Фермерская служба. Интервью с Алексеем Еськовым, управляющим молочно-товарной фермой агрокомплекса «Мансурово»

Источник: The DairyNews
С Алексеем Еськовым мы встретились для беседы в холле берлинской гостиницы перед обзорной экскурсией по столице Германии в рамках Информационных  дней "Биомин" по молочному животноводству. В интервью The DairyNews фермер рассказал о том, какую молочную продукцию предпочитают куряне и почему вместо военной он выбрал фермерскую службу.
Фермерская служба. Интервью с Алексеем Еськовым, управляющим молочно-товарной фермой агрокомплекса «Мансурово»
DN: Алексей, для начала представьтесь, пожалуйста.

АЕ: Меня зовут Алексей Николаевич Еськов, я являюсь представителем Курской области, работаю в агрокомплексе «Мансурово» управляющим молочно-товарной фермы.

DN: Какой объем поголовья у Вас на ферме?

АЕ: У нас 1200 фуражных коров, дойных – 1000, а общее поголовье – 2800. Параллельно мы занимаемся откормом КРС.

Первых животных мы завезли на комплекс в августе 2012 года. Партия состояла из 600 голов нетелей голштинской породы. Страна происхождения животных – США. В последующих партиях мы привезли еще 600 голов нетелей и 300 голов телок для ремонта.

DN: Сколько молока производите в сутки?

АЕ: Порядка 35 тонн молока. Из них 33 тонны отправляем в компанию «Вимм-Билль-Данн», часть молока выпаивается телятам, часть утилизируется. Качество молока соответствует всем стандартам высшего сорта. Параметры: 200 тысяч – количество соматических клеток, 40 тысяч бак. осемененность, 3,7 – жир, 3,3 – белок.

DN: Как долго сотрудничаете с компанией «Вимм-Билль-Данн»?

АЕ:  С Вимм-Биль-Данном сотрудничаем с  августа 2013 года.  За время работы эта компания зарекомендовала себя с хорошей стороны. Все возникающие вопросы всегда решались быстро, справедливо и конструктивно.

DN: Как поддерживает Вашу ферму государство? В частности – власти Курской области?

АЕ: Значительной поддержки нет. Существует субсидирование одного литра молока при выполнении определенных параметров. Параметры немного изменились с недавнего времени, отошли от выхода телят, теперь государству интересно реализуемое молоко и не снижение объема поголовья скота. Это то, что касается федеральной  поддержки. Региональная поддержка не осуществляется.

DN: Были ли инвестиции в ферму в 2015 году?

АЕ: За счет инвестиций мы построили второй доильный зал. До этого у нас был один зал -  внутренняя «карусель» компании «GEA» на 36 голов, и 3 раза доить все поголовье  на ней не получалось. Поэтому мы решили построить параллель 8 на 2, выбрали производителя доильного оборудования – израильскую компанию «Афимилк». Мы решили немного поэкспериментировать на этом комплексе, сравнить двух поставщиков, чтобы сделать правильный выбор при строительстве нового комплекса.

DN: И как Вам «Афимилк»?

АЕ: Очень хорошая программа, надежное оборудование, сильная техническая поддержка. Постоянно происходит обучение: специалисты, и я в том числе, несколько раз ездили в Израиль. Там посещали фермы, обучались новым технологиям.

DN: По какой цене «Вимм-Билль-Данн» покупает Ваше молоко?

АЕ: Сегодняшняя цена на молоко не обеспечивает прибыльность производства. За 2 года она повысилась на 15-20 процентов. А вот цена на оборудование,  минерально-витаминные продукты а так же на белковые корма поднялась почти вдвое. При такой ситуации многим очень сложно остаться на плаву.

Единственным выходом из данной ситуации является оптимизация производства, и снижение себестоимости продукции.

DN: Что входит в Ваш агрокомплекс?

АЕ: Основной вид деятельности- это зерноводство. Мы имеем 25 тысяч гектаров земли, на которых  выращиваем  сою, зерновые, подсолнечник, кукурузу. Около 2-х тысяч гектаров используются для выращивание кормов. Мы заготавливаем корм из  люцерны и кукурузы.

DN: Есть ли у Вас своя переработка?

АЕ: Переработки у нас нет. Это было в планах, но наше мнение – чтобы развивать тему переработки, нужно сначала развить тему сырьевой базы. Пока у нас объем маленький, всего 30 тонн молока, и нет смысла ввязываться в переработку. Если довести хотя бы до 100 тонн, то уже можно думать и о переработке.

DN: Что бы Вы тогда производили? Что интересно курскому потребителю?

АЕ: Могу сказать только о себе. Я считаю, что линейка в молоке должна быть широкая. То есть, если бы я строил молочный завод, то там бы обязательно было пастеризованное молоко, кисломолочные продукты, сметана, творог, масло, молочные десерты. Нужно, чтобы магазины были заинтересованы в сотрудничестве, а если мы представим один вид продукции, то это не будет интересно для торговых сетей.

DN: Как вообще обстоит дело с молочным производством в Курской области?

АЕ: Заводы строятся, расширяются. В принципе, переработчики, насколько я понимаю, сейчас неплохо себя чувствуют.

DN: То есть своей продукции в Курской области представлено достаточно?

АЕ: Продукция, выпускаемая заводами Курской области, представлена классическими молочными продуктами – молоко, сметана, масло. Они составляют небольшую часть продаж в магазинах. Львиную долю прилавка занимают десерты и модные кисломолочные продукты. А их производят крупные компании, такие как «Вимм-Билль-Данн», «Данон» и т.д.

DN: Вы сотрудничаете с компанией «Биомин»?

АЕ: С этой компанией мы знакомы не так давно, но продукты «Биомин» сразу нас заинтересовали, и некоторые сейчас апробируются в хозяйстве. Ждем результата. Первое сотрудничество было по заготовке объемистых кормов. Мы закупали и использовали биологический консервант, сейчас должны прийти результаты по качеству объемистого корма.

Фермой был приобретен фитогенный продукт для более эффективного использования корма «Дигестаром». Компания очень интересна для потребителя, т. к. она она предлагает концептуальные решения, которые идут вразрез с традиционно принятыми в животноводстве. Например, большой проблемой являются определенные ветеринарные заболевания. Мы постоянно применяли антибиотики 3 и 4 поколения, приучали микрофлору коров к ним. И теперь очень сложно вылечить какое-либо заболевание. Компания «Биомин» идет по другому пути: ее деятельность направлена на производство фитобиотиков, то есть появляется возможность максимально отойти от антибиотиков. Я считаю, продукты «Биомин» более экологичны, особенно для конечного потребителя – человека. Полностью исключить антибиотики из рациона коров мы не сможем, но хотя бы попытаемся максимально отойти от них.

DN: Насколько фермерам будут выгодны интервенции, на Ваш взгляд?

АЕ: Думаю, для фермеров не будет выгодно, если рынок начнет заполняться сухим молоком. В таком случае не придется говорить о повышении цены на молоко, которое мы производим.  Все-таки для поддержки фермеров нужно инвестировать в фермы. На мой взгляд, заполнить бреши в рынке сухим молоком из-за рубежа – неправильное решение. Лучше бы эту энергию направили на поддержание отечественных производителей: увеличили дотации на строительство, на ввоз скота, на оборудование, которое не производится в РФ. Я бы поступил именно так, потому что молочный бизнес, если смотреть со стороны, непривлекателен, он медленно окупается, и, как показала практика, часто бывает даже убыточным.

DN: Если сейчас правительство отменит эмбарго, как это повлияет на молочную отрасль?

АЕ: Однозначно сказать нельзя, но самое главное – если произойдет обвал цены на молоко, многие фермеры просто обанкротятся. Крупные производители еще могут парировать, а малые не выживут. Сейчас цена на молоко итак идет на самом низком уровне, мы лишь держимся на плаву. Ни один производитель молока сейчас не богатеет.

DN: Урезали ли инвестиции на вашем комплексе в прошлом году?

АЕ: Если судить по нам, то инвестирование в 2015 году не урезалось. В этом году сократили только финансовые вложения крупного характера. А операционная программа у нас не урезается, потому что мы понимаем: чтобы заработать, ни в коем случае нельзя экономить на кормах и здоровье животных.

DN: Какие проблемы сейчас наиболее остро стоят перед фермерами в молочной отрасли?

АЕ: Недостаток квалифицированных кадров и закрытость фермеров. В других странах фермеры стараются помогать друг другу в плане экономической торговли между собой. То есть, если у одного фермера нет урожая соломы, он может легко купить ее у другого, то же самое со скотом.

Считаю, что для развития сейчас наиболее важно учиться заготавливать собственные корма. Многие научились доить молоко за счет концентратов. В связи с этим идет проседание по здоровью, то есть мы не можем восполнить поголовье ремонтным молодняком. В заготовке собственных кормов заложен огромный потенциал, и он, я уверен, будет раскрыт, поскольку сейчас люди стали больше это обсуждать, больше вкладывать в это средств. Если мы будим кормить наших коров собственными кормами высокого качества, молочное животноводство выйдет на другой уровень. Фермеры будут не покупать, а продавать нетелей.

DN: Сейчас многие эксперты в сельском хозяйстве говорят о нехватке специализированных кадров в отрасли. В связи с этим вопрос, ваша ферма является площадкой для сотрудничества с Курской ГСХА в плане кадров?

АЕ: Да, мы сотрудничаем, но здесь складывается интересная ситуация. Специалисты, которых выпускает вуз, не могут являться квалифицированными кадрами. Специалист вышедший из вуза, в любом случае, требует поддержки: его надо обеспечить жильем, ему нужно дать хорошую зарплату.  Руководители хозяйств не готовы сразу давать это студенту, поэтому молодые специалисты неохотно идут работать на производство.  Я считаю, что нужно верить в специалистов и вкладывать в них на перспективу.

DN: По итогам поездки… Как Вам посещение ферм и презентация компании «Биомин»?

АЕ: В целом, поездка очень понравилась. Посетили хорошие фермы, было что посмотреть. Польза таких поездок в том, что мы должны замечать определенные мелочи, поскольку все производство из них и складывается. Очень важным моментом было общение между фермерами.  Люди, которые едут сюда, открытые, они делятся опытом, впечатлениями от препаратов, рассказывают о своих наработках. Так что поездка для меня получилось результативной.

DN: Почему Вы выбрали сельское хозяйство?

АЕ: Не я выбирал – сельское хозяйство выбрало меня. Я родился в деревне Винниково Курской области, хотел стать военным, но судьба сказала «нет». Пришлось пойти учиться на ветврача в Курскую Государственную Академию им И.И. Иванова, а уже потом я понял, что это действительно мое. Ни о чем не жалею, сельское хозяйство Российской федерации стремительно развивается, специалисты познают все больше нового. Если 8 лет назад люди посмеивались, когда узнавали, что я работаю в сельском хозяйстве, то теперь я с гордостью говорю, что я работаю в животноводстве, что я производитель молока, и все удивляются, всем интересно. А когда узнают, сколько мы ездим по странам, то начинают завидовать.

Возврат к списку

05.04.2024
В России резко сократилось количество импортных ветпрепаратов. Часть хозяйств используют запасы, другие переходят на отечественные аналоги. Российские производители наращивают производство и выводят на рынок новые препараты. Участники отрасли поделились с The DairyNews мнениями о текущей ситуации с ветпрепаратами и перспективах импортозамещения в этом сегменте.
Читать полностью