Министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова: «Мы должны дать ориентир: если продукты из Удмуртии, значит, они качественные»

Источник: d-kvadrat.ru
Министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова рассказала журналу «Деловой квадрат» о предстоящей перестройке в отрасли АПК, молочной концепции и проблемах выхода региональных предприятий на мировой рынок.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова: «Мы должны дать ориентир: если продукты из Удмуртии, значит, они качественные»

- Ольга Викторовна, в каком состоянии сейчас находится молочное животноводство республики? 

- Сегодня Удмуртия – один из немногих регионов, где сохранено товарное производство. По объему молока, произведенного в сельхозорганизациях, мы занимаем 3 место в России, и сохраняем эту позицию уже несколько лет. Тогда как Кировская область, например, в 1 квартале этого года уже покинула четверку лидеров. Нам есть чем гордиться, но при этом есть аспекты, над которыми надо серьезно поработать. Сегодня мы имеем среднюю продуктивность в 5 884 кг в год на одну корову - это далеко не блестящий показатель, мы не входим даже в топ-20. Лидер по интенсивности производства – Ленинградская область (8 674 кг на одну корову – ред.), и мы ставим перед собой задачу дойти до этого уровня. На это и направлена наша новая молочная концепция. 

- А это реально – так поднять продуктивность? 

- Думаю, что реально. Мы должны пройти через интенсивное развитие. Мы будем делать это через обновление всех технологических процессов, создание сервисных служб, которые позволят выстраивать процессы в молочном производстве. К сожалению, у нас нередки случаи, когда главным человеком на ферме является доярка. Так быть не должно, потому что оператор машинного доения сосредоточен на одном процессе, он не может определять стратегию развития фермы – это работа руководителя хозяйства. Я не стану говорить, что мы добьемся поставленной цели в ближайшие три года - это невозможно. Если бы все было так просто, это давно бы уже произошло. Мы ориентируемся на 2025 год.       

- Для этого нужны знания. Планируется ли какое-то участие государства в подготовке специалистов для сельского хозяйства? 

- Нам очень не хватает компетенций. Весь мир давно ушел вперед. В этом году мы будем серьезно реформировать систему повышения квалификации. Кроме того, мы решили опробовать новый способ – готовить не конкретных специалистов, а команды. В команду входит директор, зоотехник, ветеринарный врач, зоотехник-селекционер. Мы определим базовые хозяйства, куда они смогут приезжать за опытом и новыми навыками. Они будут смотреть, как организовано производство, обучатся по новым кейсам и уедут в свое хозяйство с пониманием того, что надо сделать, чтобы применить новые знания. Именно эта команда будет определять, как должно развиваться предприятие. 

- Расскажите про концепцию развития сельского хозяйства Удмуртии, которую все ждут. 

- Мы презентовали концепцию Главе республики и Председателю Правительства. Генеральная идея – повышение интенсивности и эффективности производства. Как мы это будем делать? Во-первых, единый учет, идентификация поголовья. В этом году начнем с племенных хозяйств - их меньше физически, поэтому проще опробировать модель. Если все пойдет хорошо, в следующем году приступим к товарным хозяйствам. Пока нет учета, нам сложно оценить процессы в отрасли, чтобы понять, какие есть болевые точки и как этим управлять. 

Второй момент, на котором мы сконцентрируемся – развитие сервисных служб. Не каждое предприятие может найти профессионального специалиста – ветеринара, зоотехника и т.д. Но для этого существует принятая во всем мире форма взаимодействия со специалистами, которые могут организовать процессы таким образом, чтобы они были эффективными. Я недавно ездила в Нижний Новгород, где мне показывали телятник. Он сделан «на коленке» – деревянный, затянутый  пленкой. Он не стоил миллионов, но организован очень разумно! Там красивые, откормленные, радостные телята. Они не болеют, прекрасно пережили зиму, у них все хорошо. И ежедневные параметры состояния каждого теленка записывает молодой человек. Я думала, он ветеринар. А мне отвечают – нет, он еще несколько месяцев назад был простым скотником. Но его научили, расписали регламент действий. И наши сервисные службы будут исполнять то же самое. У нас получится бережливое производство. 

Очень сложно найти качественного специалиста. Но значительно проще выбрать ответственного человека из имеющихся кадров. Многие телятницы вообще не имеют дополнительного образования, но они прекрасно ставят капельницы, делают другие процедуры, принимают отел. Этому можно научиться. И мы должны пойти по этому пути, чтобы, во-первых, упорядочить и правильно организовать все процессы, и, во-вторых, чтобы люди, которые работают на фермах, не попали под сокращение. 

Образование – третий ключевой момент концепции. Это очень важный момент, потому что компетенций у нас катастрофически не хватает. Надо просто посмотреть, где это работает хорошо.  Вся Россия занимается молочным животноводством, и есть масса примеров исключительно правильного хозяйствования, качественного, технологичного производства на таких же объектах.

Четвертое направление концепции – развитие молочного рынка. Вопрос очень важный и болезненный. Кроме поддержки наших гигантов - а наши крупные переработчики сегодня входят в топ-10 в России, и мы будем продолжать их поддерживать и продвигать их продукцию на экспорт - мы делаем большую ставку на малую переработку. Это позволит нам сделать рынок более конкурентным, расширить выбор для сельхозпроизводителей по возможностям реализации молока. 

- Прописаны ли конкретные шаги по технологическому обновлению отрасли? 

- Путь модернизации – единственно верный. Для получения качественного и стабильного результата все процессы на сельхозпредприятии должны быть выстроены. Даже процесс доения предполагает много тонкостей. Например, от момента, когда оператор задевает вымя коровы, до того, как он подсоединит доильный аппарат, должно пройти не более 90 секунд. Если больше, то у коровы появятся проблемы. А как зачастую бывает? Помыли корову, обработали вымя, поговорили с соседями – уже два раза по 90 секунд прошло. И пожалуйста – больное животное. На ферме все должно быть максимально технологично, только тогда можно добиваться хороших результатов. 

Мы склоняемся к тому, что надо расширять производство, искать новые рынки сбыта. Мы живем в глобальном мире, мы открытая страна, открытый регион, и мы сегодня должны искать возможности сотрудничества со всеми странами. Это наш ресурс, поскольку продукты питания будут востребованы всегда. 

- А что удмуртские производители могут предложить мировому рынку? 

- Большинство наших переработчиков производят вкусные продукты из натурального сырья. Начиная с двух крупных предприятий, производящих продукты под федеральными брендами, неоднократно отмеченные призами и востребованные по всей России, и заканчивая малыми предприятиями, которые также производят качественную продукцию. Мы должны дать рынкам четкий ориентир: если продукты из Удмуртии, значит, они качественные. Именно этим мы можем завоевывать потребителей - натуральностью, безопасностью и качеством.

 - Удалось ли добиться заключения договоренностей о реализации каких-либо экспортных проектов? 

- Экспортные проекты – очень непростые, поскольку зарубежные рынки требуют безупречных условий производства и переработки сырья. Все страны, в которые мы планируем ввозить свою продукцию, рассматривают нас под огромной лупой, вплоть до конкретной коровы на ферме. С начала этого года два удмуртских предприятия подали заявки на поставку молочной продукции в Китай. У нас состоялась встреча с представителями Россельхознадзора по этому поводу, и пока предприятия отозвали свои заявки, потому что необходимо доработать сырьевую базу. Это вопрос, связанный с лейкозом. 

- В Удмуртии есть коровы, больные лейкозом? 

- Нет, но у нас есть скот, давший положительную реакцию на лейкоз. Это не лейкоз в чистом виде, они просто носители. По вопросу, насколько это вредно для человека, идет масса споров. Во всем мире на лейкозный скот не обращают внимания. Как правило, коровы, положительно реагирующие на этот вирус – это коровы высокопродуктивные. Если мы разрешим ситуацию, то закроем вопрос с экспортными поставками до конца этого года. Второй нюанс, на который обращают внимание импортеры – чистота молока: соматика, антибиотики и т.д. Этому вопросу мы тоже должны уделять максимальное внимание. Если мы его не решим, это не позволит нам выйти на экспорт. Мы уже начали работу по активизации производства качественного молока, запросили в Управлении ветеринарии перечень всех предприятий, в продукции которых когда-либо обнаруживались антибиотики, чтобы на каждой ферме сделать технологический аудит. Эта работа очень кропотливая, трудозатратная и неоднозначно воспринимая бизнесом - мы, по сути, приходим в чужой дом и указываем, как надо делать. Но это то, над чем мы должны работать постоянно.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью