Звезда Спартака. Интервью со Cветланой Звезденко, начальником цеха ООО «Экологическое хозяйство Спартак»

Источник: The DairyNews
В интервью ИА The DairyNews Светлана Звезденко рассказала об истории создания «Экологического хозяйства Спартак», о планах предприятия, а также ответила на вопрос о себестоимости продукции.
Звезда Спартака. Интервью со Cветланой Звезденко, начальником цеха ООО «Экологическое хозяйство Спартак»

DN: Расскажите, пожалуйста, об истории предприятия.

СЗ: Предприятие создано на базе колхоза «Спартак». После развала Советского Союза и, как следствие, сельского хозяйства на предприятие пришел инвестор Николай Цветков. Он выкупил земли и стал воплощать в жизнь свои планы накормить людей натуральными и экологически чистыми продуктами. Этой стратегии он придерживается и поныне, поэтому все наши земли не обрабатываются химическими веществами – только удобряются навозом. Также мы не лечим коров антибиотиками, исключительно гомеопатическими средствами. Поэтому молоко у нас чистое по всем показателям, и мы перерабатываем только его, с других ферм не берем. И продукция у нас без добавок, чистая, и мы ею гордимся. Конечно, она не из дешевых, но тот, кто заботится о своем здоровье, выберет нас. Кроме того, такую продукцию рекомендуют детям.

DN: Также Вы решили получить сертификат по органике. Как давно Вы его получили и чем было обусловлено такое решение?

СЗ: Это было желание Николая Цветкова. Он вызывал швейцарских специалистов по органике. Они проверяли нас: все земли, ферму и молочный завод. После этого мы получили свидетельство о том, что прошли аккредитацию и сертификацию. Такую процедуру мы проходили каждый год за исключением текущего, поскольку для предприятия это все же дороговато. Мы решили потратить эти деньги на оснащение производства и начали перестраивать ферму – на следующий год у нас будет новый животноводческий комплекс на тысячу двести голов. А после ее запуска мы приступим к строительству молочного завода. Согласно плану руководства действующий завод остается в качестве подсобного цеха, а строить планируем совершенно новое предприятие. Мощность завода – 20-25 тонн в сутки.

DN: А когда был создан действующий цех?

СЗ: Еще до развала колхоза «Спартак». Семь лет назад мы переоснастили его и начали выпускать молочную продукцию.

DN: Какую продукцию выпускаете?

СЗ: Четыре вида сметаны, четыре вида творога, два вида кефира, пять видов йогурта, четыре из которых с наполнителем, три вида молока, ряженка, творожная масса.

DN: Срок годности многих Ваших продуктов составляет пять суток. Как Вы организуете логистику продукции?

СЗ: Мы реализуем продукцию только в Москве и Подмосковье. В столицу мы поставляем продукцию сами – отвозим ее в распределительный центр, откуда она развозится тут же, ночью. Сготрудничаем с Ашаном, Азбукой Вкуса, также у нас есть свои точки – в частности, в Подмосковье. Это Электроугли, Коломна, Егорьевск, Шатура, несколько деревень.

DN: Если говорить в цифрах, сколько продукции реализуете в Ашан, а сколько в Азбуку Вкуса?

СЗ: 50 на 50, при этом объемы продукции весьма значительные, поскольку это одно из требований Ашана.

DN: Расскажите о Вашем сырье? Какой у молока жир, белок и т.д.?

СЗ: На жанный момент жир – 4,4, белок – 3,2.

DN: Какова себестоимость органического молока?

СЗ: Довольно высокая – в пределах пятидесяти рублей. Стоимость сырого молока, которое мы получаем, составляет 36 рублей.

DN: Получается ли окупать?

СЗ: Ашан дает маленькую прибыль – в пределах 80%. Но эта сеть берет количеством, и это один из факторов, за счет которых мы выплываем. Азбука Вкуса также неплохо берет, мы поставляем туда каждый день. Что касается области и деревень – каждый месяц разные показатели. Пик продаж приходится на лето, когда приезжают дачники.

Сейчас порядка 70% продукции уходит в Москву, остальное закупает область. Поэтому себестоимость постоянно варьируется.

DN: С какими трудностями Вы столкнулись в начале опыта производства органической продукции?

СЗ: Некоторые считают, что молоко с одной фермы – это хорошо. Но я работала на молочном комбинате и понимаю, что молоко с разных ферм лучше. Когда молоко только с одной фермы, с ним тяжело работать: варьируются сезонные показатели сырья, к этому приходится приспосабливаться. Молоко любит легкую руку при закваске, а поскольку раз на раз не приходится, то и вкус у наших продуктов может различаться.

Мы берем закваски в пяти фирмах, в основном, итальянские. Но у нас идет постоянная ротация, чтобы не было привыкания.

DN: Что Вы делаете с получаемой сывороткой?

СЗ: Отвозим на свою ферму в качестве корма для скота. В десяти километрах отсюда есть животноводческий комплекс, где мы доращиваем телок, и сыворотка идет туда. Сыворотки у нас много, поскольку, к примеру, один килограмм творога мы получаем из семи литров молока.

DN: Зарегистрировали ли Вы «Фермерский продукт» как бренд?

СЗ: Да. Хотя первым брендом мы сделали «Это лето». Однако это были продукты премиум-класса, и мы решили зарегистрировать еще один, более дешевый бренд.

DN: Хватит ли Вам перерабатывающей мощности после запуска фермы в следующем году?

СЗ: Хватит. Просто мы перейдем на круглосуточный режим работы.

DN: Расскажите о процентном соотношении в ассортименте продуктов.

СЗ: На творог и творожную массу приходится порядка 40%. Остальное – кисломолочная продукция и молоко.

В основном, мы работаем по заявкам. Этим летом, например, нам катастрофически не хватало масла, дачники, можно сказать, терроризировали нас, звонили, интересовались, будем ли производить.

DN: Какой у Вас сейчас объем переработки?

СЗ: Порядка семи тонн, хотя завод рассчитан на десять. Часть молока мы отправляем на другой молочный завод, в Коломенский район.

DN: Задумывались ли Вы о сыроделии?

СЗ: Сырами должен заниматься специалист. Сыр нужно чувствовать, должна быть практика.

DN: Будет ли Вам оказана поддержка при строительстве новой фермы?

СЗ: Да. Наш генеральный директор подписал договор о поддержке строительства фермы с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области. Кстати, ведомство помогло купить голландский и германский скот для фермы в Лидино.

DN: Как Вы пришли на молочный завод «Фермерский продукт»?

СЗ: Когда-то я попала по распределению в Молдавию, где много лет работала на молочном комбинате. Начинала мастером, закончила начальником производства. Потом я очень долго работала в Москве, пока моя дочь не предложила мне вернуться в производство. Я согласилась, разослала резюме, и меня пригласили сюда. Здесь я уже пятый год.

DN: Какой вуз Вы закончили?

СЗ: В Ставропольском крае, еще в советское время, заочно. А потом Вознесенский техникум молочной промышленности. Я на сто процентов молочник, и моя фишка – именно натуральные продукты. Я никогда не работала с химией.

Два года назад мы искали технолога и с сожалением обнаружили, что все приходят с нулевыми знаниями о натуральных продуктах. При том, что условия сейчас гораздо лучше, чем раньше.

Это касается, в первую очередь, заквасок. Нам поставляли закваски в ампулах из Углича, мы делали сначала материнскую закваску, потом лабораторную, потом производственную. Это долгая история, и заквасочные отделения занимали очень много площадей. Зато сейчас все намного легче, быстрее и чище.

DN: Много ли на заводе ручного труда?

СЗ: Немного есть. Например, банки мы моем вручную. Но на новом заводе будет еще больше автоматизации.

Также здесь с нового года мы планируем закупить полистироловые стаканы для фасовки сметаны. На предприятии будет небольшая перестановка, все уже продумано. По поводу этого есть договор с компанией «Профитекс». А поскольку это отечественное предприятие, то часть инвестзатрат нам компенсируют.

DN: Сколько человек работает на предприятии?

СЗ: В смену – девять человек: два технолога, два мойщика, два аппаратчика, три лаборанта.

DN: Как обстоят дела с возвратом продукции?

СЗ: Все наши контракты не предусматривают возврат, мы его не принимаем.

DN: Ездите ли на обучение?

СЗ: Я постоянно езжу на все форумы и семинары, но только по России.

DN: Сколько времени нужно технологу, чтобы обучиться, с момента, когда он только пришел на Ваш завод?

СЗ: Все зависит от самого человека. Можно потратить на обучение три года и не добиться никакого результата, а есть люди, которые вливаются в работу за три месяца. Большую роль тут играет заинтересованность самого человека. К сожалению, с института сейчас приходят с нулевыми знаниями. Причем среди таких есть люди и со стажем работы. На мой взгляд, технологом надо родиться.

Сейчас у нас два технолога, работают посменно.

DN: Совпадают ли вкусы Ваших технологов с потребителями?

СЗ: Мы уже рассматривали вопрос о производстве, к примеру, творожной массы по ТУ. Но пока решили подождать, оптимизировать и производить нежирную массу – и не такую сладкую, как по ГОСТу. Лично я бы добавляла меньше сахара, однако для тех, кто не любит сладкую массу, мы делаем этот продукт с курагой – он получается с кислинкой. Вся продукция у нас по ГОСТу.

DN: Планируете ли расширять ассортимент?

СЗ: Я предлагала, но сейчас нет площадей, где можно было бы разместить новые мощности.

DN: Если бы у Вас была возможность обратиться к министру селького хозяйства, то с какой просьбой Вы бы обратились?

СЗ: Хотелось бы, чтобы увеличилась помощь государства сельскому жителю. Было бы хорошо увеличить инвестиции в наше предприятие. Я знаю, у Александра Ткачева есть свой агрохолдинг на Кубани, следовательно он знает все стороны сельского хозяйства и, наверное, будет помогать производителям.

DN: Какая поддержка на сегодняшний день является наиболее эффективной для сельхозтоваропроизводителей?

СЗ: Самое главное – дотации на молоко. Если будут хорошие дотации, то увеличится и потребительский интерес. Нужна господдержка, какая была в советское время. Поэтому АПК и процветал.

Помощь нужна и в реализации продукции. Хотелось бы, чтобы увеличился контроль за сетями. Чтобы зайти в сеть, нужно пройти все круги ада.

DN: Спасибо!

Материал подготовлен при партнерстве с компанией Kieselmann

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью