Миссия – спасти «Пламя». Интервью с председателем СХПК "Пламя" Еленой Cтафеевой

Источник: The DairyNews
Миссия – спасти «Пламя». Интервью с председателем СХПК "Пламя" Еленой Cтафеевой

DN: Елена Петровна, как давно Вы связаны с данным хозяйством?

EC: В 1984 году я окончила Свердловский сельскохозяйственный институт по специальности учёный агроном и уже с мужем и ребенком переехала  в Алапаевский район из Екатеринбурга. Точнее, в с. Невьянское – родное село мужа. Муж был стипендиатом местного совхоза «Пламя», учился по направлению предприятия и был обязан вернуться в хозяйство после обучения.  Меня направили по распределению мужа в «Пламя». Начала работать агрономом-учетчиком, затем агрономом-семеноводом, потом главным агрономом. После рождения второго ребёнка даже немного работала экономистом. В 1996 году  хозяйство разделилось и две трети предприятия остались без руководителя – время было сложное. Меня попросили немного «порулить». Я сама не понимала, что на себя взвалила. Мне было жаль людей, которые могли остаться без работы в случае развала хозяйства. Скажу честно, проблем было много: зарплату платить нечем, молоко постоянно не берут, ЛИБО ЗАБИРАЮТ, НО ДЕНЬГИ не платят.  Мы оказались в такой ситуации, что хозяйство надо было спасать, а опытные управленцы не особо горели желанием идти работать в разваленное село.

В то время работала  система подготовки кадров, в том числе и для руководителей, которую, к сожалению или к счастью, я не успела пройти. Я не знала, куда обратиться за помощью, не знала, как руководитель работал при социализме.  В результате приняла те условия, которые сложились. В этом и было мое основное преимущество: я вписалась в работу  в условиях переходного периода.

В то время как опытные руководители с переменным успехом пытались играть в новых условиях по старым правилам. С 1996 по 2006 год я руководила кооперативом. Нам удалось вытянуть хозяйство из долговой ямы, выплатить все долги по зарплате, заработать хорошую кредитную историю, значительно увеличить все показатели. Самое главное, что удалось именно мне, это воспитать работоспособную команду, сплотить её и создать внутри коллектива здоровую обстановку.

DN: Что заставило Вас поменять место работы?

EC: Мы очень ждали поддержки от государства, а поддержки всё не было.  Я очень устала, работала без отпуска, к тому же вся семья переехала в Екатеринбург, угрозы развала хозяйства уже не было, и я переехала к семье.

В 2006 году был создан Союз животноводов Урала,  меня пригласили на должность исполнительного директора. Первое время было очень сложно: все опять пришлось начинать с нуля. Но постепенно мы выработали стратегию, и все вошло в рабочее русло.  Следующие 10 лет я провела над объединением животноводов Урала. Мы организовывали

и продолжаем организовывать площадки для общения, обмена опытом, обучения специалистов региона, в том числе и с помощью мероприятий The DairyNews, таких, как уже совместно проведенные Школа Силоса и Школа Молодняка. Кроме того, лоббирование интересов производителей молока, занимает большое место в работе.

В это время  хозяйство сначала перестало развиваться, а потом и пошло вниз. И каждые 5 лет кооператив приглашал меня обратно.  В 2016 году я вернулась в хозяйство, но и партнёрство я бросить не могу, по совместительству  работаю и в некоммерческом партнёрстве  «Союз животноводов Урала»

DN: Как Вы считаете, помогла ли Вам смена деятельности?

ЕС:  Организовывая семинары для специалистов, я стала учиться, у меня начал складываться новый взгляд на ведение молочного животноводства. Я видела, как люди работают в Америке, Чехии, Франции, Израиле, других странах. Видела, как люди живут своей профессией. После проведения обучающих семинаров в Союзе животноводов Урала я поняла, что мне не хватает личной реализации. Возник тот момент, когда ты владеешь огромной базой информации, но не можешь ею воспользоваться на практике. Результатом десятилетней работы в Союзе для меня стало наличие круга друзей и знакомых, к которым я могу обратиться, и они помогут мне дельным советом и практикой.

DN: Поменялся ли Ваш подход в работе?

ЕС: Моя миссия – спасать «Пламя». В первый раз было человеческое желание сделать так, чтобы хозяйство выжило, чтобы у людей была работа и предприятие  осталось на плаву. Сейчас же я сама хочу развиваться, хочу использовать на практике накопленные знания. Если не будет развиваться хозяйство – и мне, как руководителю, некуда будет расти.

DN: Какие первостепенные задачи были Вами поставлены после возвращения?

ЕС: Основная проблема данного хозяйства – нерациональное использование земель и недостаточное количество объемистых кормов. Плюс 2015 год был дождливый,  заложили мало силоса, к тому же с высокой влажностью. А деньги надо вкладывать в первую очередь в то, что быстро даст отдачу.  Поэтому мы начали с кормления.

Сначала была паника: корова стоит, а кормить нам ее нечем. Проанализировали областной рынок  кормов и начали докупать объемистые корма в СПК «Килачевский».  В итоге расход сократился с 1400 до 1000 тонн в месяц за счет использования корма с высоким содержанием сухого вещества. Надои стали увеличиваться по плану. Себестоимость молока в 2016 году снизилась по сравнению с 2015 на 28 коп за кг.

DN: Как изменился подход к кормлению?

ЕС: Подход не изменился, а полностью выстроился с помощью участия компании «Мустанг». Сейчас на рынке множество разных хороших компаний. Мое основное условие при выборе партнера - ответственное и качественное консалтинговое сопровождение. Я выбрала «Мустанг Технологии Кормления», потому что знала, кто там работает и как. Мы с ребятами выстроили сотрудничество так, что они два раза в месяц приезжают в хозяйство и анализируют нашу работу. Мы садимся и вместе работаем над ошибками, балансируем рацион, ищем новые варианты эффективного кормления. Например, раньше я покупала рапсовый жмых. Но показатель белка у него постоянно скачет. Поэтому мы перешли на рапсовый шрот со стабильным уровнем белка и жира. Позже внесли добавки «Мустанга». Мы очень аккуратно, потихоньку начали с сухостойной и транзитной групп и постепенно выстроили правильную работу в кормлении. Наши специалисты видят результат и готовы над ним дальше работать. Они видят, что при том же поголовье, в 2015 году  максимальный суточный надой изредка выскакивал до 10,7 тонны, сейчас мы достигли 14 тонн в сутки; при этом годовой надой на фуражную корову вырос с 6637 кг в 2015 до 7842 кг в 2016.

DN: Что в итоге было изменено?

ЕС: На одном отделении коровы не были расставлены по физиологическим группам, расставили.  Сбалансировали белок в рационах, начали покупать корма и вдоволь кормить животных. Мы приобрели новый кормосмеситель, от которого также в работе многое зависит. А еще изменили зарплату трактористам, которые грузят и раздают корма. Частично поменяли поставщика спермопродукции.

DN: Какое сейчас поголовье в хозяйстве?

ЕС: В кооперативе скот размещен на двух площадках. Общее поголовье  - 1300 голов на привязном содержании.  Дойное стадо - 550 голов. Общее количество рабочих – 140 человек.

DN: Прошло больше года с того момента, как Вы вернулись в «Пламя». Какими результатами можете поделиться?

ЕС: В конце марта мы подвели итоги последнего года ведения хозяйства и первого года работы после моего перерыва. По итогам отчета, реализация кооператива выросла на 24% за год. На корову мы прибавили в среднем порядка 1200 литров. Главный показатель – реализация выросла на 700 тонн. Если по итогам прошлого года хозяйство получило прибыль 19 млн. рублей, то в 2016 году мы получили 28 млн. рублей прибыли. Это небольшая цифра, но для маленького хозяйства – очень хороший показатель. Также мы за год прилично повысили производительность труда (на 23%), увеличилась зарплата.

DN: Как Вы считаете, в чем основная заслуга повышения уровня экономики?

ЕС: Надо помнить, что экономику молока создают в первую очередь объемистые корма. А корма быстро поменять невозможно, это очень широкий пласт работы: земля, севооборот, линейка техники, траншеи и многое другое. Но параллельно надо еще научить специалистов мыслить по-другому и работать по-другому.  Кроме того идёт смена поколений. Да, работы впереди еще много. Но начало положено, и первые результаты мы видим.

DN: Вы – председатель. Как считаете, что самое важное в работе руководителя?

ЕС: Самое важное – это грамотно подобранная  команда.  Я поставила себе задачу, сколотить свою команду за три года - ту команду, которая мне подходит, с которой можно достичь хороших результатов, с которой «и в огонь, и в воду».  Кроме того, проблемой многих хозяйств является то, что они живут одним днем, без отстроенной стратегии, конечной цели и промежуточных задач. Мы ставим задачи и стараемся их выполнять. У нас есть стратегия  - с финальным результатом и промежуточными контрольными точками.

DN:  СХПК «Пламя» - кооператив. В чем преимущества и недостатки такой формы?

ЕС: У каждой формы свои плюсы и минусы. Собственник должен быть умным, не жадным, уметь стратегически мыслить и любить свое дело. Но я знаю многих хозяев, которые бросаются в сельское хозяйство в погоне за прибылью или которые случайно в него попали. Радует то, что в последнее время появляется все больше думающих и перспективно мыслящих собственников.

Любой кооперативный проект будет иметь перспективу, если он будет вестись по-честному. По всему миру огромное количество ярких примеров, которые доказывают, что кооперативы – отличная форма ведения хозяйства: например, новозеландская  Фонтера  или лаборатория BLGG. Я считаю, что все будет работать правильно, если люди на сто процентов будут доверять друг другу и руководству кооператива, и смогу контролировать его работу. Всё должно быть честным и прозрачным.

В нашем кооперативе сейчас 66 человек. Мы будем жить, если коллектив будет видеть результаты, если каждый участник кооператива будет чувствовать себя собственником. Успех любого дела – это люди, это огромный потенциал, который необходимо постоянно раскрывать.

DN: Расскажите о перспективах развития хозяйства.

ЕС: В настоящее время мы разрабатываем стратегию развития на следующие 10 лет  - это создание беспривязного комплекса на 1000 коров.  Мне так жалко животных, которые у нас содержатся на привязи.

Мы сейчас работаем над усовершенствованием технологии и развитием кормовой базы  хозяйстве. Наша цель – сделать так, чтобы к 2025 году данное хозяйство было с новым комплексом и с полной самообеспеченностью кормами.

Комментарии эксперта

Леонид Неймышев

Консультант-эксперт дивизиона «Урал»

ООО «Мустанг Технологии Кормления»

С СХПК Пламя начали сотрудничать в начале 2016 года, совместно с руководителем и специалистами на одной из ферм пересмотрели кормление, стали использовать полнорационные кормовые смеси для животных на разную физиологическую потребность, следовательно более интенсивно работать с раздойной группой. Кроме того одним из условий сотрудничества руководителем была поставлена задача, повысить продуктивность, но с наименьшими вложениями, так как часть объемистых кормов необходимо было докупать, поэтому рационы балансируем таким образом, чтобы закупаемые ингредиенты окупались. По итогам 2016 года себестоимость молока составила 18,86   рублей за литр, в 2015 году этот показатель составлял 19,14 рублей. Также хочется отметить, что сложно было бы получить результат без обратной связи от предприятия, работаем над улучшением того или иного вопроса, руководитель и специалисты слышат нас.

Смотрите также фоторепортаж о посещении СХПК "Пламя"

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью