Интервью с Рустемом Бетляевым, заместителем директора Департамента АПК Тюменской области.

Источник: The DairyNews
На конференции ДеЛаваль «Продуктивное долголетие коров 4.0» Рустем Бетляев рассказал корреспонденту The DairyNews о фермерских кооперативах и о поддержке  региональных производителей и переработчиков молока.
Интервью с Рустемом Бетляевым, заместителем директора Департамента АПК Тюменской области.
DN: В прошлом году конференция «Продуктивное долголетие коров» проходила в Тюменской области. Что изменилось за год?  Появились ли новые вопросы, докладчики, темы?

Р.Б: Я считаю, что конференция растет с точки зрения ценности выступлений. Очень важно, что на ней было большое количество докладов, не связанных с продающими компаниями, ветеринарными препаратами. Мне кажется, в прошлом году с этим был перегруз, то есть формация коммерческого плана.

В этой конференции принимают участие, в основном, люди, заинтересованные в вопросах, связанных с технологией производства, со стратегией развития отрасли, с формами государственной поддержки - то, что очень интересно мне. Конечно, и рекламные выступления тоже есть, но, во всяком случае, в первый день их число было минимальным, что радует. Я считаю, что это существенное преимущество, большой успех конференции этого года.

DN: А по итогам прошлого года какие цели были поставлены именно перед Вашей областью и что было достигнуто?

Р.Б: Мы перевалили 6-тысячный рубеж, впервые в истории, прибавили почти 4% по реализации молока за счет увеличения качества, почти на 17-18% сократился падеж животных по области. Материалы самой конференции обсуждались неоднократно в течение года среди руководителей и специалистов. А такого рода работа не может не оставить следа. Вот она и оставила: в виде прибавки продуктивности, объемов производства молока, качества. Конечно, напрямую нельзя сказать, что это сделала конференция. Но это один из тех факторов, который положительно повлиял на ситуацию. Мы считаем, что мероприятия подобного рода очень важны.

Так отчасти проведение конференции сподвигло руководство области в этом году провести  на нашей площадке всероссийский конкурс техников по искусственному осеменению. Предполагается, что он пройдет в август, в Тюменской области. Это очень крупное и ответственное мероприятие, требующее достаточного количества усилий со стороны организаторов и финансовых средств из бюджета области. Вся Россия будет у нас, и, я думаю, это тоже станет фактором, который повлияет на молочную отрасль региона. В конечном итоге мы должны постоянно фокусировать внимание на том, что правильная, эффективная технология просто так не появляется, она основывается на знаниях, на обмене опытом и на профессионалах - людях, которые непосредственно занимаются данной проблемой. А без такого рода мероприятий, конференций с привлечением экспертов мирового уровня, наверное, добиться этого не удастся.

DN: Сегодня (на конференции «Продуктивное долголетие коров 4.0»)  спикеру задали вопрос по развитию малых форм бизнеса в Воронежской области. Как обстоит дело с развитием малых форм бизнеса в Вашем регионе?

Р.Б: Малые формы бизнеса в молочном животноводстве исторически находятся в двоякой ситуации. С одной стороны, есть определенная доля дискредитации данных производителей от лица переработчиков молока. Но дискредитация – натянутое выражение. Понятно, что предприятие, имеющее небольшой объем молока, представляет меньшую ценность для переработчика. Так исторически сложилось: труднее доставить, больше расходов на литр молока. И политический вес данного хозяйства невысок. Бороться с переработчиком из-за цены им труднее всего. Поэтому первый  негативный фактор по отношению к такого рода хозяйствам присутствует по всей стране, и у нас, в том числе -  это низкая цена. С другой стороны, подобные предприятия имеют потенциал с точки зрения снижения себестоимости, очень существенный. И снижение общих расходов по сравнению с крупными предприятиями. Там все-таки инвестиционная составляющая очень высокая. Здесь это, как правило, реконструированные фермы, которые существуют давно и не требуют капиталовложений.

Развитие идет по нескольким направлениям. Первое направление – это так называемые «мини-фермы». У нас построено более 50 мини-ферм, которые содержат от 25 до 100 голов КРС.  Этот проект развивается с 2006 года и по сей день. Мы стараемся его поддерживать.

Второе направление – это частные инвестиции. Местные переработчики молока, в частности, «Золотые луга» - один из наших лидеров рынка по переработке молока, заинтересованы в развитии подобных предприятий и готовы инвестировать в покупку животных, прежде всего с тем, чтобы увеличить объемы производства молока на мини-фермах. Интерес связан с тем, что при определенных условиях  можно получить молоко неплохого качества и по низкой цене. Конечно, тут должна быть разумная часть, понятно, что в таких хозяйствах затраты меньше, чем у крупных новых предприятий, но они тоже существуют. И вот где найти ту грань, чтобы, с одной стороны, это молоко позволяло производить продукцию и позволяло молочному заводу конкурировать с крупными монстрами. Местным региональным заводам тоже нелегко работать с корпорациями типа Danone. Но и, с другой стороны, не похоронить же те предприятия, которые поставляют это дешевое молоко. Цена была выше себестоимости, позволяла хозяйствам развиваться, быть на плаву. Вот в этом направлении работаем, здесь многое требуется и от органов управления АПК – сводить людей, находить компромиссы, создавать площадку для обсуждения. И, с другой стороны, нужно думать о мерах государственной поддержки для таких предприятий. Тут без субсидий, по всей видимости, не обойтись, но эти субсидии должны быть целесообразными: на какой срок, в каких объемах, что это даст.

Основная задача в работе с небольшими хозяйствами, во-первых, переломить ситуацию коренным образом и добиться, чтобы там было качественное молоко  как пищевой продукт. Во-вторых, переломить ситуацию, когда эти предприятия имеют тенденцию «мы серые, убогие, что с нас возьмешь?». Это тоже неверно. И еще один вариант – психология людей должна быть «продажной» в хорошем смысле этого слова. Я имею ввиду продажника,  который продает продукт. Это очень важно. Мы, выходя на рынок, не навязываем цену, продаем, работаем. Молоко - это такой же товар. Да, он специфичный, социально-ориентированный, политизированный. Но, в любом случае, это товар, и его нужно соответствующим образом представлять на рынке, и только тогда, когда он будет интересен покупателю, ты можешь говорить о том, что работаешь в правильном направлении. А если говорить: «Давайте нам цену, давайте нам субсидии»,  - и только об этом думать, появляется не очень хорошая тенденция. Мы ее наблюдаем: «Все плохие, мы хорошие, у нас занизили качество молока, хотя оно  чуть ли не идеальное».

Еще одно направление, которое мы пока еще безуспешно пытаемся довести до наших небольших, да и крупных, производителей молока - это необходимость кооперации. Объединение в ассоциации, которые бы отстаивали их права.

Вот маленький пример. Есть у нас несколько хозяйств, которые объединяются с точки зрения закупки расходных материалов. Это как минимум 20% экономии. То есть одно дело – сам покупаешь, и другое – 5-6 хозяйств единым лотом покупают моющие, дезинфицирующие, ветеринарные препараты. И таких вещей может быть очень много.

Дальше идет второй вариант. Мы объединяемся, объединяем свое молоко, может быть, виртуально объединяем, но отстаиваем наши объемы, боремся за цены. Но это должно быть течение снизу, а не сверху. Насадить это невозможно.

DN: Если это выгодно, почему фермеры в России не так охотно вступают в кооперативы? В Европе же это достаточно распространенная тенденция.

Р.Б: Из-за недоверия. Основное количество собственников, которые стали и руководителями и собственниками хозяйства, до сих пор не очень верят, что это их бизнес навсегда. И любую попытку консолидации они воспринимают как покушение на собственность. Это же не в традициях, понятия «святая частная собственность» у нас и в помине нет. И человек, который является сейчас владельцем, охраняет это владение, как может, на чисто интуитивном уровне. И это часто не позволяет объединиться. Они не верят друг другу, боятся, что кто-то поглотит, кто-то украдет, кто-то отберет. Это один фактор, он глубинный, его надо учитывать.

Второй фактор – у нас народ, особенно аграрии, себя уважают и хотят показать, что у них и молока много, и продуктивность высокая. Когда идешь на кооперацию, нужно открыть карты, а это не всем хочется делать. Как правило, люди воспринимают свое хозяйство, как семью. То есть нет бизнес-подхода. Когда этот период пройдет, может быть, пока сменится поколение руководителей-собственников, возможно, станут объединятся. Или нужно что-то такое жуткое, острое, когда молоко не будут покупать, и они вынуждены будут, спасая себя, объединиться. Но этого не хотелось бы: любая революционная вещь никогда к хорошему не приводит. Но пока гром не грянет – мужик не перекрестится – это к нам тоже относится.

DN: Может ли фермер на 100% доверять государству?

Р.Б: Любой бизнес, прежде всего, должен опираться на свои силы. И как бы мы ни плакались, что бы мы ни говорили, у нас такая возможность есть. Я говорю о производстве молока. Ресурсов много, что греха таить, зарплата невысокая, земля бесплатная, налогов практически нет. Есть условные требования к экологии, к качеству продукта. Все это конкурентные преимущества. Работать можно, хоть и нелегко.

Почему не верят? Правильно, что не верят. На государство надеяться надо, а верить не надо: вера – это дело такое, в Бога надо верить, в семью, в любовь. А государство поступает рационально. Нет бюджета – и нет бюджета, закончилась бюджетная строка – и что? У учителей забрать деньги или больницу закрыть? Мы понимаем, что деньги ниоткуда не берутся. Это деньги налогоплательщиков, бюджет сформирован, он, прежде всего, социально ориентирован. Субсидии на молоко во многом социально ориентированы, сохраняют рабочие места, не дают обезлюдеть деревне. Это так. Тем не менее, это бизнес. И при выборе поддержки между бизнесом и социальными программами, конечно, государство выберет социальные программы. Мы социально ориентированное государство, поэтому интуитивно люди понимают это: с какого перепуга государство должно мне деньги платить? Тот же фермер никому не заплатит, потому что он по-хорошему жлоб. Он думает о себе, о своем бизнесе, за ним много людей, а за государственной структурой намного больше людей, и оно должно быть вот таким жлобским, каждую копейку беречь. И это правильно.

Здесь же (на конференции «Продуктивное долголетие коров» - ред.) присутствуют наиболее эффективные предприятия. Почему? Потому что понимают, что без этих знаний дальше двигаться нельзя. Понимают, что это экономия, что после того, как  они сейчас попробуют внедрить услышанные идеи, предприятие получит конкретные бизнес-преимущества.

DN: В  Тюменской области существует региональная поддержка для производителей и переработчиков молока?

Р.Б: У нас очень серьезная поддержка, многоплановая. Она включает как прямую поддержку на реализованное молоко, из местного бюджета 2 рубля выплачивается сельхозтоваропроизводителям, 3 – ЛПХ; есть субсидии на покупку племенного молодняка в размере 50%; есть субсидии на благоустройство территории, на молочное оборудование, холодильное, доильное.

Поддержка существенная, у нас достаточно на сельхозпредприятия ориентированный бюджет, и мы пока все свои обязательства выполняем.

У нас есть инвестпривлекательность, хотя возникают вопросы, имеющие тревожную тенденцию, но для того мы и собираемся, чтобы предвидеть эти негативные тенденции и работать с ними. А с ними нужно работать, чтобы их решать.

DN: Сейчас Минсельхоз хочет ввести поддержку именно эффективных хозяйств, где не сокращаются поголовье и надои. Как Вы оцениваете данный вид поддержки?

Р.Б: Из опыта: любая попытка ввести какие-то дополнительные требования, ограниечения ни к чему хорошему не приводит. Через это проходили все, и мы в том числе. Опыт показывает, что это неправильно. Чем проще и понятнее для человека поддержка, тем она эффективнее. Она, конечно, должна мотивировать, но это не должно быть обставлено всевозможными нюансами, которые необходимо учитывать. Что такое «привязать субсидирование к поголовью»? У нас, кстати, эта норма существует, но я считаю, что она не может быть эффективной. То есть если человек занимается этим бизнесом, он будет искать оптимальный вариант, в том числе и по поголовью. Нельзя держать корову, если она не дает определенную прибыль. А если мы его ограничим сохранением поголовья, встает вопрос между эффективностью и необходимостью выполнять эти требования. Причем есть соблазн нарушить их. Мы провоцируем отчасти людей к нарушению. И если у него там технологические требования к снижению поголовья, опять же, это разумно. Другое дело, если человек приходит и решает полностью кончить те инвестиции, которые были в этот бизнес вложены. Вот этот вопрос требует определенных подходов. Нужно иметь какое-то «сторожевое заклятье», чтобы распознавать подвох. Но это меры не господдержки, а административно-правового влияния на собственников.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью