Интервью Председателя Совета Директоров ОАО «ПиР Продукт» Андрея КОЗЛОВА

Источник: ИА DairyNews
Интервью Председателя Совета Директоров ОАО «ПиР Продукт» Андрея КОЗЛОВА
DN: Расскажите об основных направления деятельности компании? С чего все начиналось? И почему именно молочный рынок? Ведь сегодня он считается одним из самых непростых в пищевой промышленности.

История компании началась в 2001 году c дистрибьюции сыра в сетевой ритейл. В то время преобладала оптовая торговля и работе с сетевым ритейлом мало кто из игроков уделял большое внимание. Этот сегмент только появился, объемы поставок были невелики, но в работе с ним требовался особый подход и выполнение ряда требований (по условиям поставок, предпродажной подготовке товара, мерчендайзингу и т.д.). У нас было четкое понимание, что этот сегмент будет активно развиваться и что тот, кто сможет соответствовать требованиям этого рынка, будет в перспективе успешен. 

Сегодня у холдинга «ПиР Продукт» 3 основных направления деятельности – производство фасованного сыра, формирование и доставка сборных грузов, а также дистрибуция молочных продуктов (сетевая розничная дистрибуция, HoReCa и оптовые поставки). Безусловно, мы молочная компания и основа нашего ассортимента –  молочные продукты (сыр, молоко, сливочное масло, кисломолочные продукты и т.д.).

Почему мы выбрали именно молочный рынок? Прежде всего, молочные продукты – это продукты первой необходимости, которые всегда будут пользоваться спросом у покупателей, главное – предлагать рынку безопасные, вкусные и качественные продукты. Я не считаю, что он самый сложный в пищевой промышленности, так как на момент создания компании у меня уже был опыт работы в молочной сфере и понимание этого рынка. Я всегда считал, что бизнес нужно строить с людьми и для людей, кроме того, если в основе лежат открытость, честность, доброта и справедливость – любое дело просто обречено на успех. Спустя много лет эти принципы мы использовали, формируя миссию холдинга «ПиР Продукт». И, конечно, я уверен, что если ты знаешь и любишь свой рынок, то он не будет сложным для тебя!

DN: Трудно ли было выстраивать систему логистики? Каким образом сегодня она функционирует?

Выстраивать систему логистики всегда непросто и здесь важно понимать, какого типа логистика вам нужна? В 2004 году мы выделили логистическую компанию в отдельное направление и сконцентрировались на тех вещах, которые мы знаем и умеем. Активное развитие сетевой розницы и ее региональная экспансия сформировали потребность в качественном сервисе по доставке сборных грузов. В ответ на растущий спрос со стороны ритейлеров,предоставили спектр логистических услуг, отвечающий требованиям розничных сетей к условиям поставок, диспосхеме, автоматизации процесса, сборки, хранения и доставки грузов в режиме среднего холода. На данный момент мы осуществляем поставки в 120 российских городов от Калининграда до Красноярска и работаем со всеми крупнейшими сетевыми операторами в России (Metro C&C, АШАН, Лента, Магнит, сети X5 Retail Group, Дикси и другие).

Если на первом этапе логистическое направление, прежде всего, было нацелено на внутреннего клиента – дистрибьюторское направление, то сейчас  более 70% его оборота приходится на внешних клиентов, среди которых ведущие мировые производители молочных продуктов(Ehrmann, Hochland, Arla Foods и другие).

Конечно, сегодня доставкой продуктов питания занимаются многие, но немногие могут обеспечить доставку сборных грузов в режиме среднего холода по всей территории России. Мы умеем соответствовать требованиям сетевых операторов как к качеству товара (сроку годности в момент поставки), так и к температурному режиму всей цепочки поставки. При этом, мы можем доставлять сборный груз объемом от одной коробки во все торговые точки и распределительные центры России. Мы открыли филиалы в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Тольятти, через которые выстраиваем эффективную цепочку поставок, позволяющую нам выдерживать точное время поставок и соблюдать диспосхему сетей. Сегодня «ПиР-Логистика»доставляет продукцию более, чем 200 клиентам в 120 городах России– это 3500 точек доставки(магазинов и распределительных  центров  крупных торговых сетей, таких как Магнит и Х5).

DN: В чем заключаются  особенности и тонкости логистики на молочном рынке на ваш взгляд?

Во-первых, молочные продукты требуют соблюдения температурного режима. Мы контролируем всю цепочку поставки от производителя до полки магазина, поэтому можем гарантировать, что товар транспортировался с соблюдением необходимых требований и не подвергался температурным перепадам. Кроме того, у части молочных продуктов короткий срок хранения (72 часа) и розничная сеть требует, чтобы в момент поставки продукт имел не менее 2/3 срока годности – эти требования налагают жесткие ограничения на выстраивание логистической цепочки. Поэтому гарантированные поставки «точно вовремя» согласно диспосхеме ритейлера делают нас интересным партнером как для производителей, так и для розничных сетей.

DN: Какой сегмент занимает сегодня большую часть работы компании?
У нас достаточно сбалансированный портфель и все три направления занимают примерно равные доли. Мы долго к этому шли, формируя комплексную услугу для наших клиентов (производство-дистрибуция-логистика). Прежде, чем открыть новое направление, мы всегда тщательно изучаем тенденции рынка и перспективы его развития, а на стадии start-up прилагаем все усилия, чтобы направление развилось до существенных значений в общем объеме нашего бизнеса. Так было и с производством, и с логистикой. Сегодня мы получили баланс по всем направлениям и достигли диверсификации, и теперь наша задача – обеспечить синхронизацию и активное развитие каждого из них.

DN: Кто ваши партнеры?
Мы всегда выстраиваем долгосрочные партнерские отношения с нашими поставщиками и клиентами, так как считаем, что это лучший способ ведения бизнеса. Среди наших партнеров российские и зарубежные производители – лидеры своих сегментов, а также крупные и средние сетевые ритейлеры, клиенты сегмента HoReCa. Стоит отметить, что часть наших партнеров по направлению дистрибьюции – сетевых ритейлеров являются и нашими заказчиками в производстве, для них мы делаем сыры под их собственными торговыми марками. Среди российских производителей можно отметить давние партнерские отношения со Стародубским сыродельным заводом, компанией Умалат, Тамбовским заводом, ВГМХА им. Верещагина, среди зарубежных партнеров –холдинг FrieslandCampina, компании ELVIR SAS, Dairy Crest, Agriform и другие. В сегменте HoReCa мы сотрудничаем сетями кафе и ресторанов Росинтер, Кофемания, Шоколадница, Крошка-картошка, Теремок, а также сетью отелей Мариотт, Националь, Российскими железными дорогами и многими другими. Также, несмотря на то, что мы молочная компания, мы тесно сотрудничаем с ведущим мировым производителем соевых продуктов Alpro Comm. VA и развиваем рынок соевых продуктов в России, для того чтобы предложить вегетарианцам и людям, соблюдающим пост, качественные и полезные для здоровья продукты.

DN: Как выстраивается система работы с партнерами?
Мы считаем, что клиенту должно быть удобно, интересно, приятно и выгодно работать с нами. Поэтому, стараемся найти подход к каждому, предложив ему необходимый для него ассортимент, условия работы и доставки. Ключевые принципы работы с партнерами – зеркальность, паритетность и зрелость. Я лично принимаю участие во всех важных переговорах – это позволяет, во-первых, строить отношения на уровне собственников, а во-вторых, выстраивать партнерское взаимодействие более эффективно и взвешенно.

DN: Каким образом проводятся маркетинговые исследования рынка? Как вы понимаете, что нужно потребителю?

Во-первых, мы заказываем исследования рынка и тщательно отслеживаем тенденции. Например, в прошлом году мы делали комплексное исследование российского молочного рынка с прогнозом до 2015 года. Кроме того, мы плотно общаемся с товароведами и байерами торговых сетей, которые работают на местах и лучше всего понимают существующую конъюнктуру. Также мы собираем обратную связь при проведении промо-акций–больше всего мы ценим недовольных покупателей и всегда внимательно к ним прислушиваемся. Их сегодняшнее недовольство – это наша возможность измениться и стать лучше. Кроме того, мы внимательно смотрим на развитие европейского рынка, предлагая новинки российскому потребителю.

DN: Какая продукция на ваш взгляд всегда будет пользоваться спросом на российском рынке?

Я думаю, что спросом будет пользоваться качественная продукция, изготовленная по традиционным технологиям. Не секрет, что российский потребитель достаточно консервативен и, если говорить о сырах, то он до сих пор предпочитает именно отечественный сыр. Несмотря на невысокое и не всегда стабильное качество молока-сырья, лояльность к нему до сих пор высока. Многие наши привычки, в том числе, и гастрономические, родом из детства и для поколений людей, выросших на отечественном сыре, этот продукт дорог и любим. Однако, не стоит забывать, что после распада СССР уже выросло новое поколение, у которого другие требования и к качеству, и к удобству, и к бренду. И если производитель хочет работать на перспективу, он должен понимать и учитывать эти требования.

Если говорить о категориях молочных продуктов, то, на мой взгляд, будут пользоваться спросом традиционные кисломолочные продукты – кефир, творог, сметана. Причем в этих сегментах у покупателей пользуются спросом локальные бренды. Также, кроме популярных сегодня полутвердых сыров, будут пользоваться спросом рассольные сыры, сыры из козьего молока, элитные сорта с благородной плесенью. Безусловно, активно будут развиваться различные виды фасованного сыра и сыры с новыми вкусами и дополнительными свойствами (например, сыры с вкусовыми добавками, сыры в упаковке с теркой и т.д.). Важно учитывать, что за счет региональной экспансии сетевых ресторанов, активно развивается сегмент HoReCa, где пользуются спросом сыр, сливки и сливочное масло.

DN: Сыры – один из продуктов, множественной фальсификации на отечественном рынке. Есть ли шанс у добросовестных производителей?
Безусловно, есть. Во-первых, благодаря активной борьбе Министерства сельского хозяйства, Роспотребнадзора, РСПМО и Союзмолоко с фальсификациями на сырном рынке, об этой проблеме начали говорить «вслух» и «громко». Кроме того, к освещению проблемы подключились многие телевизионные каналы  и потребители узнали об этом и стали более внимательно подходить к выбору сыра, обращать внимание на состав и качество продукта. Дальнейшая борьба будет зависеть от синхронности действий участников рынка: производителей, сетевых операторов, отраслевых союзов и государственных органов.

Как российским производителям защитить себя от недобросовестной конкуренции? Во-первых, нужно развивать собственные бренды для того, чтобы выделить себя на полке, а во-вторых, регистрировать региональные бренды по месту их происхождения.

Здесь можно привести пример «Вологодского масла», выпускаемого УОМЗ им. Н.В.Верещагина. История этого продукта началась в 2003 году, когда «Вологодское масло» выпускалось на многих предприятиях, в том числе, в Подмосковье и, зачастую, качество продукта оставляло желать лучшего. Завод им. Верещагина принял решение предложить рынку качественный продукт с историей и знакомым с детства вкусом, кроме того, получил Свидетельство на право пользования наименованием места происхождения «Вологодское масло». Российский потребитель оценил вкус и качество масла «из Вологды» - оно завоевало доверие потребителей и уверенные позиции на полках магазинов, причем в некоторых торговых сетях эта марка лидирует по продажам. Таким образом, регистрируя наименование по происхождению, потребитель получает гарантию качества продукта, а производитель защищает свой продукт от подделок. На рынке сыра также имеются подобные примеры – сыры Стародубского сыродельного завода, сыр «Советский» и другие.

DN: Насколько популярна молочная продукция на ваш взгляд в сегменте HoReCa?
Молочная продукция имеет хороший спрос в сегменте HoReCa и растет примерно на 25% в год. Среди продуктов можно выделить кондитерские сливки и сливочное масло, активно используемые в изготовлении кондитерских изделий. А также различные сыры, используемые кафе и ресторанами в приготовлении сырной тарелки, салатов, пиццы и пасты, кондитерских изделий и других блюд.

DN: Россия вступила в ВТО – видите ли вы в этом плюсы? Какие?
Я считаю, что вступление России в ВТО – это большой плюс, так как это увеличит конкуренцию, в том числе, и на молочном рынке. На наш рынок придут новые производители и новые ритейлеры. Развитие конкуренции всегда приводит к повышению качества и увеличению ассортимента предлагаемых продуктов, то есть, в целом, рынок от этого только выиграет.

DN: Каковы основные направления для развития вашей компании?
Согласно нашей Миссии, мы заботимся о людях, поставляя безопасные, вкусные и  качественные продукты. Поэтому мы планируем развивать все направления нашей деятельности: дистрибуцию - за счет филиалов и развития экспорта, собственное производство фасованного сыра с помощью собственных брендов и внедрения технологических инноваций упаковки и безопасность. В настоящий момент мы сформировали оптимальную структуру молочной группы и считаем, что за счет комплексного предложения (производство-дистрибуция-логистика), всегда будем интересны как производителям, так и сетевым операторам.  

DN: Как вы считаете, какой будет компания и молочный рынок РФ через 5-10 лет?

Безусловно, российский молочный рынок ждет дальнейшая консолидация. После вступления России в ВТО на рынок придут новые крупные игроки, которые еще не были представлены на российском рынке или были представлены недостаточно -  возрастет как товарное предложение, так и конкуренция, за которой последует волна слияний-поглощений. Но, на мой взгляд, через 5-7 лет ситуация изменится – снизится доля импорта и увеличится российское производство. С одной стороны, иностранные компании будут открывать и перестраивать приобретенные российские заводы, а с другой стороны, поголовье молочного скота в этом году начало расти и за ближайшие 5 лет у нас есть шанс развить российское животноводство. Глядя на пример наших белорусских коллег, которые за 5 лет сделали ощутимый рывок, я очень надеюсь на дальнейшее развитие российского АПК!

Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью