Беларусь 2020. Интервью с Алексеем Богдановым, начальником управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Источник: The DairyNews
К 2020 году на территории Республики Беларусь будет ежегодно производиться 9,2 млн тонн молока. С помощью каких мер эта цель будет достигнута? В какие страны будет экспортироваться молочная продукция? Какие иностранные компании уже инвестируют в белорусское сельское хозяйство? Об этом в специальном интервью The DairyNews рассказал Алексей Богданов, начальник управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.
Беларусь 2020. Интервью с Алексеем Богдановым, начальником управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

DN: Алексей, расскажите, пожалуйста о программе, которая принята Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, по продвижению, развитию молочного животноводства на территории страны. До какого периода она рассчитана?

АБ: Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь до 2020 года или «Агробизнес 2020» рассчитана на 5 лет и  начала действовать с 2016 года, а заканчивается в 2020 году.

DN:  Основная цель программы – увеличить производство молока в стране с 7 млн. тонн до 9 млн. тонн, как планируется добиваться увеличения производимого молока в стране? На Ваш взгляд, куда должен пойти этот объем «нового» молока?

АБ: Предусмотрено увеличение объемов производства молока до 9,2 млн. тонн в год к 2020. На самом деле, у нас очень большие резервы: в среднем Республика Беларусь в 2016 году надаивала на одну корову немногим более, чем 4,7 тыс. литров. Уже сегодня мы подняли планку до 5 тыс. литров на одно животное. Вместе с тем, во многих хозяйствах доят и 8-9 тыс. литров, а некоторые в этом году перешагнули рубеж в 10 тыс. литров.

На наш взгляд, существует огромный резерв. Стратегия такова, чтобы не вкладывать много денег в увеличение поголовья, а работать с существующим стадом и генетикой.

Дальнейшее развитие белорусского молочного производства будет осуществляться посредством освоения новых ресурсосберегающих технологий производства, повышения экономической эффективности, обновления производственной базы, модернизации животноводческих помещений, продолжения работы по повышению генетического потенциала животных и совершенствованию системы управления стадом. Учет достижений мирового опыта в совокупности с непрерывной планомерной работой по совершенствованию молочного скотоводства республики, придаст новый облик животноводству страны, позволит нарастить производство высококачественной продукции для обеспечения внутреннего и внешнего рынков.

Стоит отметить, что уже сегодня в Беларуси действует система идентификации животных, модернизировано более 1600 молочно-товарных комплексов, которые укомплектованы современными  доильными залами или роботами. Хочу отметить, что в Беларуси есть предприятия, которые производят своё доильное и стойловое оборудование: «Гомельагрокомплект», «Унибокс», а  «Биоком Технология» производит доильных роботов. Мы комплектуем этим оборудованием свои молочные  комплексы, а также поставляем их на экспорт.

DN: Генетика, кормление – все своими силами?

АБ: Генетика стада Республики Беларусь позволяет получать порядка 11 тыс. литров на корову. Нам нужно подтянуть системы содержания, управления и кормления. Кроме того, существует человеческий фактор. Министерство проводит огромную работу в этом направлении: организует семинары во всех областях и районах; издает учебно-методическую литературу, а на фермы выезжают как министр, так и его заместители. Есть результаты – мы постепенно наращиваем производство. Например, за последние четыре года прирост молока в республике составил более 500 тыс. тонн. Постараемся к 2020 году (прим.ред.- к окончанию программы «Агробизнес 2020») достигнуть намеченного показателя – 9,2 млн. тонн молока, за счет системной работы с людьми, с животными, за счет правильных подходов, новых технологий в содержании и кормлении, структурированию посевных площадей.

DN: Когда будет увеличение объемов до 9,2 млн. тонн молока к 2020 году, то куда, на ваш взгляд, будет экспортироваться молоко?

АБ: В Беларуси среднедушевое потребление молока составляет 255 кг в год. А производим 751 кг. на человека. Самообеспеченность молоком составляет 230%. Уже сегодня мы экспортируем 60% производимого молока. Прирост молока мы также планируем  экспортировать, но на новые рынки сбыта. И правительство, и министерство выбрали путь диверсификации – как  стратегическое направление развития экспорта. Мы прекрасно понимаем, что российским рынок – не бездонный, хотя мы могли бы его полностью обеспечить в рамках программ Союзного государства.

В России сегодня дефицит – порядка 8 млн. тонн молока. Министр сельского хозяйства Александр Николаевич Ткачев озвучил цифру в 7 млн. тонн. В годовом объеме мы поставляем в Российскую Федерацию 4,1 млн. тонн продукции в пересчете на молоко. Еще 3 млн. тонн Россия импортирует из третьих стран. К сожалению, это не всегда натуральные молочные продукты, но в том числе и, так называемые молокосодержащие продукты, т.е. с добавлением значительной доли растительных жиров, например, пальмового масла.

DN: Расскажите, пожалуйста, про эти страны. Помимо России какие еще страны являются для вас важными с точки зрения экспорта продукции?

АБ: В целом по итогам января-августа 2017 года экспорт сельхозпродукции производства предприятий РБ осуществлялся в 52 страны. Превалирующая часть аграрного экспорта направляется в страны СНГ.

Наш вектор развития экспорта, подразумевающий диверсификацию рынков, направлен в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.  

За восемь месяцев текущего года мы уже в 6 раз увеличили экспорт сельхозпродукции в Африку. В 2,6 раза увеличили экспорт в Азию и Океанию. На Ближний Восток в 3 раза больше поставили сельхозпродукции.

Что касается поставок молока, прорывом в этом году являются такие страны, как Турция, Китай, Грузия, Оман, Катар, ОАЭ. Хорошо сработали с Вьетнамом. Для китайского рынка за 2016-2017гг мы сертифицировали 36 молочных предприятий, с конца прошлого года стартовали первые поставки. На сегодняшний день мы экспортировали молочную продукцию в Китай на сумму  более 5 млн. долларов США. Поставки молочной продукции выросли в 72 раза.

DN: Почему эти страны выбирают белорусскую продукцию, а, например, не европейскую?

АБ: В странах нашего экспортного интереса  представлена широкая линейка продукции из разных стран мира.

Жесточайшая конкуренция на мировом молочном рынке требует соответствия таким высоким показателям как качество и безопасность. Кроме прочего, мы сейчас активно работаем над созданием бренда «Сделано в Белоруссии» для рынков третьих странах. В России высокая лояльность к белорусским товарам, белорусскому молоку.  Тоже самое мы пытаемся добиться и на других рынках. Кроме того, мы уже разработали единый логотип для поставок на китайский рынок.

DN: Какие именно молочные продукты вы экспортируете?

АБ: Основные виды молочной продукции, которые идут на рынки именно третьих стран – это масло, сухие молочные продукты и цельномолочная продукция в виде «long life», то есть ультрапастеризованное молоко.

Сейчас министерство ориентирует наших товаропроизводителей, экспортеров на расширение ассортимента поставляемого товара. Например, «Савушкин продукт» поставляет не только биржевой товар – масло или сухое молоко; но также и творожки, сыры, разнообразную цельномолочную продукцию. Остальные предприятия тоже вкладывать деньги в продвижение своих товаров, стремясь попасть на полку магазина. Если мы отдаем свой товар переработчику, то по большому счету Беларусь остается неизвестной широкому потребителю. Как только мы ставим товар на полку магазина под своим брендом «Сделано в Беларуси», люди начинают ее пробовать, оценивать качественные и вкусовые характеристики, больше узнавать о нашей стране. Вот это настоящая работа по продвижению бренда, именно среди покупателей. Два разных подхода: одно дело торговать с переработчиками, поставляя сырье, совсем другое и более тяжелое взаимодействовать с торговыми сетями.

DN: Сейчас мировые аналитики отмечают две страны, где идет рост производства молока - это Польша и Белоруссия. Ощущаете ли Вы конкуренцию с Польшей?

АБ: С западными соседями, в том числе с Польшей мы постоянно сталкиваемся на рынках, куда попадает наше молоко: зачастую это страны СНГ. Кроме того мы очень плотно конкурируем друг с другом на рынках Китая и Вьетнама. Меньше конкурируем на рынках Ближнего Востока и Африки, потому что там больше сырьевой сегмент товаров.

DN: Почему Беларуси выгодно входить в Евразийский экономический союз?  

АБ: Любой интеграционный процесс – это всегда новые возможности, для торговли, в первую очередь. Сегодня в ЕАЭС входят пять государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Кыргызстан. Это огромный рынок беспошлинной торговли, где нет границ.  Думаю, что всем участникам союза это выгодно и каждая страна стремиться получить определенные дивиденды от участия в данном интеграционном образовании. У Беларуси нет нефти и газа, зато развито сельское хозяйство, промышленность, переработка и сфера услуг. Поэтому конечно нам выгодно продвигать отечественные товары и услуги на нашем общем евразийском рынке, и нам не стыдно за него.

Несмотря на сложности с Россельхознадзором мы научились работать внутри союза, увеличив экспорт продовольствия в разы. Сейчас мы работаем над тем, чтобы Евразийская экономическая комиссия помогала «пятерке» стран (прим.ред.- Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия) разрабатывать единую политику по экспорту продукции за пределы ЕАЭС. Для этого принят ряд программ, основная цель которых - поддержка экспортеров, с точки зрения, разрешенных мер, не искажающих и не влияющих на торговлю: совместные выставки, совместные стенды, совместные научные разработки, брэндинг, продвижение товаров вне союза.

DN: Есть ли на территории РБ такая проблема как лейкоз, или вы решили эту проблему?

АБ: Проблема лейкоза в Беларуси была решена более 10 лет назад. Причем радикальным способом: было уничтожено все лейкозное поголовье, и полностью очищено от этой болезни.

Основными направлениями профилактики лейкоза КРС в республике являются регулярные диагностические исследования, карантинирование завезенных животных, ветеринарно-санитарная экспертиза туш и внутренних органов при забое животных.

DN: Каковы сегодня требования к сырому молоку в Беларуси?

АБ: Они жестче, чем в ЕС. Например, допустимое количество соматических клеток для сорта «экстра» - до 300 тыс в 1 куб см. В ЕС допускается до 400 тыс. Аналогичная ситуация и по остаткам антибиотиков тетрациклиновой группы – в Беларуси допускается до 10 мг в куб см, в ЕС – до 100 мг.

В целом работа по улучшению качества ведется постоянно и при необходимости мы готовы реагировать на запросы рынка и ужесточать определенные показатели.

DN: Вы активно пропагандируете экспорт мясной продукции. Как развивается это направление?

АБ: Мы экспортируем 30% всего производимого мяса. В своей основе – это говядина и мясо птицы. В год мы экспортируем примерно 135 тыс. тонн говядины. Республика Беларусь занимаем 8 место в мире по экспорту охлаждённой говядины, 8 место в мире по экспорту мяса птицы- 145 тыс. тонн в год.

Свинины мы экспортируем гораздо меньше - примерно 4 тыс. тонн в год. Это связано с тем, что в 2013 году у нас была проблема с АЧС в двух районах, и большое количество поголовья свиней было уничтожено. Мы только восстановили поголовье свиней до уровня 2013 года и начинаем экспортировать свинину.

Работа и стратегия министерства были направлены на то, чтобы развивать не просто экспорт сырья, например, полутушами или четвертинами, а выходить на полку магазина с готовой продукцией. И Беларусь ежегодно прирастает примерно на 30%-35% в год в экспорте готовой продукции: колбасные изделия, деликатесная группа, консервы  и пр. Помимо того, что белорусская мясная продукция хорошо известна в Российской Федерации  мы экспортируем мясо в 12 стран мира. Это все страны СНГ, Вьетнам, Гонконг и др. Сейчас мы активно работаем над сертификацией нашей говяжьей продукции на китайский рынок. В будущем планируем открыть поставки мяса птицы в Китай. Инспекция уже была, эксперты приезжали, идет работа с документами. Ко всему прочему, мы активно занимаемся сертификацией «халяль» и «кошер» для поставок мяса говядины и птицы на мусульманский рынок и рынок Израиля.

DN: Интересен ли для экспорта белорусской продукции рынок Ирана и ОАЭ?

АБ: Нами ведется работа с иранской ветеринарной инспекцией по получению разрешения на доступ продукции на рынок Ирана.

Минсельхозпрод Беларуси видит перспективными направления экспорта говядины и сливочного масла. Для сведения – ежегодный объем импорта Ираном говядины составляет около 400 млн. долларов США, масла – 200 млн. долларов США.

Также нами ведется работа по получению доступа на рынок ОАЭ и сертификации «халяль» мясо- и молокоперерабатывающих предприятий республики.

DN:  По Вашему мнению, как закончится этот год для аграриев Республики Беларусь?

АБ: Год очень хороший. Основной наш кейс – это мясо и молоко в экспорте и в производстве. Весь наш растениеводческий потенциал направлен на производство кормов. В этом году в РБ очень неплохой урожай трав и зерновых. По итогам текущего года мы планируем собрать зерновых культур порядка 9,5 млн. тонн, включая кукурузу и рапс.

Также мы планируем увеличить валовую продукцию сельхозпроизводителей во всех категориях на 2,2% по отношению к уровню прошлого года, в том числе в сельхозорганизациях на 4,3%.

Ожидаемый объем производства молока составляет 7,3 млн. тонн - это плюс 2,8% к уровню 2016 года. Продукции выращивания скота и птицы – 1,8 млн. тонн, на 2,8% больше в сравнении с показателями  2016 года.

Эти объемы позволят в полной мере удовлетворить спрос на внутреннем рынке и увеличить экспортные поставки. По нашим оценкам экспорт сельхозпродукции и продовольствия в 2017 году увеличится на 6,5%.

DN: Когда закончится 2020 год, и вы достигните уровня 9,2 млн. тонн молока, планируется ли дальнейшее увеличение? Какой предел производимого молока на территории Белоруссии?

АБ: Вопрос непростой. На сегодняшний день, у нас есть мощности для переработки 9 млн. тонн молока. Это не предел. Такой объем будет достигнут при надоях порядка 7 тыс. кг на корову. А если мы перешагнём показатель в 7 тысяч и подойдем к среднеевропейскому показателю в объеме хотя бы 8 тыс. литров на корову, то общее производство еще больше вырастет. Поэтому мы будем двигаться дальше к среднеевропейскому показателю, и будем рассматривать строительство новых молокоперерабатывающих предприятий для обеспечения переработки всего производимого объема.

DN: Вы планируете привлекать иностранные инвестиции?

АБ: Мы планируем привлекать не только иностранные инвестиции. Внутри страны работают мощные холдинги, обладающие средствами, чтобы инвестировать в увеличение своих объемов.

В этом году мы подписали соглашение по инвестированию 1 млрд. долларов США в разные сектора экономики, в том числе в сельское хозяйство, с китайской корпорацией. Уже сегодня в Витебской области заключен инвестиционный договор с этой компанией на строительство молочно-товарного комплекса на 40 тыс. голов дойного стада. Кроме того, Минсельхозпрод ведет переговоры с рядом компаний из ЕС, КНР и ОАЭ об организации инвестиционных проектов в области мясного и молочного животноводства в Республике Беларусь.

DN: Алексей, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и в сельское хозяйство в целом?

АБ: Я начинал аграрную деятельность на ОАО «Агрокомбинат» «Дзержинский»  – это крупный агрохолдинг под Минском, построенный на базе одной из крупнейших птицефабрик в Беларуси. Это вертикально интегрированный агрохолдинг, куда входит птицефабрика, три сельхозпредприятия, земли порядка 15 тыс. гектар, свой комбикормовый завод и предприятие по производству премиксов. На этом предприятии я проработал 5 лет: сначала в должности начальника отдела внешнеэкономической деятельности, потом в должности заместителя генерального директора по торговле и переработке.

Затем чуть менее года я работал заместителем генерального директора Мясомолочной компании, потом пригласили работать в Минсельхозпрод начальником главного управления внешнеэкономической деятельности.

В своей работе мы стараемся добиться максимального эффекта и сделать так, чтобы Республика Беларусь была процветающим государством, которое выстраивает свои как внешнеполитические, так и торгово-экономические отношения с соседними странами на основе взаимоуважения, добрососедства и мира.

DN: Спасибо большое за беседу.

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью