Молочная страна. Блиц- интервью с Алексеем Филиновичем, заместителем директора ООО "Межрегиональная энергетическая компания"

Источник: The DairyNews
С Алексеем Филиновичем, заместителем директора ООО "Межрегиональная энергетическая компания" Республики Беларусь наш корреспондент встретился на заседании круглого стола «Глубокая переработка молока в современных реалиях» в рамках второго дня Международного агропромышленного молочного форума в Подмосковье, который прошел в конце ноября 2015 года. Его компания на протяжении многих лет успешно занимается энергоснабжением молочных заводов РБ. Г-н Филинович поведал The DairyNews о том, как в его стране государство решает проблему реализации молочной продукции и не только.
Молочная страна. Блиц- интервью с  Алексеем Филиновичем, заместителем директора ООО "Межрегиональная энергетическая компания"
D.N.: Каким был 2015 год для молочной отрасли в Республике Беларусь? Какие проблемы решались в уходящем году, какие цели были достигнуты?

А.Ф.: Беларусь за 2014 год экспортировала в Россию молочную продукцию на $6 млрд, а за 2015 год будет только $4 млрд. При этом валовый объем увеличился на 15%. Это произошло из-за девальвации российского рубля. В Беларуси выручка исчесляется в евро, это связано с тем, что мы несем расходы в евро: к евро привязаны газ, электричество, сырье индексируется в евро, погашение кредитов на основную продукцию тоже идет в евро.

Сейчас Беларусь поставила перед собой два стратегических вектора развития молочной отрасли. Первый вектор, в среднесрочной перспективе– снижение издержек. Мы не надеемся на рост цен российского рубля. А стратегический рынок  - 80% экспорта, занимает Россия. Сегодня предприятия активно инвестируют в минимизацию затрат на производстве: энергетика, зарплаты, сырье. Это происходит за счет масштабирования, в первую очередь, потому что увеличение производства приводит к снижению издержек.

Но в долгосрочной перспективе ориентир в Беларуси стоит на мировой рынок.   Все понимают, что сейчас Россия начнет активное инвестирование в молочные товарные фермы, переработку, и через 7-8 лет российский рынок практически может закрыться. Даже не столько с точки зрения эмбарго, сколько чисто экономически: внутренний продукт станет конкурентноспособным и будет производится в достаточном количестве, чтобы удовлетворить потребности российского рынка, а может быть даже начать экспорт. Поэтому наше правительство разрабатывает стратегию по диверсификации экспорта: Ближний Восток, Азия, Евросоюз и т.д. Это является основным трендом.
Приведение технологического регламента, качества соответствия европейским стандартам и переаттестация, чтобы получить право на поставки молочной продукции в Западную Европу и на Ближний Восток. Пока еще 5-6 лет  для нас будет оставаться приоритетным российское направление с точки зрения экспорта. Перед нами стоит задача подтянуться за эти 5-6 лет до европейского уровня, с точки зрения экологии, качества упаковки, чтобы стать абсолютно конкурентноспособными, сертифицированными для экспорта на глобальные рынки.

D.N.: На белорусском рынке присутствует импортируемая молочная продукция? Продается ли российская молочная продукция в Беларуси?

А.Ф.: У нас присутствует импортная продукция. Есть российские заводы: Danone , Вимм-Билль-Данн.

В Беларуси более жесткое и волевое правительство в части управления законотворческой, законоисполнительной деятельностью. У нас жестче и агрессивнее защищают собственных производителей, поэтому намного тяжелее попасть к нам на полки только рыночными инструментами.

Беларусы привыкли потреблять собственное молоко. У нас мощные молочно-товарные фермы. По удельному весу в молочной отрасли мы намного сильнее России. В  нашей маленькой стране есть огромное количество сырьевых зон с натуральным молоком, с качественным перевооруженным производством: современной упаковкой, с короткой логистикой. Но самое главное – это психология клиента. Белорусский покупатель больше верит и доверяет своему продукту, но меньше российскому. В нашей стране сложился такой стереотип, что в России может быть подделка, контрафакт, спекуляция. Беларусы считают, что ваше законодательство настолько мягкое и гибкое, что оно не так тщательно следит за исполнением законов, присутствует коррупция, поэтому правительство может закрыть глаза на какие-то недочеты производителя. Я не говорю о том, что это действительно так. Но сложился такой стереотип.

D.N.: Интересно, а почему такой стереотип сложился?

А.Ф.: Может быть это вина СМИ, а может результат 90-ых годов, когда была полная неразберихав России. Я уверен, что сейчас в вашей стране ситуация изменилась. Но стереотипы у людей остались. В 90-ые  годы в Беларуси был закон и порядок, а в России творился полный беспредел. У людей живы воспоминания об этом времени, поэтому они думают, если продукция российская, то велика вероятность того, что это будет плохим.

 Если российские производители хотят увеличивать свое присутствие на нашем рынке, нужен диалог с властью. Нужно продолжать работать, а не унывать, не опускать руки. Необходимо заниматься качеством и маркетингом, промоушеном, пропагандой. Например, Братья Чебурашкины,  с которыми я общался, Умалат, я вижу, что у них жесткий контроль за сырьем, за кормовой базой, за технологическим циклом, за сбытом, за упаковкой – это классный европейский продукт. Мне объяснили, я с удовольствием приду в магазин и куплю их продукт, хоть я из Беларуси. Если производители будут также активны, как и на Молочном  форуме, то потребитель начнет доверять российскому производителю, тогда будет спрос на вашу молочную продукцию.

Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью