Система Галактики. Интервью с Дмитрием Тужиковым, Руководителем проекта "Современная пищевая безопасность", Заместителем генерального директора ООО "Галактика"

Источник: The DairyNews
Предприятие ООО «Галактика» 24 июля в здании Правительства Ленинградской области презентовало новую систему «Современная пищевая безопасность», которая построена на основе технологии «блокчейн». Прошло два месяца, и за это время к системе проявили интерес крупные перерабатывающие предприятия. Как возникла идея разработки системы? Каким образом она интегрируется в «Меркурий»? Как работает технология блокчейн? На вопросы корреспондента The DairyNews отвечал Дмитрий Тужиков, руководитель проекта "Современная пищевая безопасность».
Система Галактики. Интервью с Дмитрием Тужиковым, Руководителем проекта "Современная пищевая безопасность", Заместителем генерального директора ООО "Галактика"

DN: Расскажите, пожалуйста, в связи с чем возникла идея создания системы «Современная пищевая безопасность»?

ДТ: Не секрет, что в 2018 года абсолютно все хозяйствующие субъекты РФ: молочные и не только молочные предприятия, склады, распределительные центры временного хранения, торговые сети, обязаны выписывать электронно-ветеринарные сертификаты в системе «Меркурий».

Мы идем по пути инноваций и евро стандартизации, поэтому не пошли на поводу у привычной манеры критиковать и отрицать, а разработали продукт, который даст нам возможность протестировать и внедрить инновации на самых ранних проектных стадиях, найти новые и нестандартные способы решения собственных задач, которые нацелены на повышение операционной эффективности во всех звеньях цепочки поставок – от производителя до магазина

С другой стороны, переработчики сырого молока столкнулись с необходимостью интегрировать свою систему учета продукции в «Меркурий», что очень затратно для производителя.

Наша система, которую мы назвали «Современная пищевая безопасность», дополняет «Меркурий» и доводит информацию о подлинности сырья для изготовления продукта до конечного потребителя. Таким образом, наша система позволяет проследить весь путь от коровы до прилавка. Система «СПБ» разработана таким образом, что интеграция в систему управления ресурсами предприятия не требуется и необходимости в дополнительных ресурсах нет.

Система была анонсирована в июле в Санкт-Петербурге, в ходе подписания четырехстороннего соглашения между «Галактикой», X5 Retail Group, Россельхознадзором и Правительством Ленинградской области. На 11 октября назначено подписание аналогичного соглашения с Правительством Санкт-Петербурга.

DN: Каким образом система «Современная пищевая безопасность» дополняет «Меркурий»?

ДТ: «Меркурий» является базой данных, предложенная нами система «Современной пищевой безопасности» на основе технологии «блокчейн» позволяет встроить в государственную систему обеспечения безопасности и качества средство дополнительного контроля. Абсолютно все электронно-ветеринарные сертификаты, как выписывались, так и продолжают выписываться. Наш сервер позволяет выписывать сертификат, который автоматически формирует его в «Меркурии». База данных «Меркурия» реализована через заполнение формы в обычном браузере. И на каждую операцию приходится туда вручную вносить 32-значный номер ВСД (прим. ред.- ветеринарно-сопроводительного документа). Мы заменяем этот номер своим штрих-кодом, который посредством обращения на сервер «СПБ» преобразуется в номер ВСД.

Мы писали систему, основываясь на том оборудовании, которое стоит на наших производствах.

Не секрет, что сети разослали требования к производителям: изменить маркировку продукции на 24-значные штрих-коды, это связано с Приказом МСХ №648 о том что вся молочная продукция должна сопровождаться электронным ветеринарным сертификатом. Единицы предприятий готовы их напечатать. Мы на «Галактике» их печатать не умеем и не можем. Необходимые принтеры стоят порядка 5 тысяч евро. Чтобы поменять оборудование для 8 линий, нам нужно закупить двадцать новых маркираторов. Эти траты, к сожалению, лягут не только на плечи производителя, но и в дальнейшем на конечного потребителя. Путем активного запроса к базе данных «Меркурия» наша система позволяет использовать на имеющемся оборудовании печатать цифро-буквенный код, либо короткий 6-ти значный штрих-код, который будет на нашем сервере преобразовываться в необходимую и «Меркурию», и сетям информацию.

DN: Я правильно понимаю, что «Меркурий» – это облако, в котором содержится база данных, а «Современная пищевая безопасность» преобразует эту информацию в читабельный вид для потребителя?

ДТ: “Меркурий” - это база данных, расположенная на серверах Россельхознадзора, и предназначена для работы хозяйствующих субъектов и контролирующих органов. Наша система позволяет увидеть всю цепочку поставки сырья и переработки полностью от производителя до ритейла на экране смартфона через приложение или с помощью обычного браузера на экране компьютера.  

DN: Система «Меркурий» должна заработать с 2018 года. Вы анонсировали  «Современную пищевую безопасность» в конце июля. Это был запланированный шаг? Или вы увидели недоработки в «Меркурии» и  выступили с инициативой ее доработать?

ДТ: Мы разработали продукт, который позволяет настроить работу в «Меркурии» с учетом реалий наших предприятий, максимально облегчив работу и «Меркурию», и производителям. Многие предприятия боятся, что изменения будут очень дорого стоить. Эти опасения понятны, но мы уже с уверенностью можем сказать, что на «Галактике» опробовали и у нас всё работает без дополнительных вложений. Это устраивает и «Меркурий», и крупнейшую в России сеть- X5 Retail Group.

DN: Как Россельхознадзор отреагировал на создание системы «Современная пищевая безопасность»? Была информация, что компания «Мегафон» также создает приложение для «Меркурия». Так ли это?

ДТ: Россельхознадзор является нашим партнёром в рамках подписанного Соглашения о совместных действиях в обеспечении безопасности на продовольственном рынке. И в ближайшее время будем представлены в качестве компании-интегратора «Меркурия» для предприятий-производителей.

Что касается «Мегафона», компания разработала свое приложение для ветеринарных врачей. Суть в том, что в тех местах, где есть проблемы с интернетом, «Мегафон» предлагает использовать их приложение для возможности удаленного оформления ветеринарных сертификатов. Это приложение не работает с предприятиями, но оно будет интегрировано с «Меркурием».

DN: В «Современной пищевой безопасности» будет применена технология block chain. Как она будет работать на примере вашей системы?

ДТ: Когда сырое молоко поступает от производителя на завод, приёмщик вводит в систему “СПБ”: номер ЭВС, объём в тоннах, массовую долю жира и другие характеристики. Затем оператор на линии выбирает какую продукцию сейчас будут разливать. Система “СПБ” на основании данных о рецептуре (заложенного % потерь, расчёт обрата, кратности розлива) автоматически рассчитывает сколько потребуется сырья и из какой ёмкости будет производится забор. При формировании задачи производства происходит оформление ЭВС, который привязывается конкретно к данной партии продукции. И запускается печать уникальной цифровой кодировки на каждую индивидуальную, транспортную и паллетную упаковку. В каждом коде есть информация о производителе сырого молока, переработчике, транспортной компании, доставившей сырое молоко на завод, дату надоя, ФИО ветеринарного врача выдавшего ветеринарную справку, данные лабораторных исследований. Из транспортных упаковок формируются паллеты, которые отправляются в магазины или на распределительные центры торговой сети. Там приёмщик-товаровед с помощью терминала сбора данных считывает штрих-код с паллета, и автоматически гасит ЭВС. Для потребителя предусмотрена возможность с помощью смартфона (прим. ред.-через приложение или через веб-форму на сайте http://traceability.spb.ru) получить всю информацию о продукте, который держит в руках. Это существенно расширяет возможности системы “СПБ”, ведь каждый покупатель имеет право знать за что он платит.

DN: Если завод принимает цистерну с 10-тоннами молока, как понять, в какой продукт попадает именно это молоко?

ДТ: При формировании производственной задачи система анализирует остаток сырого молока в ёмкостях и распределяет индивидуальные коды таким образом, чтобы при смене ёмкости начинался новый отсчёт маркировки продукции. Если в ёмкости имеется сырое молоко от двух производителей, то в информации о продукте мы указываем, что в данном продукте используется сырьё от двух производителей, поставку и качество того и другого сырья можно проконтролировать в нашем приложении.

DN: Сколько поставщиков у «Галактики» в настоящий момент?

ДТ: Более 30.

DN: Когда была запущена система «Современная пищевая безопасность» на заводе?

ДТ: Полностью она запущена с начала августа на всех линиях. В тестовом режиме система работает уже с июня текущего года на отдельных партиях. Основной задачей было сделать все таким образом, чтобы не потребовалась модернизация, чтобы завод мог обходиться имеющимся оборудованием.

DN: С какими проблемами Вы столкнулись при полном запуске?

ДТ: По большому счету, основная проблема – это восприятие любого рода инноваций участниками процесса. Мы не столкнулись с особенными проблемами. Были только технические вопросы. Например, изначально не были привязаны принтеры в печать по сети. Но операторы с большим пониманием и интересом к отнеслись к внедрению системы.

DN: Появился ли интерес со стороны других предприятий?

ДТ: Да, интерес есть. Приезжают коллеги из других перерабатывающих предприятий Калининградской, Белгородской, Саратовской и Ленинградской областей, знакомим их работой системы. Что касается других продуктовых сетей, то встречи проводились, но наша система находится в пилотной версии и масштабировать её до устранения всех ошибок рано.

DN: С кем сотрудничает «Галактика» по поставке продукции, кроме X5 Retail Group?

ДТ: Мы сотрудничаем практически со всеми федеральными и локальными сетями, нашу продукцию можно встретить. Надеемся, что в перспективе и другие сети смогут присоединиться к нашей системе.

DN: Какой объем инвестиций был вложен в разработку и внедрение данной системы?

ДТ: К сожалению, не могу дать такую информацию – мы заключили соглашение о конфиденциальности с разработчиками и с X5 Retail Group. Со своей стороны, хочу отметить, что объем инвестиций незначителен для производителя – это не тот порядок цифр, который необходим для модернизации предприятия, сумма значительно ниже.

DN: На Ваш взгляд, система «Меркурий» эффективна?

ДТ: Безусловно, она возникла очень своевременно, даже, может, немного запоздала. После того как работавшая в Советском Союзе система ветсертификации устарела, появилось большое количество участников рынка. И конкурентная среда среди производителей, к сожалению, сейчас на стороне тех, кто выступает за фальсификат. Честные производители оказываются в худшем положении по отношению к недобросовестным производителям и переработчикам. Мы считаем, что откладывать внедрение системы нельзя.

DN: Сколько времени заняла разработка системы «Современная пищеваябезопасность»?

ДТ: Процесс от идеи до финальной реализации занял около двух месяцев в очень ускоренном темпе.

DN: Поделитесь, пожалуйста, своей историей прихода на молочное предприятие?

ДТ: Меня познакомили с Игорем Сан-Сеновичем Дю. Меня очень заинтересовал проект, связанные с производством, и с социальной ответственностью производителя. А его во мне привлек 10-и летний опыт работы в продуктовом ритейле вообще и в start-up, в частности.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью