Интервью с инвесторами ГК «Башмилк» Александром Никитиным и Динаром Галиевым

Источник: The DairyNews
Легко ли удерживать лидерство на молочном рынке? О борьбе за потребителя,  планах на будущее The DairyNews рассказали инвесторы ГК «Башмилк» Александр Никитин и Динар Галиев.
Интервью с инвесторами ГК «Башмилк» Александром Никитиным и Динаром Галиевым

Философия

DN: Какое ключевое преимущество заставило вас прийти в молочный бизнес?

АН: Моя философия – стабильная работа, не зависящая от посторонних факторов. Молочные продукты относятся к категории продуктов ежедневного потребления . Именно эти характеристики стали для меня определяющими в вопросе выбора сферы развития. Кроме того, это серьезный рынок, который становится все более интересным и разнообразным.

Структура холдинга

DN: Какое место ГК «Башмилк» занимает в структуре АПК Башкортостана?

ДГ: На сегодняшний день нас по праву можно считать лидерами на башкирском молочном рынке.

DN: Что из себя представляет ГК «Башмилк» и с чего все начиналось?

АН: В структуру ООО «Агрохолдинг «Башмилк» входит три производственные площадки: «Чекмагушевский молочный завод», «Дюртюлинский комбинат молочных продуктов» и «Сабинский молочный комбинат», расположенный на территории Республики Татарстан. Ежедневно в распоряжение заводов поступает до 400 тонн молока – сырья, и каждая площадка оснащена под производство разных категорий молочной продукции. Так, на «Чекмагушевском молочном заводе» производится цельномолочная и кисломолочная продукция, ультрапастеризованное молоко. В ближайшее время планируется запуск новой линии по производству напитков. Дюртюлинский комбинат молочных продуктов производит сухое молоко, масло, ультрапастеризованное молоко, творог, а Сабинский молочный комбинат – твёрдые сыры, сливочное масло и сыворотку.

Реализацией нашей продукции занимается Торговый дом, в распоряжении которого собственный логистический центр и автотранспорт, а также, филиалы в крупнейших городах России, таких как Москва, Казань, Самара и др.

ДГ: Александр Никитин, собственник компании, начал строить бизнес с 2003 года с производства мясных полуфабрикатов, а затем и хлебобулочных изделий. Кстати, хлебзавод успешно работает и по сей день. Позже был построен молочный цех, который был оснащён оборудованием компании «TetraPak». Растущий спрос на молочную продукцию определил дальнейший вектор развития и в 2010 году был приобретён, и в течение двух лет полностью реконструирован Чекмагушевский молочный завод, где перерабатывалось до 300 тонн молока в сутки. Затем был приобретен Дюртюлинский комбинат молочных продуктов, а в 2014 году - Сабинский молочный комбинат.

Сегодня Башмилк входит в ТОП-20 крупнейших переработчиков молока России, и это – результат продуктивной и грамотной работы большой и дружной команды профессионалов!

Ключевые параметры

DN: Каковы текущие объемы и ассортимент продукции?

АН: На сегодняшний день мощности производства загружены на 45-50%, это порядка 400 тонн, а в летний период 500 тонн сырого молока. . Возможности же переработки значительно выше и составляют до 700 тонн в сутки. Сейчас основу ассортимента составляет молоко, но мы пришли к выводу, что необходимо расширять линейку кисломолочной продукции, йогуртов и других молочных продуктов с добавленной стоимостью. Таким образом, мы хотим соответствовать рыночному спросу, где молоко занимает 55%, всё остальное – разновидности молочных продуктов.

Качество сырья

DN: Каким образом осуществляется проверка качества молока?

АН: Молоко, поступающее в производство и готовая продукция проходят строгий контроль через сертифицированные лаборатории. Тем самым мы стремимся соответствовать высоким стандартам качества.

Оборудование

DN: Какому оборудованию по типу происхождения вы отдаете преимущество?

АН: Наши заводы оснащены оборудованием европейского производства. Так, Чекмагушевский молочный завод и Дюртюлинский комбинат молочных продуктов оснащены оборудованием производства компании Tetra Pak. Если пошлины на ввоз зарубежного оборудования станут выше, мы от него все равно не отказываемся, но это не значит, что мы не обращаем внимание на отечественных поставщиков. Сейчас, к примеру, прорабатывая вопрос по новому заводу, приняли решение, что емкостное оборудование там будет российским! Мы ведем переговоры, оцениваем его возможности и сравнительные характеристики. Уникальные европейские технологии, естественно, будем продолжать использовать. В том числе, и для развития экспортного потенциала.

Рабочие места и автоматизация

DN: Автоматизация или человеческий труд на производстве – что должно быть превалирующим?

АН: Роботы не смогут полностью заменить людей, но надо стремиться сократить влияние человеческого фактора. Современные заводы укрупняются, цена ошибки становится все более велика в денежном выражении. Поэтому следует максимально автоматизировать производство и инвестировать во все возможные направления автоматизации. При этом мы, по-прежнему будет стремиться создавать рабочие места, мотивировать людей.

Цена на сырое молоко

DN: Какова на текущий момент цена на сырое молоко?

АН: На текущий момент цена приближена к всероссийской и составляет 23-24 рубля без НДС. Что с ней будет происходить в 2019 году пока непонятно, но в ближайшие 2-3 года следует ожидать стабилизации. Культура отношений между поставщиком и переработчиком установится и выйдет на долгосрочные контракты с фиксированной ценой. По крайней мере, мы хотим двигаться в этом направлении.

Ритейл и возвраты

DN: Как обстоят дела с возвратами продукции?

АН: У нас сейчас нет возвратов – отменили. Прежде возвращали постоянно и достаточно много. В 2018 году нам удалось договориться со всеми ключевыми федеральными и региональными сетями.

Экспортный потенциал и возможности

DN: Тема экспорта сегодня является одной из самых обсуждаемых. Вы готовы поставлять продукцию за рубеж?

АН: Для того, чтобы экспортировать нужно производство соответствующих масштабов. Экспортные планы у нас есть: сейчас прорабатываем новый проект в Татарстане – завод глубокой переработки сыворотки, производство сыров и творога. Пока изучаем опыт подобных проектов, оцениваем потенциал. По существующей линейке пока экспортировать нечего.

ДГ: Потребуется время, чтобы пройти все этапы согласований, чем мы активно занимаемся: общаемся с иностранными коллегами, поддерживаем контакт с нашими министерствами по этому поводу. Мы действительно видим ту нишу, которую можем занять. Раньше на рынке Китая преобладала потребность в сухом молоке, но сегодня йогурты и кисломолочная продукция потребляется в большом объеме.

Роль господдержки

DN: Насколько важными для ГК «Башмилк» являются действующие механизмы господдержки отрасли?

АН: К сожалению, у нас пока не получилось задействовать ни один из механизмов господдержки, кроме субсидирования процентной ставки на оборотные средства. Сейчас, с реализацией нового проекта, ожидаем инвестиционных средств с минимальной процентной ставкой Именно по переработке, потому что на нее до сегодняшнего дня никаких запланированных денег из бюджета Российской Федерации не выделялось. Ожидаем, что в 2019 году что-то изменится в этом направлении. Понимание о необходимости вложений в переработку есть и на уровне регионов: там начинают предлагать варианты поддержки из регионального бюджета. Так, Московская область предлагает 20% capex именно для переработки, в Татарстане тоже готовы. Думаю, что и здесь в Башкирии произойдут позитивные изменения.

Борьба за потребителя

DN: Почему потребитель должен сделать выбор в пользу вашей продукции?

АН: Наша продукция натуральная, честная и производится в экологически чистом районе. Готовы ли мы бороться за потребителя? Мы только этим и занимаемся. Так, маркетинг начали развивать с нуля, сотрудничали с крупнейшими федеральными компаниями в части брендинга, дизайна упаковки. С самого начала подход был очень серьезный. Как результат – наши бренды очень удачно вписываются и в сознание потребителей, и в политику сетей. Восприятие очень позитивное.

Мы понимаем важность правильного позиционирования продукта и постоянно следим за изменениями покупательского спроса , проводим опросы, анализируем рынок как самостоятельно, так и с привлечением сторонних компаний.

ДГ: По статистике, среднее потребление молока в Приволжском федеральном округе несколько выше, чем по стране в целом. Другое дело, по-разному формируется культура потребления молока в разных регионах. Отсюда - колебания спроса и продаж. К тому же не секрет, что доходы населения падают, это тоже не проходит для рынка бесследно.

Система ЭВС и прослеживаемость на рынке

DN: Может ли «Меркурий» обеспечить молочному рынку прозрачность и прослеживаемость?

АН: Мы строго контролируем качество входящего сырья и производим молочные продукты, с сохранением полезных свойств. Но на рынке, к сожалению, есть недобросовестные игроки, отсюда и раздувается тема фальсификата.

Что касается «Меркурия», весомой пользы после его внедрения мы не увидели, система недоработана. Будет очень хорошо, если со следующего года электронную ветсертификацию введут и на готовый продукт. Если система будет работать, появится единый для всех контроль и правила. Вопрос с фальсификатом уйдет. Потребители теперь обращают внимание не только на бренд, но и на цену, считают деньги. Средний чек падает. Если все это заработает, то будет очень хорошо. Будут определенные общие правила, произойдет переход на чистую этикетку.

Фальсификат и провокации

DN: Приходилось ли вам сталкиваться с фальсификацией продукции?

АН: Не случалось такого. Были провокации со стороны конкурентов, искусственно организованные жалобы. Мы открыты и готовы дать обратную связь, а технологические условия предприятия не позволяют допускать случайностей на производстве. Надо сказать, что «антиреклама» в какой-то степени даже помогает и работает в нашу пользу.

Проблемы рынка

DN: Каковы основные проблемы рынка, по-Вашему?

АН: В связи с тем, что последние пять лет количество банков сократилось, политика в этой сфере стала более жесткой. Средства мы по-прежнему привлекаем, но процедура усложнилась и занимает больше времени. В прежнее время приходилось также много внимания уделять человеческому фактору и подбору персонала. Сейчас такой проблемы нет. Действующая команда справляется с поставленными задачами!

Планы по развитию

DN: Каковы планы по развитию продаж глобальному выходу в Центральный регион?

АН: В Московском регионе мы пока не готовы налаживать производство. В планах, скорее, Татарстан и Башкортостан. Потенциальное развитие мы видим в имеющихся трех площадках: там планируем вдвое увеличить объём переработки. Кроме того, намерены запустить новый завод и вплотную заняться производством сыров. Укреплять партнерские отношения с ключевыми ритейлерами, загружать мощности и выходить на плановые показатели.

ДГ: Пока планируем инвестировать в Республике Башкортостан и в Татарстане, но нам очень нравится, какую поддержку оказывают молочной промышленности, к примеру, власти Подмосковья. Это единственный регион, где перерабатывающие предприятия могут получить дотации на реконструкцию производства, обустройство инфраструктуры. Надеемся, что придём к этому и у нас, в Башкортостане, ведь регион является одним из лидеров по производству молока в России .

DN: Каковы инвестиционные планы?

АН: Основной проектзавод по переработке молока в Татарстане, мощностью 2000 тонн. Это – наш крупнейший инвестпроект в ближайшие два года.

Новые продукты на полке

DN: Ожидать ли потребителю появления на полке новых продуктов?

АН: Мы планируем производство новых продуктов, с этой целью устанавливаем новое оборудование. Нам интересен рынок напитков на молочной основе, такие как коктейли с различными вкусами, молоко для детского питания в порционной упаковке, какао, а также, функциональные напитки на основе растительных компонентов – риса, овса, сои. Наши планы – динамично развиваться, идти вперёд, к новым масштабам бизнеса.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью