Козий гуру. Блиц-интервью с Питом Байманом, международным экспертом по козоводству

Источник: The DairyNews
Питер Байман в своем интервью The DairyNews рассказал о двух инвестиционных проектах в сфере козоводства в России.
Козий гуру. Блиц-интервью с Питом Байманом, международным экспертом по козоводству

DN: Питер, в настоящее время какие страны инвестируют в козоводство?

П.Б.: На самом деле, я вижу инвестиции везде, потому что молочное козоводство – процветающий бизнес. Сейчас я в основном путешествую по России и Китаю.

DN: Какие фермы строятся в России и в Китае. Это средние или большие фермы?

П. Б.: Сейчас я работаю на двух фермах в России, на одной из которых 800 молочных коз, а на другой - 4000.

DN: 4000?! В каких регионах?

П.Б.: В Воронежской области.

DN: То есть обе фермы находятся в Воронежской области? 

П.Б.: Ферма на 800 коз находится в Калужской области, на 4000 - в Воронежской области.

В октябре я посещал хозяйство в Воронежской области, чтобы обсудить строительство фермы и поставку коз: сколько и когда.

Потом я побывал в Китае, да козы - это безумие, невероятно бурно развивающийся бизнес. Там я работаю, консультируя и обучаю персонал на ферме, где содержится 40 000 коз.

DN: Это компания Feihe?

П.Б.: Да, компания Feihe. Они занимаются бизнесом с начала 50-х годов прошлого века, производя сухое молоко. Это одна из крупнейших китайских компаний по производству сухого молока.

Они создают козоводческие фермы в разных регионах Китая и развивают свой бизнес за границей. На данный момент они строят молочный завод в Канаде.

Очень большая проблема в Китае - это нехватка земли, и как следствие- нехватка кормов.  В настоящее время они импортируют люцерну в больших тюках из США.

DN: С Вашей точки зрения, Канада - это хорошая страна для козоводства?

П.Б.: В Канаде достаточно много молочных коз. Feihe видит возможности. Во-первых, получать молоко от канадских фермеров-козоводов, а во-вторых собирать урожай кормовых культур, который можно отправить в Китай.

DN: Если говорить о двух крупных инвесторах здесь, то кто это?

П.Б.: Козоводческое хозяйство на 800 голов – это первая настоящая экологическая ферма в России. Она называется ООО "Экоферма Джерси”. У них есть коровы Джерсейской породы и козы.

Другая ферма, которую я посещаю, находится в Воронежской области - это компания “Молвест”, у которой уже есть ряд молочных ферм для крупного рогатого скота. У них есть молочные заводы, и теперь они хотели бы начать заниматься козоводством.

DN: Очень интересно. И в этот момент они ищут место, где…

П.Б.: У них есть два места, где они могли бы построить ферму, и они просят меня посмотреть, где будет лучше построить козью ферму.

DN: И когда закончится этот проект?

П.Б.: Думаю, они постараются начать как можно быстрее. Я знаю, что они могут строить довольно быстро, и посоветую им создавать предприятие поэтапно. Например, начинать с 1000 коз в год, и если они смогут обеспечить хорошее управление, то добавлять по 1000 коз поэтапно, пока не достигнут 4000 голов.

DN: Питер, сколько инвестор должен заложить в бизнес-план на одну козу?

П.Б.: Я составляю бизнес-планы для разных фермеров, и это зависит от того, какая будет ферма, какая техника и что фермер хотел получать.

Нужно работать таким образом, чтобы видеть, когда наступит точка безубыточности и когда появится прибыль. И это должно быть в течение 10 лет.

Может ли фермер сказать мне, какой процент ягнения всех коз? Ягнятся ли 90% ваших коз каждый год? Это вопросы, которые я задаю на ферме. Следующий вопрос: Каков уровень смертности новорожденных козлят от 0 до 3 месяцев? Зная ответы на эти три вопроса, я имею представление об управлении фермой.

DN: Какое количество молочных коз должно содержаться на одной ферме, чтобы она была эффективной?

П.Б.: Вы получите максимальную прибыль, если у Вас выстроена цепочка от производства до потребителя. Вы должны иметь, конечно, свою ферму, и молочный завод, чтобы производить продукты, которые востребованы на рынке.  

У россиян есть одно преимущество- продукция из козьего молока довольно дорогая!  Фермеры могут получить хорошую сумму денег. Я знаю по собственному опыту, что многие россияне прекрасно понимают особенности козьего молока. Они знают, что оно хорошо помогает при астме, что оно хорошо против экземы, что люди, которые страдают от аллергии на коровье молоко, легко могут пить козье молоко.

DN: Строительство собственных перерабатывающих мощностей- единственный способ быть экономически эффективным?

П.Б.: Есть, конечно, много способов. Но у нас есть одна проблема в России: мелкие фермеры не могут получить деньги от банка, так как они не имеют юридического статуса. Жаль!  Малые фермеры-козоводы могут собраться вместе, объединиться и построить вместе, например, небольшой молочный завод, чтобы продать свою продукцию максимально выгодно.

Фермы, которые имеют поголовье менее 500 дойных коров, не в состоянии получить кредит от банка и это позор. Я думаю, что государство, будь то областное или даже федеральное правительство, могло бы помочь этим фермерам, например, предоставив льготные кредиты.

С хорошим управлением все возможно. Фермеры просят у правительства деньги на строительство предприятия. Вы видите много крупных фермерских хозяйств, но у них масса проблем, и они на самом деле совсем нерентабельные. И есть только ограниченное число фермеров, у которых дела идут очень хорошо. Можно встретить хозяйства, которые начали свою деятельность на базе старого колхоза или совхоза, подремонтировали немножко и у них все очень хорошо. Есть фермы, где коровы содержатся в условиях старой системы привязного содержания, и у них продуктивность 9000 кг молока на корову. Дела у них идут очень-очень хорошо.

Так что, все возможно.

DN: Можно ли быть экономически эффективным хозяйством, имея 10 молочных коз?

П.Б.: Это хобби! С 10 козами у Вас будет работа: вы можете доить их, делать сыр, если вы хотите делать это дома. Это то, что я делал сам, у меня была такая работа, но на моей ферме было 20 коз.

Я доил коз аппаратом, который я переделал из доильного аппарата, предназначенного для коров. Я начал доить с разным уровнем пульсации, разным вакуумом для того, чтобы увидеть, что будет лучше всего.

Так, я узнал о коммерческой составляющей козьей фермы. И я производил свой собственный сыр.

DN: С Вашей точки зрения, как лучше продвигать потребление козьего молока в России? Сбыт- одна из главных проблем.

П.Б.: Первое и самое главное - это хороший качественный продукт, который можно поставить на рынок. Когда я хожу в «Лавку-Лавку» в Меге, я вижу продукты из козьего молока и сыры. К сожалению, часто эти продукты не такие хорошие, как хотелось бы.

Но на эко-ферме в Калужской области производят собственные продукты, и они выглядят очень хорошо и имеют отличный вкус.

DN: После введения эмбарго происходят ли изменения в потреблении козьего сыра?

П.Б.: 7-8 лет назад Голландия и Франция экспортировали в Россию много сыра, который люди покупали с закрытыми глазами.

Сейчас, когда я вижу русских людей в супермаркете, и они идут за сыром, им нужно время, чтобы выбрать продукт разумного качества. Среднее качество российского сыра в супермаркете невысокое.

Французские и другие производители сыра сегодня приезжают в Россию, чтобы научить россиян делать хороший сыр. Изготовление сыра - это искусство, которым многие российские производители молока не владеют. На это требуется время.

DN: Может быть, однажды мы попробуем что-нибудь другое, похожее на настоящий французский козий сыр?

П.Б.: Я думаю, что компания типа Ко и Ко в Смоленской области находится на правильном пути.Они научились делать сыр во Франции, пришли с этими знаниями в Россию. Они стремятся к очень хорошему качественному сыру.

DN: Вы хотели бы построить собственную ферму в России?

П.Б.: Если бы я был на 20 лет моложе, я бы сделал это. Но в моем возрасте – нет.

DN: Спасибо большое!

Ознакомиться с материалами конференции «От козы к сыру- это просто!»

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью