25 лет экспертизы в кормлении. Интервью с генеральным директором «Мустанг Технологии Кормления» Светланой Алябьевой

Источник: The DairyNews
В рамках международной выставки EuroTier корреспондент The DairyNews пообщался с генеральным директором «Мустанг Технологии Кормления» Светланой Алябьевой и узнал, какие принципы управления позволяют компании быть эффективной.
25 лет экспертизы в кормлении. Интервью с генеральным директором «Мустанг Технологии Кормления» Светланой Алябьевой

DN: Светлана, мы с Вами находимся на крупнейшей сельскохозяйственной выставке в Европе. Каковы цели участия «Мустанг» в EuroTier?

СА: Для нас выставка традиционно является важным событием, потому что здесь присутствуют клиенты, выставляются европейские партнеры проводятся рабочие встречи. С запуском нашего нового производства и с развитием экспортного направления EuroTier становится для нас еще более значимым. В связи с этим в 2020 году мы планируем выставить свой стенд и активно включиться в деловую программу мероприятия.

DN: Обязательно встретимся с Вами на следующей выставке на стенде компании! А если начать с истоков, когда возникла компания «Мустанг Технологии Кормления»?

СА: Компания была основана в 1993 году. В 2018-м нам исполнилось 25 лет. Все сотрудники компании были приглашены на торжественное празднование, которое прошло под лозунгом «С любовью к вершинам!». Это был не столько юбилей с подведением итогов, сколько возможность определить приоритеты и выстроить горизонты на ближайшие 5-10 лет. Для российского частного бизнеса это отличный способ формирования стратегии и управления будущими изменениями. 

DN: Каких результатов удалось добиться за 25 лет работы?

СА: Самое основное - это увеличение масштаба компании. В 1990-е мы были совсем небольшим предприятием, которое выступало как трейдер. Я присоединилась к компании в 2000-м. Тогда мы уже экспортировали казеин в Европу с 1996 года и вышли на импорт заменителей молока голландской компании «Nutrifeed» (ГК «FrieslandCampina»). Прошло время, и мы создали собственное производство. Это решение было шагом на опережение, благодаря которому компания устояла на ногах в кризис 2008 года. Часть продуктов мы по-прежнему импортируем, но сегодня практически всю линейку производим самостоятельно.

DN: Как Вы оцениваете человеческие ресурсы компании?

CА: Для нас очень важна культура, основанная на доверии и возможности развития каждого сотрудника. Мы стараемся поддерживать все конструктивные идеи и реализовывать наиболее перспективные проекты. В этом году у нас три таких проекта: экспорт, поставка микроэлементов для российских производителей премиксов и - ключевой проект - строительство завода по производству премиксов и концентратов в Московской области.

DN: Да, действительно, проект очень перспективный. Это будет самый крупный завод в России?

CА: Не самый крупный, но самый современный. Многие конкуренты запустили свое производство премиксов и концентратов несколько лет назад, но на сегодняшний день такого современного завода нет ни у кого. Он также достаточно крупный по объемам производства – на заводе ежегодно будет производиться около 100 000 тонн концентратов и около 20 000 тонн премиксов.

Проект придаст компании больше устойчивости в плане качества и гарантий производства именно того продукта, который приносит результат. К сожалению, при производстве в условиях аутсорсинга очень сложно контролировать качество продукта, а для нас это самый важный аргумент при работе с клиентами. Стратегия компании – достижение нашим клиентом результата в совместном проекте. Нам очень важно, чтобы клиент получал желаемый результат.

DN: Что помогает добиваться такого результата?

CА: Я не боюсь нового, но, прежде чем начать что-то, оцениваю экономический эффект данного проекта - здесь помогает мой опыт финансиста. Никогда не блокирую даже самые неожиданные идеи и считаю, что нет безвыходных ситуаций. Проблема – это новая возможность. Не надо бояться проблем - надо понять причины их возникновения и сделать выводы. Главное, чтобы проблема не стала системной ошибкой. Как только ты начинаешь решать проблемы и делать из этого правильные выводы, вносить корректировки, тогда компания перестает наступать на одни и те же грабли, обретает способность двигаться вперед, активно развиваться.

DN: Боюсь представить, какое количество проектов было реализовано. Все ли удавалось доводить до конца?

СА: Удавалось многое, но были ситуации, когда мы начинали новый проект, и на первых контрольных точках понимали, что не достигаем нужного результата, что не так сильны и хороши, как другие представители на рынке. Тогда мы выходили из него. Да, мы допускаем ошибки, но рассматриваем их как возможность развития. Компания на рынке 25 лет и прошла три серьезных экономических кризиса - в 1998, 2008 и 2014. Бывают еще другие кризисы: кризисы внутри компании, кризисы роста. Но я не вижу в этом проблемы, потому что они тоже дают возможность развиваться. Для меня и команды основная задача – видеть потенциал для развития. Запуск нового завода – это тоже ресурс для компании, прежде всего - способ обрести стабильность.

DN: Какова доля собственного производства сейчас у «Мустанга»?

СА:: По заменителям молока - 90%. В импорте остались только премиальные продукты. Сегодня мы постоянно работаем над замещением. Сейчас выпущен уникальный для российского рынка продукт под названием «Нэомилк» - это полностью натуральный заменитель молока для телят с очень высокими характеристиками. Совсем недавно «Нэомилк» стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018».

DN: Как в целом Вы оцениваете ситуацию на рынке кормов?

СА: На сегодняшний день на российском рынке очень высокая конкуренция. Если раньше со своей стратегией мы были уникальными, то сегодня такой подход декларируют многие. Но не все следуют этой стратегии. Гарантировать и отвечать за результат готовы далеко не все компании. Мы с коллегами очень дорожим своей репутацией. Она создается годами, а потерять ее можно в один момент. Поэтому я лично контролирую гарантии, которые мы даем нашим клиентам. Для этого мы идем в собственное производство. У нас большая аккредитованная лаборатория, которая позволяет обеспечивать качество на каждом этапе: приобретение сырья, производство и выпуск готовой продукции.

DN: Государство поддерживает вас?

СА: Мы строим завод в Московской области, поэтому тесно работаем с Министерством сельского хозяйства и с Министерством инвестиций и инноваций региона. Проект реализуется в особой экономической зоне, и нам оказывают поддержку. Мы привыкли полагаться сами на себя, но сегодня я вижу прямую заинтересованность министерств в том, чтобы нас всячески поддерживать. Например, субсидиями: есть ряд программ, которые позволяют нам компенсировать вложения в сельское хозяйство. Также чувствуется открытость к бизнесу: мы обращаемся, получаем поддержку и работаем как партнеры.

DN: Да, действительно, мы видим, как министерство Московской области поддерживает многие проекты. Но Вы развиваете экспорт.  Российский рынок очень конкурентный? 

СА: Да, это своего рода диверсификация бизнеса. Не только с точки зрения продуктов и направлений, но и с точки зрения расширения рынка. Мы долгое время работали с Казахстаном. У нас даже есть своя компания, которая представляет интересы «Мустанга» на рынке РК. Также очень интересен рынок Узбекистана. Если раньше были определенные сложности с конвертацией валюты, то сейчас эти блокировки сняты. Рынок открыт и развивается, но местная экспертиза пока невысока, поэтому, имея нашу экспертность в кормлении сельскохозяйственных животных, мы в ближайшие 5-10 лет можем там расти высокими темпами. Фокусируемся сейчас на Узбекистане, также охватываем Таджикистан, Азербайджан, Армению. Планировали Иран, но в силу определенной политической ситуации притормозили развитие этого направления. Я верю в этот проект. Мы, конечно, столкнулись с большими трудностями, как и другие поставщики. Ряд российских производителей старается выйти в другие страны или уже присутствует там. Это специфические рынки, и работа там требует специфических знаний и навыков. Например, наши ребята разговаривают на 9 языках, и это очень помогает. Когда ты в прямом смысле говоришь на языке клиента, это позволяет заслужить доверие гораздо быстрее.

DN: Наверное, сложно найти сотрудников еще и по лингвистическим навыкам. Как вы ищете ребят?

СА:  Мы никогда не переманиваем сотрудников у конкурентов. Люди приходят к нам сами. Когда компания имеет определенную репутацию на рынке, появляются люди, которые хотят в ней работать. Это один поток. Другой поток – это общепринятые источники: HeadHunter, «сарафанное радио». Мы прекрасно понимаем, что необходимо адаптировать человека, пришедшего из другой компании, под процессы и культуру «Мустанга». Наша задача - найти людей, которые разделяют ценности компании, готовы развиваться вместе с ней, следовать ее стратегии, близки нам по духу и, конечно же, обладают определенной экспертизой. Но экспертизу можно нарастить путем постоянного обучения. Компания вкладывает большие средства в обучение сотрудников.

DN: Это окупается?

СА:  Конечно. Кто-то может сказать, что это слишком большие расходы по сравнению с оборотами компании, но мы считаем, что такая стратегия себя оправдывает. Наши эксперты в кормлении учатся и в Европе, и в Америке, и в Израиле. Важно, чтобы они понимали разные системы кормления, которые существуют в других странах. Когда ты называешь себя экспертом и приходишь к клиенту, то ты должен понимать различия между американской системой, европейской и израильской. Долгое время мы формировали свой подход, исходя из голландской системы, потому что нашими партнерами были голландцы. Сейчас стараемся расширить свои взгляды, чтобы точнее понимать специфику клиента и более чутко откликаться на его запрос.

DN: Какие планы у компании? И какой следующий шаг?

СА:  Лично для меня следующий шаг - это формирование устойчивой бизнес-модели. Когда компания быстро растет, важно, чтобы она была стабильной с точки зрения качества продукции, качество должно быть незыблемо. Далее я вижу задачу в автоматизации всех процессов не только внутри компании, но и при работе с клиентами, потому что клиенты тоже ищут те компании, которые будут инновационными с точки зрения IT-сервиса. Скорость изменений настолько велика, что люди уже не в состоянии обрабатывать все данные. Выиграет та компания, которая сможет адаптироваться к текущим изменениям. Для этого надо создавать базы данных и уметь управлять ими. Еще одна зона внимания – это человеческие ресурсы, постоянное их развитие, повышение уровня экспертизы. Экспорт также важен, но наш основной рынок - по-прежнему Россия. Нам важно удержать позицию признанного эксперта на рынке кормления. Это непросто, потому что часто у компаний, достигающих определенного результата, появляется тщеславие и, пока они купаются в лучах славы, их обгоняют более открытые к инновациям и «голодные». Важно не стоять на месте, смотреть на себя критически и постоянно искать возможности для улучшения: слушать клиента, совместно с ним формировать потребности, улучшать его благосостояние в том числе.

DN: То есть появляются новые амбициозные компании. Зарубежные или российские?

СА:  На сегодняшний день - российские. Наверное, иностранные я не так хорошо вижу, потому что экспертность внутри страны с точки зрения сельхозбизнеса достаточно высока. Находясь на EuroTier, мы видим, что наши клиенты здесь присутствуют в большом количестве. Ряд конкурентов имеет свои стенды. Мы также стараемся сотрудничать с государственными органами в регионах, потому что повышение продуктивности и сохранности животных - это наша общая цель. Мы можем улучшать и развивать сельское хозяйство в России. Мы стараемся проводить совместные семинары с клиентами, находить рабочие программы на местах и поддерживать их при необходимости. Например, когда клиент формирует инвестиционный план развития для себя, мы можем выступить как компания, которая отвечает за кормление. И можем доказать, какой экономический результат будет от кормления.

DN: Вы сотрудничаете с какими-то зарубежными инвесторами?

СА: С теми, кто является нашими поставщиками. Мы выбираем стабильных партнеров, а они выбирают нас. Быстрая смена поставщиков в погоне за краткосрочной прибылью – не наш путь. Если мы входим в отношения с поставщиком, то это надолго. Нам важна стабильность, качество, чтобы стратегия и ценности партнера были близки нашим.

DN: Спасибо.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью