Интервью с Сергеем Резуненко, заместителем генерального директора ОАО "МосМедыньагропром" по производству и переработке молока

Источник: ИА DairyNews
Корреспондент The DairyNews встретился и побеседовал с Сергеем Резуненко в рамках III Всероссийского автопробега «Дорогу молоку».
Интервью с Сергеем Резуненко, заместителем генерального директора ОАО "МосМедыньагропром" по производству и переработке молока
DN: Сергей Владимирович, расскажите, пожалуйста, о себе.

У меня высшее сельскохозяйственное образование. Я закончил Дагестанский сельскохозяйственный институт, факультет механизации сельского хозяйства. Более 20 лет работал в частном бизнесе, последние три года работаю в молочной промышленности, являюсь заместителем генерального директора ОАО «МосМедыньагропром» по переработке молока. В мои должностные обязанности входит управление молочным заводом «Большая перемена». Двое детей, женат.

DN: Расскажите о Вашей работе на заводе?

Работа интересная, творческая, потому что с нашими людьми без творческого подхода нельзя, так как это люди с высоким уровнем интеллекта и желанием придумать что-нибудь такое, над чем потом всему трудовому коллективу приходится работать. Поэтому без творческого подхода работать на нашем молочном заводе невозможно.

На заводе установлено новейшее оборудование, шведской компании TetraPak и других европейских производителей. Уровень специалистов высокий, моя работа заключается в том, чтобы определенным образом выстраивать взаимоотношения в агрохолдинге, где выстроена цепочка «от поля до прилавка», полный цикл. До моего прихода на завод работа происходила следующим образом: производилась продукция социальной направленности - разливное молоко, питьевые йогурты, творожки, которые предназначались для дошкольного школьного питания юго-западного и южного округа Москвы. С моим приходом появились другие задачи: развитие розничной сети, расширение ассортимента продукции, так как с молоком, йогуртами  и творожками выходить на рынок неразумно. 

С развитием розничной сети появилось большое количество других молочных продуктов, за это время мы стали выпускать более семи разновидностей сыров, кефир, ряженку, топленое молоко, творожные массы с различными наполнителями, полуфабрикаты, такие как блинчики, вареники. В результате сеть наших магазинов на сегодняшний день состоит из порядка 57 розничных точек. Процентное соотношение социально ориентированной и коммерческой торговли составляло 96: 4, когда я пришел, в летний сезон оно доходит до 60:40, в этом году соотношение коммерческой торговли к социалке было 60:40, мы добились в этом направлении определенных результатов. 

DN: Скажите, государство оказывает вам какую-нибудь поддержку в связи с тем, что производство социально ориентировано?

Прямой государственной помощи нет. Денежные средства, дотации поступают в агрохолдинг на произведенный литр молока, существует погектарная поддержка. Как таковой помощи производителям школьного молока не существует. Раньше была программа «школьное молоко», которая пилотным образом отработала в Калужской области 5 лет, три года до моего прихода, и два года в мою бытность на заводе. Но эту программу свернули, на сегодняшний день от нее ничего не осталось. 

DN: То есть выгоднее переориентировать производство на коммерческую торговлю? 

Весь мир идет по этому пути. Мало кто в мире занимается такими странными вещами, как государственные заказы. Но с другой стороны государственные контракты считаются очень выгодными, потому что они обеспечивают стабильный объем производимой продукции, регулярность, стабильную работу предприятия. У нас особый путь, поэтому мы работаем несколько иначе, социально ориентированное производство может оказаться невыгодным  и от него придется отказываться, а коммерция может быть очень выгодной. Но может быть и обратная ситуация, когда коммерция может быть невыгодной в результате каких-нибудь законодательных инициатив. Или, например, работы с сетевым маркетингом, куда без ретро-бонусов  войти практически невозможно, а войдя, становишься заложником этих компаний, потому что  нельзя изменить цены. У этих компаний сильная юридическая поддержка, огромные штрафы, поэтому неизвестно, что лучше, работать с ними или не работать. Моя работа состоит в том, чтобы определять,   что в то или иное время является выгодным и полезным для предприятия. За мной стоят люди, которые надеются на результаты и финансовые достижения, которые позволят коллективу существовать дальше и получать неплохую заработную плату, иметь постоянную работу.

DN: Во время экскурсии на заводе, которая состоялась в рамках Автопробега «Дорогу Молоку!», нам сообщили, что предприятие само обеспечивает себя молоком-сырьем только на 57%, а где  закупается остальной объем?

Все верно, мы обеспечиваем производство молоком на 57-60 %. Однако соотношение часто меняется, изменения происходят почти ежедневно. Молоко  - это такой продукт, который невозможно стабильно производить в одинаковом количестве, каждый раз это происходит по-разному. В результате молоко привозят со стороны, либо от трейдеров, либо от наших партнеров, сельскохозяйственных предприятий, которые находятся в Калужской области. Но большую часть привозят трейдеры из Калужской, Воронежской, Курской областей, Татарстана, Нижегородской области. 

DN: Какие предприятия Калужской области поставляют молоко-сырье?

В Калужской области – это племсовхоз Цветково, наш партнер на протяжении полугода, ЗАО «Калуга-Молоко», «Швейцарское молоко» и ферма Агрос, производящая хорошее молоко, но с низким содержанием белка и жира. Количество молока, поступающее с фермы небольшое, всего 1 тонна в день. 

С молоком ситуация напряженная, поэтому сложно сказать, что кто-то поставляет постоянно и стабильно. 

DN: Какова ситуация на рынке молока и молочной продукции Калужской области?

Судя по презентациям, представленным на рабочем совещании, в Калужской области значительный дефицит молока. Но проблема упирается в цену. Если предложить производителю 40 руб. за литр молока, дефицита молока не будет. Но все пытаются соблюсти баланс, поэтому складывается интересная ситуация: молока вроде бы хватает, но его нет, потому что те производители, которые хотят сдавать молоко дорого, не могут найти покупателя своей продукции, а те производители, которые готовы сдавать дешево, не могут найти покупателя либо по качественным показателям, либо по количественным, потому что крупных переработчиков не интересуют мелкие производители. Поэтому возникает дефицит, хотя если бы молоко было востребовано по таким ценам, его бы покупали. 

DN: Такая цена – это результат отсутствия государственной поддержки, высоких издержек производства, климатических условий, мировых цен на молоко или возможно всего комплекса причин?

Думаю, сегодня мы находимся в такой ситуации, когда все влияет: и мировые цены, и отсутствие государственной поддержки, все это приводит к высокой волатильности на рынке. Рынок нестабилен, для того чтобы он стал стабильным необходимо переходить к более серьезным отношениям, заключать долгосрочные договоры, в которых были бы заложены штрафные санкции для обеих сторон. В то время, когда есть избыток молока, все идут на компромисс и пытаются найти взаимный интерес, когда цена на молоко падает, появляются отказники. Если бы были серьезные штрафы, никто бы не рискнул разрывать договор. Этим мы отличаемся от западных компаний, который полностью уверены  в том, что партнеры их не подведут. В России партнеры не доверяют друг другу и подобные договоры не заключаются. Отсюда и замкнутый круг, когда у нас  наблюдается избыток молока при его дефиците. Если, например, мы берем  украинское молоко и говорим, что оно некачественное, потому что произведено на подворьях, где отсутствуют трубопроводы и доильные аппараты, мы понимаем, почему крупные производители его не покупают.  

У нас все иначе, у нас в такой ситуации может оказаться и агрохолдинг, когда ему некуда девать молоко. В этом году многие агрохолдинги, не будем их называть, заявляют, что Danoneи Pepsico «опустили» их на 3 руб. Монополисты этим и отличаются, вынуждая выполнять условия, которые они навязывают, не давая никому возможности их поменять. 

DN: Решение этой проблемы должно прийти со стороны государства?

Если государство озаботиться этим вопросом, эту проблему можно быстро решить. Тогда не было бы такого перекоса в сторону западных компаний, которые владеют 60-70 % российского рынка. Они не подчиняются государственным структурам, регулирование отношений происходит по нормам ВТО. Но сказать, что только государство должно с этим справляться было бы неверным. Мы не повысили производительность труда на своих предприятиях. Решение не может быть простым и односторонним.

DN: В этой связи хотелось бы задать вопрос по поводу государственной программы развития молочной отрасли. Как Вы оцениваете проект госпрограммы, является ли она ответом на основные проблемы молочной отрасли?

Я  считаю, что государственная программа нужна обязательно. По крайней мере, государственные органы понимают, что это серьезный вопрос.  Другой вопрос  - кто ее пишет, какие цели, при этом преследуются. При разработке проекта программы «СОЮЗМОЛОКО» заплатил 10 млн.  американской компании. Возникает вопрос, разве нет отечественных специалистов, которые знают наш рынок, местные условия. Американские или западноевропейские стандарты нельзя напрямую  переносить на российские  условия. 

Возникает вопрос, нужна ли программа ее разработчикам? Вероятно, нет. Это похоже на то, как в студенческие годы писались курсовые, когда в работы старшекурсников подставлялись свои цифры и получался нужный результат. Программа нужна, прежде всего, производителям и переработчикам молока, она даже не нужна торговым сетям, потому что это другая отрасль, которая сама справляется со своими проблемами. Производство молока в условиях ВТО осталось незащищенным. Происходит сближение российских и европейских цен. Еще несколько лет назад разница в цене составляла около 4 руб. Сегодня практически нет разницы в цене. Значит, мы можем предполагать,  что европейское молоко в Россию никто не повезет, никому невыгодно за тысячи км накручивать 2 руб за литр. Однако европейцы повезут сухое молоко, масло.

Программа нужна, но она должна опираться на реальное положение вещей. Чтобы мы точно понимали, учитываем ли мы молоко, произведенное на частных подворьях, перерабатывается ли оно и т.д. Зачем указывать цифру 32 млн. т, если у нас реально 16 млн. т, а все остальное завозится полуподпольным путями из Белоруссии, возможно из Казахстана. Госпрограмма в нынешнем виде вызывает вопросы. 

Что касается СРО, то это просто абсурд. Люди хотят заработать на этом деньги. И кто готов СРО финансировать: две компании Danone и Pepsico, для них это небольшие деньги, и они готовы их внести и принудить других вступать в организацию. Но как организация будет функционировать? Например, в Калужской области 40-50 производителей молока, 35-40 переработчиков, всего около 70 участников. А если рассматривать все регионы России,  возникает вопрос, как собрать такую аудиторию, для этого нужны выборные представители.  В таком случае проще создать кооператив, как Valio или как Fonterra, но участники рынка не могут его создать по причине взаимного недоверия. Каждый хочет сдать молоко дороже, с выгодой  для себя. Такая же ситуация с переработчиками. 

Если рассматривать пример «ВЕМА» (Некоммерческое партнерство «Восточно-Европейский молочный Альянс»), то пока неизвестно, сколько этот кооператив проработает  и каких успехов достигнет. Когда он, как Valioначнет покупать компании, тогда можно будет говорить об успехе. 

При нынешних ценах молоко становится рентабельным. Однако на рынке существуют разные цены:  как  от 9-11 руб., так и 24-26 руб., средняя цена  - 17 руб. Сложности с расчетами средней цены заключаются в том, что в некоторых регионах, таких как Московская область, 80-90%  молока производят крупные компании, в других регионах, таких как Северный Кавказ, Сибирь, преобладают мелкие производства. Для нашей огромной страны нет общего рецепта вследствие природного, этнического, культурного разнообразия. Общероссийскую программу нужно выстраивать на основе региональных подпрограмм. Создавая единые рамки, мы можем загубить часть предприятий, которые в них не вписываются и дать дополнительные возможности тем, кто уже имеет преимущество. Надо было привлечь региональные власти и региональных игроков к разработке программы. 

DN: Скажите, решился ли вопрос с продажей ОАО «МосМедыньагропром»?

Вопрос  с продажей не решился, прошли два конкурса, заявок пока не было. Возможно цена высокая, возможно конъюнктура рынка на сегодняшний день такова, что инвесторы не хотят вкладывать деньги в сельскохозяйственные предприятия. Но как говорит наш генеральный директор, мы работаем, и будем работать. 


DN: Каковы планы предприятия на ближайшие пять лет?

В принципе, программы развития не существует, поскольку мы находимся в подвешенном состоянии в связи  с планами продажи.  Краткосрочные программы мы выстраиваем и решаем, наши текущие задачи – сохранить предприятие работоспособным, максимально оптимизировать доходы и расходы. В результате предпринятых мер мы уже добились определенных успехов, например, по снижению энергозатрат, от 20-30 %. Такая же работа ведется по снижению потерь, но к сожалению оборудование новее не становится, поэтому возрастают затраты на его  поддержание в рабочем состоянии. В плане дублирования различного оборудования нам досталось не очень хорошее наследство. Выход из строя любого из агрегатов  может привести к остановке всего процесса. Поэтому наши планы связаны с поддержанием работы завода и оптимизацией расходов. Это не позволяет разрабатывать долгосрочные программы. 

DN: Как Вы оцениваете перспективы развития молочного рынка Калужской области и российского рынка в целом?

Власти начинают понимать, что нужно развивать  отечественное сельское хозяйство и молочную отрасль в частности. Потому что и так уже многое отдали иностранным компаниям,  и в результате мы получили полную социальную незащищенность. Западные компании в любой момент могут закрыть и перепрофилировать предприятия. Сельское население серьезно проигрывает городскому в процентном соотношении, и мечты Ленина о слиянии города с деревней, похоже, скоро станут явью, потому что села приходят в упадок. Уже гораздо удобнее строить жилье для сельскохозяйственных рабочих в городской черте. Тенденция характерная для крупных агрохолдингов, улучшая качество жизни на селе, они превращают сельских жителей в горожан. В связи с этим растут и потребности, строительство роботизированных ферм становится более актуальным. Перспективы развития отрасли неплохие, в нынешней ситуации это дает повод задуматься о том, что мы вкладываем  деньги в чужие экономики и возможно пришла пора не разбрасывать камни, а собирать их. 

DN: Вы затронули проблему дефицита  кадров. На Ваш взгляд,  чем она объясняется? Зарплатными ожиданиями, низкой квалификацией кадров или иными причинами? 

На сегодняшний день одними деньгами нельзя решать проблемы. Проблема в том, что рухнула система профтехобразования, и ее еще не восстановили. Не хватает кадров со средне специальным  образованием. В 1990-е гг. произошел поколенческий провал, не были  переданы знания и опыт. Молодые специалисты порой не знают элементарных  вещей, связанных с производством. Кадры нельзя привлечь деньгами, но можно переманить из одной отрасли в другую. В результате чего происходит переселение из одних областей в другие, переход кадров из одних отраслей в другие. Например, из животноводства в растениеводство, где труд легче, или в переработку. Часть выпускников сельскохозяйственных вузов имеет низкую квалификацию,  данную проблему не решить выделением дополнительных средств со стороны государства. 

DN:  Поделитесь впечатлениями об автопробеге. Что данное мероприятие означает лично для Вас?

Лично для меня это возможность посетить интересные предприятия, понять, как они организованы, их достоинства и недостатки. Хотелось бы поблагодарить DairyNews за организацию пробега. Эта организация  могла бы выступить той саморегулирующей организацией, которая не  будет просить денег,  тем информационным полем, которым могут пользоваться все.  Это поле для общения, где можно задавать вопросы и получить ответы, анализировать ситуацию.  Что касается автопробега – это полезно для всех участников отрасли, поскольку мы вырабатываем здесь определенную позицию. Количество участников автопробега растет с каждым годом,  люди принимают участие  ради того, чтобы обменяться мнениями и опытом. Автопробег – важное и нужное дело, поэтому мы будем ездить, просвещать мир и сами просвещаться вместе с ним. 

Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью