Интервью с Ириной Барминой, главным зоотехником СПК «Килачевский»

Источник: The DairyNews
Главный зоотехник СПК "Килачевский" Ирина Бармина работает в одном из лучших хозяйств страны. Вместе с командой специалистов кооператива, она добилась блестящих показателей в производстве молока КРС. The DairyNews пообщалось с экспертом и узнало слагаемые успеха СПК "Килачевский".
Интервью с Ириной Барминой, главным зоотехником СПК «Килачевский»

DN: У вас очень крепкий и дружный коллектив, это видно в каждое посещение хозяйства.

ИБ: Это  костяк, который сложился на протяжении десятилетий работы. В этом коллективе, в этих семьях, которые живут на территории села Килачевское, воспитываются дети – часть из них уезжает, часть остается. Здесь давно сложился жизненный уклад, традиции и правила. Так мы живем и работаем.

DN: Своим примером вы воспитываете новое поколение, это очень важно. Каковы секреты успеха производства?

ИБ: Как и везде, слагаемые успеха – это, конечно, кадры, корма, генетика, современные технологии, комфорт животных. Это все впоследствии выливается в итоговый результат. Если где-то происходит сбой технологической цепочки, на молодняке он отражается через два года, ошибка в кормозаготовке даст негативный результат уже через полгода.

DN: Возвращаясь к слагаемым успеха – давно используете покрытия для навозных аллей “Анимат”?

ИБ: Первому нашему комплексу в декабре исполнится 12 лет. В 2013 году мы застелили все навозные аллеи, переходы, накопитель молочного комплекса матами «Анимат», планируем продолжить такую практику и на новом комплексе. В июне планируем запустить доильный зал.

DN: Он будет организован по той же технологии, что предыдущие комплексы?

ИБ: Некоторые моменты мы улучшили для комфорта: в стойлах увеличили толщину матов. Последняя современная новинка – мы попробуем ее реализовать во вторую очередь на новом комплексе – это матрасы. По отзывам, корове еще комфортнее. Кроме того, мы улучшили конструкцию стойла.

DN: Каким образом?

ИБ: За прошедшие годы размеры животного изменились. Корова стала совершенно другой по сравнению с тем, как выглядела на момент строительства комплекса 12 лет назад. Есть современные рекомендации по размерам стойл, мы ими руководствовались. Посмотрим, корова все «скажет».

DN: В чем преимущество матов по сравнению с песком, опилками?

ИБ:. Что касается песка, ничего не могу сказать. Знаю, что это очень хорошая подстилка, но с ним надо правильно работать – очищать. В противном случае он забивает оборудование – например, молочные насосы. На маты мы еще насыпаем опилки, но при подъеме и лежании животное накалывает ими скакательные суставы. Иными словами, происходит травма и в рану могут попасть болезнетворные бактерии. Поэтому суставы могут воспаляться. Мат же даже на ощупь теплый.

DN: При этом животным комфортно передвигаться. На фермах используются разные подстилки, в том числе и маты. А сейчас анимат представляет маты по аналогии лежбища – как имитация пастбища.

ИБ: Мы видели такие матрасы в этом году на выставке Агроферма. Они, конечно, в два раза дороже тех, что есть у нас, но я думаю, оно того стоит.

DN: В любом случае, инвестировать в комфорт животных необходимо.

ИБ: Верно. Продуктивность животного платит нам тем, что мы вкладываем.

DN: Какова динамика производства последние годы?

ИБ:  Каждый год мы планируем расти примерно на 5%. Но каждый год все происходит по-разному. За прошлый год рост составил 6,4%. Валовое производство в 2018 году было равно 34 049 тонн, в 2017 году – 31 314 тонн.

DN: Достаточно хорошая динамика, особенно с учетом того, что в прошлом году спрос на сырое молоко был достаточно низким.

ИБ: Да, мы наблюдали снижение и цены, и спроса.

DN: Очень интересный вопрос по поводу генетики – она у вас вся собственного производства?

ИБ: Если говорить об истории создания стада, мы сначала разводили тагильскую породу, потом в конце 70-х начали масштабно заниматься скрещиванием тагильского скота с быками черно-пестрой породы, чтобы вывести черно-пеструю корову. С 1988 года начали осеменять быками голштинской породы. С 2007 года мы начали работать с молочной компанией «Генетика», стали осеменять своих коров и телок семенем быков северо-американской селекции. 12 лет мы с ними работаем – ни одной коровы не закупали, решили пойти таким путем.

DN: Зато у вас нет лейкоза.

ИБ: Да, в области нет лейкоза. Сейчас мы уже всех телок масштабно осеменяем сексированным семенем. В прошлом году мы продали около 300 голов и себе ввели 1000, в этом году заполним комплекс на 700 голов своими нетелями и продадим около 500 голов.

DN: Откуда идет спрос?

ИБ: Сейчас в данный момент из Ростовской области. Мы продаем в Башкирию, в Удмуртию, неплохая реализация идет в пределах области. Прошлые годы продавали в Воронеж, в Иркутск. Иными словами, охватываем всю страну.

DN: Сколько у вас на текущий момент поголовья общего и дойного стада?

ИБ: Общее поголовье – 8200 животных, коров – 3002 головы. Примерно около 1000 нетелей, телок больше 2000. Кроме того, занимаемся откормом быков.

DN: Выходит, у вас все дойное стадо на этих ковриках находится?

ИБ: Нет, только те животные, которые содержатся беспривязно. Мы строим новый комплекс, чтобы постепенно уйти от привязи. Мы не модернизируем старые фермы, хотя они показывают неплохие результаты: 9-10 тыс, а одна ферма даже 11 тыс надоила. Но реконструировать просто необходимо – корова выросла из прежнего стойла, необходимость в переменах очень острая. И молоко там дорогое – 25-27 рублей.

DN: Вы все делаете постепенно и планомерно идете к поставленной цели. Возвращаясь к матам в стойла– вы работаете с ними уже давно. Помните, почему был сделан выбор в их пользу?

ИБ: Самое главное – они комфортные, для коровы это важно.

DN: А какой основной рацион – как кормите животных?

ИБ: Всего для кормления коров разработано 4 рациона: ранний сухостой, транзитный, рацион дойных коров, предзапускной. По каждой группе кормление разрабатывается отдельно с учетом питательности. Но каждый рацион существует в трех формах – на бумаге, в миксере и тот, что съела корова.

DN: Сейчас очень многие делают упор на повышение белка: усиливают добавками или увеличивают содержание шрота.

ИБ: У нас есть проблемы с жиром – в настоящее время его уровень ниже по сравнению с прошлым годом. Питательность корма ниже из-за разницы условий заготовки. Ничего с кормами специально мы не делаем. Возможно, кому-то это нужно, например, для производства особого сыропригодного молока.

DN: Но есть и махинаторы, которые разбавляют.

ИБ: Мы стараемся кормить своих животных натуральными кормами. Защищенными жирами мы не пользуемся, хотя их широко продают и рекомендуют. Если кормим жмыхами, то берем рапсовый жмых собственного производства. Закупаем только микроэлементы, премиксы и сою. Остальное заготавливаем сами. Для телят готовим собственный комбикорм, готовимся к тому, чтобы делать собственный престартер. Стартер готовим сами – есть гранулятор, больше года это делаем. В кормлении нет ничего более стабильного, чем выращенные корма на своем поле.

Премиксы нам готовит компания «Ависар».

DN: В скором времени синоптики обещают дожди и похолодание, что в принципе для Свердловской области не редкость. Ваши животные, вероятно, легко адаптируются к изменениям погоды.

ИБ: Да, потому что скот производится на месте. Отрицательных отзывов от покупателей я не припоминаю. Нам выгодно, чтобы животные адаптировались.

DN: А что с бычками?

ИБ: Наши бычки на откорме. Есть отличные образцы мировой генетика быков, очень жаль, что нам приходится забивать их на мясо.

DN: Тем не менее, на этом тоже выстраивается целый бизнес. Основной поставщик говядины в стране – именно молочная отрасль.

ИБ: Да, спрос есть, тем более, у нас своя переработка. У нас больше рождается телочек. Наша бойня в неделю может переработать голов 35-40, а в месяц это 120 голов. Потребность в мясе, которое необходимо сдать, она практически всегда покрывает. Говядины, как правило, не хватает, потому что спрос имеется как на живой вес, так и на мясо.  

DN: У вас свои точки сбыта.

ИБ: Их немного, но они есть.  На местном уровне нам удалось закрепить позиции на рынке. Екатеринбург пока не охватываем – у нас очень маленький цех, надо расширяться.

DN: Немногие достигают таких результатов.

ИБ: На самом деле, нужно плотно работать с заготовкой кормов и уделять большое внимание комфорту коров. Ведь даже на ферме надо менять подход к уходу за животным: к пододвиганию корма, уборке. Большой результат складывается из деталей. Если начали заниматься синхронизацией половой охоты – да, это дорого, но есть результат. Мы ведем такую работу с 2012 года: выход телят за прошлый год составил 89.

DN: Наблюдали ли Вы снижение травм у животных после перехода на “Анимат”?

ИБ: Когда только построили комплекс, матов не было почти, они были только в лежках. Когда мы ввели первую очередь, у нас было 560 голов и 100 голов пришлось забить только по причине травм – животные скользили и падали травмировались. Причем, животные были самыми лучшими. Все маты мы положили только в 2013 году. И эта проблема исчезла. Экономическая эффективность бесспорна. Кроме того, сейчас оцениваем хромоту. Могу сказать, что маты нас спасают.

DN: Насколько велико выбытие по хромоте?

ИБ: В среднем, выбытие составляет около 35%. Хромота является второй причиной для выбытия после заболеваний молочной железы. На хромоту приходится 16%, на заболевания молочной железы, соответственно, 19%. Получается, из 1000 голов из-за хромоты выбывает 160 – это опять же лучшие животные. Еще важно то, что мы с привязи больше выбраковываем, там у нас очень много бурситов – стойло неудобное. На привязи также нет матов – там все примитивно.

DN: Выходит, самое главное – это правильное соблюдать технологии и ставить потребности коровы выше желания сделать ей лучше так, как кажется верным тебе самому.

ИБ: У нас на ферме даже многие работники говорят, что мы коров любим больше, чем людей. Но главная на ферме – всегда корова. По нашему мнению, все должно вращаться вокруг нее.

DN: Спасибо за беседу!


Читать интервью с Анатолием Никофоровым, предселателем СПК "Килачевский"

Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью