупные банки не доходят. Почему это надо все через администрацию областей проводить? Почему не сразу?

Александр Петриков: Да, действительно… Я думаю, что проблема распределения ресурсов вообще в России – не только бюджетных, но и вообще проблема распределения – нас больше волнует, чем проблема эффективности производства. Это, Игорь Борисович, было до нас и будет после нас. Но если говорить опять-таки без иронии, то вот такое…

Игорь Абакумов: Без иронии невозможно, Александр Васильевич.

Александр Петриков: …неравномерное распределение бюджета – я скажу сейчас, может быть, непопулярную и не вызывающую у вас одобрение мысль – отчасти было обусловлено распределением в пользу крупного бизнеса, когда нам пришлось в срочном порядке решать проблему продовольственной независимости страны, когда нам надо было в относительно короткий срок, за 10 лет заполнить рынок отечественным продовольствием, надо было большие объемы быстро, и эту проблему решили крупные хозяйства. Вот сейчас речь идет о… Сейчас другие задачи выдвигаются, сейчас стоит задача производства более качественного продовольствия, сейчас стоит задача, чтобы экономический рост в сельском хозяйстве строился не на закупке иностранных технологий, как это было в последние лет 15-20 назад, а на отечественных технологиях, чтобы продукция была значительно удешевлена и была лучшего качества. Вот эти проблемы должны решать не только крупные хозяйства, но и малый и средний бизнес. И необходимо думать над перераспределением ресурсов.

И еще на одни аспект хочется обратить внимание. Да, действительно, у нас двухступенчатое доведение средств. Почему нельзя сразу из федерального бюджета, скажем, из федерального казначейства деньги доводить на счета крестьянских хозяйств и сельхозорганизаций? У нас бюджетная система так устроена. У нас регионы располагают собственными бюджетными возможностями, и они тоже должны участвовать в софинансировании сельского хозяйства. Собственно, так аграрный бюджет построен во всех странах с федеральным устройством – возьмите, например, в Европе: там есть аграрный бюджет ЕС, который формируется в Брюсселе, там есть аграрный бюджет на уровне стран ЕС, а, например, в странах с федеративным устройством (в Германии) есть аграрный бюджет земель. Но когда говорят о европейском опыте, забывают одно: что касается производственных субсидий, вот там все правила распределения формируются в бюджете, и ни одна страна ЕС не может изменить этих правил, если говорить о производственных субсидиях.

Я думаю, что и у нас надо построить так бюджет, чтобы производственные субсидии, от чего непосредственно зависят объемы производства, и правила распределения этих денег формировались в Москве и регионы в этот процесс не вмешивались. У нас же конечные правила субсидирования, дотирования сельского хозяйства пишется не на Орликовом переулке, а в каждом субъекте Российской Федерации.

Игорь Абакумов: Я напомню нашим зрителям: Орликов переулок – это там, где находится Министерство сельского хозяйства.

Александр Васильевич, у нас есть SMS, я хочу их прочитать, чтобы вы понимали, что нас слушают и смотрят. "Нам мешают работать путем рейдерских захватов", – Краснодарский край. "У нас деревни стоят пустые, а рассказываем все об успехах. Welcome к нам в гости, проведу экскурсию по уничтоженным деревням и колхозам", – Краснодарский край. И звонок еще из Краснодарского края, Иван у нас на проводе – Иван, слушаем, здравствуйте, вы в прямом эфире программы "Аграрная политика".

Зритель: Ну я тоже хочу поддержать коллегу. В общем, это, никаких нам субсидий не дают, Краснодарский край, Новопокровский район – 5-10 блатных получают, а с остальных требуют бумажек кучу собрать. Это было в 2014 году. Даже когда собирали эти бумажки, потом находили какой-то долг (30 рублей с налоговой приходило), и все, до свидания. Вот такое наше государство. Все это фуфел, что там гонят, что нам помогают – никто нам ничего не помогает. А деревни действительно у нас все пустые – пустырь, на пустыре ни газа, ни дорог, феодализм и бандитизм, все.

Игорь Абакумов: Спасибо, Иван, спасибо. Александр Васильевич, голоса с мест – их ведь не заткнешь, у нас Общественное телевидение России.

Александр Петриков: Естественно, что проблем много. Действительно, так как правила бюджетирования пишутся не в центре правительством, а каждый регион добавляет свои условия и критерия получения этих денег, здесь много злоупотреблений. Я думаю, что необходима реформа бюджетирования нашей отрасли, с тем чтобы именно здесь, в Москве определялись конечные правила распределения субсидий.

Игорь Абакумов: И адреса, Александр Васильевич.

Александр Петриков: И адреса.

Игорь Абакумов: Фермеры же все известны, они все реестровые – прямо из Москвы можно им на счета деньги перечислять.

Александр Петриков: Надо сказать, что в Министерстве сельского хозяйства на самом деле ведется реестр бюджетополучателей, но он является только ведомственным ресурсом, этот бюджет. Здесь необходимо будет подумать и об определенных системах общественного контроля за этим реестром.

И должен сказать, что все-таки не надо путать две цели аграрной политики. Вот я уже сказал, что нам надо было за последние 10-15 лет решить в короткие сроки проблему продовольственной независимости страны, то есть наполнить рынок отечественным продовольствием, прежде всего рынок крупных городов, межрегиональный рынок. Эту задачу мы в целом успешно решили.

Игорь Абакумов: Надо четко сказать, что эту задачу решили агрохолдинги.

Александр Петриков: Агрохолдинги. Но в то же время мы упустили социальные аспекты нашей аграрной политики. Приведу такую цифру, что показала перепись. Перепись показала, что, например, за последние 10 лет общая численность занятость в сельскохозяйственных организациях, в фермерских хозяйствах сократилась на 45% – 1 миллион 400 тысяч работников были освобождены из сельского хозяйства, а мы продолжаем обрабатывать все ту же площадь (125 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий), ту же самую посевную площадь (около 78 миллионов гектаров). Значит, пришли… Высвобождение в таком количестве работников сельского хозяйства – это плата за эффективность. Плюс, конечно, мало денег тратится на социальное обустройство.

Игорь Абакумов: По-моему, сейчас вообще не тратится, Александр Васильевич.

Александр Петриков: Нет, тратится примерно 5% от всех ресурсов государственной программы, в то время как, замечу…

Игорь Абакумов: Заявлено было сколько?

Александр Петриков: Ну это меньше, чем паспорт программы, к сожалению.

Игорь Абакумов: Да, намного причем.

Александр Петриков: Недофинансируется. Но должен сказать, что в Европе (европейская деревня не в пример нашей обустроена) тратится на социальные цели 20% аграрного бюджета, а у нас…

Игорь Абакумов: А у нас сколько?

Александр Петриков: А у нас всего 5% от ресурсов госпрограммы. Естественно, этого недостаточно.

Игорь Абакумов: У нас звонок из Московской области – Юрий, здравствуйте, вы в прямом эфире "Аграрной политики", слушаем вас.

Зритель: Здравствуйте. Вот я сам фермер, бывший офицер, ушел на пенсию. У меня 2.5 гектара в долгосрочной аренде на 49 лет. Мы пытались развиться, свои деньги, какие были, вложили, дальше развитие у нас остановилось, потому что любой банк, обратись в "Сбербанк", "Россельхозбанк", любой – как только узнают, что берешь именно под фермерство, сразу дают отказ. Никто нас не поддерживает никак, ни финансово, ни… Ну невозможно дальше развиваться, в общем. Пытаемся, но…

Игорь Абакумов: Юрий, а что они вам при этом говорят? – просто "нет" или "нет, потому что"?

Зритель: Просто говорят, что сельхоздеятельность должна быть от общего бизнеса не больше 30%, то есть я должен еще заниматься помимо сельскохозяйственной деятельностью, не знаю, частным извозом, чем угодно. А вот именно если я занимаюсь чисто сельским хозяйством, то это однозначно до свидания.

Игорь Абакумов: Спасибо, хорошая информация, интересная, я еще не слышал, это что-то новенькое. Александр Васильевич, вы что-нибудь слышали об этом?

Александр Петриков: Да, коллега напомнил нам, что в законе о развитии сельского хозяйства, где определяется, что такое сельхозтоваропроизводитель, дано очень оригинальное определение этому понятию. Если в Европе сельхозпроизводителем и бюджетополучателем соответственно считается любое хозяйство, у которого больше, например, 2 гектаров земли в обработке, то у нас критерий другой – надо, чтобы в совокупном доходе сельхозорганизаций или фермерского хозяйства было 70% доходов от сельского хозяйства и только 30% от других видов деятельности. К чему это приводит? У нас можно заниматься в больших масштабах сельскохозяйственной деятельностью, но если ты не выдерживаешь пропорцию, ты не считаешься сельхозпроизводителем и ты не имеешь права на дотации и субсидии. Я думаю, что этот критерий необходимо пересмотреть, необходимо во всяком случае снизить на 50%, а может быть, и вовсе отказаться от этого правила и давать поддержку тем, у кого в обработке, скажем, более 2 гектаров земли, как в Европе, или у нас… Этот вопрос можно дискутировать.

Игорь Абакумов: В Соединенных Штатах приняли такой критерий – это я совершенно достоверно знаю: если ты производишь продукции не менее чем на 1 тысячу долларов в год, то ты уже имеешь право на субсидию, ты уже фермер.

Александр Петриков: Да, очень четкое правило.

Игорь Абакумов: Даже если ты фермер выходного дня, как наши шестисоточники.

Александр Петриков: Да. В итоге мы искусственно тормозим диверсификацию сельского хозяйства, ведь чтобы хозяйство было устойчивым, оно должно не только зависеть от сельскохозяйственных доходов, которые, как мы знаем, зависят часто от погоды, особенно у нас, но и от других видов деятельности. Но в Америке, Игорь Борисович, существует и другое правило: там по каждому виду субсидий есть ограничения по максимальному объему получаемых из американского бюджета средств: там если у вас доходы превышают 900 тысяч долларов (в переводе на наши деньги это 54 миллиона рублей), вы ни цента не получите из бюджета в поддержку. У нас таких ограничений нет, поэтому у нас крупные хозяйства, у которых большие площади земель в обработке, достается и большая часть субсидий. Я думаю, что мы придем… Чтобы достичь более равномерного распределения бюджетных средств и улучшить доступ к этим средствам основной массе сельхозпроизводителей, нам придется перейти к лимитам выделения денег из бюджета.

Игорь Абакумов: Александр Васильевич, очень много звонков из Краснодарского края, мне сейчас режиссеры подсказывают – давайте еще один звонок примем. Елена опять из Краснодарского края – здравствуйте, Елена, вы в прямом эфире "Аграрной политики", слушаем.

Зритель: Добрый вечер.

Игорь Абакумов: Добрый.

Зритель: Я хотела обратиться к вам по такому поводу. Мы, Тимашевский район, Краснодарский край, не получаем субсидии за сданное мясо. Мы много лет выращиваем с мужем крупный рогатый скот, каждый год мы в пределах 5-8 тонн сдаем мясо, но субсидии мы не получаем. Чтобы получить субсидии, нужно пройти столько инстанций, и в 2015 году не дали, в 2016 году через много-много ступеней мы прошли, выбили в 2016 году. За этот год мы не получили. Когда я позвонила министру сельского хозяйства, он сказал: "Мы выделили деньги, уже деньги раздали, а вам не досталось". На наш административный округ, на наше поселение выделили денег только двум человекам.

Игорь Абакумов: И вы их знаете, этих людей? Елена, у меня к вам вопрос: скажите, пожалуйста, вы знаете людей, которые получили дотации, субсидии?

Зритель: Да, конечно.

Игорь Абакумов: Это какие-то равные вам люди или более высокого полета?

Зритель: Да, конечно. Нет, это не люди, но приближенные к администрации.

Игорь Абакумов: Понятно. Спасибо вам большое, спасибо. Вот такой диагноз, да.

Александр Петриков: Опять-таки, повторяю: что касается производственных субсидий, необходимы федеральные, четкие, не допускающие никаких толкований, установленные в федеральном законодательстве и нормативно-правовых актах Министерства сельского хозяйства критерии распределения денег, запрет регионам вмешиваться в переписывание этих критериев, публичный реестр бюджетополучателей, который должен иметь, конечно, гриф "для служебного пользования", потому что у нас нет такого рода публичных реестров, из которых было бы известно, сколько каждый человек денег… Скажем, в социальной защите…

Игорь Абакумов: Но по крайней мере на уровне фермерского сообщества это нужно обсуждать.

Александр Петриков: И должны вестись реестры всех обратившихся за субсидиями, должна быть фиксация в этом реестре причин отказа от получения субсидий.

Игорь Абакумов: Очень важно.

Александр Петриков: И с правом для сельхозпроизводителей обращаться в суд, если они считают, что такое право их было нарушено. Вот тогда мы перейдем к более эффективному и социально-справедливому распределению средств. Повторяю: я не хочу, чтобы меня записывали в резкие критики сложившейся системы. Отчасти эта система, когда надо было в короткие сроки нарастить объемы производства, мы были вынуждены – осознанно это делали – распределять средство в пользу крупных хозяйств.

Игорь Абакумов: Что характерно, никто не был против. Но когда вот эти вот большие хозяйства, холдинги начали становиться слишком большими, уже надо было их каким-то образом ограничивать.

Александр Петриков: Когда они начинают работать на экспорт – это уже другой разговор.

Игорь Абакумов: Это уже совершенно другой бизнес. Это не наполнение внутреннего рынка, это наполнение рынка в Абу-Даби где-нибудь.

Александр Васильевич, что еще показала перепись 2016 года?

Александр Петриков: Еще я бы заострил ваше внимание на социальных аспектах, о которых мы уже начинали говорить. В частности, там были вопросы о среднем возрасте занятых в сельском хозяйстве.

Игорь Абакумов: Стареет деревня?

Александр Петриков: Надо сказать, что мы имеем из переписи населения данные в целом по сельскому населению, но вот что касается занятых в сельском хозяйстве, перепись – это единственный источник, откуда можно черпать эту информацию. И надо сказать, что мы видим, что за 10 лет, скажем, среди мужчин от 18 до 29 лет – это молодые работники, их удельный вес уменьшился; наоборот, возросла доля работников 60 лет и более.

Игорь Абакумов: Зарплата не растет, судя по всему.

Александр Петриков: В том числе и среди женщин. Это, конечно, неблагоприятная тенденция, и необходимо подумать над новыми программами по привлечению молодых работников на село. Даже я знаю, что в крупных хозяйствах эта проблема очень существенная.

Игорь Абакумов: Еще какие проблемы показала перепись?

Александр Петриков: Я бы еще назвал одну проблему – это проблема инноваций в сельском хозяйстве. Надо сказать, что впервые в 2016 году эти вопросы были включены в переписные листы, и нас вообще должны волновать эти цифры.

Игорь Абакумов: То есть компьютеризация, роботизация, облегчение ручного труда, я правильно понимаю?

Александр Петриков: Не только такие инновации из класса цифровой экономики. Я говорю об элементарном.

Игорь Абакумов: Семена?

Александр Петриков: Например, удельный вес посевных площадей, засеянных элитными семенами – в сельскохозяйственных организациях…

Игорь Абакумов: Уменьшается.

Александр Петриков: …это 7.7%, за 10 лет только на 3 процентных пункта увеличилось, а у фермеров – 4.6%, уменьшилось на 2%.

Игорь Абакумов: Это очень хороший показатель.

Спасибо вам большое, Александр Васильевич. Мы говорили об итогах переписи сельского населения, об аграрной переписи. Итоги, с одной стороны, утешительные (сельское население у нас еще есть), а с другой стороны, обижают наших фермеров, обижают тех, кто производит половину всего продовольствия, в сельскохозяйственных кредитах, субсидиях и дотациях.

Это была "Аграрная политика". С вами были Игорь Абакумов и Александр Васильевич Петриков, академик РАН, директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики. В следующий понедельник мы обязательно увидимся в любую погоду.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью