А2 – лишь маркетинговая игра

Источник: The DairyNews
Обычно я игнорирую подобные популистские мнения и псевдонаучные высказывания, но в данном случае решил ответить, так как слова Сергея Сонкина, директора по развитию ООО «А2 Молоко» – а он, я полагаю, явно финансово заинтересован в маркетинговом продвижении торговой марки А2 – затрагивают честь и достоинство уважаемых в научном и медицинском сообществе Сергея Беликова и Алексея Водовозова и вводят в заблуждение потребителей.
1. Экспертами подробно и аргументировано разобраны и поставлены под справедливое сомнение тезисы маркетологов торговой марки А2.  

В этой статье дается ссылка на мнение по данному вопросу высококвалифицированного врача-диетолога, к.м.н. Елены Мотовой (кстати, рекомендую к прочтению ее книгу «Мой лучший друг — желудок. Еда для умных людей» – ни разу не реклама). Здесь ссылка на 107-страничный отчет за 2009 год, где разбирают вопрос о бета-казоморфинах  В данной работе много и подробно на английском разбираются данные из разных источников об указанном веществе. 

Для ленивых краткий вывод: на основании настоящего обзора доступной научной литературы невозможно установить причинно-следственную связь между пероральным (то есть если вы съедите) приемом BCM7 или родственных пептидов и этиологией или течением любых предполагаемых неинфекционных заболеваний. То есть на настоящее время доказанных случаев вреда от этого вещества НЕТ!

Китайское исследование, на которое любят ссылаться маркетологи торговой марки А2, по научному весу тянет максимум на опрос после дегустации. Его доказательность крайне низкая (ниже уровня доверия), а собственно дизайн исследования вызывает массу вопросов.
И так далее.

2. Что касается утверждения Сергея Сонкина о том, что «не будем вдаваться в понимание разницы между аллергией и непереносимостью, хотим сказать следующее – компания А2 молоко никогда не делала таких заявлений», это мягко говоря не так. В его интервью написано, что  именно этот белок под счастливым номером 7 (это о белке бета-казоморфин 7) приводит к развитию таких болезней как шизофрения, аутизм, сахарный диабет, проблемы с сердцем и так далее. Кроме того, он нередко становится причиной воспалительных процессов в кишечнике человека, из-за чего развиваются симптомы, похожие на непереносимость лактозы. В этом случае человек начинает применять безлактозное молоко, но улучшений не замечает: его продолжает пучить, отмечаются боли в животе».

То есть фактически было сказано еще многое другое в перечне «страшилок». И не надо маркетингу прятаться за «возможно», «с определенной степенью вероятности», «бывает», «по мнению матери своих детей» и другими подобными способами уйти от прямой ответственности за информацию, достоверность которой вызывает серьезные сомнения.

Сергей Сонкин говорит: «если у человека отмечаются какие-то проблемы с кишечником, например, есть синдром «дырявого» кишечника, либо стенки очень тонкие, как это бывает у детей, молекула BCM7 начинает просачиваться в кровоток, а оттуда разносится по всему организму, в том числе и в мозг». Это шедевр. Кто хоть немного в курсе о гематоэнцефалическом барьере, тот поймет, в чем соль.

Кроме того, на сайте компании в разделе «Научные доказательства» обычное молоко делается ответственным за такое количество болезней, включая психические, что просто страшно становится за те миллиарды людей, что тысячи лет пьют молоко и едят из него продукты… А вдруг узнают. И вот узнали от «компании-просветителе».
Дальше разбирать и «ловить за язык» смысла не вижу. 

Мое оценочное суждение: людям, которые в слове бета-казоморфин видят только «…морфин» стоит остерегаться давать комментарии, делать поучения, пытаться давать рекомендации по вопросу, в котором они слабо ориентируются. И уж не в коем случае не делать рекомендаций на медицинские и около медицинские области! Ибо чревато! Такие вещи надо пресекать или будет как всегда: еще недавно «сливочное масло – зло, даешь пальму, а лучше маргарин!», теперь «пальма зло, маргарин ужас – даешь сало со сливочным маслом!». Ну и так далее.

3. Не люблю на личности, но тут похоже придется. Кит Вудфорд (Keith Woodford). Маркетологи «А2 Молоко» постоянно излишне акцентируют, что он доктор наук, но не указывают, что это в английской «системе координат», по-нашему это где-то между магистром и кандидатом наук. Зависит от «крутизны» университета в котором проходила защита. Хотелось бы посмотреть его работу.

Далее, имеются данные, что он почётный профессор Университета Линкольна (до 1990 года – сельскохозяйственный колледж, что в нашей системе координат профтехучилище) в Крайстчерче, Новая Зеландия. Ничего не имею против учреждения образования, напротив, считаю, что высшее образование после ПТУ, пожалуй, лучший способ массово получить действительно высококлассных специалистов-производственников. Однако в списках из 600 преподавателей этого заведения я, последовав примеру А.Водовозова, его имени не обнаружил. Может не там искали? 

Касаемо «почетный профессор» – это вообще ни о чем, такие вещи часто дарятся просто уважаемым людям. К тому же «профессор» за рубежом, чаще всего это позиция (должность), а не звание, которое присваивается за четко определенные достижения. Поменял работу – глядь, а уже и не «профессор».

4. Из вышенаписанного вывод: на основании располагаемых на настоящий момент данных я поддерживаю Сергея Беликова в его тезисе «молоко А2 – это лишь маркетинг» и Алексея Водовозова в его сомнениях о корректности предоставляемых данных по теме.

Появятся новые реальные данные, которые будет иметь смысл рассматривать серьезно, тогда и будет повод их анализировать. Пока только популизм и оскорбления со стороны маркетологов торговой марки А2.

Не надо пугать потребителя, ему и так страшно. А пока «А2 – лишь маркетинговая игра…»

Я внимательно слежу за развитием ситуации с агрессивным продвижением продукта с литерой А2. Тема явно не на короткий комментарий. Если рассматривать проблему с позиции науки, то следует отметить явные признаки лженаучных методов манипуляции общественным мнением в обсуждаемой проблеме. В аргументации сторонников нет результатов сколь либо серьезных исследований. Спорные утверждения предоставляются как непреложные факты. Особо умилило упоминание мутации в контексте как чего-то однозначно плохого. Идет активное давление на эмоции, особенно в примерах с детьми.

А вот с позиции маркетинга все прозрачно. Молочный рынок высококонкурентен. С развитием аналитических методов исследований появляются возможности более тонкого различия в составе молока как продукта. В определенный момент была расшифрована аминокислотная последовательность белков молока. Выявлено различие между голштинами и породой коров, используемой в Новой Зеландии. Для того, чтобы не было антирекламы новозеландского молока, тему попытались замолчать. Этим и объясняются проблемы профессора Кита Вудфорда на ранних стадиях развития обсуждаемого вопроса, в том числе, и на его родине. Но никому в голову не пришло выпячивать данный факт и как-то использовать против. Конкуренция на рынке возрастает, маркетингом используются любые возможности для продвижения. А если нет негативных отзывов об А2, то надо это использовать в позитивном ключе. Было найдено существенное отличие новозеландского молока, вот и началась раскрутка работ Кита Вудфорда. К сожалению, обсуждение вопроса идет больше в области эмоций, а не фактов. При этом производители такого молока накручивают цену своим продуктам, опуская в глазах потребителей, причем оптовых, остальных поставщиков. Известно об активном продвижении этих продуктов в Китай.

Вообще-то данная ситуация, если ее вовремя не перенести из области мнений и эмоций в область фактов, потенциально может нанести значительный вред молочной отрасли. Вполне сравнимый, если не больший, чем был нанесен агрессивной компанией против животных жиров в пользу гидрогенизированных маргаринов. Да, сейчас от большинства тезисов той компании все открещиваются, но отрасли был нанесен урон, а самое главное, оголтелой пропагандой был нанесен прямой урон здоровью населения. И это не единичный случай использования псевдонаучных исследований в угоду сиюминутному маркетингу.

Что касается А1 и А2, а также фактов, подтверждающих различия в белковом составе молока разных пород коров, – да, отличия есть, это было известно давно и постоянно находится в фокусе исследований. Является ли эта разница настолько значимой с позиции питания? Скорее всего, нет. Надо ли изучать вопрос? Конечно, да, но не в контексте жесткого эмоционального противостояния, а в плане изучении вопросов питания и его влияния на человека в целом.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью