«Делай, если хочешь!» – интервью с министром сельского хозяйства Калужской области Леонидом Громовым

Источник: The DairyNews
Об инвестиционной привлекательности Калуги, сотрудничестве со Штефаном Дюрром, крупных проектах сопровождения молочных ферм – в интервью The DairyNews c Леонидом Громовым.
«Делай, если хочешь!» – интервью с министром сельского хозяйства Калужской области Леонидом Громовым


DN: Расскажите, пожалуйста, как развивалось сельское хозяйство и молочное производство региона в 2018 году?

ЛГ: Последние годы Калужская область сохраняет положительную динамику роста, если говорить в целом про индекс производства сельскохозяйственной продукции у нас рост 109,9%.

Предыдущие годы темпы прироста примерно такие же около 10%. Локомотивами нашего АПК остаются молочное и мясное скотоводство.

В 2008 году стартовал первый инвестиционный проект по мясу в нашей области. На сегодняшний день в регионе 16 площадок по мясному скотоводству, к концу 2021 года планируется иметь 80 тыс поголовья мясного скота.

В регионе интересные условия: крупный бизнес не давит мелкий, а помогает, дополняет, и наши фермеры видят, как должно вестись в классике жанра мясное скотоводство. Мы ездили в Канаду четыре года назад, изучали их методы и сделали не хуже.

В молочном скотоводстве нам удалось за последние годы получить устойчивый прирост производства молока. По итогам 2018 года мы сохраняем абсолютное лидерство по темпам прироста производства – если не считать Республику Ингушетия, где поголовье коров очень низкое. Активны и инвесторы в молочном скотоводстве. Только благодаря «ЭкоНиве» в прошлом году мы сдали два крупных комплекса по 2800 голов. Планируются и в этом году еще более крупные проекты.

DN: Подскажите, о каких комплексах идет речь?

ЛГ: Сдали Сугоновский и Богданинский комплексы по 2800 голов.

В целом за 2018 год хозяйства области закупили более 8 тысяч поголовья молочного направления, в том числе 7000 импортного скота и 1000 голов российских.

В регионе работает три племзавода и 13 племрепродукторов молочного направления продуктивности. 45,6 % молочного скота у нас – племенные животные, средний надой на корову – 7358 кг (+710 кг за год).

Хозяйства работают с генетикой, улучшают кормовую базу, работают над комфортом животных. Конечно развиваются и кадры.

Кстати, у нас два района перешагнули рубеж в 9 тыс. кг на корову, а три хозяйства надаивают свыше 10 тыс. кг молока на корову, в том числе роботизированная ферма, где содержится около 256 коров.

Хотя конечно надой сейчас – не главное. По суточной продуктивности мы занимаем лидирующее положение в Центральном федеральном округе. Буквально с начала года – за январь-февраль наши хозяйства дали прирост более 100 кг на корову.

Самообеспеченность по молоку составляет 116,8%. Так что могу сказать, что программа поддержки молочных фермеров у нас действует эффективно. К примеру, программа «100 роботизированных ферм» – это уникальный проект, разработанный и внедренный нами 4 года назад. Благодаря этому мы ввели в строй 36 роботизированных ферм. Из них самая крупная у «Эконивы» – на 1800 голов. В общей сложности в регионе установлено 128 роботизированных установок.

DN: На кого нацелена эта программа?

ЛГ: Преимущественно на фермеров. К примеру, фермер приходит и говорит: я хочу заняться молочным скотоводством. Мы готовы предоставить грант.

Кстати, объем гранта в рамках федерального положения составляет до 30 млн рублей, к этому прилагается региональная программа, которая предусматривает: возврат 40% стоимости доильных роботов, строительство инфраструктуры до 1 млн. рублей.

Результаты работы ферм ежедневно поступают в наше Агентство развития бизнеса.

Роботизированное доение – это система, которая дает возможность создать имиджевый бизнес, чтобы фермер не стеснялся, сын фермера, внук фермера не стеснялись говорить, что их отец фермер. Молочное производство сегодня – это современный бизнес, когда фермер может управлять процессами в хозяйстве при помощи сотового телефона.

По нашим программам поддержки молочного животноводства за последние пять лет реализовано 259 проектов, более 700 млн рублей вложено.

С 2012 года в мероприятиях программы приняло участие 256 хозяйств и кооперативов, в том числе 67 семейных животноводческих ферм было создано в 23 муниципальных образованиях. Это как раз дало такой хороший эффект, что с 2012 года практически количество КРС у нас у фермеров увеличилось в 2,7 раза, а коров увеличилось еще больше – в 3 раза. В том числе овец, коз. Мы не сдерживаем инициативу, если человек приходит и говорит, что хочет заняться козоводством. Мы говорим – пожалуйста, делай.

DN: Как обстоит ситуация с заводом роботов Lely? Ведь они первые установили роботов в регионе?

ЛГ: Все верно. Что касается завода по сборке роботов, на сегодня практически завершается работа по запуску. Площадка выбрана, оборудование есть, осталось пройти сертификацию.

Я думаю, что в первом полугодии мы эту работу завершим и официально будем выпускать роботов с клеймом «Сделано в России, в Калужской области». У нас есть свои знания, мы привлекли несколько немецких заводов.

Опыт работы с производителями сельхозтехники у нас есть, господдержка хорошая, ранее мы дали возможность немецким компаниям «Лемкен», «Гримме», «Вольф систем», «Биг Дачмен» разместиться здесь на одной площадке и производить продукцию. И вот недавно была встреча, как раз с «Лемкен Групп».

Их генеральный директор подчеркнул, что они хотят укреплять локализацию производства, вписываясь в получение федеральных льгот.

Мы активно обмениваемся опытом с коллегами, недавно приезжали представители Томской области, они пока делают первые шаги.

На мой взгляд, наличие завода роботов в регионе – очередной плюс в копилку для тех, кто хочет заниматься молочным скотоводством: они будут знать, что техника тут, под боком, а не в Голландии.

Наши специалисты активно оказывают поддержку всем, кто идет в отрасль, причем, советы не только по господдержке – помощь идет от оформления документов до проведения мероприятий по обучению фермеров. Кроме того, мы стараемся создать максимум условий для развития молочной отрасли.

DN: Сколько молока производится на промышленных фермах в регионе?

ЛГ: Практически 80% молока производится на промышленных фермах, но роботизированы преимущественно небольшие фермы. Общее поголовье стада с роботизацией – более 5 тыс. голов, продуктивность на них в среднем более 8 тысяч кг.

DN: В каком направлении развивается работа с Агентством развития бизнеса?

ЛГ: Агентство было создано при министерстве сельского хозяйства. Изначально основная ориентация была на оказание помощи КФХ. Фермеры чаще всего натыкались на преграды, которые казались непреодолимыми. Проблемы были с банками, получением кредитов. Агентство помогало в этом. Могу уверенно сказать, что для фермеров двери нашего Министерства открыты постоянно.

Сегодня же Агентство по развитию бизнеса занимается не только сельскохозяйственными проектами, но и промышленными, хотя ориентация на АПК остается. Во многом благодаря тому, что есть активный интерес к селу и развитию сельского хозяйства.

Люди в АПК приходят самые разные. Вот вчера на прием приходила дизайнер. Устала от города, говорит, сейчас хочет заниматься разведением животных, созданием питомника. Сама родом из одного из районов области. Я предложил начать с разработки бизнес-плана с нашим Агентством развития бизнеса. В итоге девушка пройдет определенное стартовое обучение, сдаст экзамены, будет направлена к грантовой поддержке. Таких примеров много. Желающих всегда хватает.

В рамках подготовки прохождения конкурсного отбора Агентство развития бизнеса помогает сделать бизнес-план, фермеры проходят дальше, получают грант.

Наша задача – создать условия, отгородить от каких-то препятствий: от ветеринаров, если они чрезмерно сильно прижимают только вошедших в отрасль, от фискальных структур. В общем, научить будущих фермеров и сопровождать в дальнейшем.

Мы даем возможность развития всех направлений: будь то животноводство или  растениеводство, хорошие темпы у нас набирают ягодники, садоводство, грибоводство. Сейчас будем запускать крупнейший проект по разведению форели.

DN: Поговорим об инвестициях. Каким образом Минсельхоз и Агентство привлекают их?

ЛГ: У нас из 26 инвестпроектов на 2019 год половина в молочном животноводстве. Крупнейший проект – TH Group. Мы подвели дорогу, решаем ряд вопросов с банковским обеспечением. Планируется реализация второго проекта с этой же компанией – в Ульяновском районе.

DN: Агентство развития бизнеса помогало TH?

ЛГ: Оно помогало делать бизнес-план. Всю работу прежде всего по земле, по решению вопросов земельных отношений решало именно агентство. Оно выходило связующим звеном по организации. Ведь земля разная была: частная, муниципальная. И надо было это все связать. Дорогу асфальтом мы проложили к ферме. Потому что свои обязательства привыкли выполнять.

Программа привлечения инвесторов в зародыше началась с сельского хозяйства. Мы стали первыми проводили соответствующие мероприятия. Среди пришедших инвесторов – ЭкоНива, вьетнамская TH. В общей сложности более 75 млрд рублей мы привлекли с 2006 года.

DN: Вы поддерживаете развитие технологий в производстве?

ЛГ: Конечно. Жизнь не стоит на месте, сегодня у нас порядка 75% процентов животных в молочном стаде находятся на беспривязном содержании. Когда начинали, таких ферм было немного. Все еще есть крупные комплексы, где животные лишены свободы передвижения и ходят только на дойку. Поэтому сейчас даже «Калужская нива» перестраивает некоторые элементы, между помещениями строятся площадки, куда животные могут выйти, погреться на солнышке. Это в еще большей степени дает ощущение комфорта. И, конечно, сейчас новое направление, которое мы реализуем – органическое производство молока. Запустим минимум две органические молочные фермы в этом году.

DN: У органики непростые условия содержания, к ним надо готовиться.

ЛГ: Да, нужно соответствовать. Должен быть обеспечен выпас, пастбище без химических удобрений, должна быть внедрена четкая технология. И как раз наша роботизированная технология вписывается вот в это направление. «ЭкоНива» уже года три занимается органическим земледелием, производит продукцию. На их базе начнем и органическое производство молока.

Штефан Дюрр пошел дальше, надо ведь не только произвести органическую продукцию, но и переработать, а затем выпустить с позиции с фирменной торговой марки. Сейчас идет модернизация молочного завода «Мосмедыньагропром» под объемы не менее чем до 300 тонн переработки молока в сутки.

Появилась возможность сказать фермерам, которые начинают – беритесь за это направление, у нас будет где перерабатывать вашу продукцию, она будет иметь высокую добавленную стоимость. К тому же качество продукции будет обеспечено при поддержке электронной ветсертификации.

DN: Что касается сертификации на готовую молочную продукцию, которая будет произведена в этом году?

ЛГ: Я считаю, что время пришло. ЭВС имеет определенную специфику, систему обязательно нужно вводить сейчас. Самое важное – выстроить цепочку для обеспечения полной прослеживаемости, чтобы производители качественной продукции имели возможность бороться с фальсификатом, чтобы его не было на полке.

DN: Вы больше за маркировку продукции?

ЛГ: Я в основном за маркировку. Надо ставить заслон импорту пальмы и контрафакту. Здоровая пища – основа здоровой жизни.

DN: Не могу ещё не уточнить про Штефана Дюрра. Всем, конечно, интересно то, чем он занимается и как он этим занимается. Он расширяется очень стремительно.

ЛГ: Штефан Дюрр – мой хороший друг. Когда он приехал в нашу страну, то жил и проходил практику в Подмосковье с фермерами Фетисовыми. У него очень богатая история и опыт. В определенный момент мы убедили его влиться в сельское хозяйство и так получилось, что в процессе конкурсного производства дали ему возможность приобрести небольшой колхоз, в котором ещё в 1985 году я был председателем.

Так и началось потихоньку, хотя изначально «ЭкоНива» работала прежде всего с сельхозтехникой.

Штефан выбрал правильную технику и стратегию – она заключается в специализации на производстве молока. Потом «ЭкоНива» отправилась в Воронеж. Активное развитие в Калужской области несколько приостановилось, мы проводили переговоры и пришли к выводу о необходимости направить в регион нового руководителя. Им стал Владимир Владимирович Карин – процесс пошёл. Сегодня «ЭкоНива» в Калужской области производит около 500 тонн молока в сутки. Это следом практически за Воронежем по объёму производства. Планы у нас большие – еще около 7 комплексов будем строить с «ЭкоНивой».

На самом деле это уникальная компания, которая профессионально занимается производством молока. Они постоянно в поиске, постоянно учатся. Академия молока у них работает очень активно. Но и мы как власть не отстаём, создаём условия. Куда приходит Штефан Дюрр, там стараемся построить футбольный стадион или дом культуры. Надо сказать, что практически 56% из поддержки прошлом году пошло на молочное скотоводство, в том числе «ЭкоНива» получила компенсацию капитальных затрат около 600 млн рублей за сдачу двух комплексов. И, конечно, меры господдержки позволяют в том числе этой компании масштабировать свои проекты. Получая финансы, они сразу направляют средства в будущее. У нас выстроились конструктивные деловые отношения с «ЭкоНивой». Они участвуют в жизни региона, работать с ними легко.

DN: Что с агрофирмой «Детчинское», которая недавно вошла в «ЭкоНиву»?

ЛГ: Агрофирма «Детчинское», надо сказать, была одним из первых крупных наших проектов. Раньше там был аграрный техникум и производственное предприятие. Потом мы их разделили. Привлекли инвестора, убедили его построить молочный комплекс на 1000 голов, поставить датскую доильную «карусель». В общем, запустили процесс. Были завезены коровы из Венгрии, скот с потенциалом продуктивности в 12 тысяч кг – в этом году они продемонстрировали цифру в 10033 кг. А Детчино — это площадка, которая по-своему уникальна. Там же обосновалось четыре немецкие компании – офис «ЭкоНивы» у них фактически через дорогу. У Штефана родилась идея покупки, а инвестор согласился передать предприятие в надежные руки. Сегодня «Детчино» вошло в состав «ЭкоНивы» и работает под их флагом. Мы убедили руководителя, который работал в этом хозяйстве, остаться. Станислав Горянский – один из лучших специалистов своего дела.  

DN: Как развивается компания «Русский сыр»?

ЛГ: Да, компания развивается. Они довольно осторожно вошли в регион. Видно, в Брянской области им меньше уделяли внимания. Хотя там они производили сыр, а здесь занимаются молочным скотоводством. Во многих вопросах предпринимателям требуется консультация и компетентный совет. Для нас это легко. Несмотря на то, что в процессе развития пришлось столкнуться со многими вопросами – к примеру, при приобретении бывшего хозяйства, при реализации проекта – мы оказали поддержку и совместно разрешили возникшие сложности.  

Специалисты «Русского Сыра» изъявили желание увеличивать производство молока, чтобы иметь возможность организовать переработку. Мы их поддерживаем. На новой ферме будет более 3000 голов. Инвестор уже выкупил землю в Кировском районе.

DN: И последний вопрос: какие планы у области в 2019 году в молочном направлении, какие инвестпроекты будут реализованы?

ЛГ: «ЭкоНива», TH, «Русский сыр», «Зеленые линии», целый ряд роботизированных фермерских хозяйств. В этом году начинаем реализовывать проект на 820 голов в Жуковском районе области – будет построена крупная роботизированная ферма. Будет реализован еще ряд проектов, маленьких, но для нас очень ценных роботизированных ферм. Грандиозные планы со Штефаном Дюрром – строить шеститысячник. Мы стремимся к реализации задачи, поставленной губернатором – производить 1 млн. тонн молока.

DN: Спасибо и удачи Вам!

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью