«На стороне бизнеса» – интервью со Стефаном Переваловым, руководителем Агентства развития бизнеса Калужской области

Источник: The DairyNews
Команда профессионалов из Калуги как правая рука и первый помощник малого и среднего предпринимателя. Молодость, активность и стремление к достижению результатов – их основные качества. Как и чем Агентство развития бизнеса Калужской области привлекает инвесторов – в материале The DairyNews.
«На стороне бизнеса» – интервью со Стефаном Переваловым, руководителем Агентства развития бизнеса Калужской области

DN: Стефан, на сайте агентства указано, что оно существует с 5 февраля 2018 года, то есть относительно недавно. Как вообще произошло так, что вы образовались?

СП: Агентство развития бизнеса действительно организация молодая, существует всего лишь год. Но команда, которая трудится над сопровождением предпринимателей, имеет богатый опыт работы. Ранее с 2013 года существовало Агентство развития агропромышленного комплекса. Именно его команда перешла в новую организацию. Мы проработали 4 года, наладили помощь, поддержку фермеров: консультационную, административную. И в результате создали такой инструмент, который оказался реально востребованным. В 2018 году в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ) мы стали финалистами в номинации «Развитие сельского хозяйства и создание комфортных условий для развития бизнеса на селе». Так как внедренная практика оказалась успешной, Правительство области поручило нам расширить механизмы поддержки сельского хозяйства на все предприятия экономики региона.

DN: Как изменилась ваша система взаимодействия с фермерами с тех пор, как организация трансформировалась?

СП: При создании агентства первое распоряжение, которое дал нам губернатор, касалось ни в коем случае не сокращения, а только наращивания поддержки фермеров. Поэтому все компетентные консультанты остались в команде.

Мы расширили спектр услуг. Теперь можем помогать по четырем основным направлениям. Первое – это варианты инвестиционных предложений по землям и площадкам для фермеров и сельхозпредприятий. Второе – это инфраструктура. Мы содействуем в обеспечении проекта коммуникациями. Третье – финансирование. Мы контактируем с банками, со всеми финансовыми институтами затем, чтобы кредитовать проекты, находить источники финансирования было легче. И четвёртое – это государственная поддержка. Мы стараемся сделать так, чтобы получателей господдержки стало больше, а сама процедура стала проще. Так, например, в предыдущем году по сельскому хозяйству количество получателей господдержки у нас увеличилось на 9,8%. Мы для этого информируем бизнес через всевозможные каналы, от публикаций в СМИ до проведения мероприятий.

DN: Какова статистика вашей деятельности, успешной деятельности? Насколько охотно обращаются к вам те же фермеры и предприниматели?

СП: Давайте говорить в целом про предпринимательское сообщество. Более 1 500 предпринимателей обратились к нам за год. Все они получили полезные консультации. Мы разместили 11 новых проектов на территории области в 2018 году. На 80% это были сельскохозяйственные проекты: в молочном, мясном животноводстве, производстве грибов. Нам удалось сократить сроки получения разрешительных и иных документов в два раза по сравнению с регламентом.

Также по 44 проектам, находящимся на нашем сопровождении, было одобрено финансирование, начиная от крупных кредитов и заканчивая микрозаймами на общую сумму 8,5 млрд рублей. Мы помогли 80 компаниям собрать пакеты документов на получение 200 млн рублей господдержки.

DN: Как выглядит ситуация с новыми проектами?

СП: Мы нацелены на то, чтобы активно привлекать новые проекты, чтобы к нам в регион приходили новые предприниматели. Мы приглашаем всех желающих сотрудничать с Калужской областью. Регион имеет значительное количество интересных площадок для реализации множества бизнес-проектов.

У нас ведётся полная база земель сельхозназначения, в ней более 130 тыс. гектаров. Есть разные конфигурации, как совсем маленькие земельные участки, так и массивы по 3 тысячи га и далее. Ресурсов как для больших, так и для маленьких компаний – масса.

Мы взяли за практику не только предлагать земли как ресурс, но также заранее прорабатывать готовые инвестиционные предложения.

DN: Расскажите, пожалуйста, о каких-то примерах ваших инвестиционных предложений?

СП: К примеру, мы знаем, что в Людиновском районе нет более-менее крупных молочных производств. Поэтому заранее прорабатываем возможный вариант размещения, делаем презентации, находим земли, которые предлагает район как оптимальный вариант размещения. Мы смотрим их обеспеченность инфраструктурой, чтобы не предлагать предпринимателю проект, грубо говоря, в подведение инфраструктуры для которого нужно вложить больше, чем в сам проект.

Дальше мы считаем приблизительно, какой проект можно разместить. Например, на ряде участков в Людиновском районе мы увидели, что может хорошо разместиться молочная роботизированная ферма. Вы знаете, что у нас в области в целом тренд на инновационные передовые технологии, на роботизацию. У нас есть отдельная программа, в рамках которой 40% средств возмещается при строительстве роботизированных молочных ферм на приобретение оборудования. Мы все это просчитываем. Считаем капитальные затраты, экономику, получаем готовое решение, в которое надо вложить средства и всё – работать.

Сельское хозяйство становится интересным и для тех, кто этим раньше не занимался. На такие случаи мы создали технологическую группу у себя в составе агентства. В нее вошли ветеринар, зоотехник, агроном. Это те люди, которые на первых этапах консультируют предпринимателя или инвестора. И в дальнейшем сопровождают, чтобы избежать ошибок в вопросах технологий. Вот такое упакованное предложение у нас есть.

DN: А может быть такое теоретически, что ваша организация станет абсолютно автономной и не будет взаимодействовать с министерством сельского хозяйства? По крайней мере не так сильно, как сейчас?

СП: Я бы этого не хотел! Потому что именно благодаря тесному сотрудничеству, я думаю, область имеет сейчас такие хорошие результаты. У нас, наоборот, стоит задача со всеми министерствами держать связь, чтобы иметь возможность как можно скорее для предпринимателя оказывать помощь и поддержку. Мы делаем одно дело.

DN: Как вы работаете с банками и какие трудности возникают?

СП: Мы работаем со всеми финансовыми организациями, представленными в области, в том числе с «Россельхозбанком». Зачастую трудность в получении кредита заключается в объеме бумажной рутинной работы, которую предстоит преодолеть, на которую у фермера зачастую просто не хватает ни ресурсов, ни времени. Да и, наверное, не должен фермер быть экономистом, не должен знать, какие документы ему надо подать на кредит.

Именно здесь приходит на помощь агентство – команда экономистов, которые за фермера разработают бизнес-план, вместе с фермером сходят в банк, будут вносить корректировки в документы. Некоторые заявки и типовые документы мы можем сделать за фермера, стараясь упростить документооборот. Конечно, определенные документы должны быть приготовлены предприятием, но все, что реально сделать без участия предприятия, стараемся делать самостоятельно. Да, какие-то проекты просто не подходят под программы кредитования – элементарно нет необходимых собственных средств, нет залоговой базы, нет выручки, которая бы позволяла обслуживать проценты по кредиту. По таким случаям, конечно, бывают и отказы от банков. Но мы всегда пытаемся искать решения. Например, у нас есть региональный Фонд поддержки предпринимательства, который имеет более простые точки входа для бизнеса и тоже имеет пятипроцентную ставку по привлекаемым средствам. Этот же Фонд может предоставить поручительство для обеспечения банковского кредита. Так что всегда стараемся довести дело до конечного результата.  

DN: Если человек приходит впервые – нестыковки, не до конца подготовленные документы. Бывали ли случаи отказа в помощи с вашей стороны?

СП: Как мы можем отказать? У нас задача правильно проконсультировать, точно сориентировать. Мы просто честно говорим – здесь есть риски. Здесь мы видим, что под эту программу вы не подходите, но на перспективу, если в течение ближайших месяцев подправите это, это и это, то сможете претендовать на господдержку. То есть мы не орган власти, который может разрешить, запретить, дать или не дать. Наша задача – выступать на стороне предпринимателя, фермера при общении со всеми органами власти и со всеми инстанциями, которые есть в области. Отказывать мы не умеем.

DN: Кроме банковских сложностей, с какими еще трудностями может столкнуться фермер на пути получения кредита или реализации своего проекта?

СП: На практике мы всегда деятельность агентства выстраиваем на основе обратной связи от бизнеса. Это четыре крупных блока вопросов.

Во-первых, имущественно-правовые вопросы, когда фермеру не хватает юридического опыта в их решении. У нас есть консультанты, которые придут на помощь.

Второе – это вопрос инфраструктуры. Зачастую фермер не знает о возможных льготных программах подключения электричества или газа, не знает, в какую организацию обратиться за тем или иным документом. Мы, с учетом опыта, понимаем, где и как можно сократить сроки и упростить условия работы.

Финансы – третий крупный блок. Кроме того, четвертый блок – господдержка. Ее становится все больше! Программы растут, объемы финансирования растут, и зачастую разобраться во всех нормативно-правовых актах просто не хватает времени. Поэтому мы поступаем от обратного, анализируем, например, бизнес-план, концепцию проекта, которую человек планирует реализовать, и выдаем ему дорожную карту, на какие меры господдержки он может претендовать.  

DN: Как мы все знаем, Президент к 2024 году поставил амбициозную задачу по кратному увеличению аграрного экспорта. И многие предприятия работают именно в этом направлении. Приходили ли к вам экспортеры, брались ли вы за проекты, связанные с экспортом в страны Азии?

СП: Да. Одно из самых интересных направлений сейчас – именно по этой тематике, по экспорту в страны Азии и Китай. Ряд компаний, к примеру, «Зеленые линии», заинтересованы в этом. Начну с того, что у нас в составе агентства есть центр поддержки экспорта – отдельно выделенная структура, которая как раз занимается тем, чтобы экспортерам стало проще выходить на новые рынки. И у центра уже есть первые достижения! Мы поднялись с 33 места на 7 за год в рейтинге аналогичных центров по стране.

Специалисты центра поддержки экспорта оказывают помощь по следующим основным направлениям. Мы организуем бизнес-миссии, выставки и коммуникации, частично софинансируем затраты на то, чтобы куда-то поехать, организовать совещание и так далее. У нас есть возможность оказывать бесплатно ряд услуг, таких как перевод сайта экспортеров, сертификация продукции, проведение маркетинговых исследований и многие другие услуги. Вообще мы взяли за практику каждый день встречаться с потенциальными экспортерами, спрашивать, какая помощь нужна. Экспорт крайне важен для экономики региона, очень много государственных средств сейчас на это направляется. Здесь мы тоже имеем опыт и ведем активную работу.

DN: На Ваш взгляд, насколько в принципе сложно в нашей стране в имеющихся условиях начать вести малый или средний бизнес?

СП: Я не могу говорить за всю страну, мы работаем в Калужской области. В нашем регионе действительно созданы, я считаю, комфортные условия для бизнеса, мы вошли в пятерку лучших по условиям для запуска нового проекта малого и среднего предпринимательства. Мы имеем лидирующую позицию по исполнению целевой модели федеральной поддержки такого рода бизнеса. Объем финансовой поддержки сектора малого и среднего предпринимательства на 2019 год у нас существенно вырос, запланировано уже более 400 млн рублей реальной финансовой помощи. И это не считая аграрного сектора.

В целом, Калужская область признана регионом-лидером по работе с бизнесом. Я считаю, у нас работать можно, нужно и именно поэтому мне не стыдно приглашать новых предпринимателей к сотрудничеству и продвигать те площадки, которые у нас есть. Потому что мы уверены, что здесь предприниматель может сделать эффективный бизнес и реализовать проект быстро, качественно и без лишних бюрократических проволочек.

DN: Спасибо и удачи Вам!

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью