В рекордные сроки! Интервью с Аллой Налча (Саблиной), соучредителем ГК «РОТА»

Источник: The DairyNews
Соучредитель Группы компаний «Рота» Алла Налча (Саблина) в своем интервью The DairyNews рассказывает, как организации удалось в рекордные сроки построить новую ферму, почему 2 млрд. рублей инвестировали именно в сельское хозяйство, а также какие дальнейшие планы у предприятия.
В рекордные сроки! Интервью с Аллой Налча (Саблиной), соучредителем ГК «РОТА»

DN: Алла Георгиевна, какие направления деятельности у группы компаний «РОТА-АГРО»?

А.Н.: Сегодня группа компаний «РОТА-АГРО» - это: молочное производство, племенное молочное и мясное животноводство, картофельный проект, растениеводство, выращивание кормовых и зерновых культур, разведение рыб осетровых пород.

Сейчас мы все силы бросили в сельское хозяйство, ежегодно инвестируем собственные средства. Потому что, как рачительные хозяева, хотим, чтобы старые коровники и телятники, не ветшали и разрушались, а служили. В частности, модернизируем здания под производства. Так, в «Совхозе Архангельское» в нескольких бывших коровниках у нас размещены бассейны для разведения рыб осетровых пород, а в деревне Таширово Наро-Фоминского района мы все переоборудовали под овощехранилища нашего картофельного проекта. В этом году с 94 гектаров мы собрали урожай более 3000 тонн картофеля. В планах рассматриваем вопрос о выращивании в целом так называемого «борщевого» набора: капусты, свёклы, моркови, лука. В связи с этим есть планы расширения посевных площадей до 500 гектаров и введения четырехпольной системы выращивания.

Кроме того, в прошлом году мы открыли новый проект – «РОТА-АГРО «Благовещенье» на 4 тысячи голов КРС. Это молочно-товарный комплекс на 27 гектарах земли. Проект интересный, и построили ферму очень быстро. Получилось реализовать задуманное в рекордные сроки – меньше, чем за год.

DN: Как вам удалось за рекордные сроки построить ферму?

А.Н.: Мы объехали множество сельскохозяйственных предприятий, как в России, так и за рубежом, после чего создали собственную уникальную технологию, которая и легла в основу проекта «РОТА-АГРО «Благовещенье», который получился если не идеальным, то очень благополучным с точки зрения взаимодействия частного бизнеса и государства.

Этот проект был представлен на Международном Петербургском экономическом форуме, где мы подписали соглашение о сотрудничестве с Правительством Московской области в лице губернатора Андрея Юрьевича Воробьева.

Это тот удивительный случай, когда государство, действительно, поддержало! Сейчас много программ, которые помогают сельхозпроизводителям выйти на хорошую рентабельность.

Ранее, когда окупаемость составляла 15-20 лет, то на этот сельскохозяйственный сектор никто не смотрел. Сейчас, благодаря дотациям, субсидиям, программам – инвестиционная привлекательность стала выше, а сроки окупаемости сократились до 7-8 лет.

Государство своими инструментами обращает внимание на приоритетные направления в экономике, привлекает правильным образом инвестиции.


2 МЛРД. РУБЛЕЙ


DN: Если говорить именно о проекте ООО «РОТА-АГРО «Благовещенье», какая поддержка вам была оказана со стороны губернатора Московской области? Со стороны Минсельхоза Московской области?

А.Н.: Мы подписали соглашение с губернатором, что дало возможность работать с Министерством сельского хозяйства очень активно. Это соглашение дало нам право на участие в ряде государственных программ.

Инвестиции были собственные.

DN: Сколько Вы инвестировали в проект «РОТА-АГРО «Благовещенье»?

А.Н.: Около 2 млрд. рублей. Деньги пошли на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию самого молочно-товарного комплекса, на закупку скота, на всю линейку сельскохозяйственной техники, на обработку земли, чтобы она смогла производить качественную кормовую базу.

DN: У Вас в распоряжении было 2 млрд. рублей! Почему решили инвестировать именно в сельское хозяйство?

А.Н.: Мы в отрасли не первый год. У нас давняя история.

Мы начали заниматься сельским хозяйством с 2005 года, когда вместе с землей нам в руки попали и здания, и техника, и коровы. И мы стали осваивать ранее неизвестный нам сектор экономики – производство молока.

Потом мы поняли, что старыми технологиями вытащить предприятие на рентабельный уровень невозможно! Оставалось только одно – инвестиции. Если мы говорим о конкурентоспособности, то надо вкладываться.

DN: Вы говорите, что с 2005 года у вас уже были коровы. «РОТА-АГРО «Благовещенье» – это модернизированная ферма, не построенная с нуля?

А.Н.: «РОТА-АГРО «Благовещенье» – это ферма, построенная именно с нуля, в поле без коммуникаций, без сетей и без воды. Это было заросшее поле. Мы поставили ферму таким образом, чтобы вокруг нее было достаточное количество земель для кормовой базы. Теперь по мере увеличения количества поголовья, вводятся в оборот все новые земли.

Когда мы говорим, что мы не новички, мы говорим о старых работающих сельхоз предприятиях, где более 2000 животных.

DN: «РОТА-АГРО «Благовещенье» – это 4 тысячи коров, откуда вы поставляли скот?

А.Н.: Одна закупка была из Калининграда, все остальные – Голландия и Германия. Преимущественно западная генетика. В этом году мы завезли на ферму порядка 1300 нетелей голштино-фризской породы, и продолжаем формировать поголовье, чтобы вывести комплекс на полную проектную мощность.


140 000 РУБЛЕЙ ЗА НЕТЕЛЬ


DN: Как развивается у вас племенное животноводство? Куда Вы реализуете нетелей?

А.Н.: В основном, в Московскую область.

Раньше не субсидировались нетели, которых покупали из-за границы. В меньшей степени субсидировались нетели, которые покупались в соседних областях - государство ориентировало покупать другу у друга животных.

С этого года, возможности расширяются: субсидии даются и за покупку за рубежом. Партии, которые мы сейчас завозим из-за рубежа, субсидируются.

В скором времени, с продажей нетелей мы выйдем за пределы Московского региона.

DN: По какой цене реализуете?

А.Н.: Сейчас уже новая цена выше, по ней мы еще не реализовали. Новая цена- 140 тысяч рублей за одну голову.

DN: Мы пишем про молочный рынок, но у вас есть овощеводство, осетровая ферма. Какой бизнес из этих направлений самый прибыльный для вас?

А.Н.: Для нас - молочный! Первый урожай картофеля мы собрали только в 2015 году, это молодое предприятие. Что касается проекта «Северная рыбка», то в 2013 году были запущены в бассейн мелко-фермерского хозяйства около 11.000 мальков. Это стерлядь, ленский осетр и бестер. Уже в следующем году ожидается первая партия черной икры, а еще через три увеличение производственной мощности до 3 тонн икры в год.

Молочное производство у нас сейчас на первом месте: есть и будет.

DN: Какая сейчас у вас цена реализации молока-сырья?

А.Н.: Мы продаем в розницу по 50 рублей, оптом – по 29-30 рублей.

DN: Кому вы сдаете молоко?

А.Н.: Мы работали с Danone, «Вимм-Билль-Данн». Контракты закончились, и мы решили поработать с другими компаниями.

Сейчас плотно сотрудничаем с «Асеньевским молоком» в Калужской области, их продукция широко представлена в Москве: и в «Азбуке вкуса», и в «Перекрестке». Качественная продукция, и требования к молоку у них высокие.

У нас есть и своя розница: мы продаем молоко для людей, которые хотят делать сыры и творог в домашних условиях.

DN: Сколько вы поставляете в «Асеньевское молоко» и сколько в розницу?

А.Н.: В розницу у нас уходит совсем мало - до 5 тонн в сутки. Все остальное сырье идет в «Асеньевское молоко».

DN: Компания Danone анонсировала, что выработает свой индекс расчета закупочной цены. Работали ли Вы по этому индексу?

А.Н.: Я слышала, но для нас это неприемлемые условия. Danone – компания сильная, мощная. Они монополисты и считают себя вправе диктовать условия по цене на рынке. Может это и так, монополисты имеют на это право. Но сейчас рынок предполагает более широкий спектр возможностей. После того, как санкции пришли в нашу жизнь, спектр тех, кто перерабатывает молоко, стал гораздо шире. Сейчас можно сотрудничать с теми, кто слышит тебя. Нам такое партнерство приятнее.

DN: Довольно рискованно сдавать сырье только одной компании...

А.Н.: Если не считать розницы, то мы отгружаем молоко 4 компаниям. У нас и «ВДВ» закупает молоко.

DN: Вы рассматривали строительство собственной переработки? Правительство Московской области анонсировало «Сырный кластер». Интересно ли Вам было бы войти в него с точки зрения производства сыров? 

А.Н.: Почему-то принято считать, что производство сыров совсем рядом с молоком. Это не так!

Есть еще космические разработки, военная медицина, техника… заниматься можно многим. Мы же нацелены стать добросовестными специалистами в своем секторе! Когда мы станем в этом абсолютными профи, то можно заняться и чем-то другим. Сейчас все специалисты заняты серьезной работой. Только, кажется, что молоко производится, коровы доятся, и что еще надо делать. Производство молока - колоссальный труд!

Ферма очень технологична, есть люди, которые не знают, что делать и боятся.  Мы начинаем переучивать, и не каждый выдерживает этот период. Начать трудиться по-другому – это подвиг. Работа с людьми, работа с коровами, с генетикой стада, новые технологии по движению стада, по группам животных - всё это приводит к увеличению надоев и высокой производительности.

DN: Вчера на форуме активно обсуждался вопрос экспорта молочной продукции. На ваш взгляд, насколько это реальная цель? Каким странам интересно экспортировать российскую молочную продукцию?  

А.Н.: Нас не ждут нигде, если честно. Если говорить о политике, то России всегда будут мешать, потому что мы большие и непонятные. То, что люди не понимают, то начинают осуждать. Мы в нише всегда осуждаемых и не понимаемых. Поэтому нас с нашим молоком никто ждать не будет, но это не значит, что не надо к этому стремиться!

Первое, что надо сделать на этом этапе, – это обеспечить качественным молоком страну. В Россию приезжает огромный поток туристов, и пробуют натуральное молоко. Многие же страны отвыкли от натурального молока, люди потребляют либо порошковое молоко, либо молоко долгого хранения.

DN: Сейчас обсуждают молоко категории А2. Интересовались ли Вы этим вопросом?

А.Н.: Нет. К нам были обращения от ряда компаний, где они презентуют совершенно новый продукт под маркировкой «эко», но наше мнение, что это не более чем пиар-ход. К нам на ферму приезжают люди, которые поначалу отказываются от молока по причине его неусваиваемости. Я предлагаю этим людям попробовать молоко с низкой соматикой, которое вообще не соприкасается с патогенной флорой. Наше молоко «РОТА-АГРО «Благовещенье» прямо от коровы поступает в танкеры. Благодаря современным технологиям сохраняет свое качество более длительный срок за счет того, что нет лишнего взаимодействия с бактериями, с патогенной средой. Оно моментально охлаждается. И люди констатируют отсутствие той реакции, которая была на магазинное молоко.

Государство сейчас компенсирует капзатраты, чтобы люди инвестировали в отрасль. Субсидии на молоко выросли именно с привязкой на большее количество молока, а большее количество молока связано с новыми технологиями.


ЖИЗНЬ БЕЗ СУБСИДИЙ?


DN: На Ваш взгляд, может ли молочная отрасль выжить без субсидий?

А.Н.: Не знаю, как будет через 3 года, но государство должно тонко чувствовать и настраивать движение в данном секторе экономики. Оно для этого существует. Моё мнение – без господдержки – вряд ли, молочная отрасль не выживет.

DN: Сегодня на глобальном уровне в отрасли существует проблема - массовое снижение потребления молока: каждый человек в мире примерно на 400 грамм сократил потребление молочной продукции. На ваш взгляд, какие здесь возможны меры переработчиков, государства, которые будут стимулировать потребление молока и молочных продуктов?

А.Н.: Сейчас очень много тв-передач, в которых говорят, что 80% взрослого населения не в состоянии переваривать молоко из-за отсутствия лактобактерий. Только 20% могут его усваивать. Я в это не верю, считаю, что это своеобразная пропаганда. Вы посмотрите, какое сейчас разнообразие молочной продукции в магазинах.

DN: Алла Георгиевна, поделитесь своими планами на ближайшее время? Планируется ли строительство или модернизация какого-нибудь комплекса?

А.Н.: Мы постоянно думаем о модернизации. В следующем году мы начинаем «доить» осетровые породы рыб, у нас появится чёрная икра.

К августу 2018 года мы выходим на полную мощность. Наши амбиции таковы, что на новой молочно-товарной ферме мы будем давать до 50 тонн в сутки.

Продолжаем вводить в оборот залежные земли. В следующем году это будет цифра – 5 гектаров земли, но нам и этого уже мало. Может быть, будем переходить на интенсивную почва-обработку, интенсивное землепроизводство. Это постоянные вопросы, которые надо решать.

Собираемся увеличивать объёмы картофеля - увеличиваем количество посевных.


С 2000 ГОДА


DN: Поделитесь, пожалуйста, своей историей прихода в сельское хозяйство.

А.Н.: В 2000 годах вместе с колхозами и землей, в наши руки попали и коровы. Многие скот уничтожали, а земли использовались под разные цели.

Мы были теми, кто не уничтожил коров, а землю использовал по назначению: сеяли там кормовую базу для скота. Животные росли, развивались, количество увеличивалось. Наш опыт тоже рос вместе с количеством животных. Так мы стали производителями молока.

DN: Не возникало мысли все это бросить?

А.Н.: Даже не представляете, сколько раз! «РОТА-АГРО» – это одно из направлений крупного холдинга. Заниматься только сельским хозяйством – это очень рискованно. Сейчас спасибо государству, а раньше мы все это тянули на свои деньги, которые надо было где-то брать.

Без смежного бизнеса, деньги от которого можно было бы реинвестировать в низкорентабельный сектор экономики, мы бы не выжили.

DN: Спасибо.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью