Интервью с Урошом Кепицем, генеральным директором Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии

Источник: The DairyNews
В ходе мероприятия, посвященного 10-летию фабрики Tetra Pak в городе Лобня корреспондент The DairyNews пообщался с Урошом Кепицем, генеральным директором Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии. В ходе беседы эксперт высказал свое мнение об особенностях российского молочного рынка и направлениях развития Tetra Pak.
Интервью с Урошом Кепицем, генеральным директором Tetra Pak в России, Украине, Беларуси и Центральной Азии

DN: Расскажите, пожалуйста, что компания представляет из себя на сегодняшний день в России и чем отличается от европейского подразделения?

УК: Компания Tetra Pak существует в России уже очень долго. Россия как традиционно молочная страна, для Tetra Pak всегда имела очень большое значение и потенциал. На сегодняшний день, если сравнивать географически , то подразделение Tetra Pak  в регионе Россия, Украина, Беларусь и Центральная Азия – одно из самых больших после Бразилии и Китая.

Существенных различий между нашей деятельностью здесь, в России, и другими европейскими странами – нет. То, какие продукты мы производим и продаем в России может быть, немного и отличается, так как рынки разные. Но, с точки зрения новых технологических решений, очень часто бывает так, что в России внедряется то, что в Европе еще не делают. С точки зрения потребительского рынка и развитости современной розницы, Россия большими шагами идет за Европой.

Есть две особенности: Первая – это то, что, к сожалению, на сегодняшний день России не хватает собственного сырья, то есть белого молока, – это первый большой фактор, который влияет на динамику развития молочной отрасли; и вторая – по опыту других стран и рынков можно ожидать продолжения консолидации в молочной индустрии и увеличения эффективности производства оставшихся отдельных молочных заводов.

DN:Вы упомянули о немного других упаковочных решениях в России. Какие тенденции упаковки для молочной продукции Вы можете отметить?

УК: Я бы выделил следующее: удобсто потребления и способность сохранять продукт длительное время.

Мы наблюдаем спрос на продукт, который хранится долго. Речь идет об ультрапастеризованном молоке.  Этот рост обусловлен и развитием розницы и удобством для потребителя – не надо ходить в магазин за таким базовым продуктом как молоко каждый день. И это, конечно, влияет на саму технологию производства и упаковку молока.

И второй фактор: потребитель все больше привыкает к удобствам (удобной упаковке, способу открывания, наливания), которые становятся все более важными.

Часто говорят о том, что цена продукта должна быть доступна, и что потребитель не готов платить за способ открывания. Однако, анализ потребительского поведения говорит нам о том, что на самом деле покупатель обращает внимание на систему открывания при выборе продукта и готов заплатить немного больше, если речь идет об удобстве.  А мы со своей стороны можем помочь производителям оптимизировать цены и сделать инновационные и удобные упаковочные форматы доступнее за счет  модернизации молочных предприятий и установки эффективных современных производственных линий.  К сожалению, еще очень многие российские заводы работают на оборудовании прошлых поколений и нуждаются в модернизации.

DN: Раз мы заговорили об ультрапастеризации, как Вы считаете, эти технологии будут дальше совершенствоваться и расширяться, и в России, и в Восточной Европе или нет?

УК: Они, естественно, будут расширяться. Даже на сегодняшний день, при всех наших рыночных условиях и с учетом кризиса, объем продаж ультрапастеризованного молока, по нашим данным, в России растет, и никогда не переставал расти. Я впервые по работе приехал в Россию в 2001 году, потом уже на постоянной основе в 2002 году. Тогда лишь 7% от всего белого молока, которое потреблялось в России, было ультрапастеризованное (я уже включаю разливное молоко, то, что по-прежнему существует на рынке).  На сегодняшний день, доля ультрапастеризованного молока составляет около 20% или чуть выше. Мы уверены, что приближаемся к переломному моменту, когда темпы роста будут идти по нарастающей как по производству, так и по потреблению ультрапастеризованного молока.

DN: И в России, и в Восточной Европе?

УК: Однозначно. Например, доля ультрапастеризованного молока от общего объема потребления белого молока в Казахстане составляет уже больше 50% и продолжает расти.

DN:Какую долю в бизнесе Тетра Пак занимает молочное направление, я имею в виду, упаковку и оборудование для молочной индустрии, промышленности?

УК: Около 2/3.

DN: Как Вы считаете, в каком направлении будут развиваться производители молочной продукции, молокоперерабатывающие заводы?

УК: Мы уже немножко коснулись этой темы в беседе ранее. Мы думаем, что в России будет продолжаться процесс консолидации игроков.

В мире во многих регионах молочная отрасль уже консолидирована, но есть и такие глобальные «монстры», которые продолжают приобретать новые активы. Если говорить о независимых игроках – молочных заводах, то они также пошли по пути увеличения объемов ежедневной приемки молока. Эффективные молочные заводы работают беспрерывно и являются очень гибкими.

Эффективность и гибкость, возможно, трудно объединить, но развитие идет именно в эту сторону. Это требует автоматизации и очень хорошего контроля качества. Вот те тенденции, которые сейчас существуют: укрупнение заводов, при одновременном высоком акценте на качество и гибкость производственных процессов.

DN: Раз мы уже заговорили о заводах, как Tetra Pak поддерживает своих клиентов?

УК: С одной стороны, мы являемся обыкновенным поставщиком оборудования и упаковочных решений; с другой стороны, мы много вкладываем в развитие экспертной базы. У нас колоссальный опыт работы на глобальном рынке и доступ к международной аналитике и экспертизе. Это дает нам возможность делиться этой экспертизой на локальном уровне со своими заказчиками, а также иметь лучшее представление о будущих тенденциях и перспективных направлениях для развития бизнеса.  Мы также часто помогаем разрабатывать продуктовую стратегию, бренды и планировать маркетинговые инициативы. Мы имеем  большой портфель сервисных услуг, а также возможности в области финансирования оборудования.

Для наших закзачиков доступны и глобальные ресурсы Tetra Pak. У нас есть центры исследования и разработки новых продуктов, как например  в Швеции и Сингапуре, где идет совместная работа:  вместе с заказчиком мы проводим исследования, тестируем новые рецептуры, вместе понимаем, какие ингредиенты нужны, чтобы продукт получился качественным, сопровождаем производство, помогаем повысить эффективность.

Кроме этого, мы сами делаем очень много для развития молочной категории и стимулирования потребления.

У нас есть целый спектр помощи и инструментов, которые помогают молочным предприятиям (и не только) становиться лучше, эффективнее и стремительно развиваться.

DN: Как Вы считаете в чем заключается залог успешного существования на рынке продовольствия?

УК: Вера в себя, решительность и доверие своим партнерам.

DN: Коснемся программы «Школьное молоко». Скажите, как Вы считаете, нужна ли она в России? Как Вы вообще оцениваете эту программу?

УК: «Школьное молоко» – это та тема, поддерживая которую мы стараемся решать определенные проблемы социального характера. Суть программы «Школьное молоко» заключается в ежедневном обеспечении детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания. То есть, каждый день школьники получают 200-граммовую порцию качественного и безопасного молока - поставщика кальция, необходимого растущему организму. Таким образом решаются такие важные задачи как укрепление здоровья школьников и формирование у них осознанного отношения к питанию.

Кроме того, такая программа помогает развивать молочную промышленность, начиная с хозяйств, ферм, и, естественно, самих молочных производств. В странах, где такая программа существует и работает, это помогло отрасли подняться на следующий уровень. Такая программа имеет позитивный эффект как для нашего будущего – наших детей, так и для технологического развития молочных предприятий. Здесь столько плюсов, но есть всегда одно «но»: откуда взять деньги? Но ведь мы вкладываем их в наше будущее: в детей. Я очень надеюсь, что такая страна, как Россия, сумеет их найти.

DN: Какие у Tetra Pak еще планы на развитие в России и странах СНГ, помимо этой программы?

- Основные наши усилия на сегодняшний день сосредоточены на повышении эффективности в  молочной промышленности, и тех изменениях, которые происходят в индустрии. Мы также видим большой запас возможностей для развития и в соковой отрасли. Если посмотреть на потребление соков: в Европе, для сравнения, потребление на душу населения соков и нектаров составляет (в разных странах по-разному) в среднем 30 литров и больше, даже до 60 литров на душу населения в год. В России же и странах СНГ этот коэффициент гораздо ниже. Так что нам вместе есть куда стремиться.

DN: А с точки зрения молочной индустрии?

УК: В России, с точки зрения потребления показатели на достаточно высоком уровне. Думаю, что постепенно переход на более современные форматы упаковки с удобной системой открывания ускорится – к сожалению, сейчас на рынке все еще существует большое количество пленки, хотя большинство стран мира уже от них отказывается.

Еще одно важное направление – это развитие категории детского питания. Несмотря на  спад рождаемости в странах СНГ (кроме, Узбекистана), детскому питанию важно уделять внимание, потому что качество продуктов для детского питания играет определяющую роль. Родители это прекрасно понимают. Поэтому достаточно большая часть нашей работы связана с  развитием этой категории, как в молочном, так и в соковом направлениях.

DN: Спасибо за беседу.

Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью