90% российского молочного экспорта идет в страны постсоветского пространства - Артем Белов
- Туда мы, прежде всего, поставляем брендированную продукцию - продукты категории fresh, сыры, сырные продукты. Связи на постсоветском пространстве имеют культурные и исторические корни, поэтому наши товары там востребованы и пользуются популярностью, - пояснил Артем Белов.
Эксперт отметил, что относительно дальнего зарубежья и глобальных рынков, то логика работы на них связана прежде всего не с брендированными товарами, а с биржевыми.
- Это сухое цельное и обезжиренное молоко, сыворотка, технические ингредиенты, сыры и ряд других категорий. К сожалению, пока у российских компаний нет большого опыта экспорта таких продуктов на рынки дальнего зарубежья, - рассказал Белов. - Более того, по некоторым позициям, например, по сухому молоку, в ближайшие годы нам будет довольно сложно конкурировать по цене. Биржевые товары, как правило, являются низкомаржинальными, в них крайне важную роль играет себестоимость производства и стоимость сырья. А устойчивый рост производства молока в России в последние годы во многом обеспечен тем, что доходность сформирована за счет высокой цены.
Однако, по словам гендиректора Союзмолока, это не исключает возможности конкуренции по отдельным биржевым продуктам, например, сыворотке. Также потенциал могут иметь технические ингредиенты, если мы инвестируем в развитие их производства на территории России.
- И здесь стоит новая задача для Министерства сельского хозяйства и других органов исполнительной власти: если мы хотим активно наращивать молочный экспорт, необходимо стимулировать переработку – в первую очередь, для выпуска биржевых товаров и технических ингредиентов, таких как пермеаты, концентраты сывороточных белков и т.п. Это продукты, которые востребованы на мировом рынке, и которые могут позволить нам серьезно нарастить объемы экспорта, - добавил Белов.
Ранее Артем Белов рассказывал, что доля электроэнергии в затратах молочного бизнеса доходит до 5%.