Аркадий Пономарев. Про туманное будущее

Аркадий Пономарев. Про туманное будущее

Тяжелое лето, проблемы сырьевой базы, положение  перерабатывающей молочной промышленности в стране - эти и другие темы волнуют  сегодня молочников страны. Корреспондент  ИА DairyNews обсудил их с генеральным директором компании «Молвест» Аркадием Пономаревым. 

DN.: Аркадий Николаевич, чем и как сегодня живет «Молвест»? 

Развитие  любой компании можно сравнить с  жизнью человека. Есть детство, отрочество, зрелость, старость. Если говорить о нашей компании, то за более чем двадцатилетнюю историю мы многое пережили: были и падения, и взлеты... В конце советского периода провели полную реконструкцию Воронежского молочного завода, и вышли на уровень переработки в 500-600 тонн молока в сутки. Во времена «перепутья» объемы падали до 30-40 тонн. В настоящее время в компании ежедневно перерабатывается более 1300 тонн сырого молока. Сегодня «Молвест» находится в стадии зрелости, когда открываются новые возможности для реальных свершений. 

DN.: Расскажите, как переживали тяжелые времена?

Во время  кризиса 1998 года наши объёмы переработки молока упали до минимума - 30 тонн в сутки. Не было средств платить поставщикам за сырье, в то же время мы имели обязательства по нескольким крупным иностранным контрактам. Компания находилась на грани краха. Выбирались из кризиса поэтапно, небольшими шагами: выстраивали эффективную структуру на предприятии, меняли схему взаимодействия с поставщиками, разрабатывали и внедряли маркетинговую стратегию развития компании. 2007 год, ознаменовавшийся спадом в молочном производстве, для нас оказался благоприятным. В 2008 году приблизительно на 10-12% упали объемы переработки, и, соответственно, торговли. Но в 2009-м мы начали активно расти, и к концу текущего года планируем достичь роста в 30 %. По итогам первых трех кварталов в план мы укладываемся. 

В последнее время большое внимание уделяем производству высокомаржинальных продуктов. В этот непростой для молочной отрасли период, когда традиционные продукты сильно подвержены влиянию цен как закупочных, так и потребительских, диверсификация ассортимента – одна из главных возможностей для производителя удержаться на плаву.

DN.: Минувшее лето оказалось непростым для всего сельскохозяйственного сектора. Засуха как-то отразилась на поставках сырья в Воронежской области?

Плохой вопрос…  Поверхностный, не затрагивает суть проблемы. 

Начнем с  того, что Воронежская область  – это регион исконного земледелия. Здесь и раньше были засушливые периоды, причем с этой проблемой блестяще справлялись, и урожаи - не «горели». Главная, актуальнейшая проблема, которую «выявило» лето этого года – у нас практически полностью утеряны серьезные научные позиции в плане выращивания зерновых в сложных климатических условиях, то есть у нас «убита» мелиорация. 
И мы видим сегодня результат такого безалаберного отношения к опыту прошлого – это огромные потери в сельскохозяйственном секторе, и, как следствие, дефицит кормов. В советский период мелиорация была хорошо развита, спасала урожаи в трудные времена. Сегодня о необходимости возрождения мелиоративного комплекса только начинают говорить. Засуха или морозы – это обычные природные явления, к которым нужно быть готовыми. 

DN.: Аркадий Николаевич, расскажите, кто является поставщиками сырья для «Молвеста»?

Мы напрямую работаем с производителями молока, большинство из которых представляют собой фермерские объединения, образованные на базе бывших колхозов. Отношения со многими давние, теплые, так как работаем вместе не один десяток лет. Каждого руководителя знаю лично. Мы очень дорожим сложившимися доверительными взаимоотношениями, оказываем поставщикам поддержку: доносим информацию о новшествах, законодательных изменениях, советуем, что и как лучше сделать, обращаем внимание специалистов на проблемы фермеров. Зачастую кредитуем отдельные хозяйства, которые сталкиваются со сложностями в посевной период и период уборочной. Еще один фактор – мы стараемся финансово мотивировать наших поставщиков на соблюдение технического регламента по молоку, чтобы сырье, которое нам поставляют, соответствовало всем показателям регламента. 

DN.: Какова география компании «Молвест»?

Основной  актив компании находится на Воронежской  земле. Кстати, наша область является одним из самых молокопьющих регионов в России – потребление молочных продуктов здесь в два раза больше, чем в Самарской области.  Предприятия нашей компании «растянуты» на юг до Краснодара и на восток до Ульяновска. Мы берем молоко из Краснодарского края, из Ростовской, Саратовской, Ульяновской областей, из Татарстана, Башкортостана, из Самарской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. Готовая продукция реализуется здесь же – на Европейской части России практически во всех сетевых магазинах.

DN.: Возникала ли у компании необходимость в связи с последствиями минувшего лета повысить цены на молочную продукцию?

Не то слово! Когда закупочные цены на сырье выросли почти на 100%, повышение цен на продукцию для любого предприятия – это как дополнительный воздух, доступ к которому необходимо открывать, чтобы оно могло дышать, продолжало жить, расти и развиваться. 

Проблему  нужно решать в комплексе. Государство  предпринимает определенные шаги, но они оказываются точечными: например, происходит регулирование закупочных цен на молоко. Однако необходимо анализировать, как определенное стимулирование животноводства отразится на остальных звеньях производственной цепочки – переработчиках, сетях, покупателе.  

Сегодня перерабатывающая промышленность не имеет возможности вести расширенное воспроизводство. Вместо того, чтобы инвестировать средства в модернизацию производства, внедрение передовых технологий, расширение торговых предложений, переработчики вынуждены использовать имеющиеся небольшие средства на то, чтобы выжить – снижаются темпы роста, сокращаются налоговые отчисления, зарплата сотрудников остается на прежнем уровне.

DN.:  Одна из актуальных тем – вступление России в ВТО. На Ваш взгляд, что это для отечественной молочной отрасли?

Когда у президента России Медведева спросили, чего он ожидает от выборов в Белоруссии, он сказал: “Ничего хорошего. Шутка». Если меня спросят: «Что вы ожидаете от вступления в ВТО?», я отвечу: «Ничего хорошего. Шутка».

DN.: Аркадий Николаевич, может ли наше молоко соперничать с европейским по своему качеству?

Думаю, 5-10 % нашего молока может соответствовать европейским стандартам высшего сорта. Причина заключается в разнице технических требований к продукции. Стандарты нашего Техрегламента на молоко и молочную продукцию на порядок ниже, чем в Европе. 

DN.:  Существует ли в России дефицит молока?

В зимний период дефицит молока достигает 30%. Фактически можно сказать, что мы сидим на белорусской «молочной» игле. Любой экспорт и импорт всегда полезен для экономики отдельно взятой страны, главное - их соотношение должно быть паритетным. В настоящее время мы почему-то об этом забываем. 

DN.: А какое будущее впереди у молочной промышленности России?

Одним словом? Туманное...

Все мы постоянно слышим такие фразы, как, например, «в прошлом году на развитие сельского хозяйства были выделены дотации», «было потрачено 100 миллиардов» и так далее… На постсоветском пространстве в России, особенно в крупных городах-миллионниках, активно развиваются сети, строятся гектарометры новых площадей. Об этом активно говорят, мы все это видим.

А кто слышал, чтобы был построен хоть один новый молокозавод? «Красный Восток» - крупнейшая стройка в молочной отрасли за последние двадцать лет. Делаем выводы… 

Торговля, сельское хозяйство – это, конечно, хорошо, но реальным двигателем роста экономики всегда была промышленность. Чтобы торговать, надо производить! У нас великая страна с огромными природными богатствами. Металла - скажу хорошее русское емкое слово – дохрена, а машиностроения нет. Мы можем сделать так, чтобы у нас сырья было дохрена – а переработки не будет. Поэтому и существует перекос в молочной отрасли между торговлей, переработкой, производством. Нам говорят, что мы «жиреем»... Если бы «жировали»,  строили бы заводы. Мы их не строим. Потому что нет жира. И как говорят, «если не хотите кормить свою промышленность, своих промышленников, будете кормить зарубежных», так у нас и получается – не взращиваем своих, а кормим, в том числе белорусских.  

Факты о Генеральном  директоре «Молвеста» А. Пономарёве:

окончил  Воронежский Технологический Институт по специальности инженер-технолог;
является руководителем Воронежского Молочного комбината с 1986 года, на самом комбинате работает с 1978 года.
работает по совместительству профессором кафедры технологии молока и молочных продуктов ВГТА, а также профессором кафедры технологии переработки животноводческой продукции и скотоводства ВГАУ;
в 2009 году стал доктором технических наук; 
входит в 1000 лучших менеджеров России по версии Ассоциации менеджеров России;
награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
 
Факты о компании:

«Молвест» входит в тройку лидеров по производству молочной и кисломолочной продукции в России. Объединяет 10  предприятий, расположенных в европейской части России и в Украине, которые перерабатывают более 1300 тонн молока в сутки. 
Компания имеет представительства в Москве, Ростове, Липецке, Тихорецке, Саратове, Ульяновске, Краснодаре, Волгограде, Курске.
Воронежский комбинат – головное предприятие «Молвест» - является мировым лидером по выпуску молока и питьевых йогуртов в упаковке «Кувшин». 
Ассортимент компании «Молвест» включает более 100 наименований молочной продукции. 
Торговые марки компании: «Вкуснотеево», «Иван Поддубный», «Фруате», «Ералаш», «Сан-Круи», «Волжские просторы», «Кубанский Хуторок», «Нежный возраст», «Калачеевский», «Песня лета», «Ясне Сонечко». 
Продукция «Молвест» имеет золотые медали престижных международных выставок «WordFood» и «Продэкспо». 
Компания поставляет свою продукцию в 30 регионов России и в 6 областей Украины. 

Возврат к списку

30.01.2024
В России наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья коров: их количество снижается ежегодно, а в 2023 году достигло исторического минимума. The DairyNews обсудил с экспертами отрасли причины уменьшения молочного стада в России. Участники рынка поделились мнением о происходящем и рассказали, как избежать катастрофических последствий для производства молока, молочных продуктов и говядины.
Читать полностью