Активы «Башмилка» и «Давлеканово» после банкротства ждут новых хозяев в лице «Эконивы» и «Вимм-Билль-Данна»

Источник: pravdapfo.ru
Накануне Арбитражный суд Башкортостана признал банкротом управляющую компанию «Давлекановской молочной компании», ООО «УК «ДМК-сервис».

Данный процесс довершил разгром холдинга «Давлеканово», который пару лет назад пытался укрыться от недружественного поглощения, перерегистрировавшись в подмосковном Красногорске под крылом у Радия Хабирова, возглавлявшего тогда администрацию этого города. В конкурсную массу банкрота вошли требования на 357 млн, а прямо сейчас кредиторы в Башкортостане кушают куда более крупную рыбу: агрохолдинг «Башмилк» с инвестпортфелем в 12 млрд, заседание по несостоятельности которого намечено на сентябрь. В обоих случаях банкротству ведущих молочных предприятий региона предшествовала атака в медиа, через контролирующие инстанции и банки-кредиторы, внезапно отказывавшие молокозаводам республики в перекредитовании. Эксперты «Правды ПФО» считают, что чудес не бывает, и таким образом молочная отрасль Башкортостана проходит через фазу корпоративных войн, бенефициары которых хорошо известны на рынке.

«Признать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДМК-Сервис" несостоятельным (банкротом), открыть конкурсное производство сроком на шесть месяцев», – говорится в решении Арбитражного суда РБ от 7 августа, имеющемся в распоряжении «Правды ПФО». Ранее, 30 июля, собрание кредиторов подконтрольной «ДМК-сервис» «Давлекановской молочной компании», где процедура банкротства была введена еще в ноябре 2018 года, приняло решение не образовывать комитет кредиторов, но от более важных решений воздержалось из-за отсутствия на собрании основного кредитора – банка «Дом.РФ». Более 700 сотрудников предприятия по-прежнему сидят без работы.

Производственные мощности «Давлеканово» были остановлены еще в декабре, а в апреле 2019 года без оборотных средств остался агрохолдинг «Башмилк», внезапно лишившийся кредитной поддержки от «Россельхозбанка». А на поддержку эту на «Башмилке» было завязано многое: компания являлась исполнителем инвестсоглашения на 12 млрд с правительством Башкортостана. Но вместо этого головной для холдинга «Чекмагушевский молочный завод» остановил производство и отправил более 200 человек в неоплачиваемые отпуска. На прошлой неделе в пустых цехах завода побывал Радий Хабиров, долго качал головой, но никаких государственных решений не принял.

«Давлеканово» и «Башмилк» объединяют следующие черты. Оба холдинга в основе своей финансируются местным капиталом (бенефициар «Давлеканово» – Дмитрий Малов, «Башмилк» контролируется Александром Никитиным), обоим, по сведениям источников на рынке, делались предложения о продаже активов, которые приняты не были. После этого к продукции «Давлеканово» и «Башмилка» внезапно появлялись претензии у контролирующих инстанций, информацию об этом тиражировали СМИ, а банки-партнеры компаний ужесточали условия сотрудничества. «Ситуация с банкротством холдинга «Башмилк» указывает на то, что идет передел рынка и инвестклимат не самый благоприятный, хотя здесь не все зависит от местного руководства», – полагает отраслевой портал DairyNews. Эксперты издания оценили долю «Башмилка» в общем объеме переработки молока за 2018 год в 19,5%, а в целом ставят Башкортостан на второе-третье место среди регионов России по объему производства и переработки молока, не фиксируя на этом рынке кризисных тенденций.

«Банкротство – один из частых способов приобретения объекта, получения контроля над бизнесом. Это вполне легально и нормально, процедура с разной степенью успешности и прозрачности используется во всем мире», – рассказал «Правде ПФО» управляющий партнер судебного агентства «Барристер». Айдар Муллануров. «Считаю, что происходящее на молочном рынке – абсолютно рыночные процессы. Слабые игроки уходят, сильные остаются», – полагает сельхозпредприниматель и общественный деятель Азамат Галин. «Правда ПФО» ранее уже писала о «пятой волне банкротств в АПК Башкортостана», которая началась как раз с молочной отрасли.

О том, кому предназначаются активы «Башмилка» и «Давлеканово», ненароком в интервью СМИ обмолвился бенефициар «Уфагормолзавода» Ильдар Файзуллин. Эксперт предположил, что предприятия за бесценок купят или «Эконива» немецкого бизнесмена Штефана Дюрра, развивающая в республике сеть молочных ферм, или компания «Молвест». Не стоит сбрасывать со счетов и холдинг «Вимм-Билль-Данн», также представленный в регионе. Интерес самого «Уфагормолзавода» к «Башмилку» его бенефициар отверг. «Наверное, уже поздно рассматривать это как бизнес, поскольку «Башмилк» закрылся уже с апреля. Так что это уже не бизнес, а объект недвижимости: полка и рынок потеряны, надо все начинать заново. Так что предприятия будет сложно кому-то брать – именно как бизнес», – заявил Файзуллин. Кроме того, в качестве выгодоприобретателей атак на «Башмилк» и «Давлеканово» назывался ранее принадлежавший Файзуллину холдинг «Аллат» из Стерлитамака (торговая марка «Первый вкус»), но этот вариант эксперты считают маловероятным развитием событий из-за отсутствия необходимых амбиций у его бенефициаров.

Алексей Коренев из ГК «ФИНАМ» полагает, что за волной банкротств в молочной отрасли Башкортостана может стоять желание приобрести неэффективные местные молокозаводы со стороны более эффективных предприятий. «Не стоит удивляться, что чаще всего это гиганты федерального уровня. Они на рынке давно, бизнес-процессы у них выверены как швейцарские часы, присутствует глобальная и весьма эффективно отлаженная логистика, а главное – они обладают существенными ресурсами, позволяющими не только купить обанкротившееся местное предприятие, но и вложить значительные инвестиции в его модернизацию, спокойно потерпев какое-то время, пока комбинат выходит на положительную рентабельность. Этот процесс наблюдается во многих регионах и никак не является предвестником того, что Башкортостан потеряет свои позиции на молочном рынке страны. Вероятнее всего – даже сумеет в какой-то мере укрепить. Пусть и не сразу», – полагает эксперт.

«Я не думаю, что большие игроки будут вмешиваться в процедуру банкротства, если не они ее начали. Очевидно, что процесс до конца доведут кредиторы. А крупные игроки подождут, пока объекты будут очищены от долгов, определятся с ценой и сделают свои предложения. Думаю, это история минимум на ближайшие полтора года», – прогнозирует Айдар Муллануров.




30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью