12.10.2015
Источник: The DairyNews
Регион: Мир
Молочный король Пакистана. Интервью с Евгением Отливанчиком, управляющим директором White Foods Industries Ltd. DN: Евгений, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили начать молочный бизнес в Пакистане?
- Потому что для этого там благодатная почва. Пакистан очень быстро развивается с точки зрения потребления молочных продуктов. Потребительская аудитория готова воспринимать новые продукты, особенно европейские. Исторический акт: Пакистан – бывшая английская колония, англичане внеси свою позитивную роль в развитии страны, организовали много высших учебных заведений. На сегодняшний день технологии молочного производства в Пакистане пока отстают от европейских, однако рынок готов воспринимать новую продукцию, сырьевая база достаточна для расширения рынка готовой молочной продукции. В мире по производству молока на душу населения эта страна занимает где-то 4 место, порядка 63% поголовья – буйволы, остальное – местные породы коров.

DN: Начнем по порядку. Какую продукцию планируете производить? Какова идея нового производства?
- Идея – ознакомить Пакистан с новой молочной продукцией, с продуктами, которые ранее не были доступны на местном рынке, но которые потребитель готов принять. Это творожные изделия, йогурты, напитки из сыворотки. Пакистанцы очень любят сладкое, но творога в принципе нет в их меню. Есть национальный мягкий сыр (похож на творог), но он все же больше распространен в Индии. В Индии творожным белком заменяют мясной белок, потому как не все могут себе мясные продукты.
Мы проводили дегустации творожной продукции, люди готовы это употреблять. Проводили в течение нескольких лет дегустации для различных социальных и возрастных групп, даже среди собственников сетевой розницы – все ждут новых продуктов.

DN: Какой объем нового производства Вы планируете и в каком населенном пункте?
- Сейчас мы планируем строить два завода в районе города  Хафизабад, штат Пенджаб (столица Лахор). Это житница всего Пакистана, в этом регионе выращивается рис (знаменитый сорт басмати), пшеница, хлопок, сахарный тростник и многочисленные виды овощей и фруктов. В Пенджабе также  представлено наибольшее поголовье молочного стада.  Завод в Хафизабаде будет находится на расстоянии 100 км. от  шести городов-миллионников, общей численностью населения порядка 25 млн. человек. Мы не будем на этом останавливаться,  т.к. все население Пенджаба – более 100 млн. человек, но пока ставим цель – работать ближайшие три года только на рынке Пакистана.

Каждый завод будет перерабатывать около 100 тонн молока в сутки. Это первоначально планируемая мощность. Мы строим предприятия с нуля, для того, чтобы на базе этих предприятий можно было развивать до 200 тонн переработки сырого молока. Впоследствии будем смотреть на ситуацию со сбытом и потребительским спросом.

DN: После пяти лет будете выходить на новые рынки?
- Может быть. Возможно, Афганистан, Иран. У нас уже сейчас есть заявки на творожные изделия в Афганистан.

DN: Какие цены на молоко и молочную продукцию в Пакистане?
- Цена за 1 литр молока в пакете пюр-пак –80-90 американских центов. В такой же ценовой категории натуральные соки в пакете производства Тетра Пак.

DN: По поводу сырьевой базы. Вы уже нашли поставщиков? Насколько я знаю, в Пакистане очень много мелких фермеров.

- Очень много. Мы уже договорились с 50 фермерами о поставках молока. В Пакистане все очень просто: строится завод – к нему приходят фермеры и договариваются о сдаче молока. Мы уже сказали, что строительная площадка есть, многие фермеры знают, что будет молочный завод, им были озвучены требования к сырому молоку. Мы закупаем 10 молоковозов, намерены проводить обучающие семинары для фермеров, осуществлять для них бесплатную мойку их бидонов с выдачей своих в аренду. Есть и большие хозяйства, с ними будем работать 10-тонным молоковозом.

DN: Расскажите, пожалуйста, как Вы вообще оказались в Пакистане?
- Я работал директором по маркетингу в компании-импортере. Фирма приняла решение заняться расфасовкой круп и нам были необходимы поставки риса из Пакистана. У меня был знакомый пакистанец, 15 лет проживавший в Белоруссии. Он познакомил с моим сегодняшним партнером, с которым мы сотрудничаем уже пять лет, прошли огонь, воду и медные трубы. Вначале мы экспортировали рис, потом пришли к экспорту фруктов и овощей в страны СНГ, занимались импортом сухого молока производства Беларуси в Пакистан. Во время работы с молочным рынком, мы тщательно изучили его емкость в Пакистане, потребительские предпочтения, общались с белорусскими молокоперерабатывающими предприятиями.  Последующие кризисы не повлияли на наше решение производить молочную продукцию в Пакистане: мы видели – есть сырьевая база, есть спрос.

DN: Пакистан – восточная страна. Думаю, на ее рынок не так просто войти?

Конечно – «Пионерам» всегда трудно.  Здесь все иначе, это исламская страна. Однако мой партнер – пакистанец. У него богатый опыт, обширные связи, в частности в Хафизабаде, которые позволили нам начать наш инвестиционный проект. Знаете, средняя пакистанская семья – это порядка 150 родственников. И они нам помогают.

DN: Каков планируемый объем инвестиций?
-Порядка $15 млн.  Думаю, что в России или Беларуси строительство таких предприятий обошлось бы дороже.

DN: С чем это связано?
- В Пакистане строительство быстрее и дешевле (теплый климат), дешевле рабочая сила, и отсутствие других тормозящих факторов. Мы получили разрешение на отвод земли и строительство завода в течение недели. Наверняка в РФ или РБ мы решали бы этот вопрос дольше и с другими материальными затратами.

DN: С какими трудностями Вы сталкиваетесь, намереваясь строить завод в Пакистане?
- Трудности есть везде. В нашем случае – мы первые, не только в России кризис – он во всем мире, в странах наших потенциальных партнеров-инвесторов. Строительство одного завода мы уже начинали, заложили фундамент, провели коммуникации и потеряли инвестора из-за финансовых трудностей. Мы искали оперативно другие возможности и решения. Сейчас  уже вопрос решен положительно. Идем дальше.

DN: Какие планы на дальнейшее развитие? Станете ли Вы «молочным» королем Пакистана?
- Одним из трех (смеется). Если серьезно – то на все воля Господа плюс наша вера в успех и серьезный каждодневный труд. Планы конечно строим,  стратегия определена. Будем шаг за шагом претворять ее в жизнь.

DN: Для меня, честно говоря, Вы уникальный человек, решивший принять участие в молочном инвестиционном проекте в Пакистане.
- Потому что чаще всего (в том числе при поддержке федеральных СМИ), с экранов ТВ льется негативная информация об этой стране. На самом деле ситуация в Пакистане сегодня, может быть, даже лучше, чем в Украине. На  Украине война – кто об этом мог подумать? В Пакистане сегодня определенно спокойно, впрочем как и ранее. Случается, конечно всякое, но не чаще чем в других странах. Люди в стране очень работящие, образованные. В одном Лахоре около 150 учебных заведений для высшего образования.

DN: Будет ли Ваш проект каким-то образом связан с Россией?

- Пока только как Родина инвестора. Может быть, с точки зрения поставки оборудования. Сейчас мы общаемся с предприятиями «Протемол» и «Таурас-Феникс», с производителями, которые знакомы с продукцией, которую мы хотим выпускать. Играет роль и ценовой фактор. Тетра Пак также поставляет творожное оборудование, но разница в ценах очень приличная. Если для линии российского производства вложения составят 150-200 тыс. евро, то в случае с Тетра Пак они дойдут до 500 тыс. евро. На этапе развития для нас важно сэкономить деньги и построить два завода, а не один. Какие перипетии ждут в дальнейшем, время покажет. Пока все складывается. Корабль строится на берегу, только потом отправляется в плавание.

DN: Какова конкурентная среда на рынке Пакистана?
- Сравним белорусский и пакистанский рынок молочных продуктов. В Беларуси при населении в 9,5 млн. человек – около 70 молочных заводов с переработкой от 100 тонн молока в сутки. В Пакистане при населении почти в 200 млн. человек, полноценно работающих молочных заводов только 23. Из них 2 крупных комбината у Nestle. Основная продукция этой компании на рынке Пакистана – детское питание, мороженое, сливки и масло.

DN: Т.е. основное потребление молока в Пакистане сегодня – в хозяйствах? Условно говоря, имеется корова, семья ее доит и производит что-то для себя или употребляет молоко?
- Совершенно верно. Население Пакистана сегодня по разным оценкам – от 43 до 50% это сельские жители, фермеры. У всех есть свои животные, как правило мало кто держит одного буйвола или корову, у всех 5-6 коров в среднем.

DN: Основное население все же небогато. Обработанное молоко и продукцию, которую Вы планируете производить, будет потреблять в основном городское население?
-Да. Но 10 лет назад, если мне память не изменяет, городское население в Пакистане составляло порядка 30%. Т.е. буквально за несколько лет соотношение городского и сельского населения изменилось до соотношения почти 50 на 50. Город – это всегда большое потребление, как мы знаем. Городское население готово потреблять как цельномолочные, так и кисломолочные продукты. На сегодняшний день мало производителей и поставщиков, которые могут в полной мере удовлетворить спрос на молочные изделия на рынке Пакистана. Но все течет, все меняется.

DN: В процессе производства творога у Вас остается сыворотка. Что Вы будете с ней делать?
- Напитки из сыворотки с концентратами соков. Например, местное население очень хорошо потребляет мандарины, манго, многие другие фрукты. Сывороточные напитки очень хорошо утоляют жажду, а Пакистан страна жаркого климата.
Тенденции для потребительского рынка Пакистана таковы, что многие хотят потреблять продукцию, которая производится в Европе и как у европейцев. Определенный процент пакистанцев ранее эмигрировал в Англию и другие страны Европы.
Сегодня в стране недостаточно знаний для производства молочных продуктов широкого ассортимента, поэтому власти благодарны инвесторам, посеявшим зерно для работы на этой ниве.

DN: Вернемся к вопросу о конкурентах. Если рынок настолько свободен, не опасаетесь ли, что придут другие компании?
- Опасаемся – нет. Каждый рынок всегда характерен своей конкурентной ситуацией. Будем работать в этом направлении. В течение 1-2 лет мы сами будем создавать себе конкуренцию. Мы будем выводить на рынок новые торговые марки, предлагать пакистанскому рынку новые виды молочных продуктов, новые типы упаковок...

DN: Рынок Индии (рядом с Пакистаном все же), он практически потерян для иностранных инвесторов?

- Да, там другая ситуация, там достаточно высокий процент бедного населения. Если память мне не изменяет, 9% бедного населения всего мира проживает там. Тем не менее, там развиты некоторые отрасли. Например, фармацевтика, IT сфера. Экономика страны одна из сильных. Но нет ничего невозможного в плане развития и совершенствования.
В Пакистане фармацевтика также имеет сильное развитие. К слову о сыворотке: когда мы пытались найти сбыт сыворотки, которая будет получаться при производстве творога, то нашли канал сбыта именно в фармацевтике (в канистрах), в мясной и хлебобулочной промышленности. Сыворотка – продукт уникальный, но его не все умеют и не все хотят перерабатывать. А это отдельный огромный сегмент рынка.

DN: Как обстоят дела со стандартами в работе?

- Несмотря на то, что Пакистан – страна третьего мира, в ней активно работают стандарты качества молока, стандарты производства, приемки, хранению молока. Сегодня в Пакистане практически запрещено производство продуктов из восстановленного молока.

DN: Вы сами родом из Санкт-Петербурга?
- Да, я питерец. Потом помотало: Молдавия, Украина, Беларусь… Пакистан. Я служил в армии, офицер запаса, после развала Союза ушел из армии. После получил еще два высших образования. Потом следовал непростой путь. Но так и пришел к тому, что сейчас имеем.

DN: Здорово. Желаю Вам удачи.
- Спасибо большое.
Читать другие интервью

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

12.08.2019

Обязательная маркировка готовой молочной продукции начнется 1 марта

У отрасли есть время чтобы подготовиться к маркировке готовой молочной продукции, уверены в ЦРПТ. Алексей Сидоров, руководитель товарной группы «Молоко», ЦРПТ в комментарии The DairyNews подчеркнул, что интеграция систем «Меркурий» и «Честный знак», и работа через «одно окно» исключит дополнительную нагрузку на представителей отрасли.
МилКо, ООО
Адрес:  г. Санкт-Петербург, ул. Школьная, д. 2 литера А пом. 1-Н 
 
Монастырский СППК
Адрес:  Томская обл, Шегарский район, с. Монастырка, ул. Советская, д. 51 стр. А 
 
Егоров Юрий Степанович КФХ
Адрес:  Республика Крым, Черноморский мун. р-н, Новоивановское, с Новоивановка 
 
Советское молоко, ООО
Адрес:  Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра окр., Советский район, пос. Алябьевский, зона Северная Промышленная, д. Б/Н