05.12.2013
Источник: ИА DairyNews
Регион: Белгородская обл

Ведущий: Заместитель начальника управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области, Александр Алексеевич Грудкин.

Александр Алексеевич Грудкин, заместитель начальника управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области:

- Спасибо. Позвольте поблагодарить организаторов мероприятия за предоставленную возможность участвовать в данном значительном форуме и выступить с докладом. В сегодняшних докладах, сегодня уже прозвучавших в первой части форума, говорилось о необходимости  увеличении объемов государственной поддержки сельского хозяйства. Но, вместе с тем, мы с вами должны особое внимание обращать также и на реализацию этих мер поддержки сельского хозяйства, то есть разрабатывать механизмы поддержки сельхозтоваропроизводителей, которые позволят в скудных условиях субсидирования обеспечить максимальный результат, который мы хотим. С точки зрения молочного скотоводства, я хотел сегодня посвятить этому свое выступление. Проблеме развития молочного скотоводства.

За период реализации государственной программы за период 2008-2013 года, к сожалению, нам не удалось в целом по Российской Федерации добиться тех индикаторов, которые стояли по госпрограмме 2008-2012 года. Численность поголовья коров сократилось в целом по Российской Федерации в 2008 году на 0,4, больше 4,7 %, а объем производства молока - на 0,5 %.  Для изменения этой ситуации, сложившейся в тот промежуток времени, в текущем году, в новой программе, в программе, рассчитанной на 2013-2020 годы, предусмотрено новое направление поддержки сельхозтоваропроизводителей – это за реализованное молоко высшего и первого сорта. Вместе с тем, на наш взгляд, практика реализации этого направления поддержки в первый год, который был в 2013 году, показала, что она требует существенной доработки для решения тех задач, которые на нее возложено.

То есть, задач, связанных со стабилизацией численности поголовья коров и увеличения производства молока. Первая проблема, которая есть на наш взгляд в рамках реализации этого направления поддержки. Первая – это направление поддержки не рассчитано на субъектов малого предпринимательства  – это личное подсобное хозяйство, но, на наш взгляд, данное положение является совершенно не обоснованным. Например, в Орловской области в 2012 году в хозяйствах населения было произведено 79 тысяч тонн молока, а доля реализованного молока хозяйством населения в общем объеме реализации составила 21,2 %. Таким образом, государственная поддержка данного важного направления не распространяется на тот сектор аграрной экономики, в котором сегодня сосредоточено 29,2 % поголовья коров и производится 34,4 % молока.

А учитывая, что численность сокращается в этом секторе достаточно быстрее, чем в сельхозорганизациях, в фермерских хозяйствах, можно предположить, что ухудшение ситуации по численности поголовья коров в хозяйствах населения продолжится более быстрыми темпами. В этой связи нам считалось бы целесообразным все-таки внести соответствующие изменения в постановление правительства, в частности предусмотреть субсидирование и личных подсобных хозяйств. На наш взгляд, наиболее оправданным был бы механизм предоставления субсидии личным подсобным хозяйствам с учетом товарности реализации молока в ЛПХ и среднего уровня субсидирования по данному субъекту. По нашему субъекту расчетная сумма субсидии на 1 литр реализованного молока составила 56 копеек. 

Учитывая товарность молока в личных подсобных хозяйствах, где реализуется от одной коровы 2390 кг, сумма субсидии на одну корову могла бы составить 1338 рублей. Вот такой механизм, на наш взгляд, он позволил бы несколько улучшить ситуацию.

Дальше, следующая проблема. Решить проблему по увеличению численности поголовья коров и увеличению объемов производства молока исходя из тех объемов субсидирования, которые сегодня предусмотрены государственной программой, на этот год было 12 750 миллионов, к сожалению, нам представляется, не будет возможно. Потому что, как я сказал выше, 56 копеек у нас приходится на 1 литр реализованного молока в среднем. Ситуация, когда практически 50 % сегодня молока производится в хозяйствах с убыточным производством молока, а также с рентабельностью меньше 10%, говорить о том, что эта субсидия позволит значительно повысить эффективность производства молока, представляется маловероятным.

Поэтому объем государственной поддержки для решения задач поставленных в программе необходимо увеличить. Спасибо. Было еще несколько предложений, но поскольку время закончилось, спасибо.

Ведущий: Спасибо, Александр Алексеевич. Все это стенографируется, все это учтем в следующих вариантах Дорожной карты. Если у кого-то письменные предложения, замечания, задавайте Марии Середе, все вы ее знаете, все это будем суммировать и издавать. Так, некоторых у нас записавшихся нет, поэтому я буду немного переставлять. Следующий выступает Максим Калашников - писатель, общественный деятель. Пожалуйста.

Максим Калашников, писатель, общественный деятель:

- Спасибо. Уважаемые друзья, пользуясь тем, что здесь собрались люди компетентные, наверное, помнят, как принималась в свое время продовольственная программа Советского Союза в 1982 году, я настаиваю, что Дорожная карта должна стать национальным проектом, получить статус национальной программы, утвержденной законодательно.

Прошу это предложение записать. Думаю, что до введения в оборот 40 миллионов заброшенных гектар, головным ведовством, которое должно воплощать эту программу должен быть не Минсельхоз, а некий аналог спецкомитета при совете министров СССР, который существовал в известные годы. Я думаю, насчет кандидатуры на пост руководителя такого спецкомитета, временного спецкомитета, вопросов не будет, Евгений Савченко, это просто идеальная кандидатура. Что еще я хотел, так сказать, порекомендовать, записать в решения и, в общем-то, о чем бы просил, поддержки сельской, агропромышленной общественности, пусть даже не явной, но постоянной.

Это отказ от спортивного безумия на государственном уровне, Сочинское безумие мы не остановим. Это те деньги, которые могли бы пойти на подъем сельского хозяйства. Но сейчас зондируется почва на предмет предыдущей летней олимпиады, про Чемпионат мира по футболу бесполезно, вы все знаете, давайте давить, и запишем это в решения, и давить постоянно на федеральный центр отказаться от этого безумия, от этих совершенно не нужных «мегапроектов». Третий момент, макроэкономический – мы, к сожалению, понесли очень тяжелое поражение. Посмотрите, какой экономический совет, который будет изобретать новую модель роста, сформирован при президенте Российской Федерации. Я посчитал, из 20 членов этого экосовета, только трое – это Белоусов, Глазев и, условно, наверное, Миниханов - это сторонники развития реального сектора, а не либерально-монитарного этого маразма.

17 % - это те самые авторы этой «газовой камеры» для реального сектора, те, кто наоборот создает антиусловия макроэкономические для роста сельского хозяйства. Понятно, что мы не можем потребовать ведение разумной экономической политики. Я рекомендую книгу Константина Анатольевича Бабкина на этот счет, там все требования уложены очень компактно. Но давайте начнем мягко, но настойчиво требовать от федерального центра, и запишем в решения нашей выездной секции, прежде всего, требование, если не выхода из ВТО, то хотя бы государственного саботажа требований этой Всемирной торговой организации.  Потому что иначе жизни не будет, мы это много раз доказывали, иначе та девальвация, о которой говорил здесь Евгений Савченко, не сработает, потому что вместе с девальвацией нужна и разумная экономическая политика и разумный протекционизм.

Чтобы я еще порекомендовал? Мы говорим о замораживании тарифов естественных монополий, не просто о замораживании, друзья мои, товарищи, а еще о выведении всех инвестиционных затрат естественных монополий на много лет в отдельную строку, как государственная программа, утверждаемая тоже в Парламенте, чтобы естественные монополии не могли распоряжаться деньгами на инвестиции. Это и есть главная причина раздувания себестоимости, потому что они сейчас начинают шантажировать: «Ах, вы заморозили тарифы, мы их заранее поднимем, а потом еще будем вас шантажировать, что у нас все разрушится».  То есть, совместить социализм и капитализм, но на очень прагматических началах. Что бы я еще хотел бы, чтобы было отражено в решениях. Дорожная карта должна быть не просто сельскохозяйственной программой, а программой развития общенациональной.

Здесь, гостеприимный хозяин Евгений Савченко, привел пример слов Ефремова, но Ефремов и говорил, что на самом деле будущее, если вы посчитаете субтуманность Андромеды, за урбанизацией нового типа. Надо говорить о раскастировании  мегаполисов, о рассредоточении, но если посмотреть у Ефремова – это поселение нового типа, ни городские, ни сельские. Они висят на коммуникациях новых видов транспорта, на легкой авиации и прочее. Надо совместить нашу Дорожную карту или магапроект развития сельского хозяйства с развитием, и новой тканевой усадьбы урбанизации, и нового транспорта, и легкой авиации, и машиностроения, и энергетики, и новой демократической расселенческой политики, и тогда наша Дорожная карта станет не узковедомственной программой, а программой общенационального развития. Спасибо, друзья.

Ведущий: Владимир Сергеевич Бовин, директор компании «Агрика» Ставропольский край

Владимир Сергеевич Бовин, директор компании «Агрика»:

- Спасибо. Без вступления. К Дорожной  карте вопросов у меня нет. Как сказал Николай Васильевич Коломийцев: «Есть микрофинансовые проблемы, не решив которые сегодня, Дорожная карта не будет иметь никакого смысла». На примере одного предприятия, 80 тысяч гектаров земли в обработке, у меня состояние дежавю, 8 лет назад я слышал от чиновников, решайте проблемы возврата субсидий и НДС через суд, в этом году я опять такое услышал. Что произошло? Чиновник выполнил установку поджать бюджет. Итак, предприятие имеет долг в бюджет 300 миллионов рублей, результат – баланс не интересный, следствие – банк кредит не дает, мы не говорим о процентной ставке, просто банк кредит не дает.

Проекты замораживаются, за 12 лет вложено в проекты, в развитие 12 миллиардов рублей, в 2013 не вложено ни одного рубля. Стагнация. Бизнес становится не интересным. Это одна из проблем, которые можно решить сегодня административным путем, это субъективная задача, субъективная проблема. Могу назвать еще 10, надеюсь, что меня пригласят на какие-то площадки, где это можно рассказать. Буду готов это сделать. Спасибо за приглашение.

Ведущий: Спасибо. Рязанская область, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования реализации хозпрограмм Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, Олег Васильевич Иванников.

Олег Васильевич Иванников, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования реализации хозпрограмм Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области:

- Здравствуйте. Об экономическом развитии Рязанской области я вкратце скажу. Толчком у нас был национальный проект, конечно же, дешевые заемные финансирования.

У нас с 2006 года валовый продукт с 16 миллиардов вырос до 34 в прошлом году. В этом году он превысит 35 с небольшим миллиардов. Толчок этот был дан и, в принципе, заемное финансирование выросло в 6 раз. Кредитный портфель вырос на значительную сумму, но неурожаи прошлых лет, начиная с 2010 года, у нас жесточайшая засуха была, последующие годы тоже различные климатические. Четыре года у нас в растениеводстве сложились  такие критические моменты, которые привели к тому, что пролонгация кредитов выросла, пролонгированные кредиты на 3 года, которые в этом году время их возвращать, их вернуть очень сложно, т.е. вот такая вот проблема с заемным финансированием.

Если бы у нас ключевая процентная ставка и плюс 1-2% к ней было принято на государственном уровне, то это сельхозтоваропроизводителям значительно помогло. Такой еще момент, Иван Григорьевич сказал, что по страхованию снизить до 30%, в нашем случае это не сработает, потому что несколько лет у нас урожайность значительно ниже той, которую мы имели 2009, 2008 году, а мы достигли 30-32 центнеров с одного гектара. У нас, в основном, производятся зерновые культуры, которые страхуются, т.е. снижение на 30% нам ничего не даст. Планку снизить до 10%, может даже 5% - это будет стимулом для страхования, потому что наступление случая в 30% - это реальность в 2014 году очень маленькая.

И стимул страховать при таком снижении, достаточно это все проблематично. Это будет достаточно все формально, для каких-то других целей: получение субсидий или еще чего-то. Эту планку нужно снизить меньше. И такой момент еще, в принципе, хотел сказать о программах, программы наши такие же, как и государственные программы, все у нас на финансировании, есть момент, который чисто по нашей области. У нас есть небольшая программа «Развития кролиководства» – это ведомственная программа, мы ее подавали на экономически значимый, к сожалению, она дальнейшего продолжения на федеральном уровне не получила. Программа небольшая 19 миллионов всего на 3 года.

Предыстория, у нас одно кролиководческое хозяйство появилось по нацпроекту, по масштабам развития мясного направления это может быть и не большое, но так как отдача очень быстрая в кролиководстве, мы приняли эту организацию в нацпроект, там направление мясное – это свиноводство, молочное и у нас одно небольшое кролиководческое хозяйство. Оно хорошо себя зарекомендовало и в 2011 году мы в продолжение, в развитие этой отрасли разработали и приняли такую небольшую программу. В ней субсидировались корма и субсидировались производства клеток. Суть этой программы то, что у нас появились несколько, по-моему, 14 предприятий кролиководческих фермерских, которым дал старт.

Появилась маленькая, небольшая отрасль с нуля. Сейчас эти хозяйства большинство объединились в ассоциацию. Программа закончилась, она не бесконечная, как многие программы, дала небольшой, но ощутимый результат. Производство небольшое, но новые рабочие места и был один производитель клеток, появилось три производителя клеток, цена на клетки снизилась, примерно, на 20-30%. Небольшая программа, а эффект есть. 

Ведущий: Спасибо.

Олег Васильевич Иванников, начальник отдела экономического анализа и прогнозирования реализации хозпрограмм Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области:

- Если можно конечно, я еще одну минуту?

Ведущий: Нет, нельзя, у нас много выступающих, всем кратко. Спасибо большое. Да, давайте в письменном виде Марии Середе, она заберет. Саратовская область, Павел Викторович Желудев, начальник управления экономической политики Министерства сельхоза Саратовской области.

Павел Викторович Желудев, начальник управления экономической политики Министерства сельхоза Саратовской области:

- Добрый день, уважаемые коллеги. По Дорожной карте выскажусь – однозначно ее поддерживаем, мы провели ряд обсуждений в нашей области, большинство экспертов горячо ее поддерживают, есть разные замечания, но это тема отдельного разговора. Иван Григорьевич, должен сказать, что это не критический анализ, а больше реалистичный анализ ситуации десятилетия.

По отдельным вопросам, которые интересуют нас и большинство регионов. Несвязанная поддержка. Абсолютно согласны, ее необходимо увеличивать. В Саратовской области мы подошли дифференцированно и ряд регионов даже скопировали, в хорошем смысле, наши принципы.

Мы разделили область на климатические микрозоны и выдавали, с учетом соответствующих коэффициентов, несвязанную поддержку в сфере растениеводства и с учетом интенсивности использования сельхозземель. То есть, у нас есть примеры, когда одни хозяйства, получившие хорошие результаты за 5 лет, получили, грубо говоря, 1700 рублей на гектар и хозяйства в хороших микрозонах получили около 200 рублей. Видите, какая разница. Это серьезный стимул. Я полагаю, что надо не только продолжать, но и увеличивать, тем более в рамках наших ограничений, определенных соглашением с ВТО, мы можем повышать, прежде всего, несвязанную поддержку.

Второй момент, связанный с несвязанной поддержкой, я не совсем однозначно к нему отношусь, но просили сказать, нельзя ли ее переориентировать, но я считаю скорее дополнить, к сфере животноводства.

Я полагаю, это немного другой смысл, потому что несвязанную поддержку к головам привязать нельзя, она будет уже связанной, смысл немного искажается, но коллега из Орловской области проговорил, что субсидия на литр товарного молока, реализованного нужны ли нам. Потому что животноводство, особенно Саратовской области, сильно пострадало из-за подорожания кормов, по молоку мы проваливаемся и в России известно дефицит, сколько у нас миллионов тонн не хватает.

Далее, необходимо увеличить, считая субсидии на племенных заводах, племенным репродукторам. В Саратовской области мы выдаем субсидии из собственного бюджета, исходя из расчета 50% от стоимости приобретения, ноне более 20 тысяч за голову. Эта помощь сильно простимулировала спрос на племенной скот. Закуплено в этом году, например, уже более 2 тысяч голов племенного скота, а племенное поголовье всего 20 тысяч, а более 10-12% его распродавать нельзя – нарушится технология.

Поэтому мы уже вынуждены закупать и за рубежом, из других регионов. 600 голов из Северной Америки закупили, кроме этого область, естественно, активно строит племзаводы, племрепродукторы. В ближайшее время еще 4 будет, в следующем году мы 2,5 тысячи голов обязательно закупим. Считаю, что учитывая наше животноводство, субсидии предельно необходимы.

Еще по животноводству одна тема – это семейные животноводческие фермы и начинающие фермеры. Очень востребована, огромный конкурс, много желающих, только по начинающим фермерам за два года мы уже получили 75 ферм. Считаем, что надо продолжать. Саратовская область, несмотря на очень серьезный госдолг, выделяет средства на их поддержку. Еще один злободневный вопрос для большинства регионов. Саратовская область испытывает серьезную нехватку воды, т.е. вопрос по мелиорации.

Минсельхозу отдельное спасибо, он не бросает Мелиоводхоз, поддерживает, но, я считаю, что это нужно расширять и для Оренбурга, и для Волгограда, и для других областей вопрос мелиорации острейший. У нас разрабатывается сейчас проект с солнечными продуктами по выращиванию сои. Соя – высокодоходная культура и без мелиорации, без воды этот проект почти не вероятен. Федеральная поддержка в этом вопросе крайне необходима.

По банковским ставкам ничего не говорю, уже обсудили сто раз, 3% - это задача номер один на ближайшие три года, это точно нужно добиться, все уже об этом знают и, единственное, я считаю, что по субсидированию процентных ставок региональные Минсельхозы и Департаменты нужно будет исключить, это бессмысленно. Нужно будет напрямую государству договариваться с банками, я конечно не к Минсельхозу обращаюсь, а нужно здесь в Минэкономики, Минфин, премьер должен как-то взаимодействовать, потому что здесь вопросы с Центробанком.

Я не знаю как это, президент будет решать или кто. Самая важная тема -  это ценообразование. Три аспекта: первый аспект – замминистра сельского хозяйства Шестаков летом заявил, что интервенции планируется зерновые начать в конце сентября, в октябре. Сегодня 26 ноября. Мне понадобится еще минуту, пару важных моментов. Сами понимаете, и трейдеры знают, и каждый знает, что один день решает очень много в ценовой ситуации, для некоторых это разорение, иногда, зная наши кредиты.

Второй момент – у нас обязательство перед ВТО предполагает, что в течении четырех лет после присоединения, Россия должна снизить экспортную пошлину на подсолнечник с 20% до 6,5%. Полагая, что это решение уже должно реализовываться у нас уже прошло больше года, а движения никакого нет. У нас в этом году на подсолнечник в Саратовской области складывалась цена до 7 рублей за килограмм, это чуть ли не самая низкая цена в мире была. Как раз время менять, снижать эти пошлины.

Самый важный вопрос в ценообразовании, я считаю, что нам нужно перейти к регулируемой системе ценообразования, причем к жесткой системе, по примеру ЕС. Очевидно, что это потребует комплексных мер, Россельхозакадемия, НИИ экономики должны будут серьезно поработать, поскольку, я думаю, за 3-4 года только можно создать такую систему по принципу ЕС, когда применяются единые цены на агропромышленную продукцию и соответственно механизмы их стабилизации. Идея там в том, что создается коридор цен по основным видам сельхозпродукции, причем цены на достаточно высоком уровне, которые позволяют сельхозпроизводителям оставаться всегда на плаву. Естественно, известное колебание цен возможно, но, это тоже отдельный разговор, это самое важное. Я полагаю, что это 10 лет назад нужно было делать, ученые, я думаю, думают об этом тоже.

И по налогу, я согласен с теми, что сказали. ЕСН, я думаю, и многие ученые говорят об этом в нашей области, что его вообще следует исключить и установить дифференцированную ставку на землю. Соответственно, полупустынные земли будут близки к нулю, а хорошие плодородные будут иметь другую ставку. Два слова по целевым программам. Мы обсуждали этот вопрос, он нас поддерживал, что целевые нужно менять. Министр Федоров тоже говорил о том, что регионам нужно менять целевые ориентиры, которые по соглашению реализации госпрограммы установлены. Я полагаю, нужно приводить это в соответствие, единственное, что некоторые ваши руководители не вполне нас поддержали, ответили, что Минфин, Минэкономики не готовы на изменение этих целевых. Для нас это злободневно.

И одно слово по страхованию. Важный пример у нас в области. В 2012 году мы перечислили субсидий 438 миллионов рублей, т.е. это совокупная страховая премия составила 876 миллионов рублей страховщикам.

При этом уровень выплаченного возмещения страхового 65 миллионов рублей, уровень убыточности меньше 7,2%. Я работал в страховании, это сказочный процент убыточности. Страховщики при 95% могут работать и при 100% убыточности. Я понимаю, что мы в данном случае просто перекачивали деньги страховщикам. Это острый вопрос, но он касается многих регионов. Спасибо за внимание.

Ведущий: Спасибо большое Павел Викторович. Выступление интересное и содержательное, но регламент все-равно надо соблюдать. Кировская область, Леонид Григорьевич Трушников, ректор университета. Как называется университет?

Леонид Григорьевич Трушников, ректор института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК:

- Добрый день, уважаемые коллеги.

Ведущий: Название университета скажите?

Леонид Григорьевич Трушников, ректор института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК:

Института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК.

Кроме этого, уважаемые коллеги, я еще возглавляю Комитет по устойчивому развитию сельской территории Торгово-промышленной палаты. Исходя из этих возможностей, мы очень широко обсуждали проект Дорожной карты, дискуссии были очень острые, и позвольте коротко высказать те предложения, которые мы вырабатывали в ходе горячих дискуссий. Прежде всего, все отмечали, жаль, что она опоздала лет на 10-15, но, тем не менее, еще не все потеряно, можно село спасти, поэтому сразу было высказано пожелание, чтобы карта называлась не карта развития сельского хозяйства, а карта развития села или сельских территорий.

Второе, основная дискуссия возникала вокруг вопроса, те меры, которые карта предусматривает, она способна ли коренным образом изменить ситуацию?

Ведь у нас программ море, не превратиться ли она в обычную очередную программу и что на первом месте: развивать производство через развитие территории либо развивать территории и через это развивать производство? Большинство абсолютно уверены в том, что нам нужно развивать сельское хозяйство через развитие сельских территорий. Сегодня сельское хозяйство стало заложником социальной сферы, точнее ее отсутствия. Маленький пример: у нас Кировская область – это молочная область, 47% молочного скота - племенное, мы входим в первую десятку по продуктивности, входим в первую десятку по воловке, вроде бы все хорошо, но закрываются школы, больницы, дошла речь до почтовых отделений

Сельское хозяйство формируется, остается только вокруг муниципалитетов. Дело дошло до того, что у нас из 5 тысяч сельских населенных пунктов 1200 брошено – 26% сельских населенных пунктов заброшенно и это нормальные села, деревни. Ушла социальная сфера - ушло население. Поэтому, уважаемые коллеги, развивать сельское хозяйство можно только путем развития сельской территории. Мы в письменном виде уже предлагали, вносили предложения, я еще раз обращаю внимание, что к трем основным пунктам Дорожной карты надо обязательно ввести четвертый пункт – это устойчивое развитие сельских территорий, ибо без этого все остальные основные три пункта они будут не выполнимы.

Последнее, пожалуй, самое главное, нам нужно менять систему управления селом. Сегодня по прежнему, селом командуют все кому не лень, по крайней мере, не менее двадцати федеральных структур. Вместо Министерства сельского хозяйства нужно создать Министерство социально-экономического развития села с более широкими полномочиями, с более широкими функциями, с большей ответственностью и, соответственно, и на региональном уровне, и на муниципалитетах должны быть структуры по социально-экономическому развитию сельских территорий. Спасибо.

Ведущий: Спасибо. Действительно очень важные эти темы развития сельских территорий, но без рентабельного функционирования самого сельского хозяйства, если в нем невозможно зарабатывать деньги, то деревни тоже жить долго не будут, поэтому это все параллельно нужно развивать.

Леонид Григорьевич Трушников, ректор института переподготовки и повышения квалификации кадров АПК:

- Что важнее курица или яйца? Также и здесь. В данном случае. Определиться очень важно, я думаю для этого мы и собрались.

Голос из зала: Одновременно.

Ведущий: Да, одновременно. Спасибо. Алексей Евгеньевич Воложенин, глава фермерского хозяйства Свердловской области, руководитель портала Фермер.ру, приготовиться Орловой Людмиле Владимировне.

Алексей Евгеньевич Воложенин, глава фермерского хозяйства Свердловской области, руководитель портала Фермер.ру:

- Добрый день. Постараюсь говорить достаточно быстро, чтобы уложиться в регламент. Я фермер с 1994 года и руководитель главного фермерского портала Фермер.ру. Немного о портале – это крупнейший сельхоз ресурс на территории бывшего Советского Союза, где более 40 тысяч ежедневных посетителей, более 350 тысяч просмотров страниц в сутки, т.е. мы можем инициировать любое обсуждение, любых программ на нашем портале. Взять такую ситуацию, как была с чумой свиней, мы под нее сделали отдельный форум, на этом форуме с июля месяца было создано более 9 тысяч комментариев о ситуации с ЧС по всем регионам России и не только России.

С 2010 года мы ведем на Ютубе наш канал, это крупнейший сельхозканал, 13 миллионов просмотров, около 8 тысяч подписчиков. Мы ездим по хозяйствам, снимаем репортажи с мест.

Ведущий: Алексей Евгеньевич (00:32:33)

Алексей Евгеньевич Воложенин, глава фермерского хозяйства Свердловской области, руководитель портала Фермер.ру:

- Я в пять минут уложусь. Это бесплатно совершенно для наших фермеров, для производителей, т.е. нас интересуют любые маленькие, большие и т.д.

Теперь заканчиваем с порталом, переходим к проблемам сбыта. Здесь неоднократно говорилось о том, как тяжело работать с сетями.

Ситуация, когда фермер или любой другой производитель вынужден финансировать сети и вообще торговлю, она просто чудовищна. На небольших производствах переходящие остатки в сети с месяца на месяц могут достигать до 50% производства по предприятию. Поэтому, считаю, что государство должно здесь принимать участие. Фермер или производитель в конце года должен знать, что если он произведет, допустим, тонну такой-то продукции, он сможет государству ее продать по такой цене, если 10 тонн – по другой цене, 100 тонн – по третьей цене. Этим должно заниматься государство, фермер и производитель  не должен заниматься сбытом своей продукции. При четком понимании того, сколько человек сможет продать государству, он будет планировать свое следующее развитие и кредиты, выдаваемые банками, должны быть четко увязаны с этой стратегией.

Человек должен понимать, что на заемные средства произведет и все продаст государству, а часть продаст сам с более высокой маржей.

Далее, по поддержки фермерам, которые существуют сейчас, есть у нас предприятия, допустим, перепелиное. Оно производит чуть менее миллиона яйца в месяц, а фермер – на него поддержка не распространяется вообще. Субсидия на яйцо 8 копеек. Он принес документы, ему в Министерстве сказали, что «до свидания» - это только для государственных и только больших фермеров, для частников нет.

Еще большая проблема – это стимулирование государства от личных подсобных хозяйств к фермерству.

Этого сейчас вообще нет. В личных подсобных хозяйствах в стране производится колоссальное количество продукции, производилось всегда при Советской власти и сейчас, и будет производиться, не смотря на попытки государства. Но от государства должна быть четкая программа как небольшие личные подсобные хозяйства должны переходить в крестьянско-фермерские хозяйства, чтобы в дальнейшем получать налоги и чтобы была отечественная какая-то продукция на прилавках. Я заканчиваю, все остальное у меня представлено в письменном виде, кому интересно готов пообщаться. Спасибо за внимание.

Ведущий: Спасибо. Орлова Людмила Владимировна, Самарская область, руководитель движения сберегающего земледелия.

Орлова Людмила Владимировна, руководитель движения сберегающего земледелия:

- Благодарю, Константин Анатольевич. Я хочу сказать, что документ Дорожная карта, этот документ совершенствуется и сейчас он еще более интересный стал, чем с первого обсуждения его.

Я хочу предложить, что нам нужно в Дорожной карте четко сформулировать цель государственной политики, вообще аграрной политики России. В госпрограмме эта цель указана однобоко и не совсем точно. В ней не обозначен тот аграрный потенциал, который мы должны и можем использовать в России и в то же время возможности его сохранения. Это обязательно нужно указывать, потому что здесь, даже в Дорожной карте мы видим серьезнейшие цифры потерь плодородия почвы. Они эродированы, засорены и т.д. Представьте 60% сельхозугодий России эродировано.

И мы все с вами ответственные за то, чтобы детям нашим и внукам остались нормальные почвы. Меры нужно принимать сейчас. Если смотреть тенденцию, вот был предварительный кадр по тенденции в мире, посмотрите. Мы входим в 4 %, везде идут технологии прямого посева, точное земледелие. Вот красные 4 % - это Россия, Индия, Восток и т.д. У нас внимания нет к аграрной технологической политике. Я предлагаю этот раздел внести в Дорожную карту, сформировать аграрную технологическую политику и предложение по ее продвижению. У нас также должен быть раздел по обучению, посмотрите 124 миллиона рублей затрачено – это маленькие цифры, из-за того, чтобы обучать сельхозпроизводителей. Даже те деньги тратятся, обучая на старых программах в ВУЗах.

Кто приходит из ВУЗов работать на сельхозпредприятия? Это, как правило, студенты, которые ничего не знают о современных технологиях, потому что ВУЗы не оснащены или недостаточно оснащены современной техникой, современным программным обеспечением. Мы никак не можем дать знания специалистам, которые обучаются в аграрных ВУЗах и их применять потом.

У нас разрушены все опытно-производственные хозяйства и учебно-производственные. Если раньше эти площадки были, то сейчас они уничтожены. Нам нужно создавать эти учебные инновационные хозяйства, где будут повышать квалификацию специалисты сельхозпредприятий и студенты проходить практику. Это надо обязательно написать в программу. Я сама начала это делать и привезла студента, он закончил Тимирязевскую академию, и он ничего не знает о современных технологиях.

Я его с нуля обучала, а в итоге он не выдержал и говорит: «Нет, я хочу семьей заниматься, хочу ребенка растить. Уборка в этом году затянулась и хочу другой хорошей жизни». И ушел. Его пол года обучали, чуть побольше, и сейчас он убежал. Я хочу сказать еще раз, мы говорили, о нравственном воспитании молодежи. Нам нужны еще большие меры по нравственному воспитанию. Как это делать? Трудно сказать с этими всеми телевизионными программами, нашей моралью в обществе созданной, но это надо делать, потому что я им задаю вопрос: «А кто же выращивать будет хлеб, вы хотите хорошую жизнь». Говорят: «Агрономов полно». У нас в Самарской государственной академии я не могла найти не одного агронома, который хотел бы пойти работать на предприятие, хотя каждый год выпускают достаточное количество агрономов.

Поэтому я хотела предложить создание инновационных предприятий учебных, это не такие большие деньги. Создание новых программ обучения в ВУЗах и аграрных предприятиях. И еще, по доступности кредитов, мы говорим о высоких ставках кредитов, а еще кредиты недоступны, ведь Россельхозбанк ставит столько препятствий, чтобы кредиты получить, надо умереть просто или почти умереть, чтобы получить кредит Россельхозбанка. Это совершенно не правильно. Благодарю организаторов, огромный поклон Белгородской области, Евгению Степановичу. Все правильно говорят, что нам нужны такие руководители в стране, не только в Белгородской области, а в стране. Я всегда восхищаюсь этой областью, восхищаюсь тем, как ею руководят. Хотелось бы, чтобы таких регионов в России было больше.

Ведущий: Спасибо. Алтайский край, Алексей Владимирович Трубников, генеральный директор хозяйства «Агрокультура».

Алексей Владимирович Трубников, генеральный директор хозяйства «Агрокультура»:

- Добрый день, уважаемые участники Московского экономического форума, меня зовут Трубников Алексей Владимирович, я являюсь генеральным директором компании ООО «Агрокультура» и координатором подготовки магистров на кафедре почвоведения в Тимирязевской академии. Наша кафедра приняла активное участие в разработке методологии перехода на интенсивное растениеводство и достаточно солидный на протяжении последних 12 лет опыт и широкая география выполненных нами проектов позволяет, продемонстрировав кратко суть этой методологии, подвести к очень важному моменту в обсуждении пункта 2.1. земельные ресурсы, рассматриваемого Дорожной картой.

Следующий слайд, пожалуйста. Кратко суть методологии – она состоит из детальной оценки местных условий, которые лимитируют производство продукции растениеводства, об этом еще говорил Докучаев Василий Васильевич.

Сейчас мы готовы технологически к этому и примеры наших проектов и других проектов, которые выполняются в мире, они показывают, что мы готовы к этому. На этой основе разрабатываются проекты системы ведения хозяйств и технологии, которые обеспечивают защиту почвы от деградации, от ландшафтной деградации, позволяют увеличить выпуск продукции и улучшить качество ее. Вместе с тем инструмент, который позволяет осваивать проекты электронной книгой истории полей, она реализуется в различных программах компьютерных. Части из них мы обучаем наших выпускников.

Следующий слайд, пожалуйста. Пример по одному из хозяйств Белгородской области, это Старооскольский район, мы видим на карте цифровую модель рельефа, наложение границ полей хозяйства очень сильно, пестро и по крутизне склонов, от которой зависит эрозия почв и влагообеспеченность культур.

Следующий слайд, пожалуйста. Мы постоянно сверяем часы с почвоведами, которые занимаются в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. Недавно было в Московском университете обсуждение с европейскими коллегами и скажу, что в методологическом плане мы идем в ногу с самыми передовыми институтами мира. Например, по Белгородской области мы делали оценку влагообеспеченности, полевое обследование. Вы видите, как изменяются условия почвенные, ландшафтные в рамках одного хозяйства. То, что мы видим зеленым цветом – это земли, где близко грунтовые воды, там есть возможность наращивать потенциал, не у всех есть такие, это 2 тысячи гектаров в этом хозяйстве. Очень много склоновых земель, сейчас я плавно подхожу к обсуждению пункту 2.1. Следующий, пожалуйста.

Мы видим, слева, как при внедрении интенсивной технологии, мы берем абстрактный пример по озимой пшенице, на землях с разной продуктивностью, в пределах одного хозяйства рассчитываем что происходит, если мы одну и ту же сумму затрат на интенсивные технологии вкладываем, даже там, где культура плохо растет. Мы видим, что экономика ухудшается, маржинальный доход изменяется на 15 миллионов рублей, в случае, если мы знаем, заведомо на более низко плодородных участках мы размещаем интенсивную технологию, а на тех участках, которые низко плодородных мы их выводим или рассматриваем другой спектр культуры или технологии. Вот карта «Пригодность под культуру», видите, кукуруза, озимая пшеница.

Не смотря на то, что это пшеничные земли Белгородская область, есть часть участков, которые относятся к шестой категории по шкале землепригодности и они должны быть порядка 122 гектаров выведены из обработки вот этого компактного, достаточно успешного хозяйства, которое находится в хороших условиях.

Дальше, пожалуйста. Пример по Алтайскому краю, в котором в этом году делали проект, попросили организаторы представить. Видите, значительная доля площадей, окрашена красным цветом – это супесчаные почвы, 300 (00:45:32), они выведены из обработки, хотя в этом году они обрабатывались, но по проекту они рекомендованы к выводу из обработки. Те поля, которые желтым там легкосуглинистые почвы, есть ограничения и из тех оборотов исключен полностью подсолнечник.

Дальше, пожалуйста. Для примера, это фотографии с наших весенних обследований, так выглядят эти супесчаные почвы, видите, там уже барханы надувает.

Дальше, пожалуйста. Вот такие машины появились, в зоне, где были четко сформулированы требования по почвозащитной системе земледелия, где должна быть оставлена вся стерня на поверхности максимально. Хочу сказать, что заказчик он очень мудро сказал: «Право владения землей не дает нам право на уничтожение почв». В этом году они уже пересмотрели, перешли на плоскорезы, к осени обрабатывали.

Если можно следующий включите слайд.

Ведущий: Такая тема обширная и можно долго о ней говорить.

Алексей Владимирович Трубников, генеральный директор хозяйства «Агрокультура»:

- Да, к чему я все это обсуждение затеял. Я показал, что в уже действующих хозяйствах есть часть земель, которые нужно переводить в режим консервации. Мы обсуждаем, что 41 миллион гектаров мы можем рассмотреть к вводу, вопрос: у нас не так много предприятий, которые занимаются аналогичной деятельностью, наша, наверное, самая продуктивная, 30-40 тысяч в год гектаров мы делаем, как можно ставить вопрос о вводе этих 41 миллиона гектар земли, не имея земельной службы в России?

Может надо поставить вопрос сначала реинкарнации, возвращения земельной службы, а потом уже ввода в эксплуатацию, потому что вы видели сами, к чему это может привести в Белгородской области – это эрозия, в других – это заболачивание и т.д. Я считаю, что нужно поставить вопрос: земельной служба должна быть. Я записал предложения.

Ведущий: Спасибо, большое. Подошел Павел Андреевич Савельев, из Ленинградской области, замдиректора института генетики и селекции сельхозживотных.

Павел Андреевич Савельев, замдиректора института генетики и селекции сельхозживотных:

- Дорожную карту обсуждали и есть несколько вопросов отчасти потенциала развития отдельных видов продукции за счет экспорта в несколько раз, но ведь в 1990 годах в нашей стране изменения происходили, в том числе и с целью того, чтобы она была рынком сбыта.

Определенная внешняя политика должна вестись для того, чтобы обеспечить эти рынки сбыта? Что касается Ленобласти, Ленобласть на данный момент входит в тройку по продуктивности молочного скота, молочно скотоводство занимает более 80% валового объема, по птицеводству на первом месте, но часто звучат слова «продовольственная безопасность» - способность самообеспечения, но что предшествует производству продуктов питания – это генетический племенной материал, который используется для производства в частности. По молочному скотоводству за 2012 год более 40% селекционного генетического материала было ввезено из-за границы.

Остальной продан был одними хозяйствами  другим. Высокие показатели по продуктивности достигаются, допустим, с 1976 года наш институт ведет свою работу по селекционно-племенной работе. В результате показатели продуктивности, в тройку входим, пятый год подряд хозяйства рабицы занимает первое место в России по продуктивности. Это результат более 20-летней селекционно-племенной работы. Хочется обратиться к такому вопросу, я знаю, недавно был изменен порядок субсидий по молоку и изменен процент жира на десятые доли процента. Хочется сказать, что для тех, кто понимает о чем речь едет, для того, чтобы в целом на десятую долю процента изменить – это нужно несколько лет, а то и десятилетий селекционной работы вести.

То есть те показатели, к которым мы сейчас пришли, которыми ставились цели, это не на следующий год происходит, поэтому, таким образом, поставив заведомо высокую планку, мы просто большинство сельхозпроизводителей, производителей молока вычеркиваем из процесса субсидирования государственного. Поэтому хочется обратиться, Михаил Владимирович Лосев говорил о том, что создана группа, которая занимается обсуждением вопросов, хотелось бы, чтобы в эту группу входили представители общественности, представители производителей сельского хозяйства, промышленного производства, для того, чтобы решения, которые приводились, учитывали интерес тех, для кого эти все процессы запускаются. Что касается нашего института специализации генетика и селекция, каким образом происходит этот процесс?

Используется в России уже больше трех десятилетий искусственное осеменение, генетический материал применяется либо неоцененный, либо оцененный по потомству, методами двадцатилетними либо методами геномной оценки. Геномная оценка у нас в России еще не существует прецедентов, чтобы у нас проводилась. Мы используем каталожных быков в молочном мясном скотоводстве с определенными параметрами. Сами подобных баз данных и генетическую работу ускоренную мы не можем проводить, дело в том, что традиционными методами генетическая оценка это порядка 20 месяцев, с помощью геномной селекции – месяц. Геномная оценка позволит нам в России выводить собственные породы и не зависеть от генетического материала, ввозимого из-за рубежа.

В том числе и контролировать ввозимый. В целом все. Спасибо большое. Да. В литрах продуктивность? Рабицы да, более 11 тысяч килограмм в год, это показатель по племенному хозяйству, а есть и коровы – это порядка 19 тысяч, а хозяйство в целом 11 тысяч. Спасибо большее.

Ведущий: Алексей Сергеевич Сарафанов, зампредседателя комитета по аграрной политике и природным ресурсам Волгоградской областной Думы. 

Алексей Сергеевич Сарафанов, зампредседателя комитета по аграрной политике и природным ресурсам Волгоградской областной Думы:

- Уважаемые коллеги, я вначале записался, потом отказался, а сейчас взял слово, потому что вопрос стоял об опыте работы развития сельского хозяйства в регионах.

Я задал себе вопрос с опытом или говорить о стагнации, которая происходит, потому что те проблемы, которые существуют в сказанных словах, они очень у многих. Мы не случайно находимся на территории Белгородской области, я тоже приехал вдохнуть этот запал, который сегодня есть, еще раз повстречаться, посмотреть на Губернатора, который вкладывает столько в сельское хозяйство. Подписываюсь под всеми вопросами и проблемами, которые сегодня есть, на мой взгляд, в Дорожной карте она должна быть - это живой организм, она будет меняться, она будет совершенствоваться и эту работу надо, уважаемые друзья, продолжать.

Хотел бы об одной проблеме сказать, о которой мы сегодня не говорили, на мой взгляд, она очень существенная. Вот в области развивается как-то растениеводство или держится на одном уровне и, как бы, не развивается животноводство, особенно молочное.

Когда мы начинаем копаться в этих всех причинах, которые существуют, мы приходим к выводу о том, что земля, разбитая на паи, не определенная в натуре, общедолевую собственность сегодня имеет и т.д. Мы должны понимать одну простую вещь, что себестоимость подсолнечника взятого с гектара выше, чем себестоимость кормов единиц с гектара, никто этот пай не отдаст для развития молочного животноводства, поэтому эти вопросы тоже должны иметь место. Эти вопросы тоже необходимо вставлять и решать каким образом это дело двигать. Это как раз в наших ответах, что мы говорим какая себестоимость молока, какие субсидируют литр молока и так далее. Все от этого дела зависит. И теперь, когда мы говорим о том, что развивать социальное развитие села или производство, друзья, давайте друг друга не обманывать, если  мы все в комплексе это не будем развивать, мы никуда двигаться не будем.

У нас есть такие примеры в Волгограде, мы вложили огромное количество в газификацию, 2 миллиарда вместе с финансированием Газпромом, и многие деревни привели газ в никуда, а люди там не остались жить: и газ, и топливо и т.д. Вот эти все моменты, а для этого должна существовать аграрная политика и поэтому наш форум, который сегодня происходит, мы говорим это экономический форум или политический – это политико-экономический. Потому что если нет аграрной политики, то так и будет это дело продолжаться. Я хотел бы, чтобы в нашей Дорожной карте, все приводили примеры слов великих деятелей, я хочу этим закончить.

Еще великий аграрник – экономист в 1937 году, Чаянов, вы такого слышали и знаете, это он сказал слова: «В грозный час, когда оказываются под угрозой все виды предпринимательства, когда экономический кризис сокрушит все наши предприятия, у нас единственный вид спасения – это переложить всю тяжесть удара на плечи того атланта, который держится вся наша страна и все наше народное хозяйство – на плечи русского крестьянства. Эти плечи смогут выдержать все, если только захотят подставить себя». В 1937 году сказал, в 1939 году был расстрелян, в 1957 году был реабилитирован, но проблема и суть аграрного сектора сегодня остается. Поэтому я не жалею, что я приехал сегодня на Московский экономический форум с тем, чтобы поучаствовать, еще раз подзарядиться энергией для того, чтобы искать пути выхода из этого положения. Экономическим, политическим путем и т.д. Спасибо за внимание.

Ведущий: Валерий Иванович Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политики заксобрания Красноярского края.

Валерий Иванович Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политики заксобрания Красноярского края:

- Говорить о Белгородской области о проблемах села – это все-равно что в Тулу со своим самоваром ехать. Мы, действительно, все сюда приехали только потому, что понимаем значение того, сделанного для села в этой области в целом для России или для каждого из наших регионов. Красноярский край – это не только край промышленности, не только край обороны, но и крупный аграрный комплекс.

У нас 3,5 миллионов гектаров земли и сейчас в обработке, хотя 1 миллион уже потеряли из-за того, что было, тайгой заросло. Мы производили более миллиона тонн молока в год, почти 350 тысяч тонн мяса, более миллиона тонн картофеля, почти 300 тысяч тонн овощей и полностью обеспечивали себя и весь Дальний Восток, в том числе Тихоокеанский флот и Забайкальский военный округ всеми необходимыми продуктами питания.  Сейчас как в большинстве регионов осталось от половины до одной третьей от этого сельского хозяйства, несмотря на то, что мы немало сейчас делаем для того, чтобы остановить падение и приостановили его, но теперь надо двигаться вперед.

Как председатель комитета, я обязан работать в рамках действующего законодательства тех программ, которые существуют, и работать, обеспечивая приток финансовых ресурсов в край и технологическую модернизацию. Вот этим комитет и занимается. Не первый раз слушаю доклады Ивана Григорьевича Ушачева, замечательный доклад и сегодня он сделал, у меня нет серьезных вопросов к тому документу, который обсуждается, Дорожной карты. Я только хотел понять статус этого документа? Он для кого и он для чего?

Его заказало правительство, оно будет его осуществлять, его будет кто-то реализовывать или это попытка общественности взглянуть на проблемы и сформулировать свое предложение? Как предложение документ замечательный, но мы обязаны работать в рамках того законодательства, которое действует. В связи с этим, после очередных поправок Бюджетного Кодекса страна перешла на, так называемый, программный бюджет, есть 43 программы федеральных, соответственно в регионах свои программы утвердили и работаем в рамках их. Для меня нет вопроса что яйцо, а что курица – развития села или развитие производства на селе. Неважен этот вопрос, на него никогда человечество не получит ответ, потому что первично, в данном случае, развивать надо и то и другое, одно без другого не бывает.

В связи с этим, я не знаю, кто эти предложения и кому передаст, но программа устойчивого развития села должна быть выделена в отдельную государственную программу сверху донизу. Та подпрограмма, в которую ее загнали в рамках села на те же 1,3 миллиарда рублей – это конец тому селу, которое на сегодня остается.

Второе, это взаимодействие федеральных и региональных органов. Мы в какой- то крепостнической зависимости от развития вашего федерального законодательства.  Мы в крае своих 4 миллиарда вкладываем в село, федеральных получаем 1 миллиард.

Но мы вынуждены так кроить свое законодательство, чтобы получить ваше софинансирование, что иногда жизнь уже далеко вперед ушла, а мы все ждем, когда из Москвы поступит очередное указание, чтобы получить эти несчастные копейки из Федерального центра. Что нам мешает сегодня резко увеличить несвязанную поддержку? Даже из этих же денег, которые сегодня есть. Ничего не мешает, а мы продолжаем их «размазывать по пирогу тонким слоем», а толку от этого размазывания нет. Поэтому я ожидал здесь услышать от представителей федеральной власти о том плане совершенствования федерального законодательства, подгонку его под требование ВТО. Теперь хоть плач, хоть не плачь. Там мы уже записались.

Просились 20лет – пустили нас туда. Теперь надо жить и работать так, чтобы они теперь от нас заплакали, а вот для этого и совершенствовать надо наше законодательство.

Ведущий: Иван Григорьевич, ответьте, пожалуйста, вопрос прозвучал.

Иван Григорьевич Ушачев, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации:

- Уважаемый, Валерий Иванович, что касается статуса этого документа, вы знаете, что согласно закону «Развития сельского хозяйства» Министерство сельского хозяйства обязано готовить национальный доклад о ходе реализации госпрограммы за данный 2013 год. Мы уже скоро приступим к подготовке такого национального доклада.

В законе еще есть одна запись, что этот национальный доклад должен содержать предложения по корректировке государственной программы. Для чего создается независимая экспертная комиссия, которая берет этот национальный доклад, анализирует его и вносит свои предложения по корректировке. На мой взгляд, я не знаю прав или нет, мы как участники разработки и написания национального доклада, который идет за подписью Минсельхоза, делаем предложения. По мере возможности, часть из них, которые носят более-менее реальный характер, мы в обязательном порядке включим в официальное предложение экспертной комиссии, которые утверждаются правительством и Думой.

Вот с этой целью, я считаю, и нужен этот документ, для ежегодной корректировки государственной программы. Что касается федеральной программы устойчивого развития сельской территории, я на 200% с вами, она у нас и называется федеральная программа устойчивого развития сельского хозяйства. Социальная программа заканчивается этим годом, 2013, а с 2014 года начинается устойчивое развитие сельских территорий. Вся беда в том, что она очень слабо финансируется, мы будем делать предложения и обосновывать по ее увеличению. Вот как бы я мог ответить. Не знаю как сопредседатель, что он думает по поводу этого документа?

Валерий Иванович Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политики заксобрания Красноярского края:

- Это здорово, Иван Григорьевич, мы знаем о национальном докладе и ждем его, вообще-то он раньше должен был выходить.

Николай Васильевич: Валерий Иванович, национальный доклад за прошлый год был заслушан на второй неделе ноября, но проблема национального доклада, в чем заключается? Смотрите, Федеральный бюджет или Государственная Дума с Советом Федерации в апреле месяце приняли изменения в бюджете дополнительно дать селу 38 миллиардов рублей, а сегодня уже декабрь, а рубли до сельского хозяйства не дошли. Это то, о чем я вам говорил, нет системы почему? Нет ответственности и вы, по-моему, об этом уже сказали, что надо сверху донизу, система почему и ответственность, тогда 38 миллиардов уже освоили. А сейчас по 94-му закону попробуйте, даже если завтра вам их дадут, что вы с ними сделаете?

Валерий Иванович Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политики заксобрания Красноярского края:

- Николай Васильевич, может и хорошо, что не дали, все-равно бы в Россельхозбанк ушли бы эти деньги.

Голос из зала: Разрешите?

Ведущий: Да, пожалуйста.

Голос из зала: Хотел ответить насчет национального доклада, как правильно было отмечено, законом о развитии сельского хозяйства национальные доклады готовятся ежегодно и более того, установлены сроки, перед началом лета. Мы этот национальный доклад ровно в те необходимые сроки подготовили и прошли экспертное соответствующее сообщество и заключение и за 2012 год, и по итогам реализации государственной программы, которая была завершена в 2012 году. Мы этот весь национальный доклад сделали совместный. И годовой и за пять лет.

На сегодняшний день уже сформирована рабочая группа, было согласовано со всеми ведомствами, с наукой и с Союзами, кто войдет в эту рабочую группу и в сам Совет. Соответственно, национальный доклад практически в декабре мы приступим к его созданию. Более того, я неспроста говорил, что этот документ он не только национальный доклад, но и второе, есть рабочая группа, которая, я повторяюсь, но надо акцент, что именно по совершенствованию государственной программы. Те рекомендации, который войдут и в национальный доклад и то, что выработает форма поддержки, какие необходимы с учетом ВТО, рабочая группа мы и этот документ с удовольствием. Я не сказал, что полностью, но…

Валерий Иванович Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политики заксобрания Красноярского края:

- А Константин Анатольевич в этой рабочей группе?

Голос из зала: Мы соответственно включим.

Ведущий: Врятли вы включите, честно говоря.

Валерий Иванович Сергиенко, председатель комитета по делам села и агропромышленной политики заксобрания Красноярского края:

- Надо обязательно включить, а кто будет защищать тогда эту Дорожную карту? Кто будет с этими идеями? Один Иван Григорьевич не справится. И Николая Васильевича туда, он парень боевой.

Ведущий: Я бы с удовольствием принял участие в этой рабочей группе.

Голос из зала: Можно реплику?

Ведущий: Коллеги, если мы сейчас начнем дискуссию, то мы выйдем из графика. Вам, Иван Валентинович, будет слово, там скажите, что хотите. Я еще про статус Дорожной карты – это движение снизу, никакого на данный момент официального статуса нет, но я уверен, что ее читал весь Минсельхоз, читали люди в регионах. Я ее отдал президенту Российской Федерации в сентябре в руки, лично, сказал, что это важный документ, я сам принимал участие в написании, надеюсь, что он тоже ее прочитал.

Идея становится материальной силой, когда овладевает массами, вот наше сегодняшнее мероприятие в трансляции или в публикациях прочитают, увидят тысячи, десятки тысяч человек и постепенно общество пронзит эта идея, что надо действительно менять аграрную политику, она изменится и у нас у всех появится масса возможностей.

Давайте двигаться дальше, Нижегородская область, город Нижний Новгород, Абдюшев Марат Мазитович, генеральный директор компании «Мельинвест».

Марат Мазитович Абдюшев, генеральный директор компании «Мельинвест»:

- Я хотел дополнить Дорожную карту одним пунктом. Зерно при хранении постоянно подвержено поражением вредными насекомыми, для которых оно является средой обитания и пищей. Продовольственная сельскохозяйственная организация оценивает ежегодные потери зерна в мире около 10% производства. В развитых странах Европы и Америки это составляет 1-2%. В менее развитых до 40%.

По оценкам наших российских ученых потери зерна в России от насекомых составляет уже через 6 месяцев 5,6%. Получается, что в России ежегодно из- за насекомых теряют около 5-6 миллионов тонн зерна. Образно говоря, все хлеборобы Ставропольского края трудятся на прокорм зерна. Насекомые не только поедают зерно, сильно его загрязняют, снижают пищевые достоинства, способствуют повышению влажности и т.д. Большой вред наносит скрытая зараженность зерна, за время своего развития личинка съедает до 40% зерновки, в которой она находилась. При замечании такого зерна качество муки заметно ухудшается по всем показателям. Внутри зерновки лежат мясо насекомого, экскременты, линочные шкурки, мочевая кислота и другие выделения. Зерно становится не пригодным для питания. Зараженные зерна при помоле невозможно удалить, они садятся в других зерновых продуктах.

Я к чему это говорю, у нас в Министерстве сельского хозяйства есть программа – это комбайны, трактора, сеялки, но нет программы, которая сохранит зерно, особенно в этом году. Огромные идут дожди, а из-за отсутствия хранилищ, хранения зерна – это огромные потери. То, что мы здесь говорим о больших деньгах, можете посчитать сами какие потери. Поэтому я предлагаю Дорожную карту пополнить хранилищами, которые сохранили бы огромные деньги, которых не хватает. Спасибо за внимание.

Ведущий: Спасибо. Михаил Егорович Калтаков, Воронежская область, председатель СХА «Истоки». Нет. А Игорь Анатольевич Алименко есть? Нет.

Голос из зала: Добрый день, дорогие друзья, я второй раз присутствую на заседании аграрной секции московского форума, поэтому еще не до конца все освоил, сидел и думал, что же мне сказать своим коллегам, сидящим в зале? Сказать о том, что наш Богучарский край также как север Ростовской области, как вся Волгоградская область бьется отчаянно за жизнь – это будет не очень интересно, сказать о том, как чума ударила по подворьям и по финансовому состоянию семей крестьянских – тоже известно и не очень интересно. Но я вижу очень большое движение вперед, которое ведет вперед развитие сельского хозяйства, которое ведет этот круг людей, он не большой, но он делает большое дело, заставив задуматься наших правителей  о судьбе сельского хозяйства.

Ведь сельское хозяйство – это фундамент государства, по большому счету. Если на фундамент не обращать внимания, а он у нас уже порядком подразрушился, то это приведет к большой проблеме в развитии нашей государственности. Я целиком и полностью поддерживаю все догмы, которые выставляются в карте, аплодирую каждому выступающему и хочется сказать, вот эти бы все слова да Богу в уши. Хорошее выражение народное.

Хотелось бы, чтобы наши правители все-таки услышали нас, чтобы наши правители задумались и чтобы все-таки, дело не в деньгах, а дело в политике. Дело в том, как заставить, как понудить. Ведь мы все работаем на крупные корпорации, чем бы ты ни занимался, в конце концов, деньги уходят банкирам, всем РАА, всем Газпромам, которые являются «народным достоянием». Все это насмешка, все мы работаем на них. Вот когда начнут все работать на нас, насело – государство живет. Это 40 миллионов человек. Поэтому еще раз повторяю наши слова как-то надо доносить Богу в уши. Спасибо.

Ведущий: Ульяна Александровна Рыжова, Тамбовсая область, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Тамбовской областной Думы:

Ульяна Александровна Рыжова, Тамбовсая область, заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Тамбовской областной Думы:

- Добрый день, уважаемые участники форума. Хотелось бы поблагодарить организаторов за приглашение. Проблемы и вопросы в регионах они схожие и неоднократно уже сегодня были озвучены, я, конечно же, повторюсь. Для Тамбовской области задолженность по инвестиционным кредитам, как и в других областях одна из проблем это составляет порядка 1,3 миллиарда рублей. Увеличение размера несвязанной поддержки тоже проблема актуальна и с ростом цен на горюче-смазочные материалы и на минеральные удобрения, конкурентоспособность нашего продукта резко снижается. В 2013 году почти в двое были снижены ставки по субсидированию части затрат на приобретение элитных семян.

Если зерновые культуры в 2012 году приходилось 4 тысячи рублей на тонну, то в 2013 эта сумма составила 2200 тонн. Также хотелось бы обратить внимание на то, что ставки и перечень зерновых культур появляются перед самой посевной, необходимо, чтобы этот перечень утверждался не в начале года, а в конце предыдущего. Это позволит сельхозтоваропроизводителям планировать свои затраты и заранее планировать вид культур.

Также получает сложность получение от страховых компаний компенсационных выплат при страховании посевных площадей. По факту, под различным предлогом страховые компании их не выплачивают. Специализация Тамбовской области выделяет садоводство и плодоводство. Отсутствие субсидирования от страны на протяжении двух десятилетий, а также аномальные погодные условия в 2006 и 2010 годах привели к гибели практически всех плодоносящих садов в нашем регионе. Но принятая программа поддержки садоводства Тамбовской области в 2007-2013 годы позволила коренным образом изменить эту ситуацию к лучшему.

За эти годы садоводы раскорчевали 2 тысячи гектар погибших садов и зародили из этого оборота самые лучшие участки хозяйства. В этот же период заложено свыше 2,5 тысяч гектар садов, половина из которых интенсивного типа. Тамбовская область стала одним из лидеров в Российской Федерации по возрождению садоводства и питомниководства. Однако, в текущем году, по сравнению с предыдущим годами произошло сокращение объемов финансирования из Федерального бюджета на закладку, уход и раскорчевку многолетних насаждений более чем в 3 раза. Сократились ставки по субсидиям на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними насаждениями. Если в 2012 году: 35 тысяч на гектар приходилось на обычный сад, 138 тысяч гектар – на интенсивный, то в 2013 году: 21 тысяча – на обычный, 68 тысяч на гектар – интенсивного сада. Конечно же, необходимо обратить внимание на то, что условия получения субсидирования на раскорчевку является возраст садов от 30 лет.

Но мы считаем, что необходимо менять этот критерий, хотя бы до 20 лет. При условии господдержки это позволит продолжить работу садоводов по зарождению садов и плодоводства в регионе и в России. Спасибо за внимание.

Ведущий: Спасибо большое. Магомед Шиблуевич Гаплаев, замминистра сельского хозяйства Чеченской республики, пожалуйста.

Магомед Шиблуевич Гаплаев, замминистра сельского хозяйства Чеченской республики:

- Добрый день. Спасибо за приглашение. Ехать или нет сюда вообще не обсуждалось, потому что опыт Белгородщины – это самый лучший. Конечно, удивить кого-то производством зерна или сахарной свеклы мы не собираемся, хотя в этом году у нас прекрасный результат, мы в 3 раза больше получили урожая зерновых, а также в 3,5 раза сахарной свеклы.

Поэтому фактически вывели наш завод на проектную мощность. То, что касательно Дорожной карты, есть свои предложения и замечания, мы в письменном виде представили. То, что там сравнительно с Бельским районом Тверской области я довольно хорошо знаком с центральной Россией, потому что долгое время здесь работал. Для нас эта проблема отсутствует, потому что у нас избыток трудовых ресурсов. И проблемы вымирания сельских поселений тоже практически нет, у нас проблема, чем бы их занять. Потому что участие в программе начинающие фермеры, по сравнению с другими субъектами нам выделяют средства. Но поверьте мне, когда желающих 1300, а мы получаем всего на 200 человек – конечно, хотелось бы, чтобы побольше.

Например, проблемы с многолетними насаждениями. Дело в том, что наш регион, традиционная культура – виноградарство. Буквально на днях было совещание с федеральным министром Николаем Васильевичем Федоровым, мы там тоже озвучили свои проблемы. Дело в том, что поддержка, которую мы получаем по уходу и по закладке многолетних насаждений 50 тысяч рублей, когда потребность порядка 400 тысяч рублей. Отдача получается только на 4-й год. А самые благоприятные условия именно для виноградарства. Конечно, хотелось бы, чтобы на это внимание уделили, потому что не во всех природных регионах России возможно заниматься виноградарство.

Тем более сняли бы сразу проблему трудоустройства населения. Такие проблемы у нас на сегодняшний день есть. Конечно, хотелось бы поблагодарить руководство Департамента сельского хозяйства Белгородской области, я специально за день вперед прилетел, чтобы поработать там, потому что у них есть много чему поучиться.  У них есть программы, которые именно благодаря губернатору, по привлечению личных подсобных хозяйств. Я специально эту программу взял, чтобы опыт перенять, потому что это уникальная программа. Может это в свою очередь нам даст какой-то толчок, чтобы занять местное население, потому что и раньше и в советское время у нас люди вынуждены были выезжать за пределы Республики, в поисках работы, потому что семьи большие 5-10 человек.

Населенных пунктов численностью меньше, чем 10 тысяч у нас нет. Доходит до 40 тысяч человек, разве что в горных селах, но мы сейчас разрабатываем местную программу по переселению населения с равнинной части в горную. Спасибо за приглашение. Всего доброго, всех благ.

Ведущий: Спасибо. Юрий Алексеевич Селеванов, депутат государственной Думы.

Юрий Алексеевич Селеванов, депутат государственной Думы.

- Спасибо, я вообще отношусь к строительному комплексу, мне было очень интересно послушать на сегодняшнем форуме московском.

Потому что та трагедия, я иначе не назову, которая произошла у нас в связи с вступлением в ВТО, она в первую очередь отразилась наглядно и на нашей более благополучной Белгородской области, а то, что сельхозтруженники значительно снизят свои возможности покупательной способности в связи со спадом – это очевидно. Мы уже видим, видят наши строители, насколько начинается этот спад. Вы все сказали об объективных причинах, все уповаем, как товарищ хорошо сказал, на Бога – он должен нас услышать.

Я согласен, что это самое главное, но в условиях такой трагической ситуации, о которой было здесь сказано, мне хотелось бы отметить те субъективные недостатки в агропромышленном комплексе. Под снижением даже долей себестоимости, долей процентов, за которую можно в критический момент удержаться. Я, например, назову фактор, с которым мне пришлось связаться - есть мощный лоббизм, который у вас в агрокомплексе не преодолен, например, в лекарственных препаратах. Есть интересные разработки, и я знаю, я с этими разработчиками знаком, которые говорят нельзя пробить, хотя новые лекарственные препараты способны на 0,5-1% снизить себестоимость. Кроме того улучшить качество по антибиотикам.

Второй момент, когда-то лет 12-13 назад в период кризиса, который состоялся, у нас тогда была проблема с газом, очень большой лоббизм, вернее монополия на газ, когда они в 2-3 раза увеличивали цены, когда ты превышаешь плановые поставки. Тогда у нас стал вопрос, в частности, на том предприятии, где я работал, как уйти от газовиков, потому что самое главное «монополизм ударит по морде» и мы взяли и построили, всем на смех, на опилках котельную. Предприятие, которое я возглавлял, оно самое крупное в Российской Федерации и самое модернизированное. Так вот, мы построили одну котельную на опилках, на бесплатных практически опилках, кругом завалы леса, завалы дров захламлено.

А сегодня строим вторую котельную - мы полностью отказываемся от газа. Таким образом, если найти под ногами сырье, то можно тоже на 0,5-1% снизить себестоимость сельхозпродукции. Мне пришлось проделать колоссальную работу для того, чтобы активизировать небанковские кредиты, а средства населения, а их не у всех, а у 20-30% очень много. Как раскупорить эти 15-17 триллионов рублей, которые есть у людей? Об этом вам, сельхозникам, надо подумать. Мы у себя проделали такую работу, мы раскупорили вклады населения, более того те вклады, которые хранятся в матрацах, и сейчас их активизировали через кооперацию.

Я глубоко поддерживаю выступление Николая Васильевича Коломийцева, но он как не завязанный с партией власти он резко подверг критики, я поддерживаю Максима Калашникова, который озабоченно говорил и давал предложения, Орлова Людмила Владимировна, которая говорит, что без нравственного воспитания мы ни к чему не придем и нужно начать с нравственного воспитания. Но что говорить, какому Богу в уши, дважды повторил и очень хорошо, выступающий, который сидит на самой галерке. В уши президенту – вот наш Бог, вот куда надо написать и куда должна попасть ваша резолюция этого выездного московского экономического форума. Спасибо за внимание.

Ведущий: Спасибо. Будем вкладывать. Татьяна Владимировна Антипова, руководитель департамента развития корпоративного бизнеса и стратегического управления компании «Росагролизинг».

Татьяна Владимировна Антипова, руководитель департамента развития корпоративного бизнеса и стратегического управления компании «Росагролизинг»:

- Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые организаторы, участники заседания. Прежде всего, позвольте выразить признание и положительную оценку инициативе разработчиков Дорожной карты развития сельского хозяйства, такому первому концептуальному переосмыслению стратегии дальнейшего развития основополагающей отрасли нашей страны, обеспечивающую национальную и продовольственную безопасность, являющейся, по сути, основным источником воспроизводственного процесса национальной экономики. Хочется, единственное, здесь пожелать, чтобы эта инициатива, эта разумная критика была правильно воспринята проводниками государственной политики, нашла отражение и признание в общественности и нашла бы отражение в государственных программных документах.

К сожалению, на сегодняшний день уже есть негативные примеры, когда разумная инициатива не нашла должного отражения признания государственных органов. В частности та самая стратегия развития сельхозмашиностроения, которая была принята буквально два года назад, но государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 год была принята совершенно в отрыве от тех программных показателей, целевых показателей, которые были заложены также в стратегическом документе. Поэтому хочется пожелать разработчикам, чтобы такой проблемы не было при продвижении данного документа, носящих действительно стратегическую значимость и важность для нашей национальной экономики. Для того чтобы это Дорожная карта развития сельского хозяйства была реализована, государственная политика должна строится на четырех основных составляющих, говоря сегодня новомодным языком Дмитрий Анатольевич называл нас сегодня 4и, я позволю себе сказать 4т – это технологии, это техника, это трудовые ресурсы сельской местности и это торговля, прозрачная торговля, о которой сегодня так много говорилось.

Без первых двух слагаемых технологии и техники невозможно достичь тех целевых индикаторов, которые вы говорите в Дорожной карте развития сельского хозяйства, не возможно будет вовлечь 40 с лишним миллионов гектар неиспользуемых на сегодняшний день земель, не возможно будет повысить сельскохозяйственный уровень производства. Говоря о трудовых ресурсах, наверное, становления этого слагаемого, должно проводиться по нескольким направлениям. Первое это то, о чем говорила Людмила Владимировна, это обучение будущих работников в области сельского хозяйства АПК. Создание рабочих мест в сельской местности, прежде всего, и одновременно с созданием рабочих мест создание надлежащих социальных условий жизни для работников сельского хозяйства и членов их семей. 

Самый злободневный вопрос – это вопрос торговли, без решения вопроса о торговле, без решения вопроса диктата товаропроводящих сетей, устанавливающих цены на реализованную продукцию сельского хозяйства, конечно, те же целевые индикаторы рост сельскохозяйственного производства достичь будет очень и очень сложно, поэтому на сегодняшний день, я упрощенно скажу, пока действует логика: огурец продается только потому, что он зеленый, а не потому что он экологически чисто выращенный, качественного сельскохозяйственного производства в нашей стране, к сожалению, не достичь. Поэтому эту логику, этот стереотип мышления товаропроводящих сетей надо менять и менять на законодательном уровне.

Рассматривая первые два направления, которые я обозначила: техника и технология, хотелось бы отдельно акцентировать внимание на деятельности «Ростагролизинг». Рассматривая тот проект Дорожной карты, который был изначально представлен, я обратила внимание, что одним из направлений реализации Дорожной карты является, в том числе, приватизация компании «Росагролизинг» и иных институтов развития.

Я считаю, что данный тезис необходимо еще раз пересмотреть, на сегодняшний день «Росагролизинг» - это некоммерческая организация в чистом виде, это действительно институт развития агропромышленного комплекса, который ставит интересы сельхозпроизводителей и сельхозмашиностроителей АПК превыше получения коммерческой прибыли.  Поэтому в данном программном документе надо говорить не столько о приватизации, сколько, наоборот, о развитии системы федерального лизинга и о развитии системы стимулирования и повышения доступности условий федерального лизинга в конкретных регионах. В данном конкретном случае речь может идти о развитии и расширении конкретных систем субсидирования лизинговых платежей. Коротко проведу статистику, за последние два года программа субсидирования на региональном уровне лизинговых платежей поддержала с 13 регионов в 2011 году до 70 регионов в 2013 году.

Мы видим яркий десонанс платежной дисциплины и улучшение техническо-технологической модернизации в тех регионах, которые данную меру избрали в качестве меры поддержки сельского хозяйства. Благодарю за внимание.

Ведущий: Спасибо.

Голос из зала: Можно добавить меры?

Ведущий: Полминуты.

Голос из зала: В меры записать предложения, мы все время говорили, что Росагролизинг – институт развития и чтобы эти функции институту развития по внедрению современнейших технологий он исполнял, это дополнительно к тому, что он делает массово, именно по новейшим технологиям не совсем нас получается, для этого, видимо, нужен отдельный бюджет. Еще хотела сказать, если мы будем внедрять технологии и повышать конкурентоспособность, то мы только на зерновом клине России за счет технологий сможем сэкономить текущих затрат около 200 миллиардов рублей ежегодно – это колоссальные деньги.

Ведущий: Да, и передовые технологии при этом отечественные, поскольку на них не всегда денег хватает, поэтому в первую очередь надо их поддерживать. Коллеги, у меня еще примерно десять выступающих осталось, не обижайтесь, если кто-то в конце выступает, мы смешивали не по степени важности и интересности, как раз очень интересные докладчики будут в конце, чтобы все заседание было интересным, динамичным мы расставили выступающих. Елена Викторовна Суслова, директор Белгородского регионального филиала компании Россельхозбанк.

Елена Викторовна Суслова, директор Белгородского регионального филиала компании Россельхозбанк:

- Добрый день, уважаемые участники форума, хочу сказать слово «Россельхозбанк» сегодня звучало почти также часто, как Дорожная карта. Поэтому я хочу сказать, самый актуальный и наболевший, что сегодня говорили – это процентные ставки по кредитам. Сразу отвечу, что процентные ставки по кредитам любого банка это получается сбалансированный уровень между ценой привлечения ресурсов на рынке и между той ценой, по которой банки готовы их продать.

Николай Васильевич говорил, что 30 миллиардов рублей будет декапитализация банка, но хочу сразу сказать, что уже на сегодняшний день банком выдано на развитие сельского хозяйства только в текущем году 483 миллиарда рублей, поэтому эти цифры не сопоставимы. На сегодняшний день в структуре ресурсов, которые выделяет банк на развитие сельского хозяйства только 12% денег государства, все остальные деньги – это деньги, привлеченные на рынке. Это деньги вкладчиков соответственно там тоже ставка, это депозиты юридических лиц, это и различные прочие средства. За всю историю Россельхозбанка с денег, которые выделены государством в размере 188 миллиардов рублей, банком прокредитовано сельхозпроизводителей в 2,5 триллиона рублей. Все остальные средства – это мы покупали, покупали также как и другие банки.

Хочу сказать, также в выступлениях коллег прозвучало о том, сколько кредитов было пролонгировано в их регионах в связи с чрезвычайными ситуациями, которые были за последние 3 и более лет.

Поэтому это тоже деньги, приобретенные банком, это срочные деньги, которые банк должен срочно вернуть, а в связи с тем, что сельхозпроизводитель не возвращает, банк изыскивает тоже резервы для того, чтобы восстановить и эти активы. Это что касается ставки по кредитам. Кроме того, вы правильно заметили о том, что банковские кредиты напрямую зависят от ставки рефинансирования. Это вопрос уже не банков-кредиторов те, которые кредитуют. Надеюсь, по ставке я вам ответила.

Что касается предложений по Дорожной карте, хочу сказать. Одним из важных факторов развития сельского хозяйства является деятельность малого и среднего предпринимательства. Я прочитала Дорожную карту, хотелось бы сказать, говорили предусмотреть раздел на обучение, я предлагаю раздел повышения финансовой грамотности сельхозпроизводителей, их информированности в вопросах конъюнктуры рынка агропромышленного продовольственной продукции, затем предусмотреть им не только финансовую, но и информационную, консультационную и консалтинговую поддержку, потому что этого нет у малых и средних предпринимателей.

И обеспечить доступ малым и средним предпринимателям к складской инфраструктуре, потому что на сегодняшний день не хватает зерно и овощехранилищ, у них нет доступа. Это что касается о разделе предложения. Спасибо. У меня все. 


Скачать полную версию.

04.12.2018

Кому ЭВС?

Минсельхоз хочет во втором квартале 2019 года включить готовую молочную продукцию в систему электронной ветеринарной сертификации. Что об этом думают молочники - выясняло The DairyNews.
06.12.2018 21:34:45

про ацидоз про ножи

0 88 Алексей Николаевич Ковалев
Маяк Высокое, ОАО
Адрес:  Беларусь, Витебская область, Оршанский район, деревня Купелка 
 
Ибрагимов и К, СХП ООО
Адрес:  Татарстан респ, Апастовский район, с. Эбалаково 
 
Фаэтон-Агро, ООО УК
Адрес:  Ленинградская область, Гатчинский район, дер.М.Верево, ул.Кутышева, д.6В 
 
Бурановское, ООО
Адрес:  Алтайский кр, Усть-Калманский район, с. Новобураново, ул. Октябрьская, д. 10 корп.