Интервью с Сергеем Симоненко, директором НИИ детского питания - филиала ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии"

Источник: The DairyNews
Интервью с Сергеем Симоненко, директором НИИ детского питания - филиала ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии"

DN: Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, какова сегодня емкость сегмента «детское питание»?

СC.: Детское питание включает в себя продукты на растительной и животной основе, воду и напитки. Градация происходит по возрастному принципу: продукты питания для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше). Продукты для питания детей раннего возраста подразделяются на: адаптированные или частично адаптированные начальные (с рождения до 6 месяцев) или последующие молочные смеси (с 6-и месяцев до года).  Государство уделяет большое внимание этой категории и финансирует закупки продуктов для питания детей раннего возраста.

Субъектами федерации ежегодно проводятся конкурсы и осуществляются закупки, а через систему здравоохранения продукты распределяются тем детям, которым это питание необходимо.

По статистике 30-50% детей, начиная с 6 месяцев, не получают грудное молоко. Следующая категория – дети от года до трех лет. Требования регламентируются техническим регламентом, санитарными нормами и правилами. Дальше - категории дошкольников, школьников от 7 лет до 14 лет, подростков от 14 до 16 лет.

Рынок очень социален. Категория детей раннего возраста государственно финансируется. Для категорий дошкольников и школьников есть система, связанная с государственным обеспечением: каждый субъект федерации, определяет бюджет, и исходя из него формируются закупки.

Если взять одну эту категорию, по Московскому региону сейчас порядка 980 млн долларов государство в год выделяет на все детское питание. На молочные продукты приходится около четверти из этого финансирования. Также есть определенный живой рынок, связанный с реализацией через торговые сети. Сейчас многие компании производят отдельные виды продуктов, в частности молочные, присутствующие на прилавках магазинов.

По статистике в год рождается 1,7-1,8 млн детей. Половина детей, начиная с 6 месяцев находится на искусственном вскармливании, поэтому существует явная потребность в адаптированных смесях и продуктах прикорма. Если мы рассмотрим категорию дошкольников и школьников, то она занимает тоже достаточно приличный объем.

Сейчас порядка 12 млн детей по России, кому необходимы эти продукты. Здесь необходимо не забывать одно новшество: последние три года родителям разрешили доплачивать, поэтому наряду с государственным финансированием используются еще родительские деньги. Также эта категория представляет горячее питание – через столовую или буфетораздаточную, где отдельно продаются продукты.

Кроме этого, для детей, страдающих определенными заболеваниями, через министерство здравоохранения или через региональные департаменты осуществляются закупки специализированных продуктов. К сожалению, так сложилось, что сейчас очень много детей с рождения, которые страдают различными патологиями. Например, не воспринимают молочный белок. И статистика показывает, что таких детей около 40 тысяч в России. Грустно, что практически каждый третий ребенок испытывает какие-либо проблемы со здоровьем или нуждается в профилактике.

В России очень неблагоприятная ситуация по заболеванию кариесом. В отдельных регионах количество детей, страдающих кариесом достигает 70-80%. Для этой категории детей нами разработан специализированный продукт – фторированное молоко и программа внедрения по регионам РФ. Нас как разработчиков, поддержала Стоматологическая Ассоциация, однако дальнейшего развития, данный проект не получил.

Разработанные технические регламенты, не учитывают всю индустрию детского питания, так как производство продуктов детского питания осуществляется не только на промышленных предприятиях, но и на мини-индустриальных производствах (молочных кухнях). Молочные кухни во многих регионах функционируют как раздаточные пункты, где мамы получают готовые продукты для питания детей первого года жизни, в зависимости от рекомендации педиатров.  

DN: Почему?

СC.: Современные молочные смеси по составу приближены к женскому молоку, однако не одна из предлагаемых молочных смесей не может заменить грудное молоко, хоть она близка по составу.

Есть небольшая особенность: в материнском молоке есть лактоферрин – это сывороточный белок, который формирует иммунную систему. Он поступает в организм ребенка с грудным молоком избирательно, из принципа «сколько нужно». При кормлении молочной смесью мы не сможем регулировать его количество. В коровьем молоке очень мало лактоферрина, а в козьем молоке в два раза больше. Сейчас в Новой Зеландии очень активно занимаются выделением этого белка из коровьего молока. Он очень дорогой и достаточно востребованный.

Основное формирование иммунной системы ребенка происходит в возрасте до 24 месяцев. Поэтому если он не получает необходимое количество белка до этого времени, то впоследствии испытывает серьезные проблемы со здоровьем.   

DN: Какое финансирование осуществляется в России?

СC.:  Что касается питания детей дошкольного и школьного возраста объем финансирования различен по регионам РФ и составляет в среднем от 30 до 200 рублей. Все зависит от возможностей субъекта Федерации. Деньги выделяются, а субъект определяет рацион, который может представлять собой или набор блюд, или отдельные продукты. Но молоко практически везде входит в этот набор, в виде питьевого молока, витаминизированного молока или кисломолочных продуктов.

DN: Что касается сырья - оно российское?

СC.: В России сухое молоко для детского питания практически не производится - можно назвать единичные предприятия, которые его выпускают.

Адаптированные продукты включают в своем составе множество ингредиентов, в число которых обязательно входят несколько видов (2-3) растительных масел, углеводы, витамины, минералы. И все эти ингредиенты доставляется из-за рубежа. Также в России не производится деминерализованная сыворотка, которая входит в компонентный состав молочных смесей, требования которых изменяются в зависимости от сроков введения продукта в рацион ребенка.

DN: Каковы требования к молоку, которое идет на детское питание?

СC.: Должно использоваться молоко высшего сорта. Основные критерии заложены в техническом регламенте: прописаны нормы показателей молока по микробиологическим показателям, а также всему, что связано с содержанием тяжелых металлов и природных элементов. Для организации продуктов детского питания должно быть предусмотрено отдельное производство, не совмещенное. И, конечно, предъявляются наиболее жесткие требования к санитарии и гигиене на производстве.

DN: Что касается деминерализованной сыворотки, откуда мы ее берем?

СC.: Технология производства сухой деминерализованной сыворотки основана на удалении из натуральной сыворотки золы и лактозы с помощью электродиализа с последующим сгущением и сушкой. Деминерализованная сыворотка является незаменимым компонентом в производстве детского питания, особенно для детей раннего возраста.

DN:  Из какой страны чаще всего импортируют сыворотку?

СC.: Все зависит от производителя. Парадокс, что российскому производителю сложнее ее закупить, приходится покупать через посредника или представительство.

Насколько я знаю, Дания является поставщиком хорошей по качеству сыворотки. Республика Беларусь также занимается переработкой сыворотки. В России, к сожалению, продолжается тенденция, что ее невыгодно перерабатывать. Однако, эта тема очень актуальна, и мы много раз поднимали ее в министерстве сельского хозяйства.

DN: Какие в настоящее время стоят задачи перед Институтом детского питания?

СC.: Институт относится к Федеральному исследовательскому центру питания, биотехнологий и безопасности пищи, который находится в непосредственном подчинении Федерального агентства научных организаций и выполняет научные фундаментальные исследования. Они связаны с технологией создания продуктов детского питания, в первую очередь на молочной основе, а также на плодово-овощной основе, напитков, воды и хлебобулочных изделий. Что касается молочных продуктов, то сейчас мы выделяем в приоритете те, которые в дальнейшем можно было внедрять на производстве и реализовывать. Мы видим, что на сегодняшний день наиболее востребованными считается создание низколактозных и безлактозных, энтеральных, низкоаллергенных российских продуктов, которые отсутствуют на Российском рынке. Многие производители осваивают производства новых продуктов не системно.  

DN: По какой причине они не производятся?

СC.: Наверное, это связано с тем, что любое внедрение для каждого предприятия - это сложный процесс.

Во-вторых, проще производить стандартный, ординарный продукт, который уже разрекламирован. Поэтому мы видим большое разнообразие, например, йогуртов. И мне кажется, что в значительной степени, торговля диктует и определяет, и производитель подстраивается под потребности рынка, а не потребителя.

Количество детей, которым необходимы специальные продукты, увеличивается с каждым годом. Чтобы производить, например, низкоаллергенный продукт, нужно использовать гидролизаты, и желательно сывороточные, которые производятся за рубежом. Поэтому многие производители обращаются к нам с просьбой по разработке перспективных технологий специализированных продуктов детского питания, включающих новые функциональные ингредиенты и добавки.

Мы видим, что значительная часть плодово-овощной продукции не содержит нужного количества витаминов. К нам обращались некоторые организации с просьбой, как повысить уровень витаминизации в фруктах и овощах. Все это связано с тем, что зачастую продукты привозят из-за рубежа, а в связи с длительной транспортировкой их вынуждены заготавливать в недозрелом виде. Но программа витаминизации существует в регионах в обязательном порядке. Дошкольные и школьные учреждения этими продуктами должны быть обеспеченны. Однако, по моим данным, это осуществляется на 60-70%, т.е. не все дети получают питание в полном объеме.

Хотелось бы выделить проблему сложности обеспечения детей, проживающие в сельской местности, потому что в городах есть организованная система комбинатов питания. К сожалению, в сельских поселениях нет распределительных пунктов питания, и поэтому продукты, в том числе и молочные, просто не доходят до детей.

DN: Какие программы реализуются Институтом?

СC.: Наш институт в 1990-х – 2000-х годах реализовал подпрограмму «Индустрия детского питания», входящую в программу «Дети России», по развитию производства продуктов детского питания и ингредиентов. Институт занимаемся созданием продуктов с использованием компонентов лекарственных растений, которые необходимо использовать в питании детей дошкольного и школьного возраста. В настоящее время институт участвует в реализации следующих программ: «Разработка технологии получения гипоаллергенных функциональных молочных продуктов»; «Комплексная программа «Приоритетные научные исследования в области питания», утвержденная ФАНО России; «Разработка формулы оптимального питания: обоснования состава нутриома  и микробиома человека, с целью актуализации норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ на период до 2030 года»; «Региональные программы по оценке питания детей различных возрастных групп» и многие другие.

DN: Какие программы затрагивают молочный сектор?

СC.: Мы сейчас реализуем тему, связанную с созданием продуктов на основе молока различных видов сельскохозяйственных животных. Это комбинированные продукты на молочной основе, с определенными добавками растительного происхождения, придающие функциональное направление этим продуктам. Это интересная тема, потому что каждое молочное сырье имеет свои особенности – белки, жиры и углеводы, которые могут быть использованы в продуктах для персонализированного питания.

DN: Есть ли инициативы со стороны бизнеса?

СC.: Со стороны компаний инициативы практически отсутствуют. Но есть зарубежный пример при создании продуктов детского питания определяющий вкусовые предпочтения на основе которых разрабатываются рецептуры продуктов. В России наш институт является, наверное, инициатором, который занялся этой темой, и мы считаем, что вкусовые ощущения должны быть определяющим критерием при оценке продукта питания. Ведь рецепторы ротовой полости на каждом возрастном этапе меняются. И прививать вкусовые предпочтения детям необходимо с дошкольного возраста.

DN: На Ваш взгляд, как можно привлечь инвестиции со стороны бизнеса в сегмент детского питания?

СC.: Бизнес в основном интересуется продвижением продуктов на Российском рынке детского питания. Мы можем только рекомендовать или предложить, какой создать продукт, приближенный или адаптированный к учитываемым требованиям и ассортименту, который должен войти в рацион.

Надо понимать, что мир движется в развитии не отдельных продуктов, а рациона питания - это некий ассортимент, который должен учитываться и адаптироваться к ежедневным потребностям ребенка. И мы видим, что многие компании при продвижении нового продукта рекомендуют суточный рацион продуктов.

В интересах многопрофильных компаний - создавать наборы продуктов, которые были бы востребованы. Наш партнер, «Азбука Вкуса» в лице генерального директора В.А. Садовина дал свою положительную оценку в интервью газете “Ведомости” о совместной работе с Институтом. Это был сложный процесс, но мы разработали набор блюд и кулинарных изделий, который мама могла бы выбрать для питания ребенка.

DN: В чем концепция данного проекта?

СC.: Данная компания проявила разумный интерес к производству специализированных детских наборов и реализации в своей системе. В данный набор входят готовые блюда и кулинарные изделия.

Это уникальный проект детской кулинарии, в рамках которого, при нашем непосредственном участии, «Азбука Вкуса» организовала всю цепочку производственного процесса: подбор сырья, ингредиентов, производство, внедрение, разработка всей документации и ассортимента продукции. Также было разработано примерное цикличное меню, в которое на последующих этапах проекта будут добавлены новые блюда и потребитель на основе рекомендованного меню сможет сформировать готовые наборы блюд. У компании есть своя Фабрика-кухня,  где указанные наборы производятся.

Они долго оценивали характер покупок клиентов и заметили, что большой сегмент покупок занимают продукты для детей. Именно этот сегмент и был реализован. Для компании это были определенные риски, но проект оказался очень рентабельным. На рынке часто встречаешься с продуктами, на этикетках которых изображено детское личико, но которые не являются пригодными для детского питания, так называемые «псевдо-детские». И продукт покупается. Потому что существует доверие к детским продуктам. Потребителям необходимо быть более внимательными.

DN: Почему Вы решили посвятить свою профессиональную жизнь детскому питанию?

СC.: Я пришел в эту сферу в 2006 году, когда стал директором Института детского питания. Продукты для детей востребованы, тут широкое поле для деятельности. Еще в 90-е годы я занимался школьным и дошкольным питанием, разработкой рационов, созданием оборудования, технологиями. Мне посчастливилось создавать и строить десятки предприятий под ключ. Мы создавали оборудование для общественного питания, многое реализовывали и внедряли.

В рамках программы «Дети России» за несколько лет было создано порядка 40 предприятий детского питания, которые в настоящее время являются основой всей индустрии. Но в последние годы, к сожалению, такого развития не происходило. Детское питание из всех категорий является, наверное, продуктом высшей категории сложности.  

У нас есть много идей, но их необходимо реализовывать. Всегда привожу в качестве примера хороший завод детского питания в Саратовской области, который мы полностью модернизировали и запустили с партнерами, вся продукция реализуется по различным регионам и пользуется колоссальным спросом. Поэтому даже с точки зрения рынка многие недооценивают, что хороший продукт потребитель оценит. Современный потребитель, в особенности ребенок, очень разборчив и всегда может оценить хороший, качественный продукт.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью