Глава Danone-Юнимилк-Юг о молочных реках, деньгах и пользе

Источник: yuga.ru
За двадцать лет успешной работы в России компании Danone отечественное молочное животноводство поменялось кардинальным образом и вышло на качественно иной уровень, считает управляющий директор Дивизиона "Юг" Группы компаний Danone-Юнимилк Сергей Буйлов.
За двадцать лет успешной работы в России компании Danone отечественное молочное животноводство поменялось кардинальным образом и вышло на качественно иной уровень, считает управляющий директор Дивизиона "Юг" Группы компаний Danone-Юнимилк Сергей Буйлов. 

В 2012 году объем производства молока в России может составить 33,6 млн. тонн, считают эксперты. Рост демонстрируют практически все регионы России: в январе текущего года было произведено 2 млн. тонн молока, что на 3% больше в сравнении с январем 2011 года. Участники рынка объясняют это возросшим потребительским спросом. Ставку на растущий спрос сделал и французский пищевой гигант Danone. Компания рассчитывает в 2012 году зафиксировать рост продаж на уровне 5-7%, а одним из важнейших рынков для нее по-прежнему остается Россия. В июне 2010 года компании Danone и Юнимилк подписали соглашение о слиянии молочного бизнеса в России и СНГ, заняв долю рынка в 35%.

Сергей, какова стратегия Группы компаний Danone-Юнимилк на Юге?

- Все, что мы делаем на Юге, находится в рамках общей стратегии группы. Наша миссия прозрачна и проста — мы несем здоровье через продукты питания в каждый российский дом. С момента объединения для нас это уже стало некой религией. Мы стараемся идти в ногу со временем и потребностями наших клиентов. На Юге мы видим огромный потенциал для развития и увеличения объемов продаж. Так уж исторически сложилось, что и Danone, и Юнимилк развивались неравномерно. Есть регионы, в которых компании были лидерами во всех категориях продуктов. А есть регионы, где мы отставали, в частности, на Юге России.
 
Сейчас наша цель – наверстать упущенное и стать абсолютными лидерами рынка, потому что наши продукты достойны того, чтобы занимать лучшие места на полках. В этом и заключается наша стратегия, в том числе и на Юге. Молочная категория здесь недостаточно сильно развита. Если взглянуть на официальную статистику, то у нас, включая Краснодарский, Ставропольский край, Ростовскую, Волгоградскую, Астраханскую области и другие регионы, проживает около 17% населения России. А потребление молочных продуктов составляет всего 9% от общероссийских показателей. И это очень плохо с точки зрения потребительского баланса и здоровья населения. Поэтому нам здесь есть, над чем работать. 

Насколько Краснодарский край благоприятен для развития молочного производства в сравнении с другими южными регионами?

- Благоприятен со всех точек зрения. Это один из богатейших, успешно и динамично развивающихся российских регионов с большим количеством жителей и уникальным природным климатом. К тому же, здесь мы очень хорошо представлены: в Краснодарском крае у нас действуют два завода. Первый – это тихорецкий завод по производству детского мясного питания, второй — завод в городе Лабинске, который является одним из самых современных молочных предприятий в России и в развитие которого группа компаний вкладывает серьезные средства. Этот завод должен стать на юге одним из самых лучших предприятий как по ассортименту, так и качеству выпускаемой продукции. 

Слияние компаний Danone и Юнимилк в 2010 году – еще один шаг по укреплению позиций на рынке? 

- Этот шаг был вполне логичным и необходимым обеим компаниям. Позиции Danone традиционно сильны в Центральной части России по современным молочным продуктам, Юнимилка – на Юге и Востоке страны по продукции традиционной (молоко, сметана, творог). Объединившись, две компании стали очень хорошо дополнять друг друга. Качество продукции улучшилось, ассортимент расширился, и потребители от этого только выиграли. 

И все же Danone – бизнес зарубежный, Юнимилк – российский. Насколько объединение этих двух бизнесов было органичным? 

- Абсолютно органичным. К тому же, я не могу сказать, что Danone – исключительно зарубежный бизнес. Компания присутствует в России двадцать лет, и менеджмент на 99% состоит из российских управленцев. Есть эксперты из других стран. Но первое, что они делают, когда приезжают в Россию, стараются ассимилироваться, проникнуться русской культурой и пониманием специфики ведения бизнеса в нашей стране. Поэтому Danone давно уже стала российской компанией, но, разумеется, абсолютно с западной этикой ведения бизнеса. 

В первую очередь это проявляется в отношении к потребителям и требованиям к качеству производимой продукции. Я думаю, что таких жестких требований к качеству нет ни в одной российской компании, выпускающей молочные продукты. Мы знаем, что полезно для потребителя и делаем все для того, чтобы конечный продукт соответствовал нашим внутренним представлениям о качестве. Часто бывает так, что во многих странах, в которых мы работаем, законодательные требования к качеству продукции даже ниже, чем наши. Поэтому некоторые продукты, произведенные в России, бывают даже лучше, чем в Европе. Потому что они проходят настолько жесткую систему контроля, которая не всегда есть за рубежом.

 Никаких компромиссов по качеству продукции мы не приемлем. В наших продуктах антибиотики исключены уже потому, что используемые технологии нам просто не позволят сделать продукт из некачественного сырья. В этом наше кардинальное отличие от других производителей. В ближайшие семь лет мы планируем инвестировать в Россию порядка 700 миллионов долларов США. Это очень большие цифры для любого бизнеса, а уж для бизнеса, связанного с продуктами питания – тем более, поскольку он очень сложный и рискованный. Решение о таких инвестициях непросто принимаются акционерами. 

Но Россия – это другое дело. Для группы Danone страна представляет наибольший интерес. Специфика нашего бизнеса тесно связана с сельским хозяйством, и вклад компании в развитие этой отрасли в России очень высок. Возросли требования к качеству, и это сильно изменило отрасль, что признали все: и власти, и даже наши конкуренты. 

Интересно, как за прошедшие двадцать лет изменились "правила игры" в молочной отрасли?

- В 90-х годах этот рынок, конечно же, был совсем иным. Современные молочные категории типа функциональных йогуртов были тогда в зачаточном состоянии. Danone эти категории, можно сказать, привнес на российский рынок. Если помните, первые йогурты появились в Москве, в магазине на Тверской – первом, который открыла наша компания. Потом уже российские и зарубежные конкуренты последовали за нами: в некоторых случаях копировали нашу продукцию, а иногда и пытались сделать что-то лучше. Но в принципе развитием современной молочной категории первыми занялись именно мы. В то время не было настолько широкого предложения, как сейчас, а требования к качеству у многих компаний были не очень высокими. 

Но за последние 10-12 лет рынок коренным образом изменился – и именно за счет предпочтений потребителей. Потребители стали намного разборчивее: лучше теперь отличают хорошую продукцию от некачественной, знают, на что нужно обратить внимание при выборе, понимают, какие функциональные преимущества есть у того или иного продукта. Четко представляют себе, за что они хотят платить деньги, а за что – нет. Многое особенно изменилось после кризиса 98-го года. Если до кризиса наблюдался бурный рост молочных категорий, и премиальные бренды появлялись очень активно, то после – потребители стали больше обращать внимание не на бренд, а на качество, цену и пользу конкретных молочных продуктов.

С какими проблемами ваша компания сталкивается в России сейчас?

- Как я уже говорил, в отдельных регионах потребление молочной продукции достаточно низкое. Ярко выражена лояльность к локальным брендам. Например, в Краснодарском крае мы могли бы продавать гораздо больше, если бы его жители знали, что львиная доля нашей продукции здесь же и производится. Многие продукты, которые они видят на полках магазинов (молоко, творог, кефир, сметана под брендами "Простоквашино", "Для всей семьи", "Летний день", "БиоБаланс"), сделаны в Краснодарском крае, на Лабинском заводе, непосредственно из молока, полученного на местных фермах. Это очень важно. Выбирать "кубанское" — для потребителя логично и правильно, потому что местный продукт однозначно будет более свежий, чем откуда-то привезенный.

Как происходит взаимодействие с партнерами, поставляющими вам сырье? 

- Мы всегда стараемся выбирать долгосрочное партнерство. Такова наша политика, очень сильно отличающая нас от других компаний, работающих на российском рынке. И наши партнеры это ценят. У нас есть специальная программа развития животноводства, по которой мы консультируем своих ключевых партнеров и всячески им помогаем. Даем консультации по кормлению животных, оказываем помощь по соблюдению всех технологических процессов. 

Для того, чтобы вы смогли произвести качественное молоко, у вас должно быть здоровое животное, которое должно питаться хорошими кормами. И вы обязаны за этим тщательно следить: чтобы животные не болели и у них были созданы все условия для нормальной жизни. Важно соблюдать и технологию доения, требующую специального оборудования, и методологию обработки вымени животного. Это требует специальных знаний и очень строгой дисциплины. Производство качественного молока – дорогое удовольствие, которое могут себе позволить даже немногие крупные хозяйства. Впрочем, у нас точно такой же серьезный подход по всему сырью. 

В чем заключаются особенности вашей логистики?

- В молочном бизнесе, после того как вы решили вопрос с сырьем и технологиями, логистика является третьим, и не менее сложным его элементом. Большая часть нашей продукции транспортируется при температуре от 2 до 6 градусов – не выше и не ниже, иначе молоко начинает скисать, йогурты теряют свою полезность для человека. Хорошая логистика требует больших затрат и четкой организации. По этим причинам большую часть процессов мы контролируем самостоятельно и, надо сказать, неплохо справляемся. У нас есть собственный транспорт, проверенные временем партнеры и богатый в этом деле опыт. 

Большая часть продукции в силу ее специфики распространяется по краю? 

- Совершенно верно. Чтобы сделать качественную доставку, нужно возить очень быстро либо недалеко. Продукт очень быстро должен попадать на полку, а покупатель – остаться довольным. Некоторую часть мы отвозим в Москву, потому что есть спрос, и мы способны за один день довести туда продукт. У нас есть продукты со сроком годности и пять-семь дней и более, а Москва – не такое уж и дальнее расстояние. 

Качество хранения тоже контролируете?

- Конечно, и по всей цепочке – от доставки сырья до перевозки готовой продукции. В грузовиках у нас везде стоят системы контроля за температурой. На юге мы часто охлаждаем наши продукты, но есть территории, где, наоборот его приходится подогревать. Например, в зимнее время в Сибири. Иначе товар просто испортится. Никто не хочет, чтобы клиент остался недоволен. Хотя бывали случаи, когда покупатели приобретали в супермаркете молоко, выходили на тридцатиградусную жару, несколько часов добирались домой, а потом обнаруживали, что молоко, оказывается, скисло. Претензии, естественно, предъявляли нам. Но нужно понимать, что молочная продукция, которую производит наша компания, живая. И живет ровно до того момента, пока не испортится либо ее не употребят. 

Вы предпочитаете сбывать продукцию через торговые сети или отдельно стоящие магазины?

- Продукция должна быть доступна для потребителя – таков наш принцип. Чтобы купить йогурт или молоко, не каждый согласится ежедневно ездить в гипермаркет. Разве что раз в неделю. Но продукт-то должен быть свежим. Соответственно, его нужно продавать и в магазинах у дома. Поэтому мы развиваем абсолютно все каналы продаж: и гипермаркеты, и супермаркеты, и магазины шаговой доступности. То, что важно для наших потребителей, важно и для нас.

Как изменится работа вашей компании в свете вступления России в ВТО?

- В краткосрочной перспективе нас это никак не коснется, поскольку мы не попадаем под риски и ограничения в отличие, например, от сырной отрасли. К тому же рынок был достаточно открыт и до вступления России в ВТО.

А какова была цель вступления компании в Национальный Союз производителей молока?

- Цель проста: компания заинтересована в построении долгосрочных партнерских отношений со всеми участниками рынка и эффективном развитии молочной отрасли в России. Первым совместным шагом с Национальным Союзом производителей молока стал запуск всероссийской программы стимулирования потребления молока и молочных продуктов, направленной на оздоровление нации. 

На какие сегменты продукции компания сделает упор в перспективе?

- Для нас важна вся линейка продуктов. Но в первую очередь мы продвигаем нашу функциональную современную продукцию, которая наиболее активно участвует в поддержании здоровья – типа "Актимель", повышающей иммунитет, или "Активиа", улучшающей пищеварение. Мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что продукт должен быть и полезен и вкусен. Однако есть продукты (творог, масло, кефир, молоко), которые каждый день должны быть на столе у потребителей. Например, творог "Простоквашино" из кубанского молока, произведенный на молочном комбинате "Лабинский", уже много лет является одним из самых вкусных в России, побеждает в различных конкурсах. 

Сегодня мы также делаем значительные инвестиции в запуск линии детского молочного питания в Лабинске, чтобы производить биотворожки, молоко, йогурты "Тёма" для самых маленьких наших потребителей. Мы будем продолжать развивать сегмент традиционных молочных продуктов и будем его делать еще более качественным и полезным для потребителей. 

Биография

Сергей Буйлов, управляющий директор Дивизиона "Юг" Группы компаний Danone-Юнимилк
Родился в 1973 году в Москве.

В 1990 году окончил спецшколу с углубленным изучением французского языка и в этом же году поступил в Российскую экономическую академию имени Плеханова в Москве. На втором курсе перешел на факультет международных экономических отношений, после чего принял участие в программе обучения по обмену за рубежом. 

Продолжил обучение во Франции в университете в Париже, в 1998 году окончил экономическое отделение университета в Сорбонне.

В 1998 году вернулся в Россию и начал свою карьеру в отделе закупок Danone. Работал в компании на разных проектах в Бельгии, Франции и других странах, вошел в состав совета директоров компании Danone-Россия. В 2009 году перешел в отдел продаж на должность национального коммерческого директора компании Danone Детское питание "Nutricia". 

С февраля 2012 – управляющий директор Дивизиона "Юг" Группы компаний Danone-Юнимилк.
Женат, воспитывает 4 детей (два сына, две дочери). 

Хобби: охота, плавание, теннис. 

Danone-Юнимилк в фактах и цифрах

Подразделения компании, в которых работает более 100 000 сотрудников, расположены в 120 странах на пяти континентах. Danone владеет 184 производственными центрами и занимает ведущие позиции в четырех областях производства продуктов здорового питания: свежие кисломолочные продукты (номер 1 в мире), вода (номер 2 на рынке бутилированной питьевой воды), детское питание (номер 2 в мире) и клиническое питание (номер 1 в Европе).

Полностью материал опубликован в свежем номере "Краснодарского Бизнес-журнала".

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью