Имею право! Интервью с Верой Цаплиной, председателем СПК «Гавриловское»

Источник: The DairyNews
В начале 2016 года лаборатория BLGG подвела итоги конкурса «Лучший кукурузный силос». Победителем стало хозяйство СПК «Гавриловское». Корреспондент The DairyNews совместно с главой филиала BLGG AgroXpertus, Надеждой Байман взяли интервью с председателем хозяйства. Вера Арсентьевна поделилась историей и планами предприятия, а также ответила на технологические вопросы по закладке силоса.
Имею право! Интервью с Верой Цаплиной, председателем СПК «Гавриловское»
DN: Расскажите, пожалуйста, об истории хозяйства.

ВА: Оно существует с 1965 года и возникло в результате разукрупнения опытной станции. Изначально оно называлось совхоз «Гавриловский». За эти годы мы прошли ряд реорганизаций и на сегодняшний день называемся СПК «Гавриловское». Хозяйство компактное, с хорошими землями, серые лесные почвы – это как чернозем для Владимирской области. Сейчас рядом с хозяйством 2 деревни, в которых кипит жизнь. Это мы, то есть «Гавриловское», и «Янево». Но в «Янево» производства нет. Мы обрабатываем все поля в округе, у нас все фермы здесь на центре. Три подразделения животноводческих ферм: комплекс №1, комплекс №2 и Гавриловская ферма. У всех у них очень удобное расположение, по кругу.

DN: Сколько сейчас общее поголовье?

ВА: 3300. Из них 1500 – дойное стадо. Порода черно-пестрая.

НБ: Какой у Вас доильный зал?

ВА: Американской фирмы «Боуматик».

DN: Не возникает проблем с сервисом?

ВА: Во Владимире есть две фирмы, через которые мы зал и поставили, и по первому звонку они едут, ремонтируют, везут запчасти. Первая фирма – «Молочная индустрия», вторая – «ВладАгроТорг».

DN: Расскажите о новом комплексе. Когда он был построен и за счет каких средств?

ВА: Новый комплекс у нас уже 6 лет. Построили его за кредитные средства. Когда объявили нацпроект «Сельское хозяйство», мы обрадовались. И первое, что мы решили, – о комплексе мы тогда не думали, боялись, просчитывали все наши возможности – это построить дворы для молодняка. У тех дворов, что были, очень маленькая вместимость, а работников для их обслуживания требовалось большое количество. И мы решили: почему бы не сделать беспривязное содержание, чтобы работник был один, а голов раза в 3 побольше? И мы это сделали. Построили 2 первых телятника для молодняка, каждый на 250 голов, и каждый из них обслуживало по 1 человеку. Потом решили двигаться дальше. Надо было строить комплекс, потому что деньги дают, под очень хороший процент. Наши первые кредиты были взяты под 10,5 процента, 12 процентов, 13 процентов. Максимально – 14 процентов, из которых нам субсидировались 11 процентов. Это было в 2005-2006 годах. И вот пока были такие прекрасные условия, я решила строить комплекс. Место под него было заброшенное, заваленное черметом. Взяли первый транш кредита – 121 миллион. Построили один двор, родилку и доильный зал. Заполняли мы все своим скотом и еще покупали в Нижегородской области в 3 хозяйствах порядка 150 голов. Вместимость двора была 500 голов. На следующий год стали строить второй двор. Кредит взяли, отсрочка по основному долгу на 3 года. Поэтому спешили, понимали, что скоро отдавать. И взяли еще 70 миллионов. Для этого двора мы купили заграничный скот. Мы купили в Дании 436 голов. С коровами возникли проблемы, и мы пришли к выводу, что необходимы импортные премиксы и добавки, к которым животные уже привыкли. Мы все это внедрили, коров подняли, и отход составил 14 процентов. Это меньше, чем у остальных. С тех пор этот комплекс доит больше всех, соответственно, затраты меньше всех на литр молока.

DN: Сколько поголовье на новом комплексе? Более 3000 голов – это ведь общее Ваше поголовье?

ВА: Да, это вместе с телятами и молодняком. На новом комплексе сейчас находится 950 коров, а доится 710.  Нам надо вывести этих сухостойных и поставить вместо них дойных коров. Тогда мы добавим хорошо.

DN: Какие у Вас сейчас показатели по молоку?

ВА: У нас получается исключительно высший сорт. Жир – 4-4,1. Белок – порядка 3.3.

DN: Какая у Вас сейчас себестоимость молока?

ВА: По хозяйству – 19 рублей 6 копеек. Из них на новом комплексе порядка 13 рублей.

У нас еще 2 участка, где скот на привязи, там гораздо больше.

И, конечно, у меня в планах вместо самых старых дворов сделать новый комплекс, чтобы снизить затраты на содержание, чтобы избавиться от лишнего, не зарекомендовавшего себя персонала. Но пока это только в планах: кредиты дорогие, условия у банков никакие и для взятия кредитов, и для пролонгации. Но мы пойдем другим путем. Подрядчику, который нам здесь все построил, как только нам дадут субсидии, как только продадим нетелей, появится 20 миллионов, мы их заплатим, и он нам строит телятник на 250 голов и двор для сухостоя около нового комплекса. На освободившееся от сухостоя место ставим 300 голов нетелей, и у нас доится вся 1000. Таким образом мы добавим молока, не затратив практически ничего.

DN: Какая у Вас сейчас цена на молоко и кому Вы его сдаете на переработку?

ВА: В феврале цена составляла 25 рублей 47 копеек. Средняя цена в 2015 году – 23 рубля 80 копеек. У нас создан кооператив «Объединенные производители молока Владимирской области», куда входят 18 хозяйств, и все они сдают молоко через кооператив. То есть у кооператива договор с заводами, а у нас с кооперативом. Молоко идет на заводы «Останкино», «Данон» и «Юнимилк».

DN: Расскажите про динамику надоев за прошедшие 5 лет.

ВА: Динамика надоев в хозяйстве положительная. В 2011 году мы надоили 7062 литра на корову. В 2012 году – 7110. В 2014 году – 7183. А в 2015 году – 7381. Рост обусловлен тем, что мы уделяем большое внимание рациону. Сейчас мы ввели в рацион и сою, и рапсовый жмых, и рапсовый шрот. Сейчас у нас импортные премиксы компании «Alltech». Планируем попробовать премиксы еще одной компании. Еще премиксы для молодняка – «Витасоль» Калужской области. Качество заготовки кормов с годами тоже улучшили, и корма пятилетней давности отличаются от тех, что мы применяем сейчас. А заготавливаем мы другие корма, потому что у нас новая техника. Мы купили 2 кормовых комбайна «Джон Дир», косилку-«бабочку», мощные трактора «Кировцы» и «Террионы», с помощью которых мы осуществляем трамбовку силоса. Мы сделали огромный шагов вперед, поскольку для заготовки кормов нужна специальная техника, которая повышает быстроту и качество работы. Мы считаем, сколько молока получаем из основного корма – это лучше, чем если бы мы применяли концентраты. Кроме того, улучшаем генетику. Долгое время пользовались только отечественной, потом осторожно попробовали импортную, а сейчас пришли к выводу, что должны полностью перейти на импортное семя. Сотрудничаем с компанией «Alta Genetics Russia».

НБ: Расскажите, пожалуйста, в молоке Вы уделяете внимание только жиру или и протеину тоже?

ВА: Мы уделяем внимание и жиру, и протеину, поскольку цена зависит и от жира, и от белка.

НБ: То есть, кооператив дает Вам цену и за одно, и за другое?

ВА: Формула формирования цены там, конечно, мудреная, но учитывается в ней и жир, белок, показатели соматики, бакобсемененность. Все, что принято согласно Техрегламенту.

НБ: Вы начали работать со школьниками. Потом они приходят к Вам в хозяйство работать?

ВА: С этим проблема. Приходят, но очень мало. Их родители, в основном, хотят, чтобы дети ехали в город. Но адаптироваться там получается не у всех, и такие ребята возвращаются. В том году вернулись 3 человека, начали работать у нас.
Приходят к нам на практику: бухгалтеры, механизаторы, фермеры. Но когда практика заканчивается, уходят. Почему так – не знаю. У нас и заработная плата очень приличная: по СПК – 26536 Р., трактористы – 29753 Р., оператор машинного доения – 24765 Р., скотники – 18000 Р., служащие – 34000 Р., руководители – 40000 Р., специалисты – 29000 Р., работники ЖКХ – 12000 Р., подсобные – 17000 Р., общепит – 17000 Р.

Еще мы 2 раза в год награждаем по 40 работников премиями, в среднем, 10 тысяч рублей.

Технологические вопросы и о конкурсе «Лучший кукурузный силос» (Top Silage Awards).

НБ: У кого Вы покупаете семена кукурузы для посевных площадей?

ВА: В Кабардино-Балкарии есть фирма «Отбор». Некоторые наши коллеги за импортные семена, но я склоняюсь к тому, что вполне можно использовать наши русские семена и получать неплохие урожаи. В ближайшем хозяйстве, например, семена импортные, но когда я проезжаю мимо и смотрю на поле, то не понимаю, чем их кукуруза отличается от нашей. В таком случае, зачем отдавать лишние деньги только потому, что семена импортные?

НБ: То есть акцент Вы будете делать на кукурузу, на силос?

ВА: На силос. И попробуем кукурузу на зерно. Хочется попробовать, потому что они вызревают. Мы заготавливаем кукурузу в фазе почти полной спелости. Раньше иногда собирали урожай уже под снегом, а теперь используем гибриды, и они успевают вызревать. Мы их засеиваем в начале мая, убирать начинаем где-то в конце сентября и немного уходим в октябрь.  Собираем початки почти полной спелости. Но я думаю, можно попробовать на зерно, хотя бы для того, чтобы обеспечить себя зерном кукурузы. Мы же ее покупаем, чтобы ввести в рацион.

НБ: В 2015 году была траншея одного поля или нескольких?

ВА: Траншей у нас мало, и мы часть силоса закладываем в курганы. Как я помню, когда мы начинали, было сухо, и я говорила, чтобы пока закладывали курганы. Когда с погодой что не так, перейдем на траншею. Поэтому это было с одного поля.

НБ: Как Вы подготовили его к кукурузе, чтобы у Вас настолько хорошо вызрело зерно?

ВА: Мы вносили аммиачную селитру, причем под культивацию. Ее мы внесли по два центнера. Что касается обработки поля – вспашка с осени, а весной боронование и дальше двойная культивация. А затем сеем. Кукурузные сеялки у нас простые. И кукурузный силос у нас из года в год всегда хороший.

DN: Укрываете какой-то фирменной пленкой?

ВА: Да, у нас нижняя пленка импортная, а верхняя, черная, отечественная. Сверху еще кладем шины б/у и покрываем соломой, чтобы птицы не клевали. Так у нас происходит покрытие, а работают школьники. Все лето у нас работают школьники, начиная с 14 лет. Косят на территории, красоту наводят. У нас летом все подкошено, везде цветы, проводим соревнование клумб. За первое место даем премию 5000 рублей, за второе 3000, за третье 1500. Работающим школьникам в сентябре тоже достается награда, помимо зарплаты: велосипеды, коньки, ролики, спортивные костюмы, телефоны, планшеты.

По коллективному договору мы оказываем материальную помощь: на свадьбы, на похороны, лекарства. Раз в год каждый может отдохнуть в санатории.

НБ: Сколько у Вас молока получено за счет основных кормов?

ВА: 5 литров. То есть корова дала 18 литров, и 5 из них за счет основного корма.

DN: Как менялось качество Вашего силоса на протяжении 4-5 лет?

ВА: Кукурузный силос нам всегда нравился, правда, оценивали мы его немного с другой стороны. По каким-то показателям мы за это время улучшали силос. Корма мы заготавливаем сами, не привлекая никого со стороны.

DN: Как Вы оцениваете инновации в области техники и кормозаготовки? Есть ли у Вас сравнительный анализ использования старой техники и новой? Насколько увеличилось качество кормов?

ВА: Такого анализа у нас нет, но улучшения видны невооруженным глазом. От техники зависит многое. Очень важны сроки, и чтобы уложиться в них, нужен именно тот набор техники, о котором я уже упоминала. Более того, сейчас мы планируем покупать вторую косилку-«бабочку». Мы все просчитали: когда и что приобрести, где брать запчасти.

НБ: Какие цели Вы перед собой ставите, когда начинаете косить кукурузу?

ВА: Заготовить самый качественный силос. Как только выезжают косить кукурузу, я ставлю ряд задач. Самое важное – это трамбовка. Трамбовщики не должны стоять, трактора тоже. Мы трамбуем и днем, и ночью. Первая смена трамбует с 8 до 20 часов, вторая – с 20 до 4 утра. Когда мы были в Германии, нам объясняли, что ночью трамбовать не надо. После того, как приехала последняя машина, 2 часа – и хватит. Мы пробовали так делать, но почему-то не получается. Поэтому мы решили трамбовать ночью. Если дождь, сразу натягиваем пленку. Ночью трамбовать хуже, но все равно хорошо, потому что у нас школьники готовят на ночь пленку, и если пошел дождь, тут же накрываем. К этому мы пришли 3 года назад.

Бывает, что мы добавляем к уже утрамбованному, но нечасто.

НБ: Какими слоями трамбуете?

ВА: Мы трамбуем частями, и всем нравится именно так. Яма широкая, 3000 тонн, и мы трамбуем участками. Утрамбовали, затем подсыпаем еще. Но трамбуем постоянно.

Следим за высотой укоса. 40 сантиметров.

НБ: Остатки Вы перепахиваете?

ВА: Если с осени мы успеваем, если погода хорошая, то мы обязательно запахиваем и кукурузу. Если же не успеваем, система обработки следующая: после кукурузы идет дискатор и культивируем, и после него мы можем сразу и посеять.

НБ: Сколько дней Вам хватает, чтобы забить одну траншею и заложить курган?

ВА: У нас есть курганы по 4-5 тысяч тонн, они очень длинные. Как только закладываем, сразу закрываем.

Сколько дней нужно… Если яма на 3000 тонн, думаю, что 3 дня. Оптимизация полная.

НБ: Сколько человек при этом работает на закладке?

ВА: Одно звено – 2 комбайна, косилка, 4 КамАЗа, 2 телеги на 20 тонн. И если нужно, подключаем еще и МТЗ. Конечно, они везут мало, вроде как неэффективно, но им нужно работать, а нам быстрее заложить. У нас все кипит. Кто приезжает – удивляется: в других хозяйствах тишина, а у вас…

НБ: Что Вы сеете для своего хозяйства, для своего скота?

ВА: Для начала – почему мы пришли к тому, что посеяли люцерну… 25 лет назад у нас был козлятник, и мы сеяли клевер с тимофеевкой. Постепенно пришли к выводу, что надо сеять и люцерну, потому что в Белоруссии, Венгрии и других странах ей довольны. Она всегда дает 2 укоса, а в хороший год и 3. Решили посеять в чистом виде, применив ризоторфин, потому что без него люцерне сложновато прорастать. Получилось замечательно, 300 гектар в первый год, 200 – в прошлый. Получается 500 гектар люцерны, 1400 гектар многолетних трав, козлятника осталось 100 гектар. Каждый год берем по 2 укоса, нам все хватило, 20 тысяч тонн травяного мы заложили. С кукурузой мы тоже двигались постепенно. Начали с 400 гектар, сейчас 718. В прошлом году мы заготовили почти 19 тысяч тонн кукурузы.

Сено тоже свое. У нас прекрасные луга.

DN: Как Вы приняли решение об участии в конкурсе и были ли уверены в победе?

ВА: Особого решения не принимали и в победе не были уверены. Просто нам не было жалко, чтобы проверили наш силос.

О планах на будущее.

DN: Каким Вы видите хозяйство через 10 лет?

ВА: Я хочу не только развить производство, но и закрепить молодежь. Чтобы молодежь привлечь, для нее надо что-то построить. У нас есть старая баня, хотелось бы построить из неё какой-нибудь спортивный комплекс. Хочется открыть кафе-мороженое.

Поднять культуру производства на недосягаемый уровень, продолжить благоустройство. На производстве построить комплекс на 800 голов. Сейчас мы построим двор для молодняка, чтобы вывести сухостой, и построим двор для телят от 2 до 6 месяцев. Это мы сделаем. Но если построим еще комплекс на 800 голов, понадобится еще телятник.

Еще нужно отремонтировать дороги. Средств на асфальтированную дорогу нет, но на щебенку хватает. И мы сейчас всю зиму возим щебенку. Уже построили дорогу до соседнего села, потратили 4 миллиона. Пусть щебеночную, но все равно хорошо.

У нас есть общежитие для работников. Там чистота и порядок, несмотря на то, что общежитие убыточное, мы его ремонтируем регулярно.

DN: Значит, есть и приезжие работники?

ВА: Есть работники с Западной Украины, целыми семьями. Они приехали к нам еще до войны на Украине, работают у нас уже 3 года. И они от нас никуда не хотят уезжать.

Мы построили 5 двухэтажных домов для своих работников. Проект назывался «Мини Бавария». И 15 соток земли к каждому дому.

На базе СПК "Гавриловское" с 20 по 21 апреля пройдет мероприятие "Школа кормления". Более подробная информация здесь- http://www.dairynews.ru/dairyevents/shkola-kormleniya/


Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью