Чехия 21.02.2017

Мастерская Европы. Интервью с Владимиром Микояном, региональным представителем Торгово-промышленной палаты России в Восточной Европе

Источник: The DairyNews
Владимир Микоян ответил на вопросы о текущей ситуации в чешской молочной отрасли, как фермеры снижают себестоимость, какие технологии применяют, а также что нужно перенять российским производителям. Читайте в интервью The DairyNews.
Мастерская Европы. Интервью с Владимиром Микояном, региональным представителем Торгово-промышленной палаты России в Восточной Европе
DN: Как сейчас развивается молочная отрасль Чехии ввиду новых условий (отмена квот, введение эмбарго со стороны России)?

ВМ: Связи между состоянием молочного производства в Чехии и российскими контрсанкциями я вообще не вижу. Эта ситуация, скорее, может относиться, скажем, к Голландии или к Польше, да и то лишь в определенных рамках. Основа чешского экспорта в Россию - традиционно промышленные товары, недаром же Чехию называют «мастерской Европы». Потери Чехии от недопоставок в Россию традиционной сельскохозяйственной продукции оценивались всего лишь в 21 млн. долларов в год – это не столь существенная цифра даже для такой небольшой страны, как Чехия. Да и номенклатура поставок была довольно узкая: около 45% продукции, попавшей под ответные санкции, составляли сыры и творог, более 18 % - молочная сыворотка, примерно 11 % - молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров, почти 9 % – растительное масло. Поэтому напрямую от наших контрмер пострадала не вся отрасль, а отдельные производители, в первую очередь, крупная чешская компания-экспортер «Мадета». Но есть, безусловно, еще и косвенное воздействие – теперь чехам приходится заново вкладывать внушительные средства на рекламу своих продуктов на других рынках (а там и так тесно), возрастает конкуренция на чешском рынке со стороны той же Германии, Франции, Польши – им ведь тоже надо куда-то сбывать свою продукцию, предназначавшуюся для России. А вообще нам нужно не злорадствовать, мол, вот как здорово мы их всех наказали, а думать о себе - форсировать наращивание собственных продуктов и молочных в первую очередь. Не дай бог, отменим или ослабим наши контрсанкции и опять хлынет поток сухого молока из-за кордона. А покупать, конечно же легче и проще, нет никакой «головной боли», чем самим выращивать племенной скот, совершенствовать генетику стада, подбирать корма, правильно ухаживать за животными, грамотно выстраивать всю систему менеджмента – нужны инвестиции, оборотные средства, время, знания. Но тут уж государство должно определиться, на чьей оно стороне: импортеров-посредников или отечественных производителей. Но, по-моему, из объявленной стратегии «продовольственной безопасности» ответ следует сам собой.

Ситуация с развитием, с ростом молочного производства в Чехии непростая, неблагоприятная из-за низкой цены на молоко, как и по всей Европе. Судите сами: здесь литр стоит 7.50 крон (в пересчете на евро это 27 центов), а в России 28-30 рублей (в пересчете на евро 44-46 центов). Как говорится, «почувствуйте разницу» - почти вдвое. Никаких субсидий от Евросоюза нет, хотя у нас почему-то бытует представление, что Евросоюз для своих членов просто сыпет деньгами направо и налево - только успевай подбирать ! На самом деле он не заинтересован в наращивании производства молока, да еще и в странах-членах «второго эшелона». Уповать можно лишь на поддержку из чешского госбюджета, но она колеблется по годам: от 55 до 155 евро на корову в год. Деньги эти не свободные, а всегда целевые и подотчетные: на диагностику мастита, на улучшение здоровья животных и условий их содержания, на подготовку информации о состоянии стада, на модернизацию и переоснащение ферм). Так что по большому счету выживать чешским животноводам приходится фактически самостоятельно. Причем в Чехии и дизтопливо стоит дороже, чем в России, и зарплаты выше. Поэтому все очень жестко, фермеры скрупулезно и в постоянном режиме следят за строгим выполнением каждой составляющей процесса производства молока, за всеми без исключения издержками, подсчитывают каждую копейку, точнее геллер. По нашему выражению: «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

Тем не менее, «разгон» за счет реформ в свое время был взят такой, что в результате своей «перестройки» и подстройки с 2004 г. под современные методы в племенном животноводстве, особенно в генетике, в совершенствовании стада, сейчас Чехия выдвинулась по производству молока в лидеры в Европе, во всяком случае не уступает Голландии в надоях в среднем на корову – 9 800 л., особенно после того, как в 2015 г. были отменены европейские квоты, стреножившие производство молока в Чехии. А начиналось все 12 лет назад с тех же средних уровней надоев, что и в России сейчас, с 3.6-4 000 л. в год. Им важно сейчас удержаться на достигнутом уровне, а это сможет происходить, да, собственно, и происходит, помимо строгого соблюдения всех требований и процессов, только при постоянном совершенствовании: получении новых знаний, данных, технологий, всего того комплекса, который можно охарактеризовать, как система менеджмента производства молока.

DN: Какие технологии применяются чешскими фермерами для снижения себестоимости молока?

Какого-то одного волшебного средства не существует. Я на многих чешских фермах убеждался, насколько серьезно и ответственно здесь относятся ко всем составляющим: углубленной, профессиональной работе с генетикой, отбору животных и совершенствованию стада, внедрению в рационы новых сортов культур для кормов, повышению качества грубых кормов, созданию комфорта для животных (особенно во время отела), ухода за молочной железой, работе с копытами – одним словом, чтобы все элементы работали как хороший часовой механизм и не появлялись бы лишние затраты из-за каких-то недочетов. Без понимания у персонала и руководства хозяйством взаимозависимости, причинно-следственной связи решений и действий, без того, что называется «производственной дисциплиной», ничего не получится сэкономить и чешские фермеры это осознают, их не надо в этом убеждать, как это приходится делать в России. Здесь все выстроено по правилу: есть продуманная и обоснованная инструкция по каждому участку – ее надо беспрекословно каждый день выполнять. Как приказ на фронте. Это и дает основу для того, чтобы упреждая проблемы, отсекать потенциальные лишние затраты. Чешские фермеры постоянно держат в центре внимания вопрос: что надо сделать еще на каждом отрезке процесса, чтобы устранить возможность появления непредвиденных расходов?

У нас же, по словам песни из прежних времен: «У советских собственная гордость – на буржуев смотрим свысока». Только горькая правда в том, что «буржуи» доят больше, чем вдвое, в отличие от нас. Многие наши животноводы вросли корнями в старое, немало еще необоснованного самодовольства, привычек, которые давно пора отправить на свалку. Кичимся каким-то своим особым путем, ставим «телегу впереди лошади», изобретая разные эксперименты, как например, по инбридингу, выведению каких-то экзотических пород. А самыми продуктивными, такими как, например, голштинская, занимаемся с недооценкой ее потенциала, если не сказать – даже с неким пренебрежением. Зачем это все, где элементарный здравый смысл? Ведь с экономической точки зрения это совершенно неоправданно. Сначала надо бы сшить костюм из прочной, надежной и уже опробованной многократно на других ткани, а уж потом к ней пришивать всяческие кружева, кому это невтерпеж делать. Я еще в 2015 г. на слушаниях в Общественной палате говорил, что наш, так называемый, уникальный путь на самом деле - тропинка, да и то неизвестно куда ведущая. Или, если и ведущая, то в бесконечность. С тех пор у меня не появилось оснований это мнение менять.

DN: г-н Микоян предоставил график: «Развитие продуктивности чистокровных коров голштинской породы в КП с 1995 г. в Чехии».



DN: На Ваш взгляд, как российским фермерам можно улучшить качество молока, в частности – белок?

Давайте для начала оттолкнемся от чешских достижений. Не эталон, но все же… Среднее содержание белка в Чехии – 3.31 % - это очень высокий уровень, это оспаривать не приходится. Как же чехи вскарабкались до таких высот?

Можно ответить просто: соблюдать системность, но за этим «просто» будет следовать длинный шлейф. Тут не подходит прием: нащупать и ухватиться за одно звено, чтобы вытащить всю цепь. А цепь эта состоит из грамотного, осмысленного подбора генетики, желательно топ-уровня (на этом экономить не надо !), отбора для осеменения животных с приемлемым содержанием белка, создания и поддержания комфорта для животных (хорошие, просторные, регулярно очищаемые помещения, с достаточным объемом воздуха), избежания стресса, правильного кормления, просчитанных и научно-составленных рационов. Знаете, сколько у чехов применяется рационов в межотельный период? Пять-шесть и это не преувеличение и не роскошь, как кому-то у нас может показаться.

Кстати, у меня встречный вопрос: а как будем проверять уровень белка? Самостийно, у себя в хозяйствах «рисовать»? Ведь система молочного контроля по стране (как за рубежом) так и не создана. Скажут: денег на это нет. Чепуха все это. Как мне говорил один умудренный бухгалтер: «Деньги в стране есть, но не для всех и не на все». Значит, приоритеты должны быть выстроены соответствующим образом. Ну и воля нужна к победе – вот она-то и в дефиците.

DN: Как строится менеджмент фермы в Чехии?

Для более точного ответа я предлагаю термин «менеджмент» понимать не в буквальном переводе с английского, как «управление», а более объемно, многопланово. В первую очередь успешный менеджмент животных должен предполагать добротные знания их физиологии, чтобы генетический потенциал мог давать отдачу. Причем эти фундаментальные знания, разработки должны опираться и на практику – это то, о чем у нас стали говорить в последнее время, о приближении науки к реальной жизни. Но пока только говорить, а в Чехии это внедрено. Другие, практические составляющие я упоминал в ответах выше: генетика, уход за животными, их комфорт, рационы и кормление, забота о здоровье, производственная дисциплина персонала, оптимизация расходов и еще многое. С умом и предусмотрительностью подходить даже казалось бы к незначительным деталям – мелочей нет. На чешских фермах, например, кормомиксеры находятся под постоянным техническим контролем, проходят регулярный сервис. У нас с удивлением восклицают: «Надо же, сегодня миксер сломался!» Как же ему не сломаться, если за ним должного ухода не было?! Переходят ко второму миксеру взамен, а у того, оказывается, весы не работают, забыли починить. И тогда смешивание ингредиентов превращается в художественную самодеятельность по принципу «И так сойдет». Помню, как голландцы с иронией называли эту манипуляцию «отмеривание по методу ведерной технологии». Им-то, может быть, и смешно…

Пусть я прозвучу для кого-то излишне критично, но скажу: нам в России надо серьезно заняться выправлением дела с животноводческой безграмотностью, создавать основательную систему подготовки кадров, соответствующую требованиям времени и общества. На поверхности все и все знают, вроде как и советы не нужны, как говорится: «не первый год замужем». А посмотришь вблизи, более пристально - засилье антибиотиков, примитивное выращивание молодняка, низкое качество грубых кормов, пренебрежение созданием комфорта до, во время и после отела, катастрофический уровень знаний по применению генетики. То же и с кормлением. Я организовывал в России семинар чешских специалистов, им задают вопрос: «Сколько килограммов концентрата нужно давать корове ?» Чехи даже оторопели, отвечают: «Так сначала надо же составить правильный рацион, тогда и количество определять». Заговорили подробно про рацион и в зале «увяли», а кто-то и вышел вовсе. Еще пример: у нас для повышения энергии животного, а на деле для выправления ошибок менеджмента, есть манера на регулярной основе добавлять в корма дорогостоящий пропиленгликоль. Этакое наше, отечественное ноу-хау. Чехи удивляются: «Зачем же вы тратите деньги на пропиленгликоль, повышаете затраты, когда нужно просто работать с изначальным составом кормов и правильно содержать животных – это же очевидно». Все по-старинке: сначала сами себе создаем трудности, а потом их самоотверженно преодолеваем через дополнительные усилия и затраты.

Что характерно для чехов? Они очень жадные до новой информации, быстро ее впитывают и внедряют, ни тени квасного патриотизма. Не конфузятся учиться. Интенсивно ездят в другие страны к коллегам, посещают смотры, выставки, участвуют в профильных семинарах и конференциях, владеют технологией получения и анализа данных через Интернет. Иначе говоря, все время «заточены» на совершенствование по принципу «кто стоит на месте – тот уже проиграл». Ведь прогресс в генетике КРС на Западе набрал стремительные темпы, все время появляются новые результаты, их грех не использовать. Плотно задействуют и свои национальные Ассоциации по породам, которые ведут Племенные книги, применяют геномную оценку популяции (в Чехии это налажено с 2016 г.), ориентируют фермеров по импорту топ-генетики, аккумулируют результаты племенной работы, которые находятся потом в открытом доступе, помогают в контактах с зарубежными коллегами, приглашают их. Чешские фермеры активно пользуются общенациональной системой молочного контроля, выстроенной с достоверностью, по международной системе ИКАР (все ее требования выполняются). Это все вместе и дает прочную основу для грамотного менеджмента хозяйств и получения стабильно-высоких результатов.

А нам, глядя на чехов, следует все время говорить себе, что законы природы – одни повсюду, законы экономики – тоже одни, волшебной скатерти-самобранки не существует; так давайте не стесняться или не бояться отбрасывать старые представления и привычки и набираться современных знаний, которыми уже владеют другие, более успешные. Нам надо стать губками, впитывающими все полезное, хотя с первого взгляда, возможно, и необычное, не шарахаться от этого, не вставать в пренебрежительную позу, изображая из себя всезнаек. И тогда, скажем, через 10-12 лет нашу молочную отрасль будет не узнать!

ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ "НЕДЕЛЯ ЧЕХИИ НА THE DAIRYNEWS"

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью