22.03.2019
Источник: milknews.ru
Регион: Россия
Milknews: Вы объявили о том, что вошли в список компаний, планирующих направить молочную продукцию на экспорт. Скажите, на какой стадии находится этот процесс? Как он протекает, что необходимо будущему экспортеру? Какие планы в этом направлении есть у компании? 

Андрей Шутов: Действительно, в конце прошлого года наш субхолдинг по переработке молока – ОАО «МИЛКОМ» был включен в список десяти российских компаний-экспортеров молочной продукции в Китай. Соответствующий документ был опубликован на сайте Главного таможенного управления КНР 28 декабря 2018 года. Это стало первым нашим шагом на пути освоения китайского рынка, масштабы которого впечатляют любого производителя.  

С начала этого года мы сосредоточили свои усилия на изучении рыночного процесса КНР и его особенностей, возможных логистических цепочек, существующих мер господдержки. На текущем этапе проводим store check, анализируем потребительский интерес и  востребованность в нашем продукте, встречаемся с потенциальными партнерами.  

Сегодня, 22 марта заключили первый экспортный контракт с компанией Li Hua Economic and Co.Ltd.Suifenhe (КНР), которая станет постоянным дистрибьютором нашей продукции на территории северных регионов Китая. На начальном этапе планируем поставлять ежемесячно 500 тонн молочной продукции и 40 тонн мороженого. Это будут первые официальные отгрузки продукции из России в КНР, выполненные в рамках Протокола о взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции, подписанного в конце 2018 года Россельхознадзором и Главным таможенным управлением КНР. 



Milknews: Появится ли специализированная продукция для экспорта?  

Шутов: В дальнейшем свое развитие на территории Китая планируем выстроить в четырех опорных точках. Это северные провинции Китая – их охватит компания Li Hua Economic and Co.Ltd.Suifenhe. Три остальных дистрибьютора будут работать в центральных регионах (Пекин), на востоке КНР (Шанхай) и в южных областях (Гуанчжоу). Также в середине мая в Шанхае специалисты ОАО «МИЛКОМ» совместно с  компанией Li Hua Economic and Co.Ltd.Suifenhe представят нашу молочную продукцию на Международной выставке продуктов питания и напитков SIAL China-2019.   

Что касается брендов, то первые поставки будем делать под нашими известными федеральными торговыми марками – «Село Зелёное», «Топтыжка», «Молочная речка» и To be. В настоящее время мы как раз завершаем их регистрацию в соответствующем ведомстве Китая. Но этот рынок отличается своеобразными вкусовыми предпочтениями - наличием уникальных продуктов и специфических пристрастий людей. Например, мороженое с добавлением цельной красной фасоли или зеленого горошка. Согласитесь, это существенно отличается от традиционных товаров, к которым привыкли россияне. Поэтому создание ассортимента, адаптированного под китайского потребителя, является одной из приоритетных задач наших технологов и маркетологов. Наравне с четким соответствием этой продукции нормативным требованиям страны-экспортера. Сегодня мы проходим экспертизу в местных органах ветеринарного и сельскохозяйственного надзора на соответствие нашей продукции всем нормам китайского законодательства по безопасности пищевой продукции, а также сертифицируем все экспортные SKU в региональном Бюро по вопросам контроля и карантина ввоза и вывоза - China Inspection and Quarantine (CIQ). 

Также мы активно прорабатываем вариант экспорта в КНР продуктов переработки яйца в формате B2B. 



Milknews: Вы запланировали «реанимацию» производственной площадки Пермского хладокомбината и создание крупнейшего производства мороженого. Когда планируется запуск этого объекта? Каков объем инвестиций, и по каким брендам планируется работа?  

Шутов: В конце декабря мы подписали специальный инвестиционный контракт с Правительством Пермского края, предметом которого является строительство современной фабрики по производству мороженого на базе производственной площадки «Пермский хладокомбинат «Созвездие». Общий объем инвестиций в проект составил 1,8 млрд рублей. Сегодня фабрика полностью готова и работает в штатном режиме. Уже в этом году мы планируем произвести 9 тысяч тонн мороженого, а в перспективе – выйти на проектную мощность - 12 тысяч тонн продукции в год. Что касается основных брендов, то это будут наши флагманские торговые марки - «Село Зелёное» и «Топтыжка». Также на пермском рынке традиционно очень популярен региональный бренд «Созвездие».  

На очереди последний этап реконструкции, который потребует дополнительных инвестиционных затрат: на базе имеющихся площадей к концу этого года мы планируем создать цех по производству сгущённого молока, оснащенный современным энергоэффективным оборудованием. Это позволит значительно увеличить объемы переработки сырья - до 200 тонн в сутки, и что самое главное - минимизировать фактор сезонности в работе этой производственной площадки. 

Milknews: Вы заявили о том, что всерьез поставили для себя задачу стать национальной компанией №1 по переработке молока – это означает, что в ваших силах перегнать PepsiCo, Danone и «Вимм-Билль-Данн»? 

Шутов: Мы не ставим перед собой задачу соревноваться. Наша цель – наращивать объемы переработки, технологически совершенствоваться и делать вкусные продукты. И если мы видим, что компании наших коллег развиваются, это говорит о положительных тенденциях в молочной отрасли России в целом. И стимулирует нас к тому, чтобы не стоять на месте.  

Традиционно в основе развития нашей компании лежали сделки M&A (mergers and acquisitions - слияния и поглощения, прим.ред.), но стратегическая цель, которую мы перед собой поставили – стать национальной компанией №1 по переработке молока - больше предполагает органическое развитие. В настоящее время мы реализуем ряд инвестиционных проектов, которые позволят нам к 2022 году выйти на объем переработки примерно в три тысячи тонн молока в день. Ключевые из них - это установка четвертой творожной линии на площадке «Глазов-молоко», модернизация Кезского сырзавода, которая позволит нам удвоить объем выработки сыра до 55 тонн в сутки, масштабная реконструкция Казанского молочного комбината, которую мы ведем с середины 2017 год. Общая сумма инвестиционных затрат на их реализацию составит примерно 8 млрд рублей. 

Кроме того, все наши площадки расположены в очень благоприятной сырьевой зоне - сегодня в регионах Прикамья производится порядка 5 млн тонн молока в год, что также дает нам определенные стратегические преимущества.  

Milknews: Вы «нашумели» с «девятком» яиц… 

Шутов: Наверное, понятие «нашумели» – это не про нас. Я нисколько не сомневаюсь, что это была спланированная акция, с целью спекуляции на эмоциях людей, недовольных ростом цен и сокращением уровня потребления. Основной целью этого хайпа было поднять волну народного гнева, чтобы потом показывать пальцем: вот он - корень зла, производители, которые обманывают потребителей. На самом же деле вся эта история не стоит выеденного яйца, потому что мы этот «девяток» яиц выпускаем по заказу сетей Санкт-Петербурга уже не первый год. И целью создания такой нетрадиционной для российского рынка упаковки «три на три» был маркетинговый ход – привлечение внимания потребителей к нашей продукции на полке. Еще у нас есть упаковка по шесть яиц, а в Европе, например, очень популярна упаковка из четырех яиц. Ну невозможно спутать квадратную упаковку на 9 яиц с упаковкой на 10 штук – они визуально друг от друга существенно отличаются, при этом количество яиц четко написано на упаковке. Поэтому я считаю всю эту шумиху скорее политической акцией. 

Milknews: Не планируется ли что-то подобное в молочном секторе? 

Шутов: Уже очень давно производители выпускают и масло в пачках по 170 граммов, и молоко 0,9 литра. Я не вижу в этом ничего плохого, когда количество товара указано корректно и не водит потребителя в заблуждение. 

Milknews: Не думали ли вы про сегмент растительного молока или безлактозной категории? 

Шутов: Мы производим молоко со сниженным содержанием лактозы. Растительное же молоко – это слишком «экзотический» для отечественного потребителя товар, чтобы им заниматься. Но я не исключаю вероятность производства в будущем групповой упаковки «мультипак» на наши коктейли или сливки. Большинство интересных внешне упаковок довольно дорогие, а покупательная способность у людей с каждым годом снижается.    

Milknews: Также вы говорили о том, что с 1997 года у компании были и многочисленные кадровые ошибки, и проблемы, вызванные слишком бурным ростом. От чего бы вы предостерегли тех, кто только входит в сектор? 

Шутов: Я скажу кратко - кадры решают всё. Если в компании нет людей с необходимым опытом и компетенциями, которые обладают success story, то никакие инвестиции не помогут удержаться на рынке. Мы уделяем существенное внимание обучению и развитию своих сотрудников, а также привлекаем лучших специалистов, которые сегодня есть в отрасли. 

Milknews: Вы занимаетесь свиноводством, птицеводством, переработкой молока, рыбы, мяса, производством кормов. В чем вы видите принципиальное различие отраслей с точки зрения самого рынка и системы управления? Есть ли сегменты, которые Вас разочаровали после нефтяного сектора? 

Шутов: Принципиального различия отраслей с точки зрения рынка я не вижу. Свиноводство и птицеводство у нас не ориентированы на сектор B2B. Наша цель - произвести качественный продукт и реализовать его конечному потребителю. То же самое относится к переработке молока. А все прочие операционные процессы примерно одинаковые. А вот рыбопереработка – очень сложный сектор. После повышения стоимости доллара и евро по отношению к рублю объем потребления и, соответственно, переработки рыбы в России сократились примерно на 40%, что сделало деятельность в этом секторе непривлекательной. Эффективно заниматься рыбопереработкой можно лишь в том случае, если у тебя есть собственный рыболовецкий флот.  

Milknews: У вас есть производственные активы в животноводстве. Как они развиваются? Как вы работаете с генетикой?  

Шутов: На территории Удмуртии у нас есть собственные животноводческие фермы, где сегодня содержится 13,5 тысяч голов КРС. Из них половина – это дойное стадо. Наши хозяйства совокупно производят более 42, 5 тыс. тонн молока в год, средний надой на одну фуражную корову сегодня составляет 6,5 тонн в год. И это один из самых высоких показателей по республике. Однако, он не идет ни в какое сравнение с продуктивностью коров, например, в Европе или Америке. Я неоднократно говорил, что в основе программ, направленных на повышение эффективности молочного животноводства, должно лежать коренное изменение генетики молочного стада. Только тогда мы сможем нарастить производство товарного молока. Поэтому мы инвестируем в высококачественную генетику от мировых лидеров. В молочном животноводстве это ABS и «Альта Дженетикс».  

В наш субхолдинг по свиноводству и переработке мяса входят три предприятия, на которых совокупно сегодня содержится 202,5 тыс. голов свиней. «Восточный» работает как товарная площадка, а для племенных площадок «Кигбаевского бекона» и «ТАТМИТ Агро» завозят семенной материал из Дании. На всех трех площадках мы постепенно заменили отечественные породы свинками датской селекции, которая отличается многоплодием – 15 и более поросят на опорос, скоростью роста и качеством мяса. К слову, цыплят на все свои птицефабрики мы также закупаем за рубежом – у немецкой компании «Lohmann». 

Генетика - это сложная наука, которой должны заниматься профессионалы международного уровня.  

Milknews: Вы вошли в правление «Союзмолоко». Какие у вас планы? Ставите ли вы себе какие-то личные цели по работе внутри союза? Как вы оцениваете эффективность регулирования внутри сектора – в части введения ветсертификации, попыток ужесточить условия работы с сетями, борьбы с фальсификатом? 

Шутов: Основная цель моего вхождения – наведение порядка в направлении борьбы с фальсификатом и продвижение молока, как товарной категории. Орган должен вести конкретную работу, по примеру Национального союза свиноводов, помогать Минсельхозу РФ разрабатывать эффективную политику в секторе производства молока и молокопереработки. Мы поддерживаем проект «Меркурий» – идею введения электронной ветеринарной сертификации. Он должен вводиться поэтапно и обязательно с нагрузочным тестированием. Это огромный и очень эффективный рычаг по борьбе с фальсификатом. Но, должен сказать, впереди нам предстоит большой труд по его доработке для молочной отрасли. 

Milknews: Есть ли у вас совершенно авантюрная идея в части бизнеса, которую вы еще не смогли реализовать? 

Шутов: Я по природе не авантюрист, я люблю все считать, при этом ставить высокие планки. Основная идея, которая сегодня у меня есть – это диджитализация всех процессов. Мы давно поняли: если стоять – тебя обязательно обгонят те, кто идет; если идти – ты в лучшем случае останешься на месте, а чтобы реально двигаться вперед – нужно очень быстро бежать. Если говорить про бизнес, единственное условие его выживания в современной высококонкурентной среде - это не просто эффективность, технологичность и умение приспосабливаться к изменениям. Это оперативная реакция на все события и изменения. И достичь этого могут только те компании, у которых есть безграничный доступ к информации. В большой компании у разных компонентов бизнеса должен быть один «язык», единая архитектура информационного обеспечения, программные продукты и организационные решения. И чтобы достичь поставленной перед нами стратегической цели – мы должны стать не просто структурой федерального уровня, а диджитал- компанией с эффективной информационной системой. Читать другие интервью

Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь

20.05.2019

Один год Патрушева

Год назад 18 мая Дмитрий Патрушев был назначен на должность главы Минсельхоза России. The DairyNews предлагает читателям вспомнить, что обещал министр и как изменилась отрасль за период руководства федерального аграрного ведомства экс-директором Россельхозбанка.
Ильинская творожная компания (ИТК), ООО
Адрес:  Пермский кр., г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 50А офис 408 
 
Клевер МК, ООО
Адрес:  Тюменская обл, г. Тюмень, проезд Солнечный, д. 22 кв. 372 
 
Собина Н.И. КХ
Адрес:  Удмуртская респ, Шарканский район, д. Собино, ул. Тамбырь, д. 5Б 
 
Свобода, СПК Увинского района
Адрес:  Удмуртская респ., Увинский район, с. Удугучин, ул. Свободы, д. 15 корп. --- офис