Белая революция. Интервью с Екатериной Захаровой, ведущим аналитиком Центра изучения молочного рынка The DairyNews

Источник: The DairyNews
Белая революция. Интервью с Екатериной Захаровой, ведущим аналитиком Центра изучения молочного рынка The DairyNews
DN: Расскажите, пожалуйста, о будущем мероприятии. Что это будет?

ЕЗ: Центр изучения молочного рынка готовит Форум молочных аналитиков. Он будет проходить в рамках выставки «Молочная и мясная индустрия», в ее первый день, 1 марта. В рамках форума будет представлен наш информационно-аналитический бюллетень «Белая книга». Мы задумали организовать данный форум, поскольку у нас возникли вопросы, связанные с методологией сбора и анализа информации на молочном рынке. На форуме мы хотели бы поговорить о методиках и проблемах изучения молочного рынка.

Стоит отметить, что у нас, как и у многих участников молочного рынка, есть вопросы по поводу статистики показателей молочной отрасли. Поэтому мы бы хотели эти вопросы обсудить, а кроме того – представить наш бюллетень, философию и методологию нашего исследования.

DN: Существуют ли аналоги данного форума? Или такое мероприятие, где обсуждают проблемы, способы сбора информации?

ЕЗ: Трудно судить о том, насколько наш форум уникален. Я думаю, что некие методологические семинары проводились и раньше, но, мы планируем привлечь широкий круг участников для обсуждения столь важной, на наш взгляд, проблемы, какой является статистика и аналитика молочного рынка. В Форуме примут участие и смогут обсудить подходы  к изучению молочного рынка представители региональной власти, федеральных ведомств, органов статистики, бизнес-сообщества.

DN: В чем главная особенность? В спикерах, проблеме, обсуждениях?

ЕЗ: В проблематике обсуждений, в первую очередь.

DN: Кто будет выступать в качестве спикеров?

ЕЗ: Международные и российские эксперты, представители органов государственной власти, общественных организаций и бизнес-сообщества.

DN: Почему бы Вы порекомендовали посетить данное мероприятие? Что нового могут узнать посетители?

ЕЗ: Они могут узнать больше о «Белой книге», причем не только узнать, но и получить печатный экземпляр. Думаю, стоит рассказать о ней более подробно. Идея ее создания возникла еще в 2014 году. Центр изучения молочного рынка принял решение выпустить некий путеводитель по молочному рынку России. Англоязычная версия названия книги – «White guide», то есть «Белый гид». Нам самим, как экспертам, аналитикам, представителями СМИ, необходим справочник, где были бы представлены молочные рынки всех регионов – в виде графиков, таблиц, показателей, чтобы мы могли видеть картину. Какие-то общие показатели по рынку РФ представлены на сайтах Росстата и Минсельхоза, хотя не всегда легко найти необходимые данные, допустим, представителям бизнес-сообщества. И мы решили создать «путеводитель», по молочному рынку России, «Белую книгу». Нам кажется, что региональный подход очень важен, потому что каждый регион уникален, имеет особенности в плане климата, географии, экономики, социальных аспектов. Было бы интересно и важно рассмотреть российский молочный рынок именно через призму отдельно взятых регионов.
Мы считаем, что на рынке существует спрос на такой справочник, где в доступном виде была бы представлена вся информация о производстве молока, молочной продукции, крупнейших производителях и переработчиках и так далее. К примеру, в «Белой книге» есть показатель «баланс по жиру», ну, или «жировой баланс». Баланс по жиру позволяет понять распределение жира при производстве различных категорий молочной продукции, а также оценить потенциал рынка с точки зрения обеспеченности молокоперерабатывающей промышленности молочным жиром.

DN: В каком виде представлена информация в «Белой книге»?

ЕЗ: Если рассматривать отдельные региональные страницы, то там, конечно, будут представлены графики и таблицы, но будет и общий анализ ситуации по федеральным округам, по России.

DN: Как именно собиралась информация?

ЕЗ: Мы опирались как на данные региональных органов АПК, данные статистики, так и на информацию, полученные непосредственно от участников рынка, предприятий. В общем-то, статистика – это такой монополист в плане предоставления информации, поскольку организации отчитываются, в первую очередь, перед органами статистики. Но, к сожалению, нельзя сказать, что на данный момент государственная статистика предоставляет полную и достоверную информацию по молочному рынку.

DN: Как часто планируете выпускать бюллетень?

ЕЗ: Раз в год. Первый справочник по 2014 года мы выпустим в 2016 году, поскольку мы начали это исследование только в середине прошлого года. Но по 2015 году мы подготовим бюллетень уже к середине 2016 г. То есть, в этом году будет два справочника, и в начале 2017 г.  у нас будет справочник нынешнего года.

DN: Все ли предприятия охотно предоставляют информацию?

ЕЗ: К сожалению, далеко не все. Многие ссылаются на коммерческую тайну. И это отдельный вопрос, мы будем рассматривать его в рамках форума, будем обосновывать свою точку зрения. Коммерческая тайна, на наш взгляд, не столько защищает производителей и переработчиков, сколько делает ситуацию на рынке менее прозрачной, менее предсказуемой. То есть коммерческая тайна, по крайней мере, в вопросах объемов производства и переработки сырья вредит рынку.

DN: Почему предприятия не хотят делиться информацией?

ЕЗ: Возможно, на их взгляд, это может оказать негативное влияние на их деятельность. То есть их конкуренты могут узнать, сколько они закупают сырья, сколько перерабатывают. И многие считают, что в условиях неполной прозрачности работать гораздо проще. Но, мне кажется, это заблуждение.

DN: Почему нельзя доверять показателям Росстата?

ЕЗ: Показателям Росстата не то, чтобы совсем нельзя доверять, просто нужно понимать, что многие из них оценочные. К примеру, личные подсобные хозяйства. Подсчет количества ЛПХ и объемов производства молока в данном секторе производится примерно раз в 10 лет. То есть – в рамках всероссийской переписи. И не все личные подсобные хозяйства участвуют в исследовании, отчитывается очень небольшой процент. На основе этих данных оценочно органы статистики выводят какой-то показатель по производству ЛПХ, и он учитывается в, скажем, показателе производства молока в России в целом. Кроме того, объем производства ЛПХ учитывается при подсчете показателей личного потребления на душу населения. Это тоже важно. То есть, не зная реально, сколько ЛПХ существует, сколько в ЛПХ производится молока, мы, тем не менее, закладываем этот показатель в данные по потреблению. Следовательно, и этот показатель у нас становится далек от реальности.

DN: В чем, на Ваш взгляд, особенность именно российской статистики?

ЕЗ: Не то, чтобы российская статистика отличалась от статистики какой-либо другой страны… Подходы практически одинаковы во всех странах. Просто у российской статистики есть некие проблемы в подходах к изучению молочного рынка: значительная часть предприятий, производителей остается как бы в тени, из-за чего данные получаются недостоверными.

DN: То есть, например, в Европе информация более открытая?

ЕЗ: Я бы так не сказала. Думаю, в Европе тоже сталкиваются с такой проблемой, но, как мне кажется, европейские производители больше идут на контакт и готовы предоставлять информацию. Думаю, там рынок более открытый.

DN: Чем важна аналитика именно в молочной отрасли?

ЕЗ: В молочной отрасли аналитика играет крайне важную роль, как впрочем и на любом другом рынке. Нужно понимать емкость рынка, потенциал, возможности отдельных регионов. Я думаю, что аналитика в этом плане очень важный элемент для развития рынка.

DN: Кому будут интересны показатели исследований, содержащиеся в «Белой книге»?

ЕЗ: «Белая книга» будет интересна всем участникам рынка, начиная от представителей региональных органов АПК, и особенно производителям, переработчикам, компаниям, которые так или иначе задействованы в молочной отрасли, одним словом все игрокам данного рынка.

DN: Кем Вам больше нравится быть: корреспондентом или аналитиком?

ЕЗ: Все-таки больше аналитиком. Можно быть неплохим аналитиком, являясь корреспондентом, и наоборот. Просто определенные черты моего характера способствуют тому, чтобы я была аналитиком.

DN: Для чего нужна аналитика 2014 года, если через полтора месяца будет аналитика 2015 года?

ЕЗ: Потому что нет, как такового, справочника даже по 2014 году, по крайней мере, в таком виде, в каком мы собираемся издавать «Белую книгу».

DN: Не отпадет ли надобность в этом справочнике потом, когда появится справочник 2015 года?

ЕЗ: Честно говоря, я думаю, что нет, потому что сама «Белая книга» задумывалась не как справочник, который можно будет использовать в 2014 году, а через год можно выбрасывать. Это целая серия изданий, и мне бы хотелось, чтобы у участников молочного рынка на полках стояли «Белые книги», начиная с 2014 и, допустим, по 2050 годы. Мне, к примеру, интересно, как развивалась молочная отрасль со времен царской России или в советское время. И я готова взять справочник семидесятых-восьмидесятых годов и изучить его очень внимательно, посмотреть, что было тогда и что будет в 2020 году. Каждый справочник – это полноценное исследование, которые не потеряет актуальности в течение многих лет.

DN: Насколько точны представленные в «Белой книге» данные»?

ЕЗ: Мы стараемся приблизиться к максимальной, стопроцентной точности, но не можем дать в этом плане абсолютной гарантии, поэтому мы организуем форум, чтобы выяснить, какова должна быть методология исследований, каким должен быть подход к сбору информации, к ее анализу, чтобы подойти к этой стопроцентной точности.

DN: Может ли аналитика вообще быть на сто процентов точной?

ЕЗ: Должна стремится к этому.

DN: Хотели бы Вы, чтобы участники молочного рынка в будущем опирались не на Росстат, а на «Белую книгу»?

ЕЗ: Думаю, данными Росстата все равно необходимо пользоваться, поскольку именно Росстат агрегирует показатели всех отраслей, всех сторон жизни российского общества. Информация Росстата –это базисная информация, которые нуждается в проверке и тщательном анализе. Но мне бы, конечно, хотелось, чтобы предоставляемая этой организацией информация не вызывала сомнений. А наша работа в том, чтобы вырабатывать новые подходы, позволяющие получить более точные данные.

DN: Есть ли вероятность, что в дальнейшем этот сборник поможет изменить молочную отрасль?

ЕЗ: Я очень на это надеюсь и, более того, я в этом уверена. «Белая книга» изменит молочную отрасль, поскольку посредством данного справочника мы пытаемся сделать рынок прозрачным. Если мы сможем приблизиться к стопроцентной точности, это повлияет и на рынок. Все смогут увидеть реальную картину: кто сколько производит, кто сколько ввозит и продает, кто какую долю рынка имеет, и эта правда, не прикрытая никакими вуалями коммерческих тайн, не может не повлиять на рынок. Я думаю, что с «Белой книги» в России начнется «Белая революция».

Регистрация  на ФОРУМ МОЛОЧНЫХ АНАЛИТИКОВ



Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью