5К Константина Стуловского

Источник: ИА DairyNews
Интервью с руководителем группы по развитию поставщиков молока Danone Константином Стуловским
5К Константина Стуловского

Интервью с руководителем группы по развитию поставщиков молока Danone Константином Стуловским

Компания Danone в рамках работы со своими поставщиками молока реализует проект 5К. Что это за проект? Расскажите про эти «К».

Самое главное К – это корова. Мы представляем корову как некий биологический станок. Станок должен работать эффективно. Для оценки этой эффективности у нас есть простые индикаторы: сервис-период, уровень товарности, живая масса коровы, возраст первого осеменения – т.е. это зоотехнические показатели, которые демонстрируют, насколько эффективно вы свою корову «мЕнеджерите».

Хорошее слово – «мЕнеджерите».

Я считаю, что это нужно прививать нашим поставщикам, потому что пока они просто доят…

Так вот, о коровах. Простой пример: если у вас невысокая живая масса коров, вы можете создать более крупную корову не через генетику, а через выращивание: более крупная корова больше съест – до определённого предела, конечно: свыше 650 кг корреляции не будет, – и даст больше молока. Ещё один показатель – уровень соматических клеток, характеризующий ситуацию с маститами. Много соматики – много маститов. Много маститов – значит, ваша биологическая фабрика работает неэффективно. Вот такие несложные вещи.

 Второе К – это…

Вот есть у нас биологический станок. Мы его кормим какими-то кормами. Наше второе К – корма. Они могут быть эффективны и неэффективны. У нас два индикатора – тоже простые, известные всем – уровень сырого протеина и уровень биоэнергии в корме. Если показатели низкие, для того чтобы их улучшить, нужно давать корове больше концентратов, больше тратить денег.

Другая вещь. Если у вас грубые корма низкого качества, то грубые корма – силос, сенаж – будут ограничивать вашу продуктивность, – потому что корова всё равно может съесть ограниченное количество кормов. Если вы даёте ей концентраты и некачественный грубый корм, общая ценность рациона будет не такая высокая, как если бы вы давали ей концентраты и хороший грубый корм. Соответственно, вы не можете получить больше молока. С другой стороны – корова травоядное животное, у неё четыре желудка, поэтому мы не можем кормить её только концентратами. Мы, конечно, должны их активно использовать, но при этом концентратов должно быть не больше 40% рациона.

Третье К…

Вот у нас есть корма, которые наша корова употребляет. Корова находится в каком-то помещении, и это помещение тоже на неё влияет. Наше третье К – коровник. И у нас два простых индикатора – освещённость и температура/влажность. Если корова находится в условиях, где высокая температура и высокая влажность, ей некомфортно, она будет испытывать стресс и давать меньше молока. Другой вопрос – освещённость. Если освещённость хорошая, корова поедает больше корма и даёт больше молока. Американцы используют простой индикатор – если вы можете читать в коровнике газету, всё ок. У нас, конечно, не во всех коровниках можно читать газету.

Что такое четвёртое К?

Корова, находясь в коровнике, поедает корма и производит товар. В данном случае К – это качество молока. Корова может производить молоко с высоким уровнем бактерий, с антибиотиком – соответственно, этот товар получит меньше денег. Поэтому вы будете менее эффективны. Ваша задача – производить более качественное молоко.

И, наконец, пятое К…

Всеми этими К управляют кадры – люди. Мы долго думали, каким образом посчитать эффективность кадров, и решили, что здесь можно говорить лишь о том, критическая это зона или некритическая. Потому что все остальные К можно просчитать – мы видим, почему это работает, почему не работает. С людьми сложнее: почему люди, когда им предлагаешь хорошие решения, не идут на это? Мы увидели, что в хозяйствах не очень хорошо построена мотивация: человек не заинтересован в том, чтобы производить больше молока. Возможно, проблема и в том, что зоотехники получают невысокую зарплату, но имеют возможность как люди, принимающие решения с точки зрения «покупать – не покупать», взять комиссионные. К сожалению, рынок так построен. И люди, которые продают корма, немножко разбаловали в этом плане наших поставщиков. Они говорят: «Наши консультации не будут стоить вам ничего. Они бесплатны». И хотя поставщик понимает, что цена консультации включена в корм, он говорит: «Хорошо». Продавцы приходят и дают рекомендации, но, конечно, в первую очередь они «заточены» продавать. Мы сталкивались с ситуациями, когда можно найти более дешёвое решение.

Насколько это серьёзная проблема? Что вы делаете для исправления ситуации?

Наша задача – находить для наших поставщиков максимально эффективные и дешёвые решения. В этом случае мы не зависим ни от кого. Мы можем привлекать партнёров для решения наших задач, но при этом мы хотим, чтобы наш поставщик получал от них максимально удобные и дешёвые решения против рынка – т.е. мы получаем эксклюзивные условия.

Хорошо, Вы сказали о кормах. Как можно улучшить кадры?

Всё будет работать, если люди будут обладать необходимыми знаниями и навыками. На самом деле, современное кормление коров – оно другое. Оно не такое, как до сих пор учат студентов в классическом вузе. Важно, когда люди знают, что они должны делать, когда есть чётко прописанные инструкции - что делает человек, который раздаёт корм, что делает человек, который доит, за что ответственен сам зоотехник. В нашей сельскохозяйственной культуре, на мой взгляд, очень сложная система управления: у нас за результат ответственна команда. Есть главный зоотехник, главный ветврач, главный агроном, главный экономист – но нет понимания того, кто за что несёт ответственность. Возьмём Европу: сам сделал, сам отдаёшь, сам получаешь деньги. Возьмём Америку: есть инструкция, надо делать только так. А у нас получается: один заготавливает корма… Вопрос: он получает доплату за качество, зависит у него от этого зарплата, или его задача просто больше заготовить кормов? Врач получает деньги за то, чтобы как можно больше пролечить – ведь это же маразм! И так далее…

Давно ли Danone придумала программу «5К» и что это за программа?

На создание программы повлияла ситуация на молочном рынке – с одной стороны. С другой стороны – концепция работы байеров компании Danone, потому что закупки в Danone – это не снабжение, не закупки как таковые, когда покупаешь молоко и просто платишь за него деньги. Наша глобальная концепция – развивать поставщиков, т.е. всегда искать какой-то дополнительный выигрыш, чтобы это выгодно было не только нам, но и нашим поставщикам и потребителям. На стыке этих интересов и должны формироваться всевозможные проекты.

Нужно сказать, что вся молочная команда Danone имеет специальное образование. У нас все – зоотехники или ветврачи. Мы - не люди со стороны, мы знаем, как этот процесс устроен. Мы видим, что молока то хватает, то не хватает… плюс к этому скачки цены. 5К для нас – это дополнительное молоко, это федерализация наших поставщиков, потому что мы хотим, чтобы наши поставщики ценили и любили нас, и это получение дополнительной выгоды как для нас, так и для наших поставщиков.

Программа 5К вырисовывалась как концепция в течение последних двух-трёх лет. Наша задача в рамках этой концепции – охватить всю технологию производства молока и посмотреть, где у нас есть возможности, т.е. это своеобразный инструмент. Это живая программа – какие-то индикаторы будут включаться в неё, какие-то – выводиться, если будет необходимость. Вот я сейчас вижу, что надо учесть генетику. Этого не было изначально, потому что мы ориентировались на своих поставщиков с достаточно высоким уровнем надоев – 6 тысяч, – а если мы будем ориентироваться на поставщиков, которые производят 4 тысячи на корову, понадобятся новые индикаторы.

Danone принёс эту программу из-за рубежа или она была сделана конкретно под нашу страну?

Подход 5К родился здесь, в России. Danone делает разные вещи в разных странах – в зависимости от рынка: например, в Бразилии, где экономика похожа чем-то на российскую и ситуация в молочном животноводстве подобная, мы очень активно работали; в Мексике – то же самое. А в таких странах, как Франция, Испания, США, т.е. в достаточно развитых странах, сложно что-либо сделать – там уже имеет значение не вопрос наращивания объёмов, а вопрос оптимизации закупок.

Себестоимость состоит из двух вещей: первая – сколько расходных материалов, труда, кормов тратится на единицу продукции, другая – по какой цене их покупают. Если мы поможем нашим поставщикам, с одной стороны, расходовать меньше материалов, а с другой стороны – покупать что-то дешевле, автоматически они смогут больше зарабатывать и будут более устойчивыми.

Кроме того, ситуация с нестабильными ценами на молоко будет продолжаться. И это даже не вопрос дефицита-профицита молока – очень большие сложности будет доставлять сама по себе погода, и это тоже очень важно – научиться безопасно производить молоко в условиях меняющейся среды. Потому что, как показал hit-wave в прошлом году, наши поставщики не могут держать удар – даже такая простая вещь, как вентиляторы, есть не у всех. Но я хочу сказать, что не только мы этим грешим, потому что я был в октябре в Danone в Польше – там в хозяйстве тоже не было вентиляторов, и они сказали: «Мы сильно в этом году пострадали, и теперь будем делать дополнительные капиталовложения в вентиляторы».

Вы оцениваете всех своих поставщиков по всем перечисленным критериям? То есть все ваши хозяйства имеют определённую оценку?

Нет, не все. Изначально мы рассчитывали, что процентов 40 поставщиков будут активными, т.е. готовыми начать работу по этой программе, потому что есть хозяйства, которым это не интересно – в силу того, что они много знают, умеют или по какой-то причине не хотят этим заниматься. Но есть хозяйства, куда мы приходим и говорим: «У нас есть инструмент, который поможет вам найти фокусную область для развития», делаем оценку, а потом нам говорят: «Ну да, да… тут мы теряем, конечно… Но вы придите и сделайте нам результат». Поэтому мы сказали: «Ок, ребята. Для тех, кому из вас интересно, мы начинаем заниматься кормлением». Потому что мы знаем, что кормление – это важно, и расчёты показывают, что от кормления зависит производство молока и воспроизводство животных. Многие думают, что достаточно давать корове правильные лекарства. Но если ты её не кормишь, если она то жирная, то потом снова тощая, – ты её никак не осеменишь. Это же голштинская корова! При этом нужно понимать, что если ты покупаешь генетику на 10 тысяч, ты должен максимально ей соответствовать, а не доить её на 6 тысяч. Корова селекционирована, она призвана давать молоко в любом случае, за счёт собственных резервов. Если ты их не восполняешь, не поддерживаешь, ты получаешь мясокомбинат.

Поэтому мы работаем с нашими хозяйствами в рамках программы 5К по кормлению, по выращиванию, и мы сейчас сделали проект с компанией DLF – это датский производитель семян травы мирового уровня. Мы совместно продаём нашим поставщикам их семена дешевле рынка, предоставили лучшие платёжные условия – постоплату, хотя на этом рынке действует только предоплата. Плюс компания DLF сделает для наших поставщиков по два полевых визита для поддержки технологии. На выходе мы получим хороший, качественный силос, который будем использовать в кормлении наших поставщиков. Нам важно показать, что есть хороший корм, есть хорошая трава, и соответственно, может быть хороший силос.

В плане выращивания молодняка наши специалисты делают аудит и рассказывают, как его нужно выращивать. Но на самом деле это не самая сложная тема. Самое сложное – кормление.

Все ли ваши поставщики являются участниками программы 5К?

Нет, конечно. Всего процентов 10-15 наших поставщиков находятся с нами в этих проектах.

Это ведь не только ваши усилия, это усилия хозяйств – правильно? Что делаете вы, Вы уже сказали. Что должны делать хозяйства?

Зависит от ситуации. Наша задача – приехать, оценить ситуацию и дать реальные, грамотные рекомендации, что и как делать. Также мы можем подсказать, где что можно приобрести и какие решения нужно принять. Задача поставщика – реализовать рекомендации, и конечно, это может ему чего-то стоить: например, он должен будет инвестировать в корма или в весы на миксер – потому что нельзя сделать хорошее кормление, если не знаешь, как смешивается корм… Но опять же, наш подход построен так: мы видим, какой будет прибыль, если ты примешь рекомендации, рассчитываем, сколько денег ты получишь дополнительно, сколько молока, какие нужны инвестиции, и тут всё прозрачно - сразу видно, принимать ли решение или нет. Условно говоря, если ты получишь 100 тысяч, а инвестировать надо 500, это  вопрос. Если наоборот – всё хорошо.

Если хозяйство не принимает ваше предложение…

Мы терпим один, два, три раза, и говорим: «Ок, мы идём к другому поставщику». Наши поставщики неадекватно оценивают наши услуги, потому что они… нельзя сказать, что разбалованы, но легко к этому относятся. Ситуация на рынке такая, что они всё получают бесплатно: покупают корма и получают бесплатно консультации по кормлению; продают молоко – получают бесплатно консультации по качеству молока. Поэтому в России нет независимой экспертизы: никто не готов платить деньги консультантам – соответственно, их и нет.

Хороший специалист стоит дорого, и мне кажется, слава Богу, люди стали это понимать, потому что до недавнего времени мышление было такое: «Это ж деревня… всё само вырастет, надоится. Зачем так много вкладывать денег?». Потом люди начинают понимать: денег не вкладываешь – значит, потом не получишь. Когда они не получают денег, они выписывают консультанта, он приезжает, и выясняется: здесь что-то неправильно сделали, тут трава не та, и корову эту надо было по-другому кормить, и доят её неправильно… Нужен менеджер. А как раз менеджеров, людей, которые отвечают за технологию, людей, которые как-то замотивированы, нет.

У Danone и ЮНИМИЛК различные подходы к работе с поставщиками. Возникли ли у вас проблемы после слияния и как они будут сглаживаться?

Я считаю, у нас всё складывается удачно: примером служит наша молочная инновационная Академия в Питере – изначально это была идея ЮНИМИЛКА для обучения своих поставщиков. У нас просто немножко разные концепции. То, что мы видим в Питере – хороший синтез, потому что сейчас мы даём знания поставщикам ЮНИМИЛКА, опять же, в области кормления, выращивания, условий содержания. И у нас есть хорошая идея сделать это не как знания – как подход, т.е. мы должны дать нашим зоотехникам, нашим хозяйствам 5К как систему оценки, систему принятия решений. Чтобы человек видел: «Ага, самая большая проблема у меня – воспроизводство. Так, что влияет на воспроизводство? Ага, мне надо улучшить технологию кормления, мне надо улучшить осеменение». Нам нужно поднимать именно статус поставщиков, статус зоотехников в плане менеджмента.

Я сам работал зоотехником. Нет у зоотехников такого понимания, что каждая твоя ошибка может стоить больших денег для предприятия. Нет понимания, что они бюджетом управляют, что отвечают за него. Не получилось – ну и ладно. А то, что в результате будет меньше молока, меньше денег – такой болезни нет. Нужно повышать их уровень, потому что было бы правильно, если бы им директор говорил: «Ребята, нам нужно срезать расходы на кормление на миллион рублей», а зоотехник встанет и скажет: «Хорошо, мы сэкономим, есть такой и такой вариант, но при этом мы получим меньше молока и в результате потеряем два миллиона. Вас устраивает такой вариант?».

Корова – это организм, который как никто другой требует стабильности: если вы сегодня экономите на кормлении, у вас завтра будут проблемы. Это та статья затрат, где надо экономить в последнюю очередь. На всём остальном можно экономить, но на кормлении – в самую последнюю очередь. Потому что если вы сейчас своей корове не дадите, потом от неё не получите. Очень важно корову кормить вовремя, стабильным рационом, чтобы у коровы была вода, свет. То есть она должна хорошо себя чувствовать и как биологический станок эффективно работать. И если мы говорим о поставщиках ЮНИМИЛКА, то там очень много возможностей для развития, потому что культура надоев у них ниже, чем наша, и нужно их учить. Что мы и делаем, потому что сейчас наши кормоэксперты проводят в Академии обучение по кормлению и качеству молока.

Расскажите подробнее о вашем соевом проекте.

Соя - дорогой корм, поэтому наши поставщики не готовы её покупать, а она нужна. Мы решили делать нашим поставщикам дисконт - компенсацию, - если они будут использовать сою. Посчитали и решили, что 20-процентная скидка позволит нам получить от них больше молока. Мы сказали нашим поставщикам: «Вы покупаете сою - мы даём вам 20% скидки, например, через цену» - то есть им соя досталась на 20% дешевле. Но надо понимать, что включение сои в рацион требует, опять же, калькуляции и расчёта. Просто так использовать сою в рационах нельзя – нужно понимать, сработает она там или нет. Потому что очень часто на рынке бывают такие предложения: добавьте столько-то граммов или килограммов чего-то, и у вас будет молоко. Может быть, будет, а может быть, и не будет. Для этого мы используем программу BESTMIX – это серьёзная бельгийская программа расчёта рациона, которая позволяет видеть много показателей. Особенно это важно, когда вы кормите высокопродуктивных коров, и хотите понять, чего не хватает. Я не сомневался, что этот проект пойдёт, потому что это же, извините, скидка, а люди так устроены… Мы намерены для своих поставщиков «притаскивать» такие вещи. Все лучшие решения на рынке мы хотим оценивать, есть ли в них перспектива, и на хороших условиях отдавать нашим поставщикам.

С кем вы работаете в рамках этого проекта?

Пара поставщиков покупали у нас корма «Belkoff» - эта компания для нас интересна, потому что продаёт хороший, безопасный корм, и я думаю, что мы будем в этом направлении двигаться. Но здесь нужно понимать, что не всегда можно давать скидку. А поставщики так устроены: вам надо – вы и делайте, а нам дайте цену на молоко. Мы объясняем: ты же произведёшь больше молока, у тебя себестоимость снизится, больше заработаешь – но это же не ощутимо! А когда он получает более высокую цену за молоко, это ощутимо. Вообще в России есть два рынка молока – дикий рынок с высокой ценой зимой и низкой летом, и стабильный фермерский рынок. Но в связи с ценовыми гонками фермерский рынок молока зимой подтягивается к трейдерскому.

То есть проблема сезонности у нас всё-таки есть?

Как сказать… Предыдущий год мы нормально прожили – тоже с сезонностью, с небольшим дефицитом молока.

Сейчас мы сталкиваемся с двумя мнениями. Первое – цены на молоко будут падать. Второе – цены падать не будут, и связано это с тем, что осеменение было нарушено, с кормами были проблемы, объёмы производства молока упали. Многие уверены, что нет объективных причин для снижения цен.

Цены на молоко уже несколько снижаются. Почему это происходит? Прежде всего, сократилось потребление молочной продукции. Причиной этого стали возросшие цены на сырье, которые отразились и в розничных ценах. Это не могло не произойти. Мы наблюдали такую же картину два года назад, когда из-за повышения цен на молоко пострадала вся отрасль. Возьмём официальную статистику за февраль. Производство цельномолочной продукции -8% к февралю прошлого года – это о чём говорит? Рынок и потребители не готовы к таким ценам. Что касается осеменения, – да, мы это видим. У наших поставщиков меньше отёлов. И, скорее всего, в апреле-мае поставки молока будут ниже, чем год назад – как я оцениваю, на 1,5-2%. Но поскольку сокращается потребление, то и потребность в сыром молоке также будет ниже.

С чем связан такой обвал потребления?

Цена. Какое-то время переработчики покрывали возросшие затраты на сырье за счет внутренних резервов, но в конце концов им пришлось частично переложить их и на потребителей. Рынок сразу же отреагировал.

С 80 поставщиков какой у вас объём закупки молока?

Около 800 тонн в сутки. То есть средний поставщик у нас – 9-10 тонн.

Это по всей стране?

Нет, это Чехов. И около 100 тонн у нас в Тольятти.

Какая самая главная проблема у ваших поставщиков и вообще в животноводстве?

Хороший вопрос. Честно говоря, я считаю, что самая главная проблема в том, что поставщики не рвутся что-то менять, у них другая закалка. Поэтому нужны инновации, людям нужно давать знания, как управлять производством, их нужно «зажечь». Вопрос в том, как это сделать. Тому, кто сможет это придумать, я на самом деле готов поклониться в пояс.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью