Интервью с Джеймсом Дуайером, генеральным директором Ehrmann Россия и СНГ

Источник: The DairyNews
Сотрудники компании Ehrmann рассказывают – если в лабораторию приходит Джеймс Дуайер, это хорошо и напряженно одновременно. Сначала директор отмечает заслуги работников, а потом представляет настолько креативные идеи для новых вкусов, что голова идет кругом! Но Дуайер убежден: внимание покупателя нужно завоевывать не только качеством, но и уникальностью продукта. Как приехать в Россию на шесть месяцев и остаться на тридцать лет: о йогуртах с экзотическими вкусами и большой любви к русской поэзии инноватора из Америки – в интервью The DairyNews с генеральным директором Ehrmann Россия и СНГ.
Интервью с Джеймсом Дуайером, генеральным директором Ehrmann Россия и СНГ

DN: Джеймс, расскажите, пожалуйста, что представляет из себя компания Ehrmann сейчас?

ДД: Это самая быстро растущая компания в молочной отрасли как в плане доли рынка, так и в плане прироста прибыли на килограмм продукции.

DN: За счет чего удалось достичь таких показателей?

ДД: Четкая стратегия, лазерный фокус, командная работа. Наша стратегия – это стратегия «белых пятен»: мы ищем те сегменты рынка, где есть потребительский спрос, но нет предложения. Один из ярких примеров – это йогурты EPICA. Мы также сделали перезапуск бренда Grand. Мы не обращаем внимание на конкурентов – я считаю, что у нас нет конкурентов. Мы не смотрим на то, что они делают, мы смотрим, что они НЕ делают. Например, мы готовы делать йогурт EPICA с цветами, с чаем именно потому что такой продукт на рынке никто не выпускает.


DN: Какие еще перспективные «белые пятна» Вы видите?

ДД: Я бы не хотел отвечать на такой вопрос откровенно, чтобы не вызвать интерес других участников рынка, но в будущем нас ждут еще более серьезные вызовы.

DN: Вы пришли в компанию в 2012 году, что изменилось с тех пор?

ДД: Самое серьезное достижение – изменение культуры и ценностей компании. Мы – семейная компания, у нас нет бюрократии. Я пришел в Ehrmann и пригласил на производство крупного специалиста в области качества молочной продукции. С этого мы начали, ведь качество – это основа основ: мы улучшили все показатели, внедрили серьезную дисциплину на производственной площадке и много разных процессов, объединив навыки различных специалистов. Мы сплотили команду в одно целое – это большая победа. Кроме того, уменьшили сложности в бизнесе и до сих продолжаем над этим работать. В течение первых трех месяцев мы убрали 30% наименований: рабочий капитал уменьшился, увеличился фокус и производственная эффективность нашей площадки. Когда я только пришел в компанию, завод работал 2-2,5 дня в неделю в одну смену, а сейчас завод работает 7 дней в неделю в три смены. Единственная серьезна проблема, которая по-прежнему осталась – это недостаточность мощностей. Но мы в процессе добавления 75 тысяч тонн упаковочных мощностей к производственной площадке в течении одного года. Мы очень быстро действуем, у нас есть четко направленный фокус и сильная команда. Это помогает нам управлять рисками и возможностями.

DN: Какие актуальные тенденции на молочном рынке Вы сейчас можете выделить?

ДД: За последние 30 лет рынок молока впервые переживает профицит. Это связано с падением потребления, что, в свою очередь, является отражением экономической ситуации. Кроме того, очень много людей в течение последних 5 лет начали заниматься выпуском сырого молока, в результате его количество превзошло потребность в нем. Предполагаю, что это ненадолго.

DN: Помимо этого, еще с какими тенденциями Вам приходилось сталкиваться?

ДД: Очень много непростых вопросов вокруг «Меркурия». Тем не менее, к внедрению системы электронной ветсертификации мы готовы. Сухое молоко и Беларусь – это ситуация, с которой надо жить. Например, сливки сейчас очень выросли по цене. Мы должны балансировать, увеличивать эффективность производственной площадки и инвестиции в маркетинг. Основная тенденция одна – падение цены на молоко, но это временно. Мы ожидаем, что начиная с осени, цена на молоко пойдет вверх.

DN: Как Вы думаете, с чем это может быть связано?

ДД: С увеличением спроса, экономическая ситуация улучшается: рубль достаточно крепкий, нефть растет в цене. Я чувствую, что сделан первый шаг к восстановлению экономики России.

DN: Если же предположить негативный сценарий развития событий?

ДД: Хуже, чем то, что было в течении последних четырех лет, я не могу себе представить. Экономическая ситуация оставляла желать лучшего, в будущем я ожидаю позитивных перемен.  

DN: Производство какой продукции для Ehrmann сейчас приоритетно?

ДД: Продукция под брендом EPICA, которая заняла 9% доли свежих ложковых йогуртов в течении одного года. Я не помню когда еще были такие результаты. Наблюдается прирост среди брендов молочной категории. Понятно что бренд совсем новый, но мы видим, что через инновации, дистрибьюцию и грамотные выкладки мы можем расти в разы. Бренд Grand, который мы только перезапустили, тоже очень интересный. В линейке этого бренда много продуктов, в том числе кофейные продукты – капучино и молочные коктейли – это еще одно «белое пятно»: продукты такой концепции и превосходного качества на рынке еще не представлены.

DN: Говорят, что падение спроса на молочную продукцию объективно. Многие аналитики считают, что высокомаржинальный сегмент это не коснется. Что Вы об этом думаете?

ДД: Думаю, это уже касается всех сегментов рынка. Самые премиальные, дорогие и импортные продукты, в основном, из Швейцарии, которая не под санкциями, – имеют серьезное сопротивление с точки зрения прироста спроса. Наблюдается стагнация прироста и в этом сегменте, так что я не верю в эти прогнозы.

DN: В последнее время набирает популярность продукция на основе растительных жиров: соевое, миндальное, кокосовое молоко. Конкурентна ли такая продукции по отношению к молоку?

ДД: Здесь мы говорим, прежде всего, о культуре потребления. Я не думаю, что потребитель в России уже готов к такому переходу, он прекрасно понимает функционал питания. Особенно это касается таких продуктов, как чай, молочная продукция. Возможно, в Европе есть такая тенденция, в России же она практически незаметна. Однако с течением времени я не исключаю развития такой тенденции.

DN: Если говорить об экспорте, насколько он перспективен и какие направления стоит развивать уже сегодня, на Ваш взгляд, в молочной сфере?

ДД: Мы планируем наладить поставки термизированных продуктов в Китай. На сегодняшний день у нас пока нет права на это: ни одно русское предприятие не может поставлять на экспорт молочную продукцию, по-моему кроме мороженого. В другие страны кроме СНГ и Китая возможности экспортировать мы не видим ввиду ряда препятствий, связанных с логистикой, сертификацией.

DN: Как Вы оцениваете емкость молочного рынка? Как ситуация с профицитом может разрешиться в будущем?

ДД: Спрос будет увеличиваться. Кроме того, необходимо принимать во внимание фактор сезонности. Мы видим, что первый раз за несколько лет общемолочная категория начинает расти. Это очень хороший показатель, он означает, что в течение одного года ситуация с профицитом молока разрешится: предложение и спрос будут соответствовать друг другу.

DN: Сталкивалась ли компания с подделкой продукции?

ДД: Нет. Прежде всего, у нас очень жесткий контроль сырья и материалов. Особенное внимание мы уделяем качеству молока. Мы длительное время сотрудничаем с нашими поставщиками и крайне редко сталкиваемся с ситуацией, когда сырье не соответствует требованиям. В таких случаях мы анализируем, показываем поставщикам разницу между нашими ожиданиями и их качеством их продукта и категорически отказываемся. Мы также категорически отказываемся от антибиотиков. Но фальсификата у нас не было никогда, наш бренд не подделывали.

DN: Расскажите подробнее о ваших поставщиках?

ДД: Хозяйство «Илькино» – наш основной поставщик. Мы с ним работаем более 15 лет: регулярно общаемся, ездим, смотрим, обсуждаем возникающие вопросы. Нам удалось построить прозрачные доверительные отношения.

DN: Каковы требования «Эрманн» к поставщикам сырого молока?

ДД: Основное требование - это безупречное качество молока. В данном вопросе мы никогда не идем на компромисс.

DN: Есть ли в планах привлечение новых поставщиков?

ДД: У нас достаточно сильный прирост, и мы постоянно ищем новых поставщиков. Нужно обеспечивать этот прирост с точки зрения производственных мощностей, склада и молока.

DN: Поставщики молока являются вашими партнерами. С кем еще сотрудничаете?

ДД: Есть другие поставщики, например, компания «Центис», с кем мы работаем довольно давно. Это основной поставщик фруктов. Совместной работой мы очень довольны, компания поставляет ингредиенты безупречного качества. В течение 2-х лет мы планируем выпуск как минимум еще 20 новых продуктов, новых вкусов, которые скоро появятся на полке. Например, EPICA Teasy и другие новинки. Мы работаем с поставщиками относительно ингредиентов, а также по вопросам упаковки.

DN: Что помимо расширения в перспективе на ближайшие годы? Какие планы?

ДД: Расширение – это наш основной фокус. Улучшение качества, уменьшение затрат, увеличение эффективности. И рост доли тех линеек продукции, которые мы уже начали реализовать, особенно, EPICA и Grand.

DN: Относительно модернизации производства, какой процент от инвестиций или бюджета Вы отводите?

ДД: Примерно 50%. В течение одного года мы добавляем 5 новых производственных линий: 3 уже на месте, одна в пути, пятая появится в сентябре. Технику мы закупаем в Польше и Германии.

DN: На сегодняшний день какой объем молока-сырья перерабатывает завод?

ДД: 320 тонн в день, к 2020 году он будет увеличен до 500 тонн.

DN: Джеймс, были ли у Вас мысли о том, чтобы развивать свою собственную ферму, которая будет поставлять Ehrmann сырье?

ДД: Нет, я считаю, что, во-первых, наш рабочий капитал, наши инвестиции должны быть в тех областях, где у нас нет возможности рассчитывать на партнерство с теми, кто владеет этим лучше, чем мы. Во-вторых, наши инвестиции – это производство, развитие бренда и поднятие его узнаваемости, расширение линейки продуктов и развитие людей в нашей команде. Я бы сказал, это три основные зоны инвестиций, которые важны для нас.

DN: На Ваш взгляд, какие меры должны предпринять молочники, чтобы активно увеличить спрос на молочные продукты, помимо инноваций?

ДД: Наверное, они есть, но это не совсем в моей зоне компетенции. Я человек-инноватор. Мы развиваем новых продукты для закрытия «белых пятен» на рынке в России. Я лично вижу 90% возможности увеличения спроса на молочную продукцию через инновации в продукте и в упаковке.

DN: Многие российские потребители сконцентрированы на спортивном питании. Планирует ли компания Ehrmann развивать это направление?

ДД: Нет. Я думаю, что это отдельная ниша. Мы же смотрим шире, хотим быть в тех категориях, где уже есть спрос. Это вопрос специализации, и направление «спорт» не для нас.

DN: Вы уже 30 лет живете в России. Почему Вы выбрали именно эту страну?

ДД: Я начал изучать русский язык в августе 1984 года, а в сентябре уже решил, что буду строить свою карьеру и жизнь именно в России. Тогда это был еще Советский Союз, но я предчувствовал изменения. Мое первое образование – «Русская поэзия XIX века», я влюбился в Россию через язык. Первый раз я приехал сюда в 1988 году, чтобы учиться в Плехановском институте, и влюбился еще больше: приехал на 6 месяцев и остался на 30 лет. И планов покинуть страну нет, у меня особая любовь к России. Мне очень интересно здесь работать, развивать талантливых молодых людей. Я получаю огромное удовольствие, занимаясь бизнесом, который я люблю. Я доволен.

DN: Какой ваш любимый продукт?

ДД: EPICA кокос.

DN: Как вы продвигаете свою продукцию до конечного потребителя?

ДД: Прежде всего, мы хотим увеличить популярность EPICA и Grand. Grand Dessert на рынке уже 4 года, но мы изменили бренд, и теперь должны поднять его узнаваемость, в том числе кофейных продуктов и молочные коктейлей в линейке. Мы активно спонсируем программы на телевидении, особенно на «ТНТ». «Танцы на ТНТ» был очень успешным проектом для нас. В данный момент мы спонсируем «Песни на ТНТ», осенью возобновим сотрудничество с шоу «Танцы». Мы занимаемся trade-маркетингом, работаем над тем, чтобы наша продукция была заметна для потребителей на полке – это основные методы, который мы используем, чтобы поднять наши продажи. И у EPICA в этой области большие возможности.

DN: Спасибо за беседу!

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью