На пять с плюсом. Блиц-интервью с Рустемом Бетляевым, начальником управления по животноводству, главным государственным инспектором Тюменской области в области племенного животноводства

Источник: The DairyNews
В интервью The DairyNews Рустем Бетляев рассказал о региональной программе «Пять плюс», созданной для развития малых форм хозяйствования в Тюменской области.
На пять с плюсом. Блиц-интервью с Рустемом Бетляевым, начальником управления по животноводству, главным государственным инспектором Тюменской области в области племенного животноводства

DN: Программа «Пять плюс» это Ваше ноу-хау?

РБ: Да, это ноу-хау. Мы с коллегами разработали ее в процессе обсуждения темы: «Как изменить негативные тенденции по развитию малых форм хозяйствования в молочном животноводстве». Пришли к выводу, что малые предприятия предложат продукт, востребованный на рынке, его купят. Основное конкурентное преимущество молока-сырья, производимого небольшими предприятиями, включая ЛПХ — невысокая цена. Если мы добьемся нормального качества и приемлемых объемов, которые интересны для переработчика молока, то этот продукт будет гарантированно востребован. Второй вопрос – если он интересен и конкурентоспособен, то почему бы переработчику не войти деньгами, чтобы усилить этот сектор и создать себе устойчивую сырьевую базу, с хорошим объемом, приемлемым качеством и невысокой сезонностью производства и при этом «интересной» всем участникам цене.  Мы же не можем постоянно повышать розничные цены на молоко и молочные продукты из-за роста стоимости сырья.

DN: Почему выбрали такое название?

РБ: Название должно быть узнаваемым. Люди часто не знают суть программы, но само  словосочетание известно многим.

DN: То есть, это своего рода оценка?

РБ: Да, и еще тот факт, что если у хозяйства больше 5 коров, то это уже товарное предприятие, способное сдавать достаточно излишков, чтобы это было интересно семье, с точки зрения дохода. В этом случае можно зарабатывать больше, чем работая на сельском предприятии, а если ты поголовье значительно превышает 5 коров, то доход получается сопоставимый с уровнем высокооплачиваемого работника. Однако, на селе высокооплачиваемых мест либо нет, либо их недостаточно. Что греха таить, зарплата в сельском хозяйстве существенно ниже, чем в городе.

DN: В программе могут участвовать только КФХ?

РБ: Таких ограничений нет. Личные подворье активно учитывают в программе «Пять плюс». По правилам у нас в ЛПХ может быть до 25 коров. У нас в силу многих обстоятельств сокращается число хозяйств, занимающихся молочным животноводством. В том числе, потому что у части руководителей душа не лежит к животноводству. Кто почувствовал особенности хозяйствования без молочного животноводства назад в отрасль не возвращается, как правило. Можно говорить и об экономических вопросах или еще чем-то. Мы этой программой выращиваем будущих руководителей сначала ЛПХ, затем КФХ, а потом может ООО и так далее, которые будут потихоньку уходить на большее поголовье. То есть, это люди осознанно пошли животноводство, любят свое дело, поднялись с низов. Надеемся, Программа «Пять плюс» создаст условия для подготовки руководителей молочной отрасли животноводства.

DN: Сколько было поставлено скота по этой программе за 2 года?

РБ: По Вагайскому району уже больше 300 голов поставлено. По Исетскому и Упоровскому -  более 350 голов. Работа продолжается с учетом наработанного опыта.  Консалтинговая группа проехала всех участников программы, и дало заключение по каждому участнику. Проблемы конечно есть, но они не фатальны. Кто-то получил сертификат на управления стадом, но не доучился, нужны дополнительные знания. Кто-то неправильно ведет хозяйственную деятельность, или не расплачивается вовремя. Появилась потребность в обеспечение участников программы сочными кормами, и мы пошли по пути создания кормовых центром. Уже есть возможность предоставить людям объемистые корма, в счет будущего молока.

DN: Вы говорили, что финансирование программы обеспечивается кредитными ресурсами и средствами переработчиков. В каком соотношении они находятся?

РБ: На первом этапе участвует только переработчик. Мы сейчас задействовали и кредитную кооперацию. Создали единый кооператив, который объединяет и закупочные, и кредитные кооперативы. У них появилась взаимосвязь и один руководитель. Задача кредитного кооператива – выделить деньги, чтобы развивался потребительский кооператив, то есть создать ему сырьевую базу для закупки мяса, молока, других продуктов, производимых малыми формами хозяйствования. К программе «Пять плюс» подключились переработчики, заинтересованные в закупке скота на мясо. Организована поставка бычков на личные подворья с последующим выкупом откормленного поголовья. Такого раньше не было. Мы поставляем хозяйству несколько бычков молочного периода. Он их доращивает, откармливает и либо сдает, если он их выкупил, либо по договору за определенную сумму возвращает переработчику. То есть, уже мясники почувствовали интерес к этой программе. Понимаете, там нет больших цифр. Когда говоришь о комплексе в 6 тысяч голов дойного стада, все восхищаются. А здесь – две-три головы. Допустим, две головы есть, мы ему три ставим. Такой принцип. Если он вовремя расплачивается, то может рассчитывать на в два раза большее число животных. Если он показал, что нормально работает, мы даем ему следующую партию скота.

DN: Есть ли информация, сколько всего денег вложили в программу?

РБ: На первом этапе более 40 млн рублей.

DN: Как выстроено руководство программой?

РБ: Есть областные и районные группы воспроизводства, как мы их называем. Областная группа с привлечением кооперативов и молокозавода определяет, какой район входит в программу. Потом Управление ветеринарии проводят оценку распространения лейкоза КРС: куда можно поставить скот, где создать карантинные стада, потому что на неблагополучной по лейкозу территорию мы не работаем в рамках «Пять плюс». После этого районная группа собирает информацию о желающих участвовать. Следующий этап за консалтинговой группой, которая на месте проверяет условия и дает заключение. Областная группа проводит заседание и выносим окончательное решение о том, кому и сколько дать коров.

DN: На конференции «Продуктивное долголетие коров 5.0» Вы говорили, что DeLaval вам помогает. В чем эта помощь заключается?

РБ: У нас больше двухсот заготовительных пунктов, они укомплектованы в том числе оборудованием DeLaval. Там была большая программа на уровне области.  У нас есть соглашение с компанией, они выступают как стратегический партнер в молочном животноводстве. Все-таки DeLaval – это «монстр», в хорошем смысле. Им интересно что-то очень крупное. Я говорил об этом, может быть стоит корректировать свои подходы в плане большего внимания небольшим предприятиям. Это же устойчивость сельских территорий, рабочие места, социальное благополучие.

DN: По Вашему мнению, каковы главные факторы обеспечения продуктивности коров, актуальные прежде всего для Тюменской области?

РБ: Первое – это квалификация кадров. Второе – качество корма, прежде всего энергетическая ценность объемистых кормов. Важна заготовка кормов по самым современным технологиям. У нас солнца мало, и энергии накапливается недостаточно. Любая ошибка в технологии заготовки корма – это фатально с точки зрения обеспечения здоровья и продуктивности. Третий очень важный вопрос, на который я бы обратил внимание – это ответственность поставщиков, прежде всего ветеринарной продукции. К сожалению, мы иногда сталкиваемся с недобросовестностью, отчего несем очень большие потери, особенно в сохранности молодняка, да и в воспроизводстве тоже. Малым формам необходима широкая кооперация – по одиночке не устоять. А кооперация основана на доверии и здесь пока не все на пять с плюсом.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью