Интервью с Алексеем Удовенко, региональным представителем МРОС (Малайзийского Совета производителей пальмового масла)

Источник: The DairyNews
Интервью со специалистом было подготовлено в рамках VIII Молочной Олимпиады.
Интервью с Алексеем Удовенко, региональным представителем МРОС (Малайзийского Совета производителей пальмового масла)
DN: Расскажите, пожалуйста, как на сегодняшний день взаимосвязана Ваша деятельность с молочной отраслью?
МРОС: Моя деятельность связана с маркетингом, аналитикой, сбором и структурированием информации, связями с общественностью, выстраиванием правильного информационного поля вокруг пальмового масла в каждой отрасли, не только в молочной.

DN: В 2015 году по сравнению с 2014 годом, увеличились ли запросы к производителям пальмового масла со стороны молочной отрасли?
МРОС: Не хочу быть голословным, потому что точных цифр у меня нет, но запросы абсолютно точно увеличились в связи с тем, что был ограничен импорт молочных продуктов из-за рубежа и существенно упала цена заменителей молочного жира. Соответственно, местные компании попытались воспользоваться этой ситуацией.

DN: На сегодняшний момент в России активно поддерживается инициатива в части маркировки, подразумевающая, что если в продукте содержатся растительные жиры, это должно быть крупно написано. Ваше мнение по поводу этой инициативы?
МРОС: Я за данную маркировку двумя руками, потому что все споры вокруг пальмового масла формируются как раз на почве фальсификации молочных продуктов. Но я абсолютно не верю в то, что какой-либо закон эту ситуацию поменяет, просто по той причине, что таких законов несколько – начиная с закона о защите прав потребителей и заканчивая тем же самым Техрегламентом на молоко и молочную продукцию. Если эти законы не исполняются, а в них черным по белому написано, что, где и как нужно писать, в частности, если говорить про молокосодержащие продукты с использованием растительных масел, то эту информацию необходимо выносить вообще на лицевой стороне сразу же после наименования продукта. И если это не исполняется, то можно сколько угодно придумать законов, они все равно исполняться не будут. А для меня важно, чтобы законы исполнялись, чтобы потребитель знал, что он покупает, за что он платит, и чтобы маркировка была правильная. Это, с моей точки зрения, снимет претензии к несправедливо обиженному пальмовому маслу, потому что фактически вина тех, кто занимается фальсификатом, перекладывается на тот продукт, которым они фальсифицируют. Причем с ними никто не борется, а нам предлагают бороться с тем, чем фальсификаторы нас обманывают. Я приведу такой пример: если молоко начнут разбавлять водой, то нам предложат бороться с водой. Найдется эксперт, который скажет, что вода вообще используется в атомных реакторах, и так далее…

DN: Почему Вы решили поддержать Молочную олимпиаду?
МРОС: Во-первых, благодаря Михаилу Мищенко, которого бесконечно уважаю, как эксперта, как специалиста в молочной промышленности. Кроме того, еще раз скажу: моя задача – правильно выстраивать отношения со всеми отраслями. Поскольку молочная отрасль для меня является важной, по той причине, что в ней генерируется масса некорректной, недостоверной информации, которая влияет на формирование взглядов и понимание того, чем я занимаюсь, соответственно, мне важно напрямую иметь связь с отраслью, с молочниками, с тем, чтобы разъяснять некорректные моменты, подавать правильную информацию, делиться опытом, слышать их и пытаться сделать так, чтобы услышали меня. На Молочной Олимпиаде я пытался и, надеюсь, у меня получилось донести мысль, что растительные масла никак не могут конкурировать с животными жирами. Точно так же не может конкурировать «Toyota Land Rover» с Ладой Калиной, потому что это абсолютно два разных сегмента. Как заметил Михаил, мы пришли сегодня к тому, что люди вообще боятся покупать молочку. А наша задача – не запугивать потребителя, а образовывать, объяснять, говорить о том, что и этот продукт полезный, и тот продукт полезный. Объяснять, почему они полезные, почему этот продукт стоит дорого и за него нужно платить больше, почему тот продукт стоит значительно дешевле и за него нужно платить меньше. Но при этом, человек не должен заходить запуганным в магазин и бояться того, что везде обманут и разведут на бабки.

DN: На Ваш взгляд, какие перспективы у поставщиков пальмового масла, растительных жиров и спредов?
МРОС: Сейчас российский рынок, на мой взгляд, уперся в «виртуальный потолок». Современный российский рынок регулируется только разницей в цене между местным подсолнечным маслом и импортируемыми маслами тропической группы. И только этот фактор влияет на объем импорта на данном этапе. Хотя по структуре импорта я могу абсолютно точно сказать, что мы очень мало продуктов импортируем. То есть, несмотря на то, что пищевая отрасль России шагнула далеко вперед после развала Советского союза, и, к слову, хорошо, что мы не приняли акцизы на пальмовое масло, поскольку это отбросило бы нас в развитии, это фактически поставило бы один крест на всех успехах, которых мы достигли, а вторым большим жирным крестом акциз перечеркнул бы наше импортозамещение. Акциз моментально сделал бы те продукты, которые производятся у нас сейчас, неконкурентоспособными, их аналоги стали бы импортироваться из других стран и к прочим товарам, экспортный потенциал которых вдруг обнаружился в соседней Белоруссии, добавился бы еще один поток – масложировой, а вместе с ним и кондитерский. Отечественные предприятия встали бы. Но, слава Богу этого не произошло, руководство страны приняло мудрое решение. Возвращаясь к вопросу, у нас все уперлось в развитие технологий. То есть дальше нужно развивать пищевые технологии, технологии производства олиохимии, биодизеля и прочие сегменты, которые сейчас развиты слабо. Тогда импорт будет расти. А в остальном – мы не самая потребляющая пальмовое масло страна. По объему есть какой-то запас, но он будет тесно связан с покупательской способностью. Люди смогут платить больше, люди смогут есть больше. Ну и конечно антипальмовые кампании совершенно сумасшедшие, которые приводят к тому, что люди вообще скоро ничего есть не будут.

DN: Сколько было поставлено пальмового масла в молочную отрасль по итогам 2015 года?
МРОС: Я могу поделиться цифрами, сколько было импортировано – 888 тысяч тонн было импортировано всего пальмового масла. А сколько из этого было поставлено в молочку, сказать очень тяжело, именно по той причине, о которой мы уже говорили. Фальсификация. По разным оценкам – это от 20 до 30 процентов всего импорта. Но это очень грубые подсчеты. Очевидно, что в России существенная нехватка молочного жира, и она восполняется заменителями различного качества. А дальше кто-то с этого, на мой взгляд, получает «навар», в одной комнате рассказывая, как он борется с фальсификатом, а в другой изготавливая этот самый фальсификат.

DN: Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о Молочной олимпиаде.
МРОС: Отлично прошло мероприятие, очень приятно видеть все больше людей, отмечать растущий уровень экспертной мысли докладов. Очень жаль, что не встретил Василия Редина (НП ВЕМА – ред.), так понравился в позапрошлом году его доклад. И опять же, со своей точки зрения, я могу отметить существенные изменения в восприятии того, о чем я говорил. Скажем, еще два года назад то, о чем я говорил, воспринималось довольно агрессивно, а сейчас люди поняли, что, во-первых, это та реалия, с которой мы живем, и это норма. Если это норма для развитых стран, ЕС, то почему этого нужно бояться? Кроме того, я надеюсь, что люди начали понимать, что никакой конкуренции пальмовое масло не может составить молочному жиру. Это абсолютно два разных продукта. И моя задача показать, как мы можем принести выгоду друг другу и конечному потребителю. Поэтому надеюсь дальше сотрудничать – мы вас поддерживаем, вы нас.

Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью