5 проблем кооперации: почему мы не можем построить российское Valio?

Источник: milknews.ru
Каждый аграрный деятель, придя к власти, первым делом считает своим долгом сообщить о чрезвычайной необходимости объединяться. Сельскохозяйственные кооперативы призваны решать проблемы сбыта для мелких хозяйств, вопросы налогообложения и документооборота пайщиков, помогать оформлять господдержку. Однако количество кооперативов в России ежегодно падает.

Мы уже разбирали, что такое сельскохозяйственные кооперативы, какими они бывают, и чем отличаются от СХО. Кроме того, мы изучали, как устроены кооперативы в других странах - например, в Японии. Почему России никак не удается построить толковую систему кооперации, решил в очередной раз выяснить Milknews на опыте тех, кто попробовал.


Зачем нужна кооперация

Кооперация - постоянная тема для обсуждения в российском АПК. Из последнего - президент заявил о важности поддержки кооперации малых производителей, Минсельхоз - о том, что сельхозкооперация должна стать национальным приоритетом.  Ведомство даже выпустило методические рекомендации по созданию кооперативов.
 

Считается, что кооперативы могут дать следующие плюсы мелким хозяйствам:

  • Они решают главный вопрос ЛПХ и мелких хозяйств – куда сбывать продукцию. Объединившись в сельскохозяйственный кооператив, личные подсобные хозяйства поставляют сырье переработчикам общими, более крупными партиями.

  • Объединившись, мелкие производители становятся «живучее», могут отстаивать свои интересы и быть защищенными от недобросовестной конкуренции более крупных.

  • Кооперативы частично решают проблему с софинансированием - ЛПХ могут кредитовать друг друга.

  • Решают вопрос с рабочими местами на селе и помогают замедлить «вымирание деревни».

Председатель Краснодарского отделения АККОР Виктор Сергеев считает, что кооперация – это спасательный круг для КФХ, которые находятся в стадии становления.

“В силу небольшой площади земли они пытаются найти себя в овощеводстве, плодоводстве, ягодах, виноградниках. Их финансовая деятельность не позволяет делать большие вложения, и в этом заключается проблема. Кооператив создается, он должен просуществовать и как-то держаться, работать, отчитываться не менее года. Тогда ему открывается путь к государственной поддержке, грантам. Можно получить грант на создание какой-то инфраструктуры  – хранилища или цеха переработки, либо приобрести какой-то технологический транспорт для перевозки продукции”.

О чем говорит статистика

Количество кооперативов в России ежегодно сокращается, а количество фактически функционирующих объединений падает еще сильнее. По сведениям Росстата, в нашей стране на данный момент насчитывается менее 8 тысяч сельхозкооперативов. С 2010 года количество кооперативов в России снизилось, однако год за годом статистика показывает небольшую динамику. По данным Минсельхоза, с 2012 года количество зарегистрированных СПК в России снизилось почти на 2 тысячи, СПоК (потребительских кооперативов) – на полторы, а по факту функционирующих СПоК стало на 866 меньше.

Лидерами по численности потребительских кооперативов являются Липецкая и Пензенская области, из них более 80% задействованы в работе и по сей день. После начала федеральной программы в целом по регионам было создано большое число потребительских кооперативов, однако сейчас в части регионов по факту работают менее половины – в Иркутской области, Якутии, Мордовии, Краснодарском крае.


 

В апреле Минсельхоз представил основные результаты работы за 2012-2017 год, за 6 лет господдержка была оказана 426 кооперативам.
 

Проблемы российской сельхозкооперации
 

1. Навязывание кооперации «сверху»

Основное отличие отечественной сельхозкооперации – в российских регионах кооперативы чаще всего формируются местными властями, а не самими игроками рынка. Строительство кооперации «снизу» в России не задалось, и в середине 2000-х проблему стало решать государство.

По мнению председателя совета АККОР Вячеслава Телегина, российская кооперация с 1997 года начала интенсивно развиваться, начав с кредитной. Однако процесс затянулся на десятки лет, сейчас развитие кооперации в регионах сильно различается - есть области, в которых кооперация находится на начальной стадии, а есть регионы-«передовики» - Липецкая область, Татарстан, Республика Саха.  По большому счету, кооперация в России не отличается от мировой - она создана с учетом эффективного советского опыта и международных стандартов настоящего времени.

В 2005 году Владимир Путин объявил о создании приоритетного национального проекта «Развитие АПК», одной из задач которого стало развитие сельской кредитной кооперации. Начиная с 2008 года, проект трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Вслед за этим регионы начали создавать собственные программы поддержки ЛПХ.

После того, как проект начал свою работу, количество объединений в регионах выросло. Если в начале нулевых в Белгородской области насчитывалось около 20 кооперативов, то в 2009 их было уже 465. Исследование белгородских кооперативов экспертами НИУ ВШЭ показывает, что в этот период отмечалось значительное повышение связи кооперативов с социальными учреждениями – детскими садами, школами и больницами. По мнению исследователей, это очередное подтверждение того, что канал сбыта товаров появился с помощью администрации, а не в ходе конкурентной борьбы на рынке.

По мнению автора исследования Александра Куракина, кооперативы находятся под «административным колпаком», постоянным мониторингом и сопровождением, а западные аграрные кооперативы с таким влиянием не сталкиваются. В таких «тепличных» условиях ЛПХ оказываются просто поставщиками, а не соуправленцами кооператива, они не чувствуют своей причастности к организации. Инициатива государства поддержать кооперативы не так плоха, однако нужно постепенно отходить от нее в сторону свободного плавания, где есть независимость и риск.

Доктор экономических наук Валерий Сарайкин подтверждает, что в итоге жизнеспособных потребительских кооперативов почти не осталось:

“Мы решили проверить, работают ли кооперативы, и как они работают. Разложили их по методике оценки кредитоспособности «Сбербанка России», и оказалось, что к первому классу, которые могут сами себя содержать без всяких субсидий, дотаций, относится около 200 штук, то есть из 1 500 кооперативов (брали только бескредитные кооперативы) осталось порядка 200”.


Председатель Совета АККОР Вячеслав Телегин в разговоре с  Milknews подтвердил, что сельскохозяйственные кооперативы излишне подвержены административному давлению:

“Сказывается излишнее влияние административного ресурса и формальный подход - МСХ обеспечивает “пинок” с созданию кооперативов, и власти на местах начинают способствовать тому, чтобы кооперативы плодились. Проблема медленного развития связана с тем, что администрации некоторых регионов так насоздавали кооперативов, а спустя время по факту работают менее половины. Ради галочки в кооперативы объединяться не надо”.

Председатель Правления ГК ТРИО Евгения Уваркина рассказала Milknews, что в регионе-лидере по сельскохозяйственной кооперации административный ресурс работает только на пользу кооперации. “В Липецкой области вектор на развитие кооперативов был направлен губернатором. В начале возникали проблемы доверия между участниками, главы районов вели работу по объединению - находили у себя хозяйства, которые можно было объединить в кооператив. Дополнительные дотации на региональном уровне послужили дополнительным стимулом к созданию новых кооперативов”.

Председатель Агропромышленной Ассоциации Ивановской области Владимир Алфеев заявил Milknews, что, несмотря на помощь государства, кооперативам все еще сложно начинать работу “с нуля”:

“Было бы проще, если бы, например, кооперативы могли участвовать в госзакупках, или были отменены прямые тендеры - мелкие производители вытесняются с рынка в ходе нечестной конкуренции. Чтобы люди охотнее объединялись в кооперативы, им нужны субсидии, преимущества. Конечно, преференции при создании кооператива есть, но в целом они не дают возможности быть конкурентными”.

 

2. Отсутствие знаний о кооперации

Телегин заявил, что главные проблемы плохой работы кооперативов - незнание их преимуществ основной массой хозяйственников. Современную кооперацию путают с советской, это давно уже не содружества колхозников, а объединения предпринимателей, заинтересованных в повышении добавочной стоимости своего сырья или продукта, налаживании поставок.

Уваркина также подтвердила, что после создания кооператива его участникам еще какое-то время приходится “приходить в себя”, привыкая работать в новом формате.

“Главным переломным моментом для производителей становится осознание того, что все их основные ресурсы становятся общими. Вторым переломным моментом становится регулирование порядка работы, поиск лидеров, а уже далее за медленным осознанием всех плюсов работы в кооперации приходит прибыль. Главный ограничивающий фактор - доверие между участниками и к кооперативам как форме работы в целом, его можно переломить только с помощью кропотливой разъяснительной работы. Для этого в регионе проводились специальные семинары для начинающих кооперативов, активно велась пропаганда кооперации”.

Алфеев на собственном примере рассказал, что создать кооператив в Ивановской области не получилось, потому что участники привыкли работать со своими поставщиками, закупать топливо и прочее “у своих”.

Рената Янбых, доктор экономических наук, руководитель отдела Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени Никонова, считает, что участникам не хватает понимания принципа работы кооперативов:

“Участники считают, что они между собой договорятся, каким-то образом объединят свои усилия и сразу же получится прибыль. Но так не получается. Кооператоры должны договориться между собой, они должны понимать, какая деятельность принесет им наибольший доход. Обычно, когда мы исследовали кооперативы, мы спрашивали у них, что им мешает, и очень многие говорили: “Вы знаете, у нас нет лидера, должен быть какой-то лидер, который будет знать, как должен работать наш кооператив, он нас должен всех собрать, он нам должен всем рассказать, какую мы должны продукцию произвести”.

Как работает кооператив? Основной документ, по которому осуществляется сельхозкооперация в России - Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации". Последняя редакция закона датируется 1995 годом.

По закону, руководят кооперативом правление и председатель, которые избираются на 5 лет. Руководство рассматривает заявки на вступление, выход и исключение членов из кооператива, устанавливает размер пая, принимает решения о выплате дивидендов, выдаче кредитов, совершении сделок и других внутренних действиях. Правление подотчетно наблюдательному совету и собранию, в которые могут входить остальные члены кооператива.

Чтобы вступить в кооператив, участник должен внести пай, размер которого определяет устав, а также взять на себя субсидиарную ответственность (о том, что это такое, отдельно расскажем ниже).

Устав во всех кооперативах формируется на усмотрение руководства, оно может, например, устанавливать требования к кандидатам на вступление. Если кооператив кредитный – в нем должен быть создан фонд финансовой взаимопомощи, который будет источником займов для его участников. Руководство такого кооператива должно установить процентную ставку и лимит на выдачу кредитов.

 

3. Распределение прибыли

Прибыль кооператива распределяется на погашение просроченных долгов, в резервный фонд, на выплату дивидендов и премии членов кооператива и его работников (по закону общая сумма не должна превышать 30 процентов от прибыли кооператива) и на кооперативные выплаты – они распределяются пропорционально доле участия в хозяйственной деятельности кооператива.

Кооперативы ведут полноценную хозяйственную деятельность, могут вступать в торговые отношения, они участвуют в обороте в том же объеме, что и коммерческие организации. Однако их отличает одна важная особенность, присущая только некоммерческим организациям: они не распределяют полученную прибыль между своими участниками. Интересы, которые преследуют члены кооперативов – получение имущества, товаров, работ или услуг, возникающих как результат деятельности кооператива. Часть прибыли кооператива, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежит распределению между членами кооператива - размеры выплат определяет руководство.

Юридически, кооператив - это организация, собственниками которой и ее имущества фактически являются члены кооператива. Каждый из них имеет право голоса при принятии решений на общем собрании независимо от величины его пая и степени участия в деятельности кооператива.

По закону, распределение прибыли может происходить по принципу паевого взноса - до 50% прибыли кооператива распределяется в зависимости от величины взноса, либо по итогам трудового или иного участия в деятельности кооператива.

В Швеции, например, распределение доходов кооператива четко определено - все участники имеют один голос и один пай. При этом распределение прибыли по итогам года чаще всего осуществляется не пропорционально долям (т.к. они равные), а пропорционально участию в деятельности кооператива. В случае кооперативов, объединяющих производителей сельхозпродукции, распределение может быть привязано пропорционально к объему поставленного молока, мяса или зерна. Другими словами, поставил на переработку в перерабатывающий кооператив больше качественной продукции – имеешь соответствующую долю в полученной кооперативом прибыли.


4. Ответственность участников

Участники несут ответственность за эффективность деятельности своего кооператива, могут использовать его услуги. Увеличивая объемы участия в хозяйственной деятельности объединения, каждый его член способствует укреплению как собственного бизнеса, так и кооператива. Кроме того, от участников требуется улучшение финансового положения кооператива - оплачивать обязательные и дополнительные паевые взносы.

Закон не содержит специальных требований к размеру паевого фонда кооператива, в качестве паевого взноса может быть принято вообще любое имущество и имущественные права. Таким образом, в паевой фонд производственных кооперативов нередко передают земельные участки.

В качестве паевого взноса может быть принято любое имущество, в том числе имущественные права (если иное не установлено уставом кооператива). В частности, в паевой фонд сельскохозяйственного производственного кооператива, созданного в форме сельскохозяйственной или рыболовецкой артели (колхоза), передаются принадлежавшие гражданам земельные участки.

Также, от участников требуется распределение рисков - члены кооператива несут субсидиарную ответственность за результаты его хозяйственной деятельности. Это дополнительная ответственность, возникающая, если кооператив не может вовремя удовлетворить предъявленные к нему требования, например, кредитные. Размеры такой ответственности определяются уставом. В основном субсидиарная ответственность касается членов кредитных кооперативов - сейчас ЦБ разрабатывает новые правила, которые усложнят уход от ответственности членов КПК.

Что касается личной ответственности в производительных кооперативах, участники боятся брать ответственность и хотят отвечать только за себя, и часто не хотят уходить от устоявшейся системы, даже если новые условия гарантируют преференции.

Генеральный директор ООО «Стреда Консалтинг» Алексей Груздев рассказал Milknews, что у производителей возникают сложности с уходом от старого переработчика перед вступлением в кооператив - одни могут быть обременены долговыми обязательствами, а у других наоборот все стабильно, им страшно уходить. Кроме того, возникает много вопросов по поводу объемов и качества сырья в кооперативе - оно у всех разное, его сложно регулировать. Никто не хочет заниматься качеством молока своего “соседа” по кооперативу. Также производители часто не хотят вступать в кооператив, так как считают, что лучше других найдут, где продавать молоко подороже.

 

5. Контроль за деятельностью


В кооперативе, как и в любой корпоративной системе с большим числом собственников, может возникнуть конфликт интересов членов кооператива и его руководства. Чтобы оно не распоряжалось ресурсами кооператива в своих интересах, в некоторых странах существуют надзорные ведомства.

Так, например, в США в систему фермерских кредитных кооперативов входит Администрация по делам фермерского кредита (Farm Credit Administration, FCA) - федеральная структура, которая каждые полтора года проводит аудиторские проверки кредитных сельхозорганизаций.

В европейских странах сельхозкооперативы контролируются аудиторскими кооперативными союзами, в чей состав любой кооператив должен обязательно входить. А кредитные кооперативы вообще регулируются отдельно - в Германии, например, они создаются в форме кооперативных банков и имеют совсем другую структуру. При создании кооператив  должен получить заключение о своем соответствии законодательству и экономической состоятельности, иначе его просто не зарегистрируют.

Российский закон “О сельскохозяйственной кооперации” во многом повторяет немецкое законодательство и предусматривает обязательное прохождение проверок в ревизионных союзах.

Ревизионный союз - это организация, для создания которой необходимо не менее 25 кооперативов. Она занимается проверками своих членов, членство в ней - обязательное условие деятельности сельскохозяйственного кооператива. Если кооператив не состоит в ревизионном союзе, его ликвидируют в судебном порядке.

По закону не менее половины членов наблюдательного совета ревизионного союза должны быть председателями наблюдательных советов кооперативов. Сами председатели кооператива могут быть председателями ревизионного союза. Ревизия заключается в контроле соблюдения законодательства, устава и внутренних документов кооператива, контроле бухгалтерского учета, порядке уплаты налогов и взносов в паевой фонд.

Кроме ограничения минимального количества членов и требований к проверкам, закон налагает и другое обязательство - союз должен входить в саморегулируемую организацию ревизионных союзов. Проверками можно заниматься лишь с того момента, как союз будет включен в такой реестр. На данный момент Минсельхозом зарегистрировано две саморегулируемых организации ревизионных союзов - РСО Союз “Агроконтроль” и СРО “Чаянов”.

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью