04.09.2018
Источник: kommersant.ru
Регион: Удмуртская Республика


Агрохолдингу «КОМОС ГРУПП» исполняется 15 лет. За это время он успел вырасти из небольшой региональной структуры в игрока федерального уровня. И судя по планам, о которых «Коммерсанту» рассказал управляющий акционер компании Андрей Шутов, это только начало.

Эффективность в масштабах

Андрей Васильевич, как это было — появление 15 лет назад «КОМОС ГРУПП» и его первые шаги в бизнесе?

- Скажу честно, в первые годы структура холдинга выстраивалась неосознанно. И наша деятельность сегодня настолько диверсифицирована в первую очередь по этой причине: предприятия мы приобретали в качестве некой социальной нагрузки, можно сказать, дисциплинировали себя таким образом. Мы же до агропрома были нефтяниками, развивали компанию «УдмуртНефтеПродукт». Цены на нефть были высокими, отрасль — одной из самых благополучных, чего не скажешь о сельском хозяйстве, которое было в то время в упадке. Поэтому первый президент Удмуртии Александр Волков поручил нам перезапустить простаивавший Глазовский комбикормовый завод. Для этого мы наладили партнерство с крупнейшим игроком на зарубежном рынке продовольствия — компанией Cargill (подробнее об этом периоде можно прочитать в нашем предыдущем интервью с Андреем Шутовым.— “Ъ”). Предприятие заработало, хозяйства Удмуртии стали кормить коров хорошим комбикормом, а не только зеленой массой, что, в свою очередь, привело к росту производственных показателей в животноводстве.

Над развитием другого обанкротившегося предприятия — «Кигбаевского бекона» — тоже начали работать по поручению Александра Волкова. Ничего не зная о свиноводстве, набили все шишки, какие только могли набить. Было несколько итераций по менеджменту. Но шаг за шагом, методом проб и ошибок, а также благодаря инвестиционным вложениям, сделали очень современное и высокотехнологичное предприятие. Сейчас это наша гордость.

После этих экспериментальных проектов стали уже более осознанно выстраивать альтернативные направления — за строительный бизнес со свойственной ему энергией взялся Андрей Осколков, а я остался руководить сельскохозяйственным блоком. К тому времени у нас уже было понимание, что идет монополизация рынков, и в первую очередь — нефтяного. Поэтому мы знали, что рано или поздно «УдмуртНефтеПродукт» придется продать. Это произошло в очень удачный момент — за полгода до кризиса 2008 года.

Так агробизнес стал основным направлением нашей деятельности. И производственные показатели, к которым мы сегодня пришли, подтверждают правильность этого решения. Эффективность может быть достигнута только при больших масштабах. Мы производим протеин во всех его видах: мясо, яйцо, молоко. Полностью обеспечиваем все предприятия холдинга кормами. В настоящее время мы производим 1 млрд яиц в год. Напомню, когда брали «Удмуртскую птицефабрику», она делала лишь 12 тыс. тонн мяса птицы в год, по итогам прошлого года — 52 тыс. тонн.

Что касается свиноводства, то три наших предприятия — «Восточный», «Татмит АГРО» и «Кигбаевский бекон» в совокупности делают примерно 100 тыс. тонн мяса в год. Когда приобретали «Восточный», объемы производства находились на уровне 22 тыс. тонн мяса в год. Глазовский комбикормовый завод производил 500 тонн в месяц. Для сравнения, сейчас ГКЗ выпускает 482 тыс. тонн комбикорма в год. Думаю, динамика на лицо.

По переработке молока мы занимаем четвертое место в России. Если в прошлом году объемы составляли 415 тыс. тонн, то в 2018 году вышли на 497 тыс. тонн. В состав единого предприятия по переработке молока ОАО «МИЛКОМ» входят шесть обособленных подразделений: «Кезский сырзавод», «Сарапул-молоко», «Глазов-молоко», «Ижмолоко», «Пермский хладокомбинат "Созвездие"» и ООО «Казанский молочный комбинат». Все шесть площадок работают как единый организм в трех регионах РФ. Мы активно принимаем молоко из Кировской области, Пермского края и Татарстана. Это, к слову, опровергает тезис, что мы якобы занижаем закупочные цены. В этом случае никто бы, тем более из соседних регионов, к нам не пришел.

Какие цели вы ставите перед компанией на следующий период? Есть ли у вас амбиции выйти на международный рынок?

- Нам комфортно работать в сырьевой зоне между Волгой и Уралом с дистрибуцией по всей России и даже с экспортом. Сегодня мы поставляем продукцию в 72 региона России, а также в Казахстан и Армению. Есть еще несколько успешных кейсов по выходу на экспорт.

Мы научились делать качественную продукцию. Например, я всегда мечтал производить творог зерненый в сливках, как делают это мейджоры (ведущие компании.— “Ъ”), но только лучше, натуральнее и доступнее для потребителя. И мы сделали творог со сливками с добавлением меда, малины, смородины и других натуральных добавок. Вкусно и качественно! Зерно крупное — «Село Зеленое». Показали продукцию руководству X5 Retail Group. Они озвучили готовность разместить товар в 15 тыс. магазинов. Но здесь мы не торопимся; приняли решение сначала отработать step by step (шаг за шагом.— “Ъ”). И сервис, и качество должны быть на уровне.

В этом году мы впервые прочувствовали эффективность федеральной рекламы. Ролики «Села Зеленого» транслируются на Первом канале и Россия 24. Продукцию под этим брендом в 2018 году реализуем на 7 млрд руб.

А если говорить про большие цели, то мы осознали одну вещь, которую в состоянии воплотить в жизнь в ближайшие несколько лет, если только с неба не посыплются камни. В «большом молочном мире» емкостью 30 млн тонн в год идут непрерывные войны. И в этой сложной обстановке у нас есть преимущества, позволяющие не только занять достойное место на рынке, но и стать национальной компанией №1 по переработке молока. Сейчас лидирует Pepsico, номер два — Danonе. Но обе эти компании транснациональные. В национальной же лиге мы станем первыми. По моим подсчетам, потребуется 7 млрд руб. инвестиций, и это позволит нам нарастить объем переработки с существующих 497 тыс. тонн молока до 1 млн тонн в течение четырех лет. Danone производит 1,4 млн тонн молока, а у нас будет 1 млн тонн. Отрыв незначительный…

В целом, ключевым фактором развития в животноводстве и в птицеводстве стала генетика. Причем на Западе ее используют не только по внешним признакам, но и на уровне геномного анализа. Берут гены коровы и определяют, за что отвечает та или иная хромосома. Еще на этапе зародыша теленка понятно, что с ним будет и как будут «работать» его дети. Это очень сложная наука, но результат того стоит. Российская корова ест 25 литров еды в сухом веществе и доит в лучшем случае 20 литров, а американская доит 45 литров при примерно таком же объеме потребления пищи. Получается существенно большее КПД. Мы покупаем генетику, это сложный бизнес, которым занимаются международные компании. Например, цыплят на «Вараксино» поставляет немецкая компания Lohmann. Свинки у нас датского происхождения, также закупали их в Ирландии и Канаде.

Ключевое слово — отличные

Одно из главных ограничений российского бизнеса — кадры. Квалифицированных специалистов катастрофически не хватает практически всем отраслям. Как вы решаете кадровую проблему?

- Мне повезло, что в свое время собрал в «УдмуртНефтеПродукте» хорошую команду. Ядро – выходцы из налоговой полиции. Блестящее воспитание, советская школа отбора кадров. Люди все очень инициативные, много лет идут бок о бок со мной. Я знаю, что на них можно положиться. Если доверить им любое дело, они отнесутся к нему очень тщательно, будут искать лучшие практики.

Человеческий капитал — всегда определяющий фактор в развитии компании. Наши люди компетентнее и работают более интенсивно и дисциплинированно. Поэтому неслучайно мы заняли и закрепили за собой лидирующие позиции на рынке. Даже в Татарстан на ряд операций мы направляем специалистов из Удмуртии.

И мы продолжаем постоянно осваивать передовой опыт. Сегодня, например, на «Удмуртской птицефабрике» нас консультирует высококлассный птицевод, специалист английской компании AVAgri Патрик Гарланд. Мы пригласили его с целью сделать наше производство более эффективным и соответствующим новым мировым практикам.

Каждый человек, развиваясь, задается вопросом: кто я? Также и с компаниями. Кто мы сегодня? Мой ответ: «КОМОС ГРУПП» — это КОМанда Отличных Специалистов. Отличных — ключевое слово. Именно это является важным фактором при отборе кадров. Мы интегрируем в свои бизнес-процессы специалистов со всей страны. Если в компании недостает какой-то ярко выраженной топовой компетенции, HR-специалисты сканируют рынок труда — ищут людей, которые привнесут новые знания.

В холдинге работают сотрудники, которыми я очень горжусь. Они выросли на моих глазах. Думаю, что также немного воспитывал их. Некоторые прошли путь от рядового специалиста до вице-президента компании.

Во многих крупных корпорациях есть внутренние университеты повышения компетенций. Есть ли подобный опыт в «КОМОС ГРУПП» и как происходит обучение людей?

- Несколько лет назад мы создали на базе холдинга учебный класс, оборудованный всевозможными техническими устройствами, начиная от интерактивных досок, заканчивая инструментами видеотрансляции. В том числе с использованием этого класса у нас идет непрерывное обучение персонала. В прошлом году вложили в повышение компетенций сотрудников 38,2 млн руб. Все-таки 15 тыс. человек задействованы в процессе. Стараемся привлекать лучшие практики. Например, недавно генеральный директор SHL Russia Ирина Зарина, ведущий эксперт Всероссийского конкурса «Лидеры России», проводила тренинг для наших управленцев.

Компания вышла на федеральный уровень, но ее головной офис остается в Ижевске. С чем это связано, нет ли планов переезда в более крупные города?

- Нет, и базироваться в Ижевске для нас намного логичнее. Здесь наши центры обработки данных, серверы. Да и, объективно говоря, «косты» по управлению бизнесом здесь меньше, чем в той же Москве, ниже стоимость оплаты труда и аренды помещений.

В то же время некоторые наши уникальные специалисты находятся в Москве, например, маркетологи. Это оправданно, поскольку определенную часть времени они работают с федеральными телеканалами и средствами массовой информации. Есть и другие функции, локализованные на московской площадке. Это вопросы управления качеством и взаимодействия с Роскачеством и Ростестом. Надо быть и здесь, и там. Мы наработали неплохой опыт в части дистанционного управления площадками. Видеоконференция на четыре города и плюс одну страну — наша повседневная реальность.

Собственники крупного бизнеса часто выбирают для жительства другие страны. Почему вы не последовали их примеру?

- Я люблю работать, мне нравится вставать в 6 утра. Моя основная функция в компании — задавать правильные вопросы и принимать решения. Это вопросы по инвестициям, по кадрам, по маркетингу. За мной в ряде областей — последнее слово. Но вырабатывают решения люди, которых я нанял, ибо им эти задачи и решать. Я не могу за всех работать. Но для того, чтобы координировать и контролировать процесс, физически надо находиться здесь. Да, я люблю Европу, мне нравится там бывать, но я не могу позволить себе переезд на постоянной основе. Если честно, мне там скучно.

Развитие городской среды

В Facebook вы сделали репост записи гендиректора «Ижавиа» Александра Синельникова с цитатой: «Если объединяются сильные, то они становятся непобедимыми» (Георг Гегель). Значит ли это, что вы планируете наладить партнерские отношения?

- Аэропорт Ижевска долгое время оставался моей болью. Я считаю, что наша компания однажды спасла «Ижавиа», когда там сложился огромный кассовый разрыв. Тогда над ними нависла угроза потери лицензии, поскольку им надо было восстанавливать свою нефтебазу. Но у них не было лицензии на авиатопливное обеспечение, а получить ее невозможно без инвестиций. Замкнутый круг. Мы выкупили эту нефтебазу, привели в полное соответствие, кредитовали «Ижавиа» сроком на 10 месяцев, поставляя топливо. Но затем сменился менеджмент, и начались многочисленные «чудеса». Иначе как назовешь то, что ЯК-42 арендовался по цене сопоставимой с Boeing? Но это не моя зона ответственности. Есть люди компетентные, пусть они этим вопросом занимаются.

Сейчас в «Ижавиа» появился компетентный руководитель. Александр Синельников — фанат авиации, профессионал. Мы с ним наладили партнерство. И все вернулось на круги своя. Наша нефтебаза снова заправляет «Ижавиа».

Вы верите в заявленные планы по приемке современных воздушных судов и созданию международного терминала?

- Моя мечта, чтобы в ижевском аэропорту приземлялись современные суда, а вместе с ними и деловые люди. Если Синельников уже один раз достиг успеха, то этот багаж знаний он сохранил и может применить его. Ему не надо изобретать новые методики.

Я часто прилетаю в Нижнекамск и вижу, что самолет на четверть бывает заполнен иностранцами и людьми, которые летят, чтобы делать бизнес, потому что есть соответствующая инвестиционная среда и система поддержки инвестпроектов, сформировано business community, развито партнерство. Вы только посмотрите на Казань. Здесь успешно реализуются бизнес- и инфраструктурные проекты.

На что способно бизнес-комьюнити

Насколько такие крупные компании, как «КОМОС ГРУПП», заинтересованы в развитии социокультурной среды?

- Можно нанять в компанию квалифицированные, дорогие кадры. Но если люди привыкли к определенному качеству жизни, то существующая среда будет отторгать их, как «подсаженные» клетки из организма. Их что-то подсознательно будет тянуть из нашего города. А если в Ижевске создать некое социокультурное пространство, то люди смогут не только работать, но и еще развиваться, получать удовольствие от произведений искусства, музыки, различных event-мероприятий. Это станет фактором их закрепления в регионе. Поэтому у нас есть интерес в том, чтобы формировалась качественная среда, в которой функционирует компания «КОМОС ГРУПП».

С этой точки зрения мне нравится опыт #КомандаУдмуртии и лично главы республики Александра Бречалова и первого заместителя председателя правительства Александра Свинина в создании общественных пространств и среды в Ижевске. Фан-зона в парке Кирова, например. За сжатый отрезок времени в городе появилось место, в которое массово идут люди. Ижевчанам нравится, они довольны.

Но бюджетные возможности по формированию социокультурного пространства в Ижевске очень ограниченны. Может, стоит привлекать бизнес для решения этого вопроса?

- Надо создавать business-community на базе существующих ассоциаций. Ставить вопросы о введении консолидированных спонсорских проектов. Александр Бречалов много говорит о привлечении внебюджетных источников для развития социальных и общественных проектов, поскольку существуют федеральные программы, в рамках которых при наличии внебюджетных источников есть право на федеральное софинансирование. Все возможно. Надо лишь знать нормативно-правовую базу и уметь убедить людей в том, что инициативы полезны для развития Ижевска.

На Западе бизнес-сообщество очень многое делает за свой счет. Однажды делал совместный проект с уникальным человеком, руководителем инвестиционного фонда One Equity Partners Диком Кэшином. Он спросил, сколько я трачу на инвестиции, и для сравнения сообщил, что на Западе, если бизнесмен не перечисляет около 10% от прибыли на благотворительность, то не является «рукопожатным». Долгое время Дик был президентом некоммерческой организации Boy’s Club of New York, одной из целей которой являлся сбор средств для развития детей из неблагополучных семей. Вместо того, чтобы слоняться по улицам, они начинают заниматься боксом, баскетболом и другими видами спорта. Есть мультипликативный эффект от модели, в которой бизнес помогает развитию среды. Дети перестают воровать, как следствие, минимизируется преступность. Подростки вырастают позитивными и целеустремленными, им открывается дорога в достойное общество. А все это происходит, потому что бизнес взял и скинулся, чтобы изменить мир к лучшему.

Какие благотворительные и социальные проекты развивает «КОМОС ГРУПП»?

- Наш традиционный проект «Живые павшим обязаны вечно». В его рамках в населенных пунктах, где работает компания, мы восстанавливаем памятники солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. С 2013 года восстановили и отремонтировали уже 15 памятников в Удмуртии и Пермском крае. В эту программу вложено более 20 млн рублей, и она будет продолжаться.

Также четвертый год подряд реализуем пасхальную акцию по передаче яиц православным храмам и социальным учреждениям. За это время передано более 400 тыс. яиц нуждающимся.

1 сентября все первоклассники Удмуртии и Перми получают от нас вкусный подарок — мороженое.

Традиционно помогаем воспитанникам детских домов. Всегда трепетно отношусь к этому процессу. Мы третий год перед 31 декабря проводим благотворительную акцию «Настоящее чудо». В 2015 и 2016 годах подарки от сотрудников «КОМОС ГРУПП» получали дети из Киясовского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и Соколовской школы-интерната, в прошлом году ездили в Сарапульский детский дом.

В сфере меценатства я всегда работаю с личностями. Человек должен быть «с огоньком». Например, директор театра оперы и балета Инна Галушко — настоящий профессионал с опытом работы в Европе. Как не помочь? У нас есть договор, в соответствии с которым мы в счет спонсорской помощи водим на постановки детей наших сотрудников и воспитанников детских домов.

В этом году активно сотрудничаем с Верой Вахрушевой, директором Республиканского музея изобразительных искусств. Реализуем совместно масштабный проект — фестиваль «Реализм. Актуально».

Вы поддержали фестиваль «Удмуртский лед», который проходил в минувшей зимой в Ижевске. Ледовые скульптуры полюбились многим ижевчанам. Почему выбрали такой необычный формат?

- Если вы помните, сформировался большой негатив по поводу появления Сказбурга на Центральной площади. Моя личная оценка: ограждение городка — это ужасно. В сложившейся ситуации республиканские власти предложили нам поучаствовать в новом проекте, и фестиваль с ледовыми фигурами сгладил негативное восприятие новогоднего праздника. 28 художников из 14 городов создали настоящие произведения искусства.

Но, на мой взгляд, набережная Ижевска — не самое подходящее место для подобных инициатив. Подобные проекты с арт-объектами лучше создавать в парке Кирова. В ближайшее время планируем обсудить с депутатом гордумы Ижевска Кириллом Чечиным инициативу по созданию бесплатного катка в парке Кирова. Если мы его зальем, он будет пользоваться большой популярностью у горожан.

Судя по афишам, важный элемент культуры для вас – творчество Бориса Гребенщикова. Ежегодно группа «Аквариум» дает концерты в Ижевске благодаря поддержке вашей компании. Вам близки его идеи?

- 13 лет Борис Гребенщиков приезжает на моей машине из предыдущего города на концерт в Ижевск. При этом мы с ним лично общались только один раз. Слушаю «Аквариум» с 17 лет. Впервые познакомился с творчеством Бориса Гребенщикова на московском квартирнике, будучи студентом первого курса. И с тех пор его творчество запало в душу. Я глубоко уважаю этого человека, его образовательный и духовный уровень. Поражен его энциклопедическими знаниями во всех областях культуры и философии. Нет вопроса, ответа на который он бы не знал. Если анализировать его тексты, то не укладывается в голове, как такое можно было написать в 25-летнем возрасте. У человека открытый канал с Космосом. Всякий раз, когда приезжает Гребенщиков, в Ижевске — полный зал. Мы рады наполнять жизнь ижевчан прекрасными моментами и готовы дарить возможность прикоснуться к прекрасному. Кстати, 7 сентября порадуем наших сотрудников концертом еще одной прекрасной группы — «Чайф», который пройдет в ДК «Аксион» по случаю 15-летнего юбилея агрохолдинга «КОМОС ГРУПП».

Справка

Андрей Васильевич Шутов, родился 14 июня 1963 года.

В 90-е работал коммерческим директором, заместителем директора и директором ряда компаний — «АССО», «Удмурткриокор», «Сарапул-молоко».

С 1999 по 2006 год — заместитель гендиректора, управляющий, гендиректор «УдмуртНефтеПродукта». С 2008 года — генеральный директор агропромышленного холдинга «КОМОС ГРУПП».

С 1999 года — депутат Государственного совета Удмуртской Республики, член фракции «Единая Россия». В 2017 году принял решение не выдвигать свою кандидатуру на выборы в Госсовет республики.

Участник рейтингов «Власть и деньги», «Топ бизнес-элиты Удмуртии», «Топ бизнес-элиты России».


Справка

Агрохолдинг «КОМОС ГРУПП»

В структуре холдинга выделены несколько направлений:

  • растениеводство и молочное животноводство;
  • переработка молока;
  • свиноводство и переработка мяса;
  • птицеводство;
  • производство кормов;
  • рыбопереработка;
  • мясопереработка;
  • фирменная розница.

Продукция «КОМОС ГРУПП» представлена в 72 регионах России, включая районы Крайнего Севера, Дальний Восток, Северный Кавказ и страны ближнего зарубежья — Республику Казахстан и Армению.

Под управлением «КОМОС ГРУПП» работают: 3 птицефабрики, единое предприятие по переработке молока, включающее в себя 4 производственных площадки, 3 свинокомплекса, 3 мясокомбината, 2 хладокомбината, 1 комбикормовый завод, 2 элеватора.

Рейтинги среди крупнейших производителей продуктов питания: 5 место по производству яйца, 2 место — UHT-молока, 19 место — свинины.


Читать другие интервью

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

13.09.2018

Не молоко

Минфин предложил ввести на территории ЕАЭС понятия заменителей молока для продукции ранее не имеющей законодательного определения. Как к этому относятся участники рынка – узнавал корреспондент The DairyNews.
Снитово- Агро, ОАО
Адрес:  Брестская обл., Ивановский р-н, д. Снитово 
 
Прогресс-Вертелишки, СПК
Адрес:  Гродненская область, Гродненский район, д. Вертелишки 
 
Западный, СГЦ ОАО
Адрес:  Брестская область, Брестский р-н, а/г Большие Мотыкалы 
 
Путришки, УО СПК
Адрес:  Гродненская обл., Гродненский р-н, а/г Путришки, ул. Тарханова, 49