Айрат Хайруллин: «Прекратить вывоз коров из Татарстана для нас – это значит прекратить бизнес»

Источник: business-gazeta.ru
Деловое сообщество Татарстана было удивлено информацией о том, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев достаточно жестко высказался на совещании в Лаишево в адрес руководства двух весьма заметных бизнес-игроков в республике, которые до этого были на хорошем счету - "Красного Востока-Агро" и "Татспиртпрома".
Айрат Хайруллин: «Прекратить вывоз коров из Татарстана для нас – это значит прекратить бизнес»

Деловое сообщество Татарстана было удивлено информацией о том, что президент Татарстана Минтимер Шаймиев достаточно жестко высказался на совещании в Лаишево в адрес руководства двух весьма заметных бизнес-игроков в республике, которые до этого были на хорошем счету - "Красного Востока - Агро" и "Татспиртпрома". Предметом недовольства Шаймиева стало то, что эти компании развивают бизнес за пределами Татарстана, вместо того, чтобы вкладывать в АПК республики. "Есть вещи дороже, чем деньги, - заявил президент. - Нужны не слова, а поступки, если мы сыновья своей республики". Естественно, наша газета не могла не расспросить руководителей этих двух крупных компаний на предмет "вывода капитала". Айрат Хайруллин в интервью газете "БИЗНЕС Online " рассказал, как воспринял президентскую критику и почему ему приходится вывозить бизнес за пределы Татарстана.

ЕСТЬ ЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ КРИТИКИ

- Айрат Назипович, президент РТ подверг критике вашу компанию, указав на то, что «Красный Восток - Агро» вывозит коров на Ваши мегафермы в других регионах. В частности, было сказано, что из-за таких действий Алькеевский и Верхнеуслонский районы дают молока меньше, чем в прошлом году. Но, честно говоря, мы еще пару месяцев назад слышали о том, что Шаймиев вас вызывал и критиковал за ряд моментов в деятельности компании «Красный Восток - Агро». Так?

- Это неправда. Не было такого. Когда у нас была последняя личная встреча, он, наоборот, хвалил и отмечал, что, действительно, то, что сегодня сделано в «Красном Востоке - Агро» – это революция в сельском хозяйстве и ничего подобного никто не сделал.

Возможно, имеется в виду замечание, которое Минтимер Шарипович сделал мне еще в феврале по поводу вывоза коров в Ульяновск. Я сказал тогда: хорошо, мы останавливаем вывоз коров, перестаем заниматься бизнесом, перестаем продавать коров и получать за это выручку, чтобы рассчитываться с кредитами и платить зарплату…  Ведь надо иметь в виду, что за это время, за три прошедших месяца у компании «Красный Восток - Агро» прибавилось почти десять тысяч голов племенного крупного рогатого скота. И к зиме 2009 года в компании «Красный Восток - Агро» будет порядка 85 тысяч голов племенных животных! А скотомест у нас 75 тысяч пока – сколько голов мы можем разместить на своих фермах. Другими словами, у нас десять тысяч лишних племенных животных. Стоимость этих животных примерно миллиард рублей. И возникает естественный вопрос: мы можем их продать, как племенных, за миллиард рублей – или можем продать на мясо. И это будет стоить 150 миллионов. Вопрос: кто будет компенсировать 850 миллионов рублей?   Разница же очевидна.

Что касается надоев в районах. Возможно, здесь есть чей-то злой умысел, но, как я считаю, информация о надоях в Алькеевском и Верхнеуслонском районах Минтимеру Шариповичу была преподнесена неверно.

Посудите сами – сегодня в компании «Красный Восток - Агро» нет ни одной коровы, которая бы давала в день меньше 22 литров молока. А в среднем надой у «Красного Востока - Агро» больше восьми с половиной тысяч литров молока на стадо в 28 тысяч коров.

- Очень прилично. Но в той же Голландии коровы дают 10-15 тысяч литров молока в год!

- И у нас дают, даже больше многие дают. Я ведь среднюю цифру дал. Более того, у нас практически каждая корова - рекордсменка, и на каждую корову есть паспорт. Но из 28 тысяч коров, которых можно было бы доить, сегодня мы доим только 14 с половиной тысяч коров. Остальные коровы у нас находятся в запуске. Таким образом, мы снимаем с рынка молока напряжение на 135 – 140 тонн молока. Это молоко нужно зимой. Но это отдельная тема.

"МЫ ПОЧТИ ОСТАНОВИЛИ ОПЛАТУ ЗА ПОГОЛОВЬЕ"

- Да, к теме цен давайте чуть позже вернемся. Хотелось бы спросить: почему вы ставите вопрос именно так: или продолжать вывозить скот или прекратить заниматься бизнесом?

- Начну с сути вопроса. Когда мы начали участвовать в национальном проекте приоритетного развития села, вся Российская Федерация закупила 104 тысячи голов крупного рогатого скота, при этом 38 тысяч голов племенных животных в республику Татарстан завезла одна компания - «Красный Восток - Агро». То есть, по сути, мы в центре России создали племенное ядро.

Конечно, и я хочу, чтобы все коровы оставались в республике Татарстан. Но есть очень много нюансов…

У каждой компании есть свой бизнес. Например, пивоваренный завод, он производит пиво. «Татнефть» добывает нефть. «Нижнекамскнефтехим» перерабатывает нефть. «Оргсинтез» производит из этана полиэтилен. А «Красный Восток - Агро» производит молоко и племенных телочек. Это бизнес «Красного Востока - Агро»– продавать племенных животных. Нет вопросов – мы готовы поставить в любое хозяйство республики Татарстан, но кто сегодня готов и способен платить рыночную цену за племенную продукцию? Вопрос риторический.

Есть и другие моменты. Например, когда мы начинали наш проект, то нам было обещано (а мы же взяли на себя большие риски!), что компания получит по 40 рублей за килограмм живого веса каждой закупленной головы. Мы эту поддержку не получили. А без этой поддержки заниматься молочным животноводством бессмысленно. Молочное животноводство самая капиталоемкая отрасль – дороже любой нефтехимии и рискованнее.

Молочное животноводство может быть эффективным только тогда, когда помимо продажи молока существует еще и реализация племенных нетелей, племенной продукции. Я вам приведу такой пример: если вы зарежете корову на мясо, получите примерно 15-18 тысяч рублей. Если продавать племенную нетель со всеми документами, то по сегодняшним деньгам это примерно от 86 до 150 тысяч рублей за голову. На самом деле эффективность «Красного Востока - Агро»еще в 2003 году закладывалась как компании, которая создавалась как высокогенетический племенной центр в РФ. И когда мы заключали договор с «Росагролизингом», то у нас была договоренность о том, что десять процентов дочек привезенных из-за границы коров, 15 процентов внучек и 20 процентов правнучек от привезенных коров будет поставляться по разнарядке «Росагролизинга».

Сегодня стоимость неоплаченных коров, которые являются нашим долгом «Росагролизингу», превышает три с половиной миллиарда рублей. И в последние полгода из-за той чехарды, что творится на российском рынке молока с ценами, мы практически остановили оплату за поголовье.  

- Каковы причины возникновения долга вашей компании перед «Росагролизингом»?

- За нетелей, приобретенных нами с помощью Росагролизинга, на сумму 3,6 миллиарда рублей, «Красный Восток - Агро» должен платить в течение пяти лет. Это, по сути, кредит.

Это, на самом деле, очень серьезная проблема. В прошлом году, когда мы построили мега-ферму в Ульяновской области, то попросили, чтобы «Росагролизинг» поставил нам на нее скот - племенных животных. Они в ответ дали нам разнарядку, из каких племенных хозяйств в республике Татарстан мы должны вывезти потомство коров, по поставке которых мы имеем лизинговые обязательства. Была возможность, конечно, не вывозить этот молодняк из Татарстана, но в этом случае за него нужно было платить большие деньги «Росагролизингу». На тот момент у компании «Красный Восток - Агро»были определенные трудности с получением государственной бюджетной поддержки.

Мы были вынуждены, увезя этих коров, получить 318 миллионов рублей и рассчитаться ими по кредиту в Сбербанке. Эти племенные коровы (три тысячи голов) фактически были проданы «Росагролизингу». И, в свою очередь, мега-ферма в Ульяновске уже как отдельное юридическое лицо взяла их на пять лет в лизинг и оплачивает с отсрочкой равными долями.

Продажа племенной продукции – это сегодня самое главное направление бизнеса для «Красного Востока - Агро». Поэтому, конечно, было очень неприятно то, что Минтимер Шарипович, действительно, жестко прошелся по этому вопросу: что там строят, зачем увозят продукцию? Но что теперь нам делать,   ведь «Красный Восток - Агро» изначально создавался, как компания, которая должна реализовывать племенную продукцию. Поймите правильно, при таком подходе получается, что на нашем бизнесе надо ставить крест…  А что делать 150 тысячам человек, проживающим на территории, где этот проект реализуется?

-   Интересный поворот в разговоре. Об этом никто ни разу не слышал ничего внятного, честное слово. Широкая публика уверена, что «Красный Восток - Агро» - это прежде всего производство молока.  

- Ну, знаете, много в чем еще люди не разбираются. Почему голландский фермер сегодня счастлив? На самом деле, если он будет жить только на производстве молока, то он не сможет жить счастливо и зарабатывать достаточно денег. Производства молока ему хватает только для того, чтобы жить и выживать. Но голландцы уникальны тем, что умеют в большом количестве разводить животных. Они создали брэнд. Они умеют продавать племенных животных. Мы копировали свою модель у них, у меня изначально было желание создать в Российской Федерации своего рода такую, знаете, Голландию на территории Республики Татарстан. Я уверен, что это возможно.

А вообще, начиная проект в сельском хозяйстве, я прежде всего хотел того, чтобы наш народ жил счастливо и богато, вовремя получая зарплату.

- Звучит красиво. А если перевести разговор в практическую плоскость?  

- Пожалуйста, тогда хочу обратить внимание, что вчера на совещании в Лаишево звучала не только критика в адрес нашей компании. Министр сельского хозяйства в своем докладе он четырежды остановился на компании «Красный Восток - Агро», в частности, приводя в пример эффективность ее   работы в области растениеводства.

Могу добавить к этому, что сегодня компания "«Красный Восток - Агро»отгружает каждый день 350 тысяч литров молока (можем отгружать и 700) высшего сорта. Это молоко в два раза лучше по критериям, чем нужно для производства детского питания. В 2008 году компания «Красный Восток - Агро» произвела 17 процентов товарного молока в зачетном весе в Республике Татарстан, что составило 25% в стоимостном выражении. В этом году, я считаю, компания «Красный Восток - Агро» произведет порядка трети товарного молока республики.

Я инвестировал в развитие компании «Красный Восток - Агро» 11 миллиардов рублей своих личных средств, плюс нами было привлечено 10 миллиардов рублей кредитных средств. Только процентов по кредитам каждый месяц платим более 200 миллионов рублей. Это очень приличная долговая нагрузка, и нести ее, производя молоко и зерно, может только очень эффективное сельскохозяйственное производство.

Как вы знаете, мы продали пивоваренную компанию "Красный Восток", мы продали молочный комбинат "Эдельвейс М", и все эти деньги инвестировали в сельское хозяйство Республики Татарстан. За прошлый год только заработной платы мы выплатили 860 миллионов рублей нашим сельским труженикам. Это была самая высокая и вовремя выплачиваемая заработная плата на селе. В прошлом году она была порядка 9 тысяч рублей, и это при том, что доярки отрабатывали всего 15 рабочих дней (15 дней они отдыхают). Результат таков, что на всех территориях, где мы работаем, положительная демографическая динамика, идет приток населения. Я могу говорить об этом подробнее, но это к нашему сегодняшнему разговору не имеет отношения.

 ЗАЧЕМ ПОМОГАТЬ ХАЙРУЛЛИНУ?

- Вы не раз публично заявляли, в частности, в недавнем интервью "Российской газете", что основную прибыль при продаже молочной продукции в магазинах имеют переработчики и продавцы. Зачем же тогда вы продали "Эдельвейс-М"? Не считаете ли сейчас этот ход ошибочным?

- Это был осознанный шаг. Первая из причин заключается в том, что мы не получили в достаточной степени государственную поддержку. Очень много говорят: вот, инвесторы получают субсидии. Я не буду о других говорить. Я одно знаю: что один миллиард 720 миллионов рублей по национальным проектам и госпрограмме субсидий компания «Красный Восток-Агро» недополучила. Считайте, за последние пять лет компания недополучила 1миллиард 720 миллионов рублей. С точки зрения частно - государственного подхода, это, по-моему, неправильно.

- Речь идет о республиканских субсидиях или федеральных, уточните?

- В последнее время федеральные мы все получили, копеечка в копеечку... «Красный Восток - Агро»вообще много чего недополучил. Знаете, бытует такое мнение: зачем помогать Хайруллину, он и так справится. Это очень странно слышать… Еще раз повторю: я сельским хозяйством занялся только для того, чтобы создать эффективно работающее сельскохозяйственное производство и доказать, что люди, проживающие на селе, это не скот, а нормальные, полноценные люди, которые должны работать не за трудодни, а могут получать нормальную заработную плату, которая у них не должна   быть ниже городской. До сегодняшнего дня нам это удавалось. Что будет завтра - поживём, увидим.

Я одно знаю: мы в 11 раз увеличили производство молока за шесть лет. Мы в шесть раз увеличили поголовье животных. Мы увеличили производство зерна, наверное, в 20 раз за шесть лет. Не только в Татарстане, но и в Российской Федерации ничего подобного и рядом, никто таких результатов не добивался. Конечно, если нас критикуют, наверное, есть за что. Но всегда есть определенный момент истины. Вот, например, сегодня засуха. В Татарстане во многих районах погибли посевы. Министр сельского хозяйства РТ уже сказал, что два миллиона тонн зерна недоберем мы в этом году. А вот у «Красного Востока - Агро»на самой засушливой территории в Закамской зоне почему-то урожай в этом году будет выше, чем в прошлом. Потому что у нас соблюдают агротехнику. Во-вторых, от осинки не родятся апельсинки. Мы используем самые лучшие семена, нами   построен современнейший семенной завод. В прошлом году, вот на таком же совещании Минтимер Шарипович просто высказал свои пожелания: "Айрат, построй семенной завод, обеспечь нас семенами". Мы прислушались, взяли и построили этот семенной завод. В Алькеево, в Базарных Матаках. Мы не говорили много, мы взяли просто и построили. От наших слов до дела прошло семь с половиной месяцев.

-   Возвращаясь к молоку. Что происходит с ценами, почему стонут производители?

-   Сегодня что происходит на рынке? Цены на молоко выросли – я имею в виду потребительские цены в магазинах – на 36–38 процентов, а закупочные цены упали с 17–18 рублей за литр молока высшего сорта до 10–11 рублей. А если мы говорим о молоке колхозов (это молоко первого-второго сорта), то сегодня самая высокая цена за него -   шесть рублей за литр. И из одного литра молока, на самом деле, делается 1,26 литра молока жирностью 3,2 процента. Грубо говоря, когда вы идете в магазин и покупаете за 26 рублей литр молока, в нем молока-то максимум на пять рублей. Нетрудно подсчитать, что основной выигрыш здесь имеет не производитель, а переработчики молока и торговые сети…  Вот и думайте, как ему выживать?

-   Если картина, которую Вы нарисовали, верна, то ваша логика с продажей племенного скота очевидна. Бизнес есть бизнес. Безусловно, мы попытаемся узнать правду и другой стороны, например, того же Минсельхозпрода. Однако хотелось бы спросить: как «Красный Восток -  Агро» будет реагировать на критику президента?

- Во-первых, наша реакция на критику президента всегда конструктивна. А во-вторых и в главных, наш президент, он на то и президент, чтобы давать оценку…  Знаете, Минтимер Шарипович – он мудрый правитель. Я думаю, придет время, когда та информация, которую ему кладут на стол, и та информация, которая фактически существует, совпадут – и нестыковка будет видна.

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью