«О внесении изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве»

Источник: mcx.ru
Концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123 - ФЗ «О племенном животноводстве».
 Концепция проекта федерального закона

«О внесении изменений в Федеральный закон
от 3 августа 1995 г. № 123- ФЗ «О племенном животноводстве»

1. Цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности.

Разработка федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — законопроект) обусловлена необходимостью приведения Федерального закона «О племенном животноводстве» в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральными законами от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» и от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Целью законопроекта является внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О племенном животноводстве», направленных на создание современной нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование племенного животноводства в условиях рыночной экономики и разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предметом правового регулирования законопроекта является система правоотношений в области племенного животноводства, возникающих при разведении сельскохозяйственных племенных животных, производстве и использовании племенной продукции (материала).

Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта:

федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области племенного животноводства;

физические и юридические лица (их союзы, объединения), занимающиеся разведением сельскохозяйственных племенных животных, производством и использованием племенной продукции (материала);

научные учреждения и организации, осуществляющие научное обеспечение селекционно-племенной работы в животноводстве;

организации, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ и услуг в области племенного животноводства.

В связи с изменениями в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также исходя из общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации законопроектом предусматривается уточнение полномочий и порядка взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области племенного животноводства.

В частности, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся:

— принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработка и проведение единой государственной политики в области племенного животноводства;

— выбор приоритетных направлений развития племенного животноводства в Российской Федерации;

— формирование и реализация федеральных и ведомственных целевых программ развития племенного животноводства;

— создание федеральной информационной системы племенного животноводства;

— регистрация пород животных, используемых для племенных целей, а также юридических и физических лиц, занимающихся разведением сельскохозяйственных племенных животных, производством и использованием племенной продукции (материала);

— регистрация племенных животных и племенных стад соответственно в государственной книге племенных животных и государственном племенном регистре;

— ведение государственной книги племенных животных и государственного племенного регистра;

— аккредитация в установленном порядке организаций для выполнения работ и услуг в области племенного животноводства.

Правительство Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области племенного животноводства, утверждает федеральные целевые программы и проекты по приоритетным направлениям развития племенного животноводства.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют вышеперечисленные функции в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти и средств, предусмотренных указанным органам на руководство и управление в сфере установленных функций, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов».

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся:

— право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в области племенного животноводства;

- право создания государственных организаций, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства, реорганизация и ликвидация указанных организаций;

— принятие и реализация региональных целевых программ и проектов по развитию племенного животноводства в субъектах Российской Федерации.

— создание региональной информационной системы племенного животноводства;

— выдача племенных свидетельств;

— ведение регионального перечня племенных животных и регионального перечня племенных стад в целях сбора соответствующих основных идентификационных данных (адресных, количественных, качественных) и информации об организациях по племенному животноводству в субъектах Российской Федерации;

— оказание мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим свою деятельность в области племенного животноводства.

В целях реализации вышеперечисленных полномочий органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения обмена информацией между этими органами законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон «О племенном животноводстве» новой Главой «Государственные информационные системы в области племенного животноводства».

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информационных технологиях и о защите информации» государственные информационные системы включают в себя федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.

Принимая во внимание, что государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления, в указанную Главу, в частности, будут включены законодательные нормы, определяющие перечни видов информации в области племенного животноводства, предоставляемой в обязательном порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами.

Мировой опыт организации племенного дела показывает, что в странах с развитым животноводством обработка данных учета животных (достигающая значительных объемов) производится в едином центре. Так, в США её централизованно осуществляет Государственный институт животноводства в лице Лаборатории программ совершенствования крупного рогатого скота в Белтсвилле (Animal Improvement Program Laboratory — AIPL) с помощью технических носителей информации, поступающих из вычислительных центров. Эта система «закольцована» через глобальные информационные сети, что позволяет пользователям (фермерам, ассоциациям, департаментам штатов) оперативно в режиме он-лайн получать необходимую информацию для анализа и прогнозирования селекционной ситуации в породах сельскохозяйственных животных и повышает эффективность племенного животноводства.

Регистрация племенных животных в государственных информационных системах племенного животноводства будет служить основанием для определения племенного статуса животного (племенного материала) и выдачи племенного свидетельства, что позволит предотвратить появление на рынке некачественной племенной продукции и защитить права как производителей, так и покупателей племенных животных (племенного материала), включая завезенных по импорту.

В связи с утратой силы с 1 января 2008 года Закона Российской Федерации от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях» законопроектом предусматривается дополнить Федеральный закон «О племенном животноводстве» новой Главой «Формирование и использование породных ресурсов», регламентирующей ведение реестра пород животных, разводимых в Российской Федерации, независимо от их охраноспособности, а также правила оценки новых пород сельскохозяйственных животных для использования в племенных целях.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 164 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» ряд полномочий Министерства в области племенного животноводства признаны избыточными и подлежат упразднению с внесением соответствующих изменений в Федеральный закон «О племенном животноводстве».

Однако, в связи с тем, что проведение бонитировки племенной продукции (материала) и применение селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства являются основными факторами, влияющими на эффективное разведение сельскохозяйственных животных, законопроектом предусматривается сохранить действующие законодательные нормы, в соответствии с которыми уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по утверждению порядка и условий проведения бонитировки племенной продукции (материала), а также условий применения селекционных и биотехнологических методов в области племенного животноводства. Функции по выдаче племенных свидетельств на племенную продукцию (материал) предусматривается отнести к полномочиям государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Редакцию статьи 20 «Государственное стимулирование племенного животноводства» Федерального закона «О племенном животноводстве» планируется привести в соответствие с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». Согласно указанным Законам поддержка сельского хозяйства, в том числе племенного животноводства, (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Дополнительное финансирование полномочий субъектов Российской Федерации по поддержке сельского хозяйства, в том числе племенного животноводства, за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».

Кроме того, предусматривается уточнение понятийного аппарата Федерального закона «О племенном животноводстве» и перечня организаций по племенному животноводству, их прав и обязанностей.

2. Место будущего закона в системе действующего законодательства.

В соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511, законопроект относится к разделу «Хозяйственная деятельность» 090.000.000, подразделу «Сельское хозяйство» 090.060.000, пункту 090.060.020 «Государственное регулирование агропромышленного производства».

Действия законопроекта направлены на реализацию положений статьи 8 Конституции Российской Федерации о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности и статьи 34 о праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законопроект обеспечит создание условий для эффективного развития животноводства в России.

Законопроект будет иметь важное значение для правовой системы, поскольку осуществляет регулирование комплекса общественных отношений, направленных на обеспечение защиты прав потребителей племенной продукции.

3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования отношений в сфере племенного животноводства.

Аграрный сектор является одной из важнейших составляющих общей экономической системы любого развитого государства. Успешное функционирование других отраслей экономики Российской Федерации в значительной степени зависит от результатов деятельности агропромышленного комплекса, Поэтому экономическая безопасность государства во многом определяется уровнем развития сельскохозяйственного производства.

Животноводство дает народному хозяйству продукты питания, сырье для легкой и кожевенной промышленности, лекарственные препараты и, занимая 47% удельного веста от общей продукции сельского хозяйства, определяет продовольственную безопасность страны.

Племенное дело — стратегически важное направление для развития животноводства, В зарубежных странах деятельность в области племенного животноводства регулируется законодательными актами. Например, в Канаде взаимоотношения, государственных организаций, коммерческих компаний и граждан, осуществляющих деятельность по генетическому совершенствованию сельскохозяйственных животных и маркетингу племенных животных, регламентируется законом «О племенных животных» («Animal Pedigree Act»). Контроль за исполнением указанного закона возложен на Министра сельского хозяйства страны. В Европейском Союзе (ЕС) действуют не менее 10 законодательных актов, затрагивающих регулирование племенного разведения только крупного рогатого скота.

В настоящее время деятельность в области племенного животноводства в России регулируется следующими законодательными актами:

1. Федеральным законом от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ "О племенном животноводстве";

2. Законом Российской Федерации от 6 августа 1993 г. № 5605-1 "Оселекционных достижениях" (утратит силу с 1 января 2008 г.).

3. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая).

Указанные законодательные акты и, в первую очередь, Федеральный закон «О племенном животноводстве» сыграли положительную роль в сохранении племенной базы животноводства России в переходный период. На их основе сформирован перечень видов и пород сельскохозяйственных животных, разработаны требования к племенным организациям-владельцам племенных ресурсов. Получили международное признание племенные книги России лошадей чистокровной верховой, арабской и тракененской пород, имеющих мировое распространение.

Однако, в связи с введением в действие новых законодательных актов и проведением административной реформы федеральных органов исполнительной власти, ряд положений Закона «О племенном животноводстве» подлежат изменению, дополнению и уточнению.

4. Социально-экономические, политические и юридические последствия реализации будущего закона.

Социально-экономические последствия принятия данного законопроекта и связанное с ним дальнейшее нормативно-правовое регулирование в области племенного животноводства будут заключаться в создании условий для стабильного функционирования рынка племенной продукции. При этом будет упорядочена деятельность организаций по племенному животноводству, определены функции, права и обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области племенного животноводства.

В числе политических последствий можно прогнозировать более полное соответствие будущего закона международным нормам и правилам, действующим в рыночной экономике стран, имеющих высокоразвитое сельское хозяйство, а также повышение доверия к России, как к надежному и конкурентоспособному поставщику племенной продукции на мировой рынок. Дальнейшее совершенствование законодательства в области племенного животноводства продиктовано также предстоящим вступлением Российской Федерации в ВТО и международные организации по племенному животноводству.

Юридические последствия состоят в приведении норм Закона в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации, а также в возможности дальнейшего его совершенствования.

    * Техническое задание
    * Согласование законопроекта с заинтересованными органами исполнительной власти

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью